Основные направления совершенствования работы налоговых органов с крупнейшими налогоплательщиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 01:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы будет являться описание теоретических основ налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков, выделение конкретных проблем в правовом регулировании данной сферы и приведения примеров из практики.
Для достижения этой цели будут выполнены следующие задачи:
Определение понятия и сущности налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков;
Анализ правового статуса крупнейших налогоплательщиков и российского законодательства в этой сфере;
Описание налогового учета и налогового контроля крупнейших налогоплательщиков

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков 5
1.1 Понятие и сущность налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков 5
1.2 Зарубежный опыт налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков 8
2 Практические вопросы организации налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков 10
2.1 Особенности постановка на учет крупнейших налогоплательщиков 10
2.2 Анализ деятельности ИФНС по работе с крупнейшими налогоплательщиками 14
3 Основные направления совершенствования работы налоговых органов с крупнейшими налогоплательщиками 19
3.1 Российский опыт работы с крупнейшими налогоплательщиками 19
3.2 Решение выявленных проблем по работе с крупнейшими налогоплательщиками 21
Заключение 25
Список использованной литературы 26

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.Налоги.doc

— 245.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

Процессы глобализации и модернизации в сегодняшнем мире приобретают большое значение для любого государства, а особенно важными являются для  такого государства как Россия. Одновременно с формированием рыночной экономики и превращения Москвы в одном из мировых финансовых центров, необходимостью для России является обеспечение устойчивой и адекватной системы государственного управления.

В этом случае очень важную роль приобретает  налоговый механизм страны, который  должен быть сформирован и адаптирован к рыночным отношениям, где большое ударение делается на повышение налоговой культуры налогоплательщиков. Повышение уровня налогового администрирования является основой для снижения налогового бремени, повышение влияния на добросовестных налогоплательщиков и снижение издержек государства связанных с функционированием налоговой системы.

Само же налоговое администрирование  крупнейших налогоплательщиков сегодня  является актуальной темой исследования. Конкретные дискуссии ведутся о правовом статусе крупнейших налогоплательщиков и их законодательное урегулирование.

Таким образом, объектом моей работы будут являться отношения, складывающиеся между налоговыми органами и крупнейшими налогоплательщиками России. 

Целью данной работы будет  являться описание теоретических основ налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков, выделение конкретных проблем в правовом регулировании данной сферы и приведения примеров из практики.

Для достижения этой цели будут выполнены следующие задачи:

  • Определение понятия и сущности налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков;
  • Анализ правового статуса крупнейших налогоплательщиков и российского законодательства в этой сфере;
  • Описание налогового учета и налогового контроля крупнейших налогоплательщиков

В качестве информационной базы будут использоваться федеральные законы и нормативно-правовые акты российской Федерации по вопросам администрирования крупнейших налогоплательщиков, Налоговый Кодекс Российской Федерации, научная литература по отечественному и зарубежному опыту администрирования крупнейших налогоплательщиков, периодические издания и интернет ресурсы.

 

  1. Теоретические основы налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков

    1.  Понятие и сущность налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков

Постоянный процесс совершенствования законодательства, является основой существования любого современного государства. В основе этого процесса положены теоретические достижения и практический опыт правового регулирования, поскольку от этого зависит не только правовое обеспечение формирования доходов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, но и права и свободы налогоплательщиков, в том числе крупнейших налогоплательщиков. Большую часть налоговых отчислений бюджет получает именно за счет деятельности крупнейших налогоплательщиков. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос о налоговом администрировании данной категории лиц.

Сам термин «налоговое администрирование» в настоящее время не получил широкого распространения в нормативных актах. Его толкование в юридической литературе является достаточно неоднозначным, а сам термин встречается главным образом в подзаконных актах, и в частности в актах, регулирующих налоговые правоотношения с участием крупнейших налогоплательщиков.

«Согласно этим законам, налоговые органы представляют собой единую систему контроля. В качестве главных задач налоговых органов закон устанавливает контроль за соблюдением законодательства о налогах и сбора. Как должностные лица, налоговые органы выполняют обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами в процессе осуществления контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах».1 

Таким образом, автор делает вывод, что законодатель рассматривает понятие налогового администрирования, прежде всего с точки зрения осуществления контроля за соблюдением норм налогового законодательства.

В Налоговом кодексе Российской Федерации определение крупнейших налогоплательщиков отсутствует, а сам термин встречается лишь в нескольких статьях. Статья 83 «Учет организаций и физических лиц» закрепляет право Министерства финансов Российской Федерации определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков. Статья 80 «Налоговая 

декларация» обязывает налогоплательщиков, отнесенных в соответствии со статьей 83 Кодекса к категории крупнейших, представлять все налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков. Пункт 2 статьи 89 «Выездная налоговая проверка» указывает на то, что решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной в порядке, предусмотренном статьей 83 настоящего Кодекса, к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Так как, данные статьи не раскрывают понятия крупнейшего налогоплательщика и отсылают к подзаконным актам, можно сделать вывод, что определение особенностей налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков относится к компетенции Министерства финансов Российской Федерации.

«Администрирование организаций - крупнейших налогоплательщиков осуществляется на федеральном уровне - в специализированных по отраслевому принципу межрегиональных инспекциях МНС России по крупнейшим налогоплательщикам и на региональном уровне - в межрайонных инспекциях МНС России по крупнейшим налогоплательщикам, создаваемых в структуре управлений МНС России по субъектам Российской Федерации».2 
 В целях отнесения налогоплательщика к категории крупнейших применяются следующие критерии:

  • показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год из бухгалтерской отчетности организации;
  • отношения взаимозависимости между организациями.

К организациям, подлежащим налоговому администрированию на федеральном  уровне, относятся организации у которых один из перечисленных ниже показателей финансово-экономической деятельности:

  • суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов с учетом уменьшений по налогу на добавленную стоимость по внутренним оборотам, но без уменьшения на суммы, признанные в соответствующем году к возмещению налоговыми и (или) судебными органами по налоговой ставке 0 процентов, согласно данным налоговой отчетности свыше 1 млрд. руб.;
  • суммарный объем выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг и операционных доходов превышает 10 млрд. руб.;
  • активы превышают 10 млрд. руб.

К организациям, подлежащим налоговому администрированию на региональном уровне, относятся организации, у  которых имеется один из перечисленных ниже показателей финансово-экономической деятельности:

  • суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов с учетом уменьшений по налогу на добавленную стоимость по внутренним оборотам, но без уменьшения на суммы, признанные в соответствующем году к возмещению налоговыми и (или) судебными органами по налоговой ставке 0 процентов, согласно данным налоговой отчетности в пределах свыше 75 млн. до 1 млрд. руб.
  • суммарный объем выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг и операционных доходов находится в пределах свыше 1 млрд. руб. до 10 млрд. руб;
  • активы находятся в пределах свыше 1 млрд. до 10 млрд. руб.

«Организация является крупнейшим налогоплательщиком в течение трех календарных лет, следующих за годом, в котором она перестала удовлетворять

установленным критериям». 3

    1. Зарубежный опыт налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков

 

«Систему налоговых органов, которая ориентирована на администрирование крупнейших налогоплательщиков, нельзя считать чисто российским изобретением. Системы таких налоговых органов существуют во многих странах, причем в большинстве из них налоговых инспекций по контролю за крупнейшими налогоплательщиками создавались по настоянию и при технической поддержке Международного валютного фонда».4

Рассматривая примеры мировой практики по данной теме, автор приходит к выводу, что необходимости, которые диктуют формирование таких видов организаций, существуют в основном в развивающихся странах или странах с переходной экономикой, где имеется концентрированная экономика, опирающаяся в основе своей на сырьевой сектор и, соответственно, где большая часть государственных доходов поступает от очень узкой группы налогоплательщиков.

«Известно, что самая малая доля крупнейших налогоплательщиков в Венгрии – 0,03%, а самая большая в Боливии – 2,5%. Но еще более интересно, что доля в доходах госбюджетов, которые поступают от крупнейших налогоплательщиков, составляет 13,4% в Австралии и 92% - в Бенине. Кроме Австралии, минимальные доходы от крупнейших налогоплательщиков есть и в Японии, Великобритании, Новой Зеландии и США».5

Во всем мире существует множество моделей построения инспекций по крупнейшим налогоплательщикам, которые различаются между собой по компетенциям. Некоторые из них ведут комплексное администрирование плательщиков, т.е. ставить на учет, получать декларации, ввести счета и т.д., либо выполнять какую-либо одну функцию.

Так, например, в Германии такие инспекции выполняют в основном функции контроля, а администрируют налогоплательщиков местные инспекции.  В Германии в принципе процедура постановки на учет крупнейших налогоплательщиков (юридических лиц или корпораций) и их обложения не отличается от подобной процедуры, применяемой к малым корпорациям или же предприятиям. Корпорации, как и прочие налогоплательщики, ставятся на налоговый учет в налоговой инспекции по месту их нахождения, и им присваивается ИНН. При этом следует иметь в виду, что налоговая администрация находится в ведении федеральных земель, а не централизованного государства.

«Федеральное ведомство по финансам как ведомство федерации имеет управление выездной налоговой проверки, которое с целью обеспечения единого правоприменения по всей территории Германии участвует в проверках крупнейших налогоплательщиков, проводимых налоговыми администрациями федеральных земель. В этих целях имеется примерно 100 проверяющих, которые задействованы в проведение проверок на более чем 15.000 крупнейших предприятий и концернов, расположенных по всей территории Германии».6

Специальные подразделения по крупным налогоплательщикам созданы в 21 из 30 стран – участниц Организации Экономического Сотрудничества и Развития.  Так, во Франции был создан Директорат по крупным организациям, цель которого – повышение эффективности в разрешении фискальных проблем в связи с феноменом глобализации. Специальные подразделения для администрирования крупных налогоплательщиков образованы в США, Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, Австралии, Дании, Финляндии. Вместе с тем подобных подразделений нет в Бельгии, Чешской Республике, Португалии, Швейцарии.

Подобные тенденции можно выявить  и большинстве стран – участниц СНГ. Специальные подразделения по работе с крупнейшими налогоплательщиками созданы в Азербайджанской Республике, Республике Казахстан, Киргизской Республике, Республике Молдова, Республике Таджикистан, на Украине.

 

  1. Практические  вопросы организации налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков

    1. Особенности постановка на учет крупнейших налогоплательщиков

Согласно НК РФ Министерство Российской Федерации по налогам и сборам вправе самостоятельно определять особенности постановки на налоговый учет крупнейших налогоплательщиков.

В настоящее время для крупнейших налогоплательщиков разработана особая система постановки на налоговый  учет, которая распространяется только на налогоплательщиков, указанных в перечне крупнейших налогоплательщиков, который утверждается МНС России. Данный перечень МНС России формирует на основании сведений, поступающих от управлений МНС России по субъектам Российской Федерации.

Особенность постановки на учет крупнейших налогоплательщиков состоит в том, что на основании подлежат постановке на налоговый учет в межрегиональной ИМНС России по крупным налогоплательщикам организации, как крупнейшие налогоплательщики, независимо от места своего нахождения разведки нефтедобычи, транспортировки, переработки и реализации нефти и нефтепродуктов, подпадающие под критерии, установленные МНС России по категории крупнейших налогоплательщиков, находящихся на территории РФ. При этом заменяется свидетельство по постановке на налоговый учет, в котором изменяется лишь код причины постановки на налоговый учет.7

Постановка на налоговый учет крупнейших налогоплательщиков, осуществляется только после получения ими письменного сообщения налогового органа о включении в этот перечень. Налогоплательщик после получения такого письменного сообщения обязан встать на налоговый учет по месту своего нахождения, по месту нахождения своих обособленных подразделений, по месту нахождения принадлежащего ему недвижимо го имущества, а также транспортных средств, подлежащих налогообложению. Причем постановка на учет производится в налоговых инспекциях, установленных МНС России, – инспекциях МНС России межрайонного уровня по работе с крупнейшими налогоплательщиками, а в случае отсутствия на территории субъекта Российской Федерации такой инспекции – в ином налоговом органе, который определит МНС России. (см. Приложение 1)

Информация о работе Основные направления совершенствования работы налоговых органов с крупнейшими налогоплательщиками