Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 01:27, курсовая работа
Целью данной работы будет являться описание теоретических основ налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков, выделение конкретных проблем в правовом регулировании данной сферы и приведения примеров из практики.
Для достижения этой цели будут выполнены следующие задачи:
Определение понятия и сущности налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков;
Анализ правового статуса крупнейших налогоплательщиков и российского законодательства в этой сфере;
Описание налогового учета и налогового контроля крупнейших налогоплательщиков
Введение 3
1 Теоретические основы налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков 5
1.1 Понятие и сущность налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков 5
1.2 Зарубежный опыт налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков 8
2 Практические вопросы организации налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков 10
2.1 Особенности постановка на учет крупнейших налогоплательщиков 10
2.2 Анализ деятельности ИФНС по работе с крупнейшими налогоплательщиками 14
3 Основные направления совершенствования работы налоговых органов с крупнейшими налогоплательщиками 19
3.1 Российский опыт работы с крупнейшими налогоплательщиками 19
3.2 Решение выявленных проблем по работе с крупнейшими налогоплательщиками 21
Заключение 25
Список использованной литературы 26
Крупнейший налогоплательщик подает заявление о постановке на учет по месту своего нахождения в установленный МНС России налоговый орган, расположенный на территории субъекта Российской Федерации, где данный налогоплательщик прошел государственную регистрацию.
«При подаче заявления о постановке на учет по месту своего нахождения
крупнейший налогоплательщик одновременно представляет в одном экземпляре
копии заверенных в установленном порядке документов:
Процедура постановки на учет крупнейшего налогоплательщика в указанных инспекциях начинается с запроса межрегиональной (межрайонной) инспекции МНС России по крупнейшим налогоплательщикам у всех инспекций МНС России, в которых крупнейший налогоплательщик состоит на учете по всем основаниям заверенных в установленном порядке копий документов, содержащихся в учетном деле крупнейшего налогоплательщика, а также документов по налоговому контролю и лицевых счетов.
Инспекции МНС России направляют запрашиваемые документы в соответствующую межрегиональную (межрайонную) инспекцию МНС России по крупнейшим налогоплательщикам в пятидневный срок после получения запроса.
Межрегиональная (межрайонная) инспекция МНС России по крупнейшим налогоплательщикам в трехдневный срок после получения документов от инспекций МНС России направляет заказным письмом с уведомлением крупнейшему налогоплательщику:
«При этом ИНН, присвоенный в налоговом органе по месту нахождения крупнейшего налогоплательщика, не изменяется. Межрегиональной (межрайонной) инспекцией МНС России по крупнейшим налогоплательщикам крупнейшему налогоплательщику присваивается новый КПП, первые четыре знака которого – код межрегиональной (межрайонной) инспекции МНС России по крупнейшим налогоплательщикам. Признак отнесения организации к крупнейшему налогоплательщику содержится в 5 и 6 знаках КПП».9
При постановке на учет по месту нахождения
обособленного учреждения крупнейший
налогоплательщик подает заявление
о постановке на учет в установленный
МНС РФ налоговый орган по месту
нахождения его обособленного
При постановке на учет по месту нахождения недвижимого имущества или транспортных средств крупнейший налогоплательщик подает заявление о постановке на учет в установленный МНС России налоговый орган по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества или транспортных средств, подлежащих налогообложению. Если на подконтрольной данному налоговому органу территории располагаются несколько обособленных подразделений крупнейшего налогоплательщика, или несколько объектов недвижимо го имущества или транспортных средств крупнейшего налогоплательщика, в налоговый орган подается одно заявление с приложением соответствующего перечня.
В обоих случаях, когда подлежащее налогообложению обособленное подразделение крупнейшего налогоплательщика или недвижимое имущество или транспортные средства зарегистрированы крупнейшим налогоплательщиком после включения его в перечень крупнейших налогоплательщиков, заявление подается в течение 30 дней со дня регистрации указанного имущества.
Инспекция МНС России, осуществившая постановку на учет крупнейшего налогоплательщика по месту нахождения вновь созданного обособленного подразделения или зарегистрированного недвижимого имущества (транспортного средства), не позднее следующего рабочего дня после выдачи соответствующего уведомления о постановке на учет направляет в межрегиональную (межрайонную) инспекцию МНС России по крупнейшим налогоплательщикам копии выданного налогоплательщику уведомления, соответствующего заявления и представленных крупнейшим налогоплательщиком документов, подтверждающих создание обособленного подразделения или право собственности на недвижимое имущество (транспортное средство).
В этом случае межрегиональная (межрайонная) инспекция МНС России по крупнейшим налогоплательщикам осуществляет взаимодействие с инспекциями МНС России по месту нахождения вновь созданного обособленного подразделения или зарегистрированного недвижимого имущества (транспортного средства) по осуществлению постановки на учет в данных налоговых органах крупнейших налогоплательщиков в сроки, установленные НК РФ.
Сведения о постановке на учет крупнейшего
налогоплательщика в
Администрирование крупнейших налогоплательщиков на федеральном уровне дает несомненный эффект как в плане контрольной работы, так и повышения уровня налоговой дисциплины плательщиков. Но на региональном уровне администрирование данной категории организаций требует определенной доработки.
Учитывая особенности крупного бизнеса, это, как правило, сложная структура взаимозависимых компаний, разветвленная сеть структурных подразделений и значительное число контрагентов, планирование и проведение выездных проверок данной категории плательщиков имеет свои особенности.
Основная стратегия проверки крупнейшего налогоплательщика — проверка компании в целом, в том числе зависимых компаний, наиболее значимых контрагентов, управляющих компаний, а также организаций, выделившихся из структуры холдинга с активами или имуществом. Поэтому основополагающим принципом планирования выездных налоговых проверок должен стать одновременный и обоснованный отбор кандидатов на проверку. После осуществления выбора, необходимо проверить и зависимые компании и наиболее значимых контрагентов. Отбирать компании и обосновывать выбор конкретного налогоплательщика должна Межрегиональная инспекция по крупнейшим налогоплательщикам. Таким образом, реализуется первый уровень планирования в субъекте Федерации.
Второй уровень планирования предполагает проверки крупнейших налогоплательщиков регионального уровня, состоящих на учете в данном субъекте РФ, а также проверки контрагентов крупнейших налогоплательщиков, состоящих на учете в других субъектах. Управления ФНС России по субъекту Федерации при проверке своего крупнейшего налогоплательщика должны определить круг проверяемых объектов по тем же принципам (значимые контрагенты, взаимозависимые компании). Каждому управлению нужно подготовить предложения для включения налогоплательщиков в свой план проверок и в план проверок других управлений.
Организация проверок по предложениям других субъектов РФ по мнению Шевцова Т.В. трудно реализуема, т.к. для этого нужно четко скоординировать действия разных управлений, правильно расставить приоритеты, определить круг проверяемых объектов и вопросов. Решение этих проблем ИФНС видит в подготовке качественного предпроверочного анализа, по результатам которого и должен быть сформирован оптимальный план проверок.
Преимущество такого подхода, когда при проверке крупнейшего налогоплательщика назначаются не встречные, а выездные проверки его контрагентов, еще и в том, что при выявлении нарушений можно доначислить налоги контрагентам. «Иногда, анализируя конкретную сделку, инспектор приходит к выводу, что правильнее увеличить доходы и доначислить налоги у одного предприятия, чем снимать расходы у другого. Или при проверке одной организации выявляется наличие налоговой базы у другой».10 (см. Приложение 2)
На третьем этапе в план включаются проверки организаций, отобранных по 12 общедоступным критериям риска территориальными налоговыми органами. ( см. Приложение 2)
Выездные налоговые проверки конкретных крупнейших налогоплательщиков проводятся, как правило, один раз в два года. При этом учитываются возможности соответствующих отделов межрегиональных инспекций и необходимость обеспечения сплошного контроля за весь период деятельности организации.
Точность оценки налогового потенциала каждого крупнейшего налогоплательщика зависит от информированности налоговой администрации уже на предпроверочной стадии о характере производственных и финансово-экономических отношений внутри интегрированного формирования. Налоговым органам необходимо определить вид интегрированного формирования с учетом внутренних связей и возможные для применения ими схемы и методы минимизации налоговых платежей.
Кроме того, необходимо проанализировать основные виды налогов, уплачиваемых головной организацией и ее структурами. Это также поможет выявить методы и схемы минимизации налоговых платежей, которые могут быть применены в данном интегрированном формировании.
В ходе подготовительной
работы сотрудники инспекции могут
выполнить анализ финансовой отчетности
по каждому крупнейшему
Необходимо проанализировать информацию из внешних источников, в том числе имеющуюся в интернете, с целью получения сведений о развитии и финансово-хозяйственной деятельности компании-налогоплательщика: о выпуске им ценных бумаг, об осуществляемых капитальных вложениях на приобретение объектов основных средств и на строительство (реконструкцию) крупных производственных объектов, о списании (реализации) производственных объектов и мощностей, а также другую открытую информацию.
Такой анализ, представляет собой комплекс мероприятий, проводимых с целью выбора обоснованного направления выездной налоговой проверки и определения «точек контроля» для обеспечения ее результативности. Содержание и методика предпроверочного анализа включают два блока: изучение и анализ производственно-экономических показателей организации и анализ величины, структуры и динамики налоговой нагрузки организаций, а также факторов, определяющих ее формирование (см. Приложение 4).
Рассмотрим первый блок предпроверочного анализа на примере нефтегазовой отрасли. Вот его основные этапы:
В рамках второго блока предпроверочной работы анализируются структура и динамика налоговой нагрузки организаций. Работа включает:
В этот же блок аналитической работы входит анализ информации о ранее проведенных мероприятиях налогового контроля в отношении данной организации и анализ выявленных правонарушений. Изучаются результаты предыдущих выездных и камеральных проверок. Анализируется динамика показателей налоговых деклараций по основным налогам.
По результатам проведенного предпроверочного анализа необходимо сформировать выводы, включающие оценку обнаруженных ошибок и искажений с точки зрения их существенного влияния на финансовые результаты. С учетом этих результатов составляется программа проверки организации.