Основные проблемы и пути решения налогового регулирования. Основные перспективы совершенствования
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2015 в 19:29, курсовая работа
Описание работы
Одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов являются налоги. С момента возникновения государства налоги являются неотъемлемым звеном экономических отношений. Они выполняют определенные функции, главными из которых являются фискальная и регулирующая, - они взаимосвязаны и взаимозависимы, причем ни одна из них не должна развиваться в ущерб другой.
Содержание работы
Введение ……………………………………………………………………3 Глава 1 Теоретические основы налогового регулирования 1.1 Понятие налогового регулирования …………………………….……5 1.2 Инструменты налогового регулирования экономики субъектов РФ.8 1.3 Оценка эффективности налоговой политики…………………….... 11 2. Налоговое регулирование на территории Брянской области 2.1 Нормативно законодательная база налогового регулирования Брянской области …………………………………………………………..…. 16 2.2 Статистика собираемости налогов на территории Брянской области в федеральный, региональный и местный бюджеты …………………………19 3.Основные проблемы и пути решения налогового регулирования. Основные перспективы совершенствования ……………………………….. 25 Заключение ……………………………………………………………….31 Список использованной литературы…………………………………... 32
Скидки подразделяются на лимитированные,
когда размер скидок ограничен, и нелимитированные,
когда налоговая база может быть уменьшена
на сумму определенных расходов. Большую
группу составляют различного рода целевые
скидки, связанные с инвестиционными расходами,
с дополнительными расходами на разработку
нерентабельных и малодебитных месторождений
полезных ископаемых, с другими расходами.
Налоговые кредиты – это льготы,
направленные на уменьшение суммы налога. Налоговые кредиты
как особая группа налоговых льгот и преференций
можно разделить на следующие виды:
вычет, зачет, возврат ранее уплаченного налога.
Например, налоговые вычеты по
НДС и акцизам, вычет сумм подоходного
налога, уплаченного за рубежом, из суммы
налога на доходы физических, подлежащей уплате в России,
зачет или возврат сумм переплаченных авансовых платежей и т.
п.;
отсрочка или рассрочка уплаты налога.
Изменение срока уплаты налога,
при наличии оснований, на срок от одного
до шести месяцев соответственно с единовременной
или поэтапной уплатой налогоплательщиком
суммы задолженности без процентов и с процентами;
налоговый кредит. Изменение срока уплаты по одному
или нескольким налогам на срок от трех
месяцев до одного года, с возвратом сумм задолженности без процентов и с процентами;
инвестиционный налоговый кредит. Изменение срока уплаты налога
на прибыль организаций, а также региональных
и местных налогов от одного года до пяти
лет, при котором организации, при наличии
оснований, предоставляется возможность
в определенных пределах уменьшать свои
платежи по налогу с последующей поэтапной
уплатой суммы кредита и начисленных процентов.
Существует общепризнанное
мнение, что чрезмерно высокий уровень
налогов – это негативное явление, порождающее
спад производства, снижение предпринимательской
активности, трудовой и инвестиционной
инициативы, а также массовое стремление
хозяйствующих субъектов к сокрытию доходов,
усиление социальной напряженности и
инфляционных процессов [8].
1.3 Оценка эффективности
налоговой политики.
Оценка эффективности
налоговой политики невозможна без определения
целей подобного регулирования. Именно
цель регулирования и определяет набор
индикаторов налоговой эффективности.
Сегодня совершенно очевидно, что только
в конструктивном диалоге бизнеса и власти
рождается эффективный механизм налогового
регулирования. Подобно тому, как теоретические
выкладки правительств ничтожны без практического
апробирования, так же и предложения, исходящие
от бизнеса, должны быть проанализированы,
систематизированы, увязаны с другими
инструментами налогового регулирования,
иначе они не будут работать.
Нельзя не согласиться с утверждением,
что все же большинство налоговых инструментов
регулирования (причем как на федеральном,
так и на региональном уровне) нацелены
на стимулирование инвестиций.
Предлагаемый подход
основан на построении двух параллельных
систем показателей эффективности. Причем
по понятным причинам часть показателей
будет входить в обе группы, но с противоположной
интерпретацией.
Первая группа - это
набор показателей, влияющих на принятие
инвестиционного решения потенциальным
инвестором. Вторую группу составляют
универсальные показатели, характеризующие
структуру и динамику действующей налоговой
системы
Систему показателей,
характеризующих эффективность налоговой
системы, с точки зрения бизнеса можно
разделить на два крупных блока: показатели
налоговой среды и показатели налоговой
нагрузки.
Показателями, характеризующими
налоговую среду, являются
амортизационный режим;
режим, применяемый
к расходам;
гласность налоговой
системы;
стабильность налоговой
системы;
наличие налоговых соглашений;
сложность системы налогообложения;
наличие безналоговых
зон, налоговых льгот, специальных налоговых режимов;
наличие действенной
системы досудебной и судебной защиты прав налогоплательщиков.
Блок показателей,
характеризующих налоговую нагрузку,
составляют:
уровень налога;
ставка налога;
база налогообложения;
таможенные пошлины;
налоговая нагрузка.
Как мы видим, первый
блок показателей зачастую не имеет числового
выражения, их интерпретация происходит
путем экспертной (рейтинговой) оценки.
Показатели, отнесенные ко второму блоку,
безусловно, могут быть оценены численно,
однако в этой ситуации нет и не может
быть заданного диапазона их значений
в абсолютном выражении [9].
Для оценки эффективности
государственного налогового управления
в части регулирования налоговой нагрузки
должен проводиться анализ динамики этих
показателей, а также их сравнительный
анализ.
Серьезный фактор для оценки стоимости
инвестиций представляет показатель уровня
таможенных пошлин. Их рост увеличивает
риск инвестирования в стране и повышает
коэффициент окупаемости, необходимой
для того, чтобы инвестиция была прибыльной.
Проблему возможного предсказания налоговых
последствий инвестиционных решений многие
инвесторы напрямую связывают с законодательством,
считая последнее неточным и неясным.
Зачастую закон не отражает непосредственной
ситуации, в которой находится налогоплательщик,
что приводит к неясности результатов
налогообложения.
Важной составляющей, которая определяет
общий уровень налогового климата, является
наличие налоговых соглашений об избежании
двойного налогообложения. Налоговые
соглашения представляют собой правила,
с помощью которых предотвращается двойное
налогообложение доходов, а также решаются
административные вопросы, возникающие
при распределении доходов между двумя
странами. Налоговые соглашения представляют
собой систему, в рамках которой компания,
имеющая отношения с заграницей, может
планировать свои налоги. Основная цель
налоговых соглашений заключается в координации
применения местных и иностранных систем
налогообложения.
Еще одна проблема
заключается в неодинаковом толковании
норм налогового права правоприменителями:
налоговыми и судебными органами. Произвольное
или непоследовательное правоприменение
может наложить на налогоплательщиков
значительные и неожиданные расходы. Такая
ситуация вызывает ощущение риска для
компаний, изучающих вопросы инвестирования
[5].
Следующий проблемный
момент - это частые и значительные изменения
законов и правил. Налоговая система должна
носить стабильный характер на протяжении
определенного периода времени. Стабильность
подразумевает, что в налоговое законодательство
не должны вводиться новые налоги (сборы),
а также вноситься изменения и дополнения,
ухудшающие положение налогоплательщика,
к примеру посредством увеличения налоговой
базы или налоговых ставок.
Для таких сложных
законов, как законы о налогообложении
тщательное корректирование является
неизбежным. Однако, как видно из современной
российской истории, многие изменения
оказывали реальное влияние и на величину
налогов, подлежащих уплате за конкретные
операции.
Нестабильность налогового законодательства
не только усугубляет противоречие между
властью и субъектами налога, но и порождает
механизмы сокрытия доходов, ухода от
их уплаты, что делает налоговую систему
малоэффективной.
Требование стабильности
подразумевает, что в налоговой системе
должно быть определено и закреплено определенное
количество и структура налогов на определенное
время, что исключит внесение поправок,
изменений и дополнений или новых налогов
на определенный в законе период времени.
Критерием стабильности налоговой системы
может служить коэффициент стабильности
Кст, характеризуемый выражением: Дн /
Дс, где Дн - доход или материальное положение
налогоплательщика после внесения изменений
в налоговое законодательство, а Дс - доход
или материальное положение налогоплательщика
до внесения изменений в налоговое законодательство.
Коэффициент стабильности характеризует
относительное ухудшение или улучшение
материального положения налогоплательщика
в связи с изменениями налогового законодательства.
При Кст >= 1 - материальное положение
налогоплательщика не изменяется или
улучшается, а при Кст < 1 ухудшается и
усугубляется противоречие между властью
и налогоплательщиком.
Общий уровень налогообложения
экономики является хорошим показателем
относительной экономической эффективности.
В это понятие включают все виды налогов.
Он влияет на привлекательность региона
для внешних инвесторов, однако при определении
привлекательности различных регионовнедостаточно
просто сравнивать бремя их налогообложения.
Во-первых, налоговые
доходы являются конечным источником
для большинства бюджетных расходов. Поэтому
более низкие доходы ведут к бюджетному
дефициту и могут играть отрицательную
роль при решении задачи привлечения инвестиций.
Во-вторых, если доходы
тратятся на цели, которые уменьшают расходы
и способствуют развитию деятельности,
создающей доходы, то расходы эффективно
компенсируют отрицательное влияние на
налогообложение. Например, расходы по
улучшению инфраструктуры транспорта
и коммунального обслуживания страны
могут уменьшить расходы компаний и увеличить
их прибыльность.
Налоговое регулирование
на территории Брянской области.
Нормативно законодательная
база налогового регулирования Брянской
области.
На территории Брянской
области активно проводится налогового
регулирования, направленная на поддержание
различных отраслей промышленности, сельского
хозяйства, а так же малого бизнеса. Налоговое
регулирование в Брянской области призвано
стимулировать рост финансовых результатов бизнеса,
как базы налогообложения, тем самым способствуя
росту доходов бюджета. По большей части
налоговое регулирование в области представлено
льготами по налогам, отсрочками и рассрочками
налоговых платежей.
Так, например, от Налога
на имущества организаций освобождаются
в Брянской области:
организации общественного
транспорта, получающие субсидии из областного
и (или) местных бюджетов, - в отношении
объектов подвижного состава, осуществляющих
городские, пригородные и внутриобластные
междугородные пассажирские перевозки;
организации оборонно-промышленного
комплекса, участвующие в реализации федеральных
и (или) региональных программ,;
организации железнодорожного
транспорта - в отношении подвижного состава,
обеспечивающего перевозки пассажиров
в пригородном железнодорожном сообщении;
общественные организации
инвалидов (в том числе созданные как союзы
общественных организаций инвалидов),
среди членов которых инвалиды и их законные
представители составляют не менее 80 процентов,
- в отношении имущества, используемого
ими для осуществления их уставной деятельности;
организации, единственным
учредителем которых являются общественные
организации инвалидов, в которых инвалиды
составляют не менее 50 процентов от общего
числа работников;
организации, осуществляющие
создание новых, реконструкцию, модернизацию
существующих производств и реализующие
инвестиционные проекты в соответствии
с Законом Брянской области от 19 августа 1996 года
N 29-З "Об инвестиционной деятельности, налоговых льготах и гарантиях инвесторам на территории Брянской области
имущество общественных объединений
профессиональных творческих работников
изобразительного искусства, входящих
в состав Всероссийской творческой общественной
организации "Союз художников России"
и его структурных подразделений;
имущество организаций народных
художественных промыслов.
общественные объединения пожарной
охраны, создающие подразделения добровольной
пожарной охраны для участия в профилактике
и (или) тушении пожаров, проведения аварийно-спасательных
работ в населенных пунктах Брянской области,
- в отношении имущества, используемого
ими для осуществления их уставной деятельности.
В Брянской области существует
ряд льгот по транспортному налогу.
Так, например, от уплаты транспортного
налога освобождаются:
Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Гери
Социалистического Труда, граждане, награжденные
орденом Славы трех степеней, орденом
Трудовой Славы трех степеней, Почетные
граждане Брянской области;
предприятия, осуществляющие
свою деятельность в сфере жилищно-коммунального
хозяйства;
общественные организации,
осуществляющие подготовку парашютистов,
пилотов-любителей, в части летательных
аппаратов;
участники, инвалиды ВОВ и ветераны
боевых действий, имеющие автомобили легковые
с мощностью двигателя до 100 л.с. (73,55 кВт) включительно, мотоциклы и мотороллеры
с мощностью двигателя до 40 л.с. (29,42 кВт)
включительно;
общественные организации инвалидов;
предприятия, единственным
учредителем которых являются общественные
организации инвалидов, в которых инвалиды
составляют не менее 50 процентов от общего
числа работников;
учебные заведения области
на сельскохозяйственную технику, используемую
в учебном процессе;
общественные объединения пожарной
охраны, создающие подразделения добровольной
пожарной охраны для участия в профилактике
и (или) тушении пожаров и проведении аварийно
- спасательных работ в населенных пунктах
Брянской области, в части специально
оборудованных для тушения пожаров автомобилей.
Управление Федеральной налоговой
службы по Брянской области дает возможность
получить отсрочку или рассрочку по уплате
налогов на срок, не превышающий один год.
Основными основаниями для
получения отсрочки (рассрочки) является:
причинение лицу ущерба в результате
стихийного бедствия, технологической
катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой
силы;