Основы и методология налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 15:34, лекция

Описание работы

Экономическая сущность и функции налогов и сборов.
Законодательство РФ о налогах и сборах.
Принципы налогообложения.
Субъекты налоговых отношений.
Элементы налогообложения.
Классификация налогов.

Файлы: 1 файл

Nalogi_i_nalogooblozhenie.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

Налоги и налогообложение

Ревенко Тамара Петровна

 

Тема: «Основы и методология  налогообложения».

  1. Экономическая сущность и функции налогов и сборов.
  2. Законодательство РФ о налогах и сборах.
  3. Принципы налогообложения.
  4. Субъекты налоговых отношений.
  5. Элементы налогообложения.
  6. Классификация налогов.

 

1)В соответствии с налоговым кодексом РФ под налогом понимается обязательный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях содержания государства.

Помимо налогов в налоговую  систему РФ входят сборы. Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, являющийся условием предоставления в отношении данных лиц органами государственной власти, местного самоуправления или другими уполномоченными органами юридически значимых действий, включая выдачу разрешений или лицензий.

 

Функции налогов показывают, каким  образом реализуются их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.

Выделяют следующие  функции налогов:

1Фискальная – представляет собой изъятие средств налогоплательщика в бюджет. Обеспечивает поступление налогов в казну государства для обеспечения его деятельности. Выражает отношение налогоплательщиков к

государству. Обеспечение государства  финансовыми ресурсами, необходимыми для обеспечения его деятельности.

2Регулирующая - направлена на достижение определенных целей налоговой политики. Выражает отношение государства к налогоплательщикам. Она имеет три подфункции:

-Стимулирующая – означает, что посредством налоговых инструментов стимулируется развитие определенных направлений и сфер экономики.

-Дестимулирующая – посредством налоговых инструментов сдерживаются нежелательные процессы в экономике.

-Воспроизводственного назначения – означает, что посредством установления отдельных платежей (водный налог, налог на добычу полезных ископаемых) осуществляется восстановление используемых природных ресурсов.

3Распределительная – означает, что посредством налогов происходит перераспределение общественных доходов между различными категориями граждан и сферами экономики.

4Контрольная – означает, что посредством налогов контролируется финансово-хозяйственная деятельность юридических и физических лиц. Учет поступлений в доходы государства при соблюдении платежной дисциплины.

5Поощрительная – она имеет социальную направленность и предусматривает особый порядок налогообложения лиц, имеющих заслуги перед обществом (налоговые вычеты, освобождение от уплаты налогов полное или частичное, льготы).

 

2)Законодательство о налогах и сборах включает в себя три уровня:

1Законодательство РФ, включающее в себя налоговый кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах.

Налоговый кодекс устанавливает систему  налогов и сборов РФ, принципы налогообложения, в том числе виды налогов и  сборов, основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и  сборов, права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений, формы и методы налогового контроля, ответственность за совершение налоговых правонарушений и др.

2Законодательство субъектов РФ, которое включает в себя законы о налогах субъектов РФ, принятые в соответствии с налоговым кодексом.

3Нормативные правовые акты муниципальных образований, которые включают в себя акты по местным налогам и сборам, принятые представительными органами муниципальных образований в соответствии с налоговым кодексом.

 

Федеральные законы, вносящие изменения  в налоговый кодекс в части  установления новых налогов или  сборов, а так же акты законодательства субъектов РФ и представительных органов муниципальных образований, вводящие новые налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее 1 месяца со дня официального опубликования.

Иные акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее, чем по истечении 1 месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее, чем по истечении 1 месяца со дня их официального опубликования.

 

Не имеют обратной силы следующие акты:

-Устанавливающие новые налоги и сборы 

-Повышающие налоговые ставки  или размеры сборов 

-Устанавливающие или отягчающие  ответственность за нарушение  налогового законодательства 

-Устанавливающие новые обязанности  или иным образом ухудшающие  положение налогоплательщика, плательщика  сборов или иных участников налоговых отношений

 

Имеют обратную силу акты законодательства:

-Устраняющие или смягчающие  ответственность за нарушение  налогового законодательства 

-Устанавливающие дополнительные  гарантии прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и их представителей.

Могут иметь обратную силу законодательные акты (если напрямую в тексте предусматривают это):

-Отменяющие налоги или сборы

-Снижающие размеры ставок

-Устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и их представителей или иным образом улучшающие их положение.

 

3)В основу российской налоговой системы положены классические принципы налогообложения. Они закреплены ст. 3 налогового кодекса.

1Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика уплачивать налоги и сборы.

2Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться, исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

3Налоги должны иметь экономическое  основание и не могут быть произвольными. Не допустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

4Не допускается устанавливать  налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров, работ, услуг или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

5Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, а так же иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов или сборов, не предусмотренные налоговым кодексом РФ, либо установленные в ином порядке, чем это предусмотрено в налоговом кодексе.

6При установлении налогов должны  быть определены все элементы налогообложения. Нормативные акты должны быть сформулированы таким образом, что бы каждый знал какие налоги (сборы) когда и в каком порядке он должен платить.

7Все неустранимые сомнения, противоречия  и неясности актов законодательства  о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

 

4)Взаимодействие налоговых органов  с другими контролирующими налоговыми  органами регламентируют налоговый кодекс РФ, бюджетный кодекс РФ, таможенный кодекс РФ, а так же федеральные законы. На их основе разработаны детализированные нормативные акты, имеющие форму многосторонних или двусторонних межведомственных положений или в соглашении о сотрудничестве, четко регламентирующих взаимоотношения между различными организациями.

В соответствии с законодательством, субъектами налоговых отношений  являются:

1Организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками или плательщиками сборов.

2Организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами.

3Федеральная налоговая служба  и её подразделения в РФ (налоговые  органы).

4Федеральная таможенная служба  и её территориальные подразделения. 

5Государственные органы исполнительной  власти и исполнительные органы местного самоуправления, а так же другие уполномоченные ими организации и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке прием денежных средств в счет уплаты налогов и сборов и перечисления их в бюджет.

6Органы государственных внебюджетных фондов.

Кроме того, налоговые  органы на постоянной основе осуществляют взаимодействие со следующими организациями:

-Учреждениями Банка России и  других кредитных организаций  по счетам, открытым для налогоплательщиков.

-Кадастровыми палатами и другими учреждения, владеющими информацией о плательщиках земельного налога, налога на имущество физических лиц.

-Государственными органами, осуществляющими  антимонопольное регулирование  экономики (ФАС) по зарегистрированным  у них организациям.

-Органами, выдающими лицензии на  право занятия отдельными видами  деятельности

-Территориальными органами статистики.

-Органами, осуществляющими государственную  регистрацию налогооблагаемого  имущества транспортных средств.

-Органами федерального казначейства и органами внутренних дел.

 

5) Как закреплено в принципах налогообложения РФ, налог может быть установлен только тогда, когда установлены все элементы налогообложения. К таким элементам относятся: налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговая база, налоговые ставки, налоговый период, налоговые льготы (не обязательны), порядок расчета и уплаты налогов.

Налогоплательщиками выступают организации и физические лица, на которых по закону возложена обязанность выплачивать налоги. Физические лица, как налогоплательщики, могут быть индивидуальными предпринимателями. Основанием, предусматривающим возникновение обязанностей уплатить налог или сбор, является наличие у налогоплательщика объекта налогообложения. Ими могут быть: имущество, доход, стоимость реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг или иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную, физическую или иную экономическую характеристики, в связи с которой возникает обязанность уплачивать налоги.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

Следует иметь в виду, что объект налогообложения и налоговая  база не всегда совпадают. 

Налоговая ставка – величина налоговых исчислений на единицу измерения налоговой базы, выраженная в процентном денежном или натуральном выражении. Различают ставки: твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. Твёрдые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения. Пропорциональные действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налогообложения. Средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания налоговой базы. При прогрессивной ставке налогоплательщик выплачивает не только большую сумму налога, но и большую сумму дохода. Средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту суммы удерживаемого налога при увеличении налоговой базы.

Налоговый период – календарный период времени, по истечении которого налогоплательщик исчисляет и уплачивает налог. По некоторым налогам устанавливаются отчетные периоды, по их истечению рассчитывается подлежащая уплате сумма налога и авансового платежа (налог на прибыль, налог на имущество организации, НДФЛ).

Налоговый кодекс предусматривает  возможность исчисления налога: 1Налогоплательщиком самостоятельно

2Налоговым агентом

3Налоговым органом

Самостоятельное исчисление налога налогоплательщиком является процедурой универсального применения и не требует специального подтверждения. 

Исчисление налога налоговым агентом  или налоговым органом производится только в случаях, предусмотренных  налоговым законодательством.

По способу уплаты существует 4 основных вида:

1Кадастровый – способ уплаты, заключающийся в уплате налога на основании данных соответствующего реестра объектов налогообложения. Как правило, применяется для налогов, объектом которых является имущество, а исчисление налога не связано с оценкой доходности объекта налогообложения.

2«У источника» - уплата налога применяется в отношении тех налогов, которые удерживаются из начисленного дохода. Этот способ предусматривает исчисление и перечисление налоговых платежей лицом, выплачивающим налогооблагаемые доходы плательщику, который получает доход уже с вычтенным из него налогом (НДФЛ).

3По декларации – состоит в предоставлении налогоплательщиком в налоговые органы информации о полученных им за прошедший налоговый период объектов налогообложения и сумм налогового платежа. Эта информация заносится в бланк налоговой декларации и передается в налоговый орган. Налоговая декларация – письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льгот и исчисленной сумме налога. Одновременно с подачей декларации уплачивается налог.

4По уведомлению – применяется в том случае, когда обязанность исчисления суммы налога возложена на налоговые или иные органы государственной власти. Эти органы направляют налогоплательщику налоговое уведомление, в котором указываются расчет налоговой базы, размер налога и срок его уплаты. Уведомление направляется не позднее, чем 30 дней до наступления срока уплаты налога и налогоплательщик самостоятельно осуществляет уплату и часто этот способ уплаты налога сочетается с кадастровым способом.

К необязательным элементам налогообложения относятся налоговые льготы. Льгота – предусмотренные законом преимущества отдельным категориям налогоплательщиков, включая возможность не уплачивать налоги или уплачивать их в меньшем размере. К налоговым льготам относятся: необлагаемый минимум объекта, изъятие из обложения определенных элементов объекта, освобождение от уплаты отдельных лиц и категорий налогоплательщиков, вычет из налогового платежа, целевые налоговые вычеты. Налоговые льготы не могут носить индивидуальный характер.

Информация о работе Основы и методология налогообложения