Основные особенности взимания и исчисления одного из важнейших федеральных налогов НДФЛ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение порядка исчисления и уплаты НДФЛ, рассмотрение проблем развития и совершенствования данного налога.
В процессе проводимого исследования решаются следующие задачи:
Изучение экономической сущности НДФЛ, характеристика его основных элементов;
Рассмотрение действующего порядка исчисления, удержания и перечисления НДФЛ на примере ООО «Прайс»;
Ознакомление с проблемами и перспективами развития НДФЛ в России.

Файлы: 1 файл

новая курсовая.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение

Развитие экономического потенциала государства в условиях рыночной экономики возможно при условии стабильности налоговой системы. Налоговые поступления обеспечивают финансовые возможности государства по воздействию на социально- экономическое развитие страны, обеспечению безопасности и правосудия. Вся история развития налоговой системы в России, как и в любом государстве, связана с налогообложением физических лиц, так как на протяжении многовекового существования человеческого общества они рассматриваются в качестве основного субъекта налогообложения. В настоящее время вопросы структурирования налога на доходы физических лиц, выбора пропорциональных и прогрессивных ставок налогообложения, совершенствование применения налоговых вычетов находятся в центре внимания не только законодателей, учёных, но и общества в целом. Каждый член общества вправе знать, какие налоги и в каком размере он должен уплачивать, чтобы обеспечивалось  развитие государства. В полной мере уплачивая налоги, граждане имеют право требовать от государства эффективного использования налоговых поступлений для обеспечения соответствующего уровня жизни населения.

За период существования налога на доходы физических лиц механизм его исчисления и взимания претерпел существенные изменения. В связи с этим у налогоплательщиков возникает множество вопросов по толкованию и разъяснению порядка обложения данным налогом. Это обстоятельство, главным образом, и обуславливает актуальность выбранной темы.

Целью данной работы является изучение порядка  исчисления и уплаты  НДФЛ, рассмотрение проблем  развития и совершенствования данного  налога.

В процессе проводимого  исследования решаются следующие задачи:

  1. Изучение экономической сущности НДФЛ, характеристика его основных элементов;
  2. Рассмотрение действующего порядка исчисления, удержания и перечисления НДФЛ на примере ООО «Прайс»;
  3. Ознакомление с проблемами и перспективами развития НДФЛ в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 НДФЛ и его место в налоговой системе РФ

1.1 Экономическая сущность НДФЛ и его роль в формировании бюджетной системы РФ

Первоначальное  название налога на доходы физических лиц – подоходный налог. Закон СССР от 1 июля 1990 г. «О подоходном налоге с граждан» предполагал введение глобального налога на доходы физических лиц, предусматривающего различные шкалы обложения для разных категорий налогоплательщиков.

В конце 1991 г. на основании декларации о суверенитете России были приняты законы о порядке применения на территории РСФСР союзных законов о налогах. Закон РСФСР о порядке применения союзного закона о подоходном налоге с граждан в значительной мере преодолел дискриминационный характер союзного законодательства по отношению к гражданам, занятым в различных по характеру собственности секторах экономики, а также несколько снизил прогрессивность налогообложения. Был повышен необлагаемый минимум дохода, а предельная ставка на высокие доходы вместо 60 % была зафиксирована на уровне 50 %. После реформы розничных цен, проведённой 2 апреля 1991 г., в союзные и российские законы о налогах  были внесены дополнительные изменения, снижающие налоговые изъятия. В российском законодательстве была снижена ставка подоходного налога с граждан в интервале низких доходов с 13 до 12% и высоких доходов – с 50 до 30%.

В декабре 1991 г. был принят Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц».  Согласно этому закону доход физических лиц, имеющих постоянное местожительство в России, подлежал обложению как в части, полученной от источников в РФ, так и за её пределами. Обложению подлежал весь совокупный доход (в рублях, валюте, натуральной форме).

При сопоставлении  этого закона с предшествующими (союзным законом, действовавшим на территории России во второй половине 1990 г., российским законом, действовавшим в 1991 г., а также с их изменёнными после 2 апреля 1991г. вариантами) прослеживается постепенный отход от шедулярной системы в пользу глобальной (унитарной) системы налогообложения1.

С 2001 г. доходы физических лиц стали облагаться в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (часть 2, гл. 23). Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — это федеральный налог, который взимается на всей территории страны по единым ставкам.

Несмотря на то, что НДФЛ является федеральным налогом, он зачисляется в бюджеты нижестоящих уровней бюджетной системы РФ по различным нормативам. А именно, по нормативу:

80 % — в бюджеты субъектов Российской Федерации;

10 % — в бюджеты поселений;

10 % — в бюджеты муниципальных районов.

НДФЛ не только призван обеспечить государство и его субъекты финансовыми ресурсами, но и содействовать решению социально-экономических проблем в обществе. Поэтому его следует рассматривать не только как инструмент, удовлетворяющий фискальные потребности бюджетной системы государства, но и как механизм макроэкономического регулирования, позволяющий осуществить переход к формированию в России социально ориентированного государства.

Экономическая сущность НДФЛ проявляется через механизм реализации следующих функций:

Фискальная - выступает одним из бюджетообразующих налогов и основным финансовым источником субъектов РФ.  Удельный вес НДФЛ в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации в 2011 г. – 21%; январь – сентябрь 2012 г. – 19, 5%2.

Распределительная -  является инструментом сглаживания в поляризации доходов различных слоев населения.

Регулирующая - выступает регулятором воздействия на увеличение потребительского спроса через увеличение покупательной способности населения.

Воспроизводственная -  служит для обеспечения достойного уровня воспроизводства и проживания человеческого и трудового потенциала

Социальная - является мерилом социальной справедливости в обществе и инструментом реализации социальных задач, определенных государством.

Налог на доходы физических лиц занимает одно из значимых мест в бюджетных доходах большинства развитых стран мира. Данный налог носит ярко выраженный социальный характер, обладает большими возможностями воздействия на уровень реальных доходов населения и обеспечивает стабильный рост поступлений в бюджет за счет увеличения доходов граждан.

1.2 Налогоплательщики, налоговые агенты и характеристика основных элементов НДФЛ

Налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. В соответствии с частью первой Налогового кодекса РФ к физическим лицам относятся граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства. При этом несовершеннолетние дети также являются налогоплательщиками НДФЛ, но от их имени в налоговых правоотношениях могут выступать их законные представители, в частности родители. Налогоплательщики НДФЛ подразделяются на две категории в зависимости от продолжительности нахождения на территории России и от получения дохода от источника на территории страны. К первой категории налогоплательщиков относятся физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, ко второй – физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, но получающие доходы в России.

Налоговым резидентом является физическое лицо, фактически находящееся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 месяцев, следующих подряд. Данный период должен быть непрерывным. Он может начинаться в одном календарном году и продолжаться в другом. При этом указанный период не прерывается на время выезда за пределы России для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Таким образом, наличие или отсутствие у физического лица гражданства РФ не имеет значения при определении его статуса в качестве налогового резидента. Независимо от фактического времени нахождения в России налоговыми резидентами признаются: 1) военнослужащие, проходящие службу за границей; 2) сотрудники органов государственной власти и местного самоуправления, командированные на работу в иностранные государства.

Организация или  индивидуальный предприниматель может  выступать налоговым агентом  по НДФЛ в случае выплаты дохода физическим лицам, например, в виде заработной платы по заключённым  трудовым договорам; вознаграждений по гражданско – правовым договорам; арендных платежей за арендованное у физического лица имущество. Налоговыми агентами в перечисленных случаях признаются все организации и индивидуальные предприниматели, в том числе и те, которые применяют специальные режимы налогообложения.

Исключение  из этого правила составляют следующие  выплаты:

  • индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в установленном порядке;
  • при покупке имущества, принадлежащего физическим лицам на праве собственности, и имущественных прав;
  • в виде вознаграждения, выплачиваемого наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов;
  • иностранным гражданам, осуществляющим трудовую деятельность по найму у физических лиц на основании патента;
  • по ценным бумагам.

В соответствии со ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

В общем случае налоговые агенты имеют те же обязанности, что и налогоплательщики. Они  обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых  налогоплательщикам, и перечислять  в бюджет соответствующие налоги.

Кроме того они  должны вести внутренний учёт начисленных  и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и  перечисленных в бюджетную систему  Российской Федерации налогов, в  том числе по каждому налогоплательщику, а также письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учёта о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах3.

Для того, чтобы  исполнить свои обязательства, налоговый агент должен иметь возможность удержать налог. Для этого ему необходимо иметь в своём распоряжении денежные средства налогоплательщика, так как уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается (п.9 ст. 226 НК РФ).

Объектом  налогообложения по НДФЛ является доход, полученный налогоплательщиками. При этом доходы могут быть получены как от источников в России, так и от источников за её пределами. Для физических лиц – налоговых резидентов РФ объектом налогообложения признаётся весь доход, полученный как от источников в России, так и за её пределами. Для тех лиц, которые налоговыми резидентами не являются, объектом налогообложения признаётся только доход, полученный от источников в России (ст. 209 НК РФ).

Таким образом, чтобы определить, будет ли физическое лицо уплачивать налог на доходы физических лиц в России, необходимо выяснить не только налоговый статус физического лица, но и источник получения дохода.

К доходам, полученным от источников в России, в частности, относятся выплаты физическим лицам, полученные от российских организаций или предпринимателей либо иностранной организации в связи с деятельностью её обособленного подразделения в РФ. Например, к таким выплатам относятся вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу; дивиденды и проценты; страховые выплаты и др. Доходы, полученные от использования в России авторских или иных смежных прав; доходы от сдачи в аренду (реализации) имущества, находящегося в РФ; пенсии, пособия, стипендии, полученные налогоплательщиком в соответствии с действующим российским законодательством; доходы от предпринимательской деятельности и т.д. также относятся к доходам от источников в РФ (перечень таких доходов установлен п. 1 ст. 208 НК РФ). 

К доходам, полученным от источников за пределами России, относятся различные выплаты физическим лицам от иностранных организаций или доходы от сдачи имущества в аренду (реализации) и некоторые другие, полученные вне территории РФ. Например, физические лица – налоговые резиденты РФ открывают счета в иностранном банке, расположенном за пределами России. Полученный доход в виде процентов по банковскому вкладу в банке относится к доходам, полученным от источников за пределами России (полный перечень таких доходов установлен п.3 ст. 208 НК РФ).

Ст. 217 НК РФ установлен также перечень доходов, получаемых физическими лицами в России, но не подлежащих налогообложению. Доходы можно условно разделить на две  группы. К первой группе относятся  доходы, освобождаемые от налогообложения в полном размере (к примеру, алименты), ко второй – доходы, освобождаемые от налогообложения в законодательно установленных пределах (доходы, полученные работниками в натуральной форме в качестве оплаты труда от организаций – сельхозпроизводителей в сумме не более 4300 руб. в месяц). 

Информация о работе Основные особенности взимания и исчисления одного из важнейших федеральных налогов НДФЛ