Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2015 в 19:29, курсовая работа
Одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов являются налоги. С момента возникновения государства налоги являются неотъемлемым звеном экономических отношений. Они выполняют определенные функции, главными из которых являются фискальная и регулирующая, - они взаимосвязаны и взаимозависимы, причем ни одна из них не должна развиваться в ущерб другой.
Введение ……………………………………………………………………3
Глава 1 Теоретические основы налогового регулирования
1.1 Понятие налогового регулирования …………………………….……5
1.2 Инструменты налогового регулирования экономики субъектов РФ.8
1.3 Оценка эффективности налоговой политики…………………….... 11
2. Налоговое регулирование на территории Брянской области
2.1 Нормативно законодательная база налогового регулирования Брянской области …………………………………………………………..…. 16
2.2 Статистика собираемости налогов на территории Брянской области в федеральный, региональный и местный бюджеты …………………………19
3.Основные проблемы и пути решения налогового регулирования. Основные перспективы совершенствования ……………………………….. 25
Заключение ……………………………………………………………….31
Список использованной литературы…………………………………... 32
Налог представляет собой, индивидуально безвозмездный, обязательный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Изначально налоги являлись основным источником формирования финансовых ресурсов государства, то есть носили фискальный характер, но впоследствии, понятие распределительной функции налогов значительно расширилось и приобрело регулирующее свойство.
Налоговое регулирование представляет собой совокупность мер косвенного влияния государства на развитие производства посредством изменения норм изъятия в бюджет за счет повышения или понижения общего уровня налогового обложения.
Основные подходы к регулированию налоговых правовых отношений в России закреплены за налоговым законодательством. В свою очередь налоговое законодательство включает в себя Налоговый Кодекс Российской Федерации (НК РФ), законодательные и нормативные акты РФ, субъектов РФ и органов исполнительной власти.
В основу системы налогового регулирования положены методы и способы налогового регулирования. К методам налогового регулирования можно отнести следующие методы:
- налоговый инвестиционный кредит;
- отсрочка налогового платежа;
- налоговая амнистия;
- налоговые каникулы;
- налоговые вычеты и др.
Наиболее перспективным методом налогового регулирования в настоящее время является инвестиционный налоговый кредит. Он представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии соответствующих на это оснований, таких как проведение организацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществление инновационной деятельности, выполнение организацией важного заказа по социально-экономическому развитию региона.
Если говорить о социальной значимости, то одним из таких методов налогового регулирования являются налоговые вычеты, которые могут применяться не только предприятиями и организациями, но и гражданами. Глава 23 части II Налогового Кодекса РФ посвящена налогу на доходы физических лиц. Налоговые вычеты по этому налогу подразделяются на стандартные, социальные, имущественные и профессиональные.
Отдельным методом налогового регулирования, требующим особого внимания, является выбор и установление ставки налога. Ведь именно ставка налога определяет общую сумму налога, подлежащую уплате в бюджет. Понижение ставки любого налога должно быть так максимально, чтобы позволить хозяйствующим субъектам осуществлять свою финансово-хозяйственную деятельность без значительных потерь и получать прибыль, но при этом не в ущерб государству, то есть должно соблюдать и фискальные интересы государства в целом.
Методы налогового регулирования представляют собой возможность проведение налогового регулирования. На практике налоговое регулирование может осуществляться посредством следующих способов, которые можно разделить условно на две взаимосвязанные сферы: налоговые льготы и налоговые санкции. Оптимальное сочетание применения этих мер позволяет в конечном итоге рассчитывать на результативность налоговой политики.
Система налоговых льгот включает в себя следующие виды льгот:
- отмена авансовых платежей;
- отсрочка платежа по заявлению;
-освобождение от уплаты налогов отдельных категорий налогоплательщиков;
- понижение налоговых ставок и так далее.
Например, предприятие может воспользоваться льготой по налогу на прибыль, если валовая прибыль предприятия была направлена на стимулирование финансовых затрат на развитие производства и жилищного строительства, занятости инвалидов и пенсионеров, благотворительной деятельности. Однако сумма налога на прибыль предприятий и организаций, исчисленная с учетом вышеперечисленных льгот, не должна превышать 50% суммы налога на прибыль, исчисленного без учета льгот.
Одним из Важных условий оптимальности налогового регулирования является сокращение числа индивидуальных льгот. Экономическим обоснованием предоставляемой налоговой льготы являются географические, политические, природно-климатические факторы, которые заранее предопределяют порядок и условия вхождения товаропроизводителя в рынок. Налоговая политика государства должна быть направлена на выравнивание таких условий не только с помощью предоставления налоговых льгот, но и путем предоставления товаропроизводителям возможности самостоятельно использовать имеющийся экономический потенциал.
Система налоговых льгот тесно взаимосвязана с системой налоговых санкций. Составляющими этой системы являются финансовые санкции - штрафы, пени, доначисление неуплаченных сумм налогов и административные санкции. Состав и размер налоговых санкций зависят от вида налогового правонарушения. Если финансовые санкции применяются по отношению к хозяйствующим субъектам, то есть предприятиям и организациям, то административные - по отношению к должностным лицам этих предприятий. Например, статьей 122 части I Налогового Кодекса РФ установлено, что неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога. Данное нарушение ведет также к наложению административного штрафа на должностное лицо предприятия в размере, кратном ММОТ, который зависит от размера неуплаченной суммы налога.
Необходимость текущих налоговых корректировок через систему льгот и санкций вызвана постоянными изменениями экономико-социальных и общественно-политических отношений. И именно совокупность мер налогового регулирования призвана учитывать и контролировать эти изменения [5].
Таким образом, целью налогового регулирования является не только соблюдение интересов государства, то есть обеспечение покрытия государственных расходов доходами бюджета, но и интересов налогоплательщиков, а также обеспечение необходимых условий для роста благосостояния всей страны в целом. Исходя из этого можно сказать, что налоговое регулирование является сложным действием налоговой политики государства.