Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 17:17, курсовая работа
Целью данной работы является изучение порядка исчисления и уплаты НДФЛ, рассмотрение проблем развития и совершенствования данного налога.
В процессе проводимого исследования решаются следующие задачи:
Изучение экономической сущности НДФЛ, характеристика его основных элементов;
Рассмотрение действующего порядка исчисления, удержания и перечисления НДФЛ на примере ООО «Прайс»;
Ознакомление с проблемами и перспективами развития НДФЛ в России.
26 000 * 12 = 312 000 руб.
Доход, исчисленный нарастающим итогом, не превышает 280 000 руб. в октябре. На основании подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ стандартный налоговый вычет на ребёнка в размере 1400 руб. предоставляется за 10 месяцев. Таким образом, налоговая база по доходам физического лица, исчисленная нарастающим итогом за налоговый период, составит
26 000 * 12 – 1400 * 10 = 298 000 руб.
НДФЛ = 298 000 руб. * 13 % = 38740 руб.
Ежемесячный доход Иванова А.В. составляет 26 000 руб. Физическое лицо является одиноким родителем. В бухгалтерию ООО «Прайс» подано заявление на предоставление стандартного налогового вычета на одного несовершеннолетнего ребёнка, являющегося ребёнком – инвалидом. Доход физического лица нарастающим итогом составил
26 000 *12 = 312 000 руб.
Доход, исчисленный нарастающим итогом, не превышает 280 000 руб. в октябре. На основании подп. 4 п.1 ст. 218 НК РФ стандартный налоговый вычет на ребёнка в размере 6000 руб. предоставляется за 10 месяцев. Таким образом, налоговая база по доходам физического лица, исчисленная нарастающим итогом за налоговый период, составит
26 000 *12 – 6000 * 10 = 252 000 руб.
НДФЛ = 252 000 руб. * 13 % = 32 760 руб.
В соответствии с п.4 ст. 226 НК РФ удержание исчисленного НДФЛ налоговый агент (ООО «Прайс») может производить только из фактически выплачиваемых налогоплательщику денежных сумм. При этом сумма удержания не может превышать 50% суммы выплаты. Если у налогового агента нет возможности удержать налог из доходов налогоплательщика и налоговый агент определяет, что в течение 12 месяцев он это сделать не сможет, то он обязан в течение месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств сообщить об этом письменно в налоговый орган по месту своего учета. Форма сообщения о невозможности удержать налог и сумме налога и порядок его представления в налоговый орган утверждена Приказом ФНС РФ от 17 ноября 2010г. NММВ-7-3/611@ «Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и рекомендаций по её заполнению, формата сведений о доходах физических лиц и рекомендаций по её заполнению, формата сведений о доходах физических лиц в электронном виде, справочников». Уплата налога за счет собственных средств налогового агента не допускается5.
Порядок перечисления НДФЛ регламентирован п.6 ст. 226 НК РФ. ООО «Прайс» обязано перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
В иных
случаях налоговые агенты
Дата фактического получения дохода - это дата, на которую доход признаётся фактически полученным для целей включения его в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц6.
Совокупная
сумма налога, исчисленная и удержанная
налоговым агентом у
В соответствии с п. 5 статьи 24 НК РФ за неисполнение или ненадлежащие исполнение возложенных на налогового агента обязательств он несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. Согласно статье 123 НК РФ неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.
На налогового
агента (ООО «Прайс») возложена обязанность представ
Так, пунктом 2 ст.230 НК РФ установлено, что налоговые агенты ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц за этот налоговый период и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов по форме N2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица". Начиная с налогового периода 2010 года, ф. 2-НДФЛ заполняется в соответствии с Приказом ФНС РФ от 17.11.2010 №ММВ-7-3/6117.
Указанные сведения представляются налоговыми агентами в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или на электронных носителях. При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 10 человек налоговые агенты могут представлять такие сведения на бумажных носителях.
Вместе с тем НК РФ также предусматривается обязанность налоговых агентов по представлению иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов. Такими документами являются документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов (то есть расчётные ведомости, расчётно-платёжные кассовые документы, платежные поручения, квитанции к кассовым ордерам и т.д.
Налоговая система РФ находится в постоянном развитии, механизм исчисления и взимания налога на доходы физических лиц также совершенствуется в соответствии с направлениями бюджетно-налоговой политики. Выделим основные направления налогообложения доходов физических лиц: 1) изменение состава необлагаемых доходов; 2) увеличение размеров налоговых вычетов; 3) определение возможностей применения прогрессивной шкалы налогообложения; 4) разграничение понятий «дивиденды» и «оплата труда»; 5) повышение инновационной активности физических лиц; 6) переход к уплате НДФЛ по месту жительства8.
Рассмотрим каждое направление подробнее.
1.Изменение состава необлагаемых доходов. Множество арбитражных споров между работодателями и налоговыми органами возникает в связи с отсутствием чёткой формулировки в подп. 3 п. 1 ст. 217 НК РФ « все виды… компенсационных выплат». Представляется целесообразным использовать для целей определения необлагаемых доходов понятие «компенсации», установленное ст. 164 Трудового кодекса РФ: компенсации – это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами.
2. Увеличение размера налоговых вычетов. Применяемые налоговые вычеты практически не выполняют свою стимулирующую роль, так как они не учитывают региональные особенности ценообразования. Размер стандартных налоговых вычетов целесообразнее привязать к прожиточному минимуму либо к минимальному размеру оплаты труда. Приемлем и другой, более мягкий для нагрузки на бюджетную систему России подход к решению проблемы низкого экономического значения стандартных налоговых вычетов. При этом величины указанных вычетов возможно увязать с уровнем инфляции (индексом потребительских цен).
Кроме того, целесообразно дифференцировать стандартные вычеты по субъектам РФ. Такая необходимость связана с тем, что величина прожиточного минимума по регионам различается в несколько раз, и установление необлагаемого минимума по средней для всей территории России величине прожиточного минимума не будет соответствовать реальным расходам населения в различных регионах, необходимым для удовлетворения минимальных жизненных потребностей. Регионы, исходя из сложившегося размера прожиточного минимума за истекший период в субъекте РФ и утвержденного федеральным законодательством норматива, должны сами устанавливать величину стандартных вычетов, действующую на данной территории.
Одна из наиболее
спорных новаций 2009 г. – введение
понятия «единственный
3.Определение возможностей применения прогрессивной шкалы налогообложения. В настоящее время обсуждается много вариантов, каждый из которых предусматривает не менее трёх налоговых ставок. Интересным представляется вариант введения прогрессивной шкалы НДФЛ при сохранении ставки 13 % и введении ставки 30 % (в настоящее время данная ставка применяется при налогообложении доходов физических лиц, не являющихся резидентами РФ). При этом предлагается установить необлагаемый минимум в размере 5000 руб., который ежегодно будет корректироваться на 10% (учитывая средний уровень инфляции). Следует применять данный необлагаемый минимум дополнительно для каждого ребёнка в возрасте до 18 лет (студента, обучающегося в учебном заведении на дневной форме обучения, в возрасте до 24 лет), а также для неработающего супруга (супруги). Правительство РФ предложение о введении прогрессивной шкалы налогообложения не поддерживает, указывая на то, что введение единой ставки НДФЛ одновременно с расширением круга налогоплательщиков способствовало легализации оплаты труда многими работодателями и в связи с этим увеличению налоговой базы. Кроме того, с введением единой ставки НДФЛ была значительно упрощена процедура уплаты налога.
4. Разграничение понятий «дивиденды» и «оплата труда». Проблемы возникают в том случае, когда организация заменяет часть заработной платы дивидендами для своих работников, являющихся акционерами. В данном случае следует выделить признаки «переквалификации» оплаты труда в дивиденды: выплата дивидендов осуществляется не по итогам года или по итогам квартала, а ежемесячно или ещё чаще при отсутствии чистой прибыли; выплата дивидендов не производится, если законодательство это не разрешает (если стоимость чистых активов меньше размера уставного капитала и.т.д.); распределение прибыли осуществляется не пропорционально долям участников, а в зависимости от должностных окладов работников; величина дивидендов многократно превышает величину заработной платы.
5. Повышение инновационной активности физических лиц. Среди направлений налогового стимулирования инновационной активности физических лиц следует выделить: а) расширение перечня доходов, не облагаемых НДФЛ (ст. 217 НК РФ), в части освобождения от НДФЛ доходов физических лиц – авторов изобретения, полезной модели или промышленного образца; б) изменение величины социальных налоговых вычетов на обучение в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, участвующих в формировании инновационной среды (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2010 г. № 219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования»): предлагается не устанавливать ограничение максимального размера величины социального налогового вычета.
Предлагается также освободить от налогообложения доходы физических лиц, получаемых ими в рамках реализации Федеральной целевой программы «Научные и научно – педагогические кадры инновационной России» за 2009 – 2013 гг. Бюджетные потери не будут значительны, если учесть общий запланированный рост доли доходов от научно – исследовательских и опытно – конструкторских работ из всех источников по приоритетным направлениям развития национальных исследовательских университетов в общих доходах с 22% в 2009 г. до 28% в 2013г. Исходя из того, что Росстат определяет удельный вес инновационных товаров (работ и услуг) в 5 % от общего объёма отгруженных товаров (работ, услуг), целесообразно рассчитать максимальные бюджетные потери при освобождении от НДФЛ доходов физических лиц, полученных от осуществления инновационной деятельности (учитываются также объём бюджетного финансирования, налоговая ставка 13%, предполагаемый удельный вес расходов на заработную плату в 30%).
6. Переход к уплате НДФЛ по месту жительства. Переход к системе уплаты НДФЛ по месту жительства налогоплательщика позволит создать механизм финансирования бюджетных услуг, которые получает потребитель по месту проживания, сбалансировать обязательства предоставления и возможности оплаты бюджетных услуг муниципальными образованиями, создать систему конкуренции муниципалитетов за налогоплательщиков, что будет способствовать развитию налогового потенциала территорий. Однако актуальной проблемой является определение «места жительства» - с учётом того, что физическое лицо достаточно часто может менять место регистрации, фактически проживая вдали от места жительства, определённого в паспорте. Кроме того, возникает вопрос об уплате налога с доходов работников – иностранных граждан. В то же время изменение порядка уплаты НДФЛ значительно повысит затраты работодателей, которым предстоит готовить платёжные документы на уплату НДФЛ по каждому работнику, проживающему в различных муниципальных образованиях, отдельно.
Рассмотренные изменения направлены на упрощение механизма исчисления и уплаты НДФЛ и, как следствие, на повышение роли НДФЛ в налоговых доходах бюджетов.
Налоги являются одним из ключевых инструментов государственной политики, затрагивающим важные стороны жизни общества и влияющим на решение стоящих перед государством задач. От современного состояния системы налогообложения во многом зависит характер экономических и социальных преобразований в стране. Отдельное место в налоговой системе занимает налогообложение личных доходов. Существование налога на доходы физических лиц объясняется необходимостью создания доходного источника бюджета любого государства, а также регулирования уровня доходов населения9.