Основные проблемы и пути решения налогового регулирования. Основные перспективы совершенствования
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2015 в 19:29, курсовая работа
Описание работы
Одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов являются налоги. С момента возникновения государства налоги являются неотъемлемым звеном экономических отношений. Они выполняют определенные функции, главными из которых являются фискальная и регулирующая, - они взаимосвязаны и взаимозависимы, причем ни одна из них не должна развиваться в ущерб другой.
Содержание работы
Введение ……………………………………………………………………3 Глава 1 Теоретические основы налогового регулирования 1.1 Понятие налогового регулирования …………………………….……5 1.2 Инструменты налогового регулирования экономики субъектов РФ.8 1.3 Оценка эффективности налоговой политики…………………….... 11 2. Налоговое регулирование на территории Брянской области 2.1 Нормативно законодательная база налогового регулирования Брянской области …………………………………………………………..…. 16 2.2 Статистика собираемости налогов на территории Брянской области в федеральный, региональный и местный бюджеты …………………………19 3.Основные проблемы и пути решения налогового регулирования. Основные перспективы совершенствования ……………………………….. 25 Заключение ……………………………………………………………….31 Список использованной литературы…………………………………... 32
Отсрочка или рассрочка по уплате
налога может быть предоставлена организации
на сумму, не превышающую стоимость ее
чистых активов.
Физическим лицам, имущественное
положение которых исключает возможность
единовременной уплаты налога, может быть
предоставлена возможность получения
отсрочки или рассрочки по уплате НДФЛ.
В последние несколько лет Правительством
Российской Федерации принимаются меры
по улучшению условий для ведения бизнеса.
Как следствие одним из условий организации
контрольной работы налоговых органов
стал отказ от проведения тотальных налоговых
проверок по периодичности. Вместе с тем,
с учетом отбора кандидатов для проверок
исходя из оценки «рисков» совершения
правонарушений, должен работать принцип
неотвратимости наказания.
Таким образом, перед налоговыми
и правоохранительными органами стоит
задача совместными скоординированными
действиями обеспечить результативность
налогового контроля, безусловное поступление
доначисленных платежей в бюджет, а в случае
неуплаты – неотвратимость уголовного
наказания.
Статистика собираемости
налогов на территории Брянской области
в федеральный, региональный и местный
бюджеты.
В 2014 году в консолидированный
бюджет Российской Федерации от налогоплательщиков
Брянской области поступило около 32 млрд.
рублей налогов и сборов из них доходы
консолидированного бюджета самой области
составили 22,3 млрд.руб.
По уровням бюджета эта сумма
распределилась следующим образом:
- в доходы бюджетов муниципальных
образований перечислено 5,2 млрд. рублей;
- в доходы областного
бюджета 17,1 млрд. рублей (Рисунок 1) .
Таким образом прибавку к уровню
2013 года более чем в 3 млрд. рублей получил
только региональный бюджет.
Большую часть, а именно почти
половину поступлений консолидированного
бюджета субъекта, составили поступления
налога на доходы физических лиц. Они составили
11,3 млрд. рублей. Это на 618 млн. рублей больше
по сравнению с 2013 годом. Налога на добавленную
стоимость поступило 7,2 млрд. рублей, налога
на прибыль организаций – 4,4 млрд. рублей.
Акцизы пополнили бюджет на 2,7 млрд. рублей.
Имущественных налогов в 2014
году было собрано 4,1 млрд. рублей. Это
почти на 730 млн. рублей больше, чем в 2013
году. При этом, так называемый, «личный»
вклад жителей Брянской области в бюджетную
копилку в виде налога на имущество и транспортного
налога составил 140 млн. и 532 млн. рублей
соответственно.
Рисунок 1. Собираемость налогов
в Брянской области в 2014 году(млн.руб.).
За 2013 год в консолидированный
бюджет Российской Федерации от налогоплательщиков,
осуществляющих деятельность на территории
области, поступило 33,4 млрд. руб., что на
5,9 млрд. руб. или на 15% ниже поступлений
2012 года. В общих поступлениях доля федерального
бюджета составляет 37%, доля консолидированного
бюджета Брянской области - 63% (Рисунок
2).
Совокупная задолженность по
налогам, сборам, пеням и налоговым санкциям
за год уменьшилась на 84 млн. руб. и на 1
января 2014 года составила 4,4 млрд. руб.
В целях сокращения задолженности инспекциями
области к предприятиям – недоимщиками
применялся весь комплекс мер принудительного
взыскания, за счет которых в бюджет поступило
2,1 млрд. рублей.
По результатам контрольной
работы в прошлом году дополнительно начислено
платежей в бюджеты всех уровней 1,2 млрд.
рублей с учетом налоговых санкций и пени.
В государственную казну из этой суммы
поступило 703 млн. рублей.
Об эффективности внедрения
досудебного аудита говорит значительное
снижение обращений налогоплательщиков
с исками в суд. При этом 98% решений по 9
тысячам налоговых споров, рассмотренных
судами, как по заявлениям налогоплательщиков,
так и по заявлениям налоговых органов,
принято в пользу налоговых органов, а
значит в пользу бюджета.
Высокий процент удовлетворенных
дел указывает на обоснованность принятых
решений по результатам налогового контроля,
правомерность действий налоговых органов,
направленных на взыскание налоговой
задолженности и санкций.
Рисунок 2. Собираемость налогов
в Брянской области в 2013 году(млн.руб.).
В консолидированный бюджет
РФ за 2012 год поступило более 39 млрд. руб.
На долю консолидированного бюджета субъекта
приходится 55 % общей суммы поступивших
налоговых платежей. В денежном выражении
налоговые доходы консолидированного
бюджета области составили 21,7 млрд. рублей.
По бюджетным уровням сумма распределилась
следующим образом: в доходы бюджетов
муниципальных образований перечислено
6,2 млрд. рублей и 15,5 млрд. рублей остались
в распоряжении областного бюджета (Рисунок
3).
В федеральный бюджет за этот
период перечислено 17,5 млрд. рублей, из
которых 15,3 млрд. рублей составляют поступления
налога на добавленную стоимость – лидера
по вкладу в бюджет.
Отраслевая структура поступлений
области практически не изменилась: 33%
занимают предприятия транспорта и связи,
которые перечислили в консолидированный
бюджет 13,5 млрд. руб., увеличив за год свои
платежи на 86 процентов. На обрабатывающие
производства приходится 29% налоговых
доходов. Вдвое увеличились поступления
от субъектов занимающихся строительной
деятельностью, которые составили более
2 млрд. рублей в бюджеты всех уровней
– это 5% от общего объема поступлений.
По видам экономической деятельности
три четверти поступлений обеспечено
крупнейшими налогоплательщиками регионального
уровня обрабатывающей отрасли, причем
по ним же прослеживается и значительный
прирост поступлений.
В структуре доходов федерального
бюджета лидирует налог на добавленную
стоимость, поступления которого выросли
практически в 2 раза - за 2012 год поступило
12,5 млрд. рублей. При этом без учета поступлений
от налогоплательщиков, состоящих на налоговом
администрировании в межрегиональной
инспекции по крупнейшим налогоплательщикам,
поступления налога снижаются, что связано
с возросшими вычетами по крупным инвестиционным
проектам, реализация которых проходит
на территории области.
Доминирующую роль в формировании
доходов консолидированного бюджета региона
занимает за налогом на доходы физических
лиц, поступления которого составили 9,4
млрд. руб., в том числе в областной бюджет
– 5,6 млрд. руб., в местные бюджеты – 3,8
млрд. руб. Наибольший прирост поступлений
по НДФЛ сложился по крупнейшим налогоплательщикам
регионального уровня. Положительным
моментом является то, что поступления
растут и по отдельным предприятиям, реализующим
инвестиционные проекты.
Хорошие результаты на поступления
данного налога оказывает и работа по
легализации «теневой» заработной платы,
проводимая как самостоятельно налоговыми
органами, так и во взаимодействии с администрациями
муниципальных образований региона. За
год было заслушано почти тысяча плательщиков
налогов, выплачивающих заработную плату
ниже среднего уровня по аналогичным видам
экономической деятельности. В результате
проведенной работы дополнительно поступило
налога на доходы физических лиц в сумме
74 млн. рублей.
Третья часть поступлений консолидированного
бюджета Брянской области сформирована
за счет налога на прибыль организаций
– 6,6 млрд. руб. этого налога поступило
в бюджет субъекта (рост поступлений 127%),
а в целом в консолидированный бюджет
РФ налога на прибыль поступило 7,2 млрд.
руб. с приростом почти в миллиард рублей.
Прибавка сложилась в основном за счет
крупнейших налогоплательщиков.
Рисунок 3. Собираемость налогов
в Брянской области в 2012 году (млн.руб.)
Рисунок 4. Статистика собираемости
налогов на территории Брянской области
в федеральный, региональный и местный
бюджеты 2012-2014 гг.(млн.руб.)
Основные проблемы
и пути решения налогового регулирования.
Основные перспективы совершенствования
На первый план постепенно выходит
задача сохранения стабильности налоговой
системы как фактора легализации бизнеса
и увеличения массы налоговых платежей.
Вносимые в законодательство о налогах
и сборах отдельные изменения все в большей
степени должны быть направлены на повышение
ясности законодательства и на однозначность
его применения налогоплательщиками.
Стабильность налоговой системы
подразумевает и неизменность основополагающих
налоговых институтов и правил уплаты
налогов в течение длительного периода
времени, что предполагает отказ от каких-либо
революционных изменений в налоговом
законодательстве и налоговой системе,
направленных только не возможное получение
кратковременного эффекта увеличения
объема поступлений, вводимых без обоснованного
экономического расчета, не ориентированных
на долгосрочную и среднесрочную перспективы
развития.
Реформирование налоговой системы
должно происходить постепенно на основе
длительного и тщательного анализа ситуации
с поступлением налогов. Любые кардинальные
изменения в налоговой системе Российской
Федерации, особенно те изменения, которые
ущемляют экономические интересы налогоплательщиков,
не только не смогут увеличить налоговые
поступления в бюджет, но и приведут к
потерям источников дохода, поскольку
налоговая нестабильность станет тем
решающим фактором, который заставит многих
налогоплательщиков уйти в «теневую»
экономику.
Стабильность налоговой системы
во многом определяется в федеративном
государстве тем, насколько строго соблюдаются
пределы компетенции центра и регионов
при принятии мер в области налоговой
политики.
Значение фактора стабильности
налоговой системы, а также особенности
государственного строительства России
как Федерации обусловили необходимость
реализации конституционного принципа
единства налоговой системы. Данный принцип
основывается на стабильности и преемственности
налоговой политики государства, единстве
экономического и налогового пространства,
четком разграничении полномочий федерального
центра и регионов.
Современная налоговая система
должна быть справедливой, эффективной
и доступной для понимания. [16]
Эффективность налоговой реформы
сегодня в решающей степени зависит от
способности государства обеспечить увеличение
темпов роста производства, осуществить
серьезные преобразования в деле укрепления
финансовой системы и расчетов в народном
хозяйстве, оказать реальную помощь в
становлении и развитии малого бизнеса.
Сколько бы ни предоставлялось налоговых
льгот и привилегий малому бизнесу, на
практике это не дает значительного эффекта.
Ведь воспользоваться ими малый бизнес
не может, поскольку сегодня нет экономических
условий для создания широкой сети так
называемых малых предприятий.
Успех всей экономической реформы
зависит в первую очередь от быстрейшей
финансовой стабилизации, привлечения
вкладов населения в процессы инвестирования,
проводимых реформ, требующих обеспечения
властных полномочий финансовыми ресурсами.
Налоговый кодекс РФ позволяет более четко
разграничить полномочия федеральных
и региональных органов власти по установлению
и взиманию налогов. Можно сказать, что
с 2009 г. налоговые отношения в России вышли
на качественно иной уровень развития,
что позволило устранить многие недостатки
существующей налоговой системы.
Главной целью реформы налоговой
системы в Российской Федерации является
снижение налоговой нагрузки на законопослушных
налогоплательщиков, предусматривающее
выравнивание условий налогообложения,
упрощение налоговой системы, придание
ей стабильности и большей прозрачности.
Налоговая система всегда будет совершенствоваться,
оттачиваться и настраиваться на запросы
и реалии экономической действительности,
так чтобы, максимально наполняя бюджет,
не ущемлять никого из субъектов налоговых
отношений, поэтому процесс налогового
администрирования бесконечен. При этом
система администрирования налогов должна
обеспечивать снижение уровня издержек
исполнения налогового законодательства
как для государства, так и для налогоплательщиков.
Основной целью налоговой реформы
является достижение оптимального соотношения
между стимулирующей и фискальной ролью
налогов.
Основными направлениями налоговой
политики сегодня выступают:
Контроль за трансфертным ценообразованием
в целях налогообложения:
освобождение о обложения налогом
на прибыль дивидендов, получаемых при
стратегическом участии отечественной
компании в российской и иностранной организации,
выплачивающей дивиденды. Критерий стратегического
участия предполагается установить в
виде доли размером не менее 50 % (в абсолютном
выражении не менее 500млрд. руб.)
снижение ставки налога на дивиденды,
выплачиваемые физлицам, не являющихся
налоговыми резидентами РФ, до 15% в настоящее
время - 30%)
3. Регулирование налогообложения
контролируемых иностранных компаний:
введение принципа налогообложения
нераспределенной прибыли иностранных
контролируемых компаний
введение понятия иностранной
контролируемой компании на основе определенной
взаимозависимости лиц и стратегического
участия в организации
определение условий возникновения
налоговой обязанности у российских налогоплательщиков
в отношении прибыли, полученной иностранными
контролируемыми компаниями
предоставление налогоплательщиком
сведений о его доле в контролируемой
иностранной компании и уплате налога
с соответствующей доли нераспределенного
дохода этой компании
обеспечение возможности эффективного
налогового администрирования в части
получения налоговыми органами необходимых
сведений: данных, идентифицирующих национальных
акционеров, подпадающих под режим контролируемых
иностранных компаний, и финансовой информации,
необходимой для расчета полученного
дохода. Подобные изменения потребуют
корректировки главы 23 и 25 НК РФ.