Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 01:27, курсовая работа
Целью данной работы будет являться описание теоретических основ налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков, выделение конкретных проблем в правовом регулировании данной сферы и приведения примеров из практики.
Для достижения этой цели будут выполнены следующие задачи:
Определение понятия и сущности налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков;
Анализ правового статуса крупнейших налогоплательщиков и российского законодательства в этой сфере;
Описание налогового учета и налогового контроля крупнейших налогоплательщиков
Введение 3
1 Теоретические основы налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков 5
1.1 Понятие и сущность налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков 5
1.2 Зарубежный опыт налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков 8
2 Практические вопросы организации налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков 10
2.1 Особенности постановка на учет крупнейших налогоплательщиков 10
2.2 Анализ деятельности ИФНС по работе с крупнейшими налогоплательщиками 14
3 Основные направления совершенствования работы налоговых органов с крупнейшими налогоплательщиками 19
3.1 Российский опыт работы с крупнейшими налогоплательщиками 19
3.2 Решение выявленных проблем по работе с крупнейшими налогоплательщиками 21
Заключение 25
Список использованной литературы 26
Содержание
Процессы глобализации и модернизации в сегодняшнем мире приобретают большое значение для любого государства, а особенно важными являются для такого государства как Россия. Одновременно с формированием рыночной экономики и превращения Москвы в одном из мировых финансовых центров, необходимостью для России является обеспечение устойчивой и адекватной системы государственного управления.
В этом случае очень важную роль приобретает налоговый механизм страны, который должен быть сформирован и адаптирован к рыночным отношениям, где большое ударение делается на повышение налоговой культуры налогоплательщиков. Повышение уровня налогового администрирования является основой для снижения налогового бремени, повышение влияния на добросовестных налогоплательщиков и снижение издержек государства связанных с функционированием налоговой системы.
Само же налоговое администрирование крупнейших налогоплательщиков сегодня является актуальной темой исследования. Конкретные дискуссии ведутся о правовом статусе крупнейших налогоплательщиков и их законодательное урегулирование.
Таким образом, объектом моей работы будут являться отношения, складывающиеся между налоговыми органами и крупнейшими налогоплательщиками России.
Целью данной работы будет являться описание теоретических основ налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков, выделение конкретных проблем в правовом регулировании данной сферы и приведения примеров из практики.
Для достижения этой цели
будут выполнены следующие
В качестве информационной базы будут использоваться федеральные законы и нормативно-правовые акты российской Федерации по вопросам администрирования крупнейших налогоплательщиков, Налоговый Кодекс Российской Федерации, научная литература по отечественному и зарубежному опыту администрирования крупнейших налогоплательщиков, периодические издания и интернет ресурсы.
Постоянный процесс совершенств
Сам
термин «налоговое администриро
«Согласно этим законам, налоговые органы представляют собой единую систему контроля. В качестве главных задач налоговых органов закон устанавливает контроль за соблюдением законодательства о налогах и сбора. Как должностные лица, налоговые органы выполняют обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами в процессе осуществления контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах».1
Таким образом, автор делает вывод, что законодатель рассматривает понятие налогового администрирования, прежде всего с точки зрения осуществления контроля за соблюдением норм налогового законодательства.
В Налоговом кодексе Российской Федерации определение крупнейших налогоплательщиков отсутствует, а сам термин встречается лишь в нескольких статьях. Статья 83 «Учет организаций и физических лиц» закрепляет право Министерства финансов Российской Федерации определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков. Статья 80 «Налоговая
декларация» обязывает налогоплательщиков, отнесенных в соответствии со статьей 83 Кодекса к категории крупнейших, представлять все налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков. Пункт 2 статьи 89 «Выездная налоговая проверка» указывает на то, что решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной в порядке, предусмотренном статьей 83 настоящего Кодекса, к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Так как, данные статьи не раскрывают понятия крупнейшего налогоплательщика и отсылают к подзаконным актам, можно сделать вывод, что определение особенностей налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков относится к компетенции Министерства финансов Российской Федерации.
«Администрирование организаций - крупнейших
налогоплательщиков осуществляется на
федеральном уровне - в специализированных
по отраслевому принципу межрегиональных
инспекциях МНС России по крупнейшим налогоплательщикам
и на региональном уровне - в межрайонных
инспекциях МНС России по крупнейшим налогоплательщикам,
создаваемых в структуре управлений МНС
России по субъектам Российской Федерации».2
В целях отнесения налогоплательщика
к категории крупнейших применяются следующие
критерии:
К организациям, подлежащим налоговому администрированию на федеральном уровне, относятся организации у которых один из перечисленных ниже показателей финансово-экономической деятельности:
К организациям, подлежащим налоговому администрированию на региональном уровне, относятся организации, у которых имеется один из перечисленных ниже показателей финансово-экономической деятельности:
«Организация является крупнейшим налогоплательщиком в течение трех календарных лет, следующих за годом, в котором она перестала удовлетворять
установленным критериям». 3
«Систему налоговых органов, которая ориентирована на администрирование крупнейших налогоплательщиков, нельзя считать чисто российским изобретением. Системы таких налоговых органов существуют во многих странах, причем в большинстве из них налоговых инспекций по контролю за крупнейшими налогоплательщиками создавались по настоянию и при технической поддержке Международного валютного фонда».4
Рассматривая примеры мировой практики по данной теме, автор приходит к выводу, что необходимости, которые диктуют формирование таких видов организаций, существуют в основном в развивающихся странах или странах с переходной экономикой, где имеется концентрированная экономика, опирающаяся в основе своей на сырьевой сектор и, соответственно, где большая часть государственных доходов поступает от очень узкой группы налогоплательщиков.
«Известно, что самая малая доля крупнейших налогоплательщиков в Венгрии – 0,03%, а самая большая в Боливии – 2,5%. Но еще более интересно, что доля в доходах госбюджетов, которые поступают от крупнейших налогоплательщиков, составляет 13,4% в Австралии и 92% - в Бенине. Кроме Австралии, минимальные доходы от крупнейших налогоплательщиков есть и в Японии, Великобритании, Новой Зеландии и США».5
Во всем мире существует множество моделей построения инспекций по крупнейшим налогоплательщикам, которые различаются между собой по компетенциям. Некоторые из них ведут комплексное администрирование плательщиков, т.е. ставить на учет, получать декларации, ввести счета и т.д., либо выполнять какую-либо одну функцию.
Так, например, в Германии такие инспекции выполняют в основном функции контроля, а администрируют налогоплательщиков местные инспекции. В Германии в принципе процедура постановки на учет крупнейших налогоплательщиков (юридических лиц или корпораций) и их обложения не отличается от подобной процедуры, применяемой к малым корпорациям или же предприятиям. Корпорации, как и прочие налогоплательщики, ставятся на налоговый учет в налоговой инспекции по месту их нахождения, и им присваивается ИНН. При этом следует иметь в виду, что налоговая администрация находится в ведении федеральных земель, а не централизованного государства.
«Федеральное ведомство по финансам как ведомство федерации имеет управление выездной налоговой проверки, которое с целью обеспечения единого правоприменения по всей территории Германии участвует в проверках крупнейших налогоплательщиков, проводимых налоговыми администрациями федеральных земель. В этих целях имеется примерно 100 проверяющих, которые задействованы в проведение проверок на более чем 15.000 крупнейших предприятий и концернов, расположенных по всей территории Германии».6
Специальные подразделения по крупным налогоплательщикам созданы в 21 из 30 стран – участниц Организации Экономического Сотрудничества и Развития. Так, во Франции был создан Директорат по крупным организациям, цель которого – повышение эффективности в разрешении фискальных проблем в связи с феноменом глобализации. Специальные подразделения для администрирования крупных налогоплательщиков образованы в США, Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, Австралии, Дании, Финляндии. Вместе с тем подобных подразделений нет в Бельгии, Чешской Республике, Португалии, Швейцарии.
Подобные тенденции можно
Согласно НК РФ Министерство Российской Федерации по налогам и сборам вправе самостоятельно определять особенности постановки на налоговый учет крупнейших налогоплательщиков.
В настоящее время для крупнейших налогоплательщиков разработана особая система постановки на налоговый учет, которая распространяется только на налогоплательщиков, указанных в перечне крупнейших налогоплательщиков, который утверждается МНС России. Данный перечень МНС России формирует на основании сведений, поступающих от управлений МНС России по субъектам Российской Федерации.
Особенность постановки на учет крупнейших налогоплательщиков состоит в том, что на основании подлежат постановке на налоговый учет в межрегиональной ИМНС России по крупным налогоплательщикам организации, как крупнейшие налогоплательщики, независимо от места своего нахождения разведки нефтедобычи, транспортировки, переработки и реализации нефти и нефтепродуктов, подпадающие под критерии, установленные МНС России по категории крупнейших налогоплательщиков, находящихся на территории РФ. При этом заменяется свидетельство по постановке на налоговый учет, в котором изменяется лишь код причины постановки на налоговый учет.7
Постановка на налоговый учет крупнейших налогоплательщиков, осуществляется только после получения ими письменного сообщения налогового органа о включении в этот перечень. Налогоплательщик после получения такого письменного сообщения обязан встать на налоговый учет по месту своего нахождения, по месту нахождения своих обособленных подразделений, по месту нахождения принадлежащего ему недвижимо го имущества, а также транспортных средств, подлежащих налогообложению. Причем постановка на учет производится в налоговых инспекциях, установленных МНС России, – инспекциях МНС России межрайонного уровня по работе с крупнейшими налогоплательщиками, а в случае отсутствия на территории субъекта Российской Федерации такой инспекции – в ином налоговом органе, который определит МНС России. (см. Приложение 1)