Основы налогообложения некоммерческих организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 07:26, курсовая работа

Описание работы

За последние годы в России наметилась устойчивая тенденция роста числа некоммерческих организаций. Возникают все новые фонды, объединения, союзы. Это объясняется разнообразием и важностью функций, выполняемых некоммерческими организациями.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Основы функционирования НКО в экономике……………………..5
1.Организационно-правовые формы НКО………………………………...5
2.Порядок регистрации некоммерческих учреждений………………….10
Глава 2 Особенности налогообложения некоммерческих учреждений…….14
2.1 Виды налоговых платежей, уплачиваемых некоммерческими учреждениями…………………………………………………………………..14
2.2 Анализ структуры налоговых платежей некоммерческих учреждений...25
2.3 Льготы по налогообложению некоммерческих учреждений…………….31
Глава 3 Совершенствование налогообложения НКО………………………...36
3.1 Проблемы налогообложения НКО………………………………………....36
3.2 Совершенствование механизма налогообложения НКО в РФ…………...43
Заключение………………………………………………………………………46
Список использованной литературы…………………………………………..49

Файлы: 1 файл

Основы налогообложения некоммерческих орг.-й ФЭИ.doc

— 222.00 Кб (Скачать файл)

Например, проценты за использование  кредитными учреждениями денежных средств  НКО или суммы штрафов со своих  членов за несвоевременное перечисление членских взносов включаются в состав внереализационных доходов НКО и подлежат налогообложению (пп. 6 и 3 ст. 250 НК РФ соответственно). В случае получения дохода от временного размещения целевых средств, не относящихся к целевому капиталу, в приносящие доход активы или на депозиты в банках при формировании налоговой базы по налогу на прибыль необходимо обратить внимание на аспект дальнейшего использования данных средств для целевой (уставной) или предпринимательской деятельности.

Вопрос о правомерности использования налогоплательщиком возможности отказа от учета соответствующих поступлений при определении налоговой базы по налогу на прибыль (п. 2 ст. 251 НК РФ) должен решаться по результатам конечного расходования средств целевого финансирования и целевых поступлений в зависимости от того, соответствуют ли произведенные расходы уставным целям деятельности получателя и условиям, установленным источником целевого финансирования или целевых поступлений, а также федеральными законами. Другими словами, для принятия решения об учете на основании п.п. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ средств, полученных от источников финансирования и направляемых на подобную деятельность, следует рассматривать каждый конкретный случай с точки зрения использования средств по целевому назначению.

Такие разъяснения  содержаться в письме Минфина  России от 6.10.09 г. № 03-03-06/4/83. Не являются целевым финансированием и учитываются в составе доходов средства, полученные: организацией-исполнителем на выполнение научно-исследовательских работ в рамках федеральной целевой программы (независимо от источника их поступления) (письмо УФНС России по г. Москве от 12.08.09 г. № 16-15/082955); коммерческими организациями из бюджетов разных уровней в виде субсидий на возмещение процентной ставки по кредитам для субъектов малого предпринимательства, части затрат по аренде, а также средства, полученные в рамках областной целевой программы по снижению напряженности на рынке труда (письмо Минфина России от 10.08.09 г. № 03-11-06/2/150); организациями (кроме автономных учреждений), осуществляющими пассажирские перевозки, в целях возмещения затрат, связанных с содержанием планово-убыточных маршрутов (письмо Минфина России от 16.10.09 г. № 03-11-06/2/209).

Хотелось бы обратить особое внимание на вопрос обложения  доходов товариществ собственников  жилья (далее – ТСЖ). К целевым  поступлениям в ТСЖ относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, полученные безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению (п. 2 ст. 251 НК РФ). Однако возникает вопрос, все ли взносы, уплачиваемые членами ТСЖ, являются целевыми поступлениями и не подлежат налогообложению. В письме Минфина России от 21.10.05 г. № 03-11-04/2/109 отмечено: несмотря на то что деятельность по управлению домом, содержанию, эксплуатации и ремонту общего имущества является уставной для ТСЖ, обязательные платежи не могут быть признаны целевыми поступлениями на содержание НКО и ведение уставной деятельности, по причине того, что перечень целевых поступлений является закрытым и не предусматривает таких доходов, как обязательные платежи членов ТСЖ.

Рассматриваемые «членские взносы», за счет которых  производятся расчеты со сторонними организациями за коммунальные услуги, а также расходы на содержание дома, не относятся к целевым поступлениям. Таким образом, плата членов ТСЖ либо ЖСК за содержание и ремонт жилого помещения, включающая оплату услуг и работ по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плата за коммунальные услуги квалифицируются как выручка от реализации работ, услуг. Являются также доходами, не учитываемыми при определении базы по налогу на прибыль, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с ГК РФ.

Вместе с  тем необходимо обратить внимание на то, что безвозмездная передача имущества  может быть произведена либо путем  пожертвования, либо путем дарения. От налогообложения освобождаются  только пожертвования, поэтому эти понятия следует разграничивать. В соответствии со ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь либо имущественное право в собственность.

Пожертвованием  признается дарение вещи или права в общеполезных целях (п. 1 ст. 582 ГК РФ). Учитывая то, что использованное не по назначению имущество подлежит налогообложению, в договоре следует указать цель его использования. Учреждение, получившее имущество, может составить отчет о его целевом использовании. Если пожертвованное имущество невозможно использовать в соответствии с указанным назначением, то с согласия жертвователя оно может быть применено в других целях, что согласуется с положениями письма Минфина России от 12.11.08 г. № 03-03-06/4/78. В письме Минфина России от 4.06.08 г. № 03-03-06/4/40 отмечается, что в ст. 582 ГК РФ поименованы некоммерческие организации, которые могут быть получателями пожертвований.

Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 ГК РФ.

Следовательно, некоммерческие организации, которые  в данном перечне не значатся, полученные пожертвования учитывают в доходах. Необходимо также обратить внимание на то, что не могут считаться пожертвованиями средства, если в платежном поручении содержатся формулировки «финансовая помощь», «материальная помощь», «спонсорская помощь» или «благотворительная помощь». В соответствии с Федеральным законом от 13.03.06 г. № 108-ФЗ «О рекламе» спонсорский вклад признается платой за рекламу, т.е. он не является безвозмездным. Признается доходом, не учитываемым при определении базы по налогу на прибыль, безвозмездная помощь, полученная в соответствии с Федеральным законом от 4.05.99 г. № 95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации».

При этом следует  иметь в виду, что к безвозмездной  помощи относится гуманитарная или  техническая помощь, полученная на безвозмездной основе от иностранных  государств, от их федеративных или муниципальных образований, международных и иностранных учреждений или некоммерческих организаций, а также физических лиц при условии, что на указанные средства (гуманитарную помощь) имеются документы, подтверждающие их принадлежность к гуманитарной или технической помощи.

В ином случае они  включаются в налоговую базу по налогу на прибыль. Данное положение подтверждается письмом ФНС России от 28.12.09 г. №  ШС-22-3/278@. Однако следует обратить внимание на то, что целевые поступления в виде безвозмездной помощи, выраженные в иностранной валюте, полученные благотворительной организацией, не учитываются в составе доходов для целей налогообложения прибыли при условии целевого использования таких пожертвований.

При этом курсовые разницы по суммам пожертвований, возникшие в результате изменения официального курса иностранной валюты, устанавливаемого Банком России, являются доходами (расходами), полученными (произведенными) в рамках целевых поступлений, которые также не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Курсовые разницы, возникшие при использовании средств пожертвований, выраженных в иностранной валюте, по целевому назначению, в том числе при продаже иностранной валюты, для целей налогообложения прибыли в составе доходов (расходов) также не учитываются.

Это подтверждается письмом Минфина России от 1.11.10 г. № 03-03-06/4/105. Еще одним видом целевых  поступлений являются гранты, которые  предоставляются на безвозмездной  и безвозвратной основах на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных научных исследований на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным представлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта. Если выделенные средства одновременно отвечают всем перечисленным критериям, то их можно признать грантами.

В ином случае суммы  поступления включаются в состав внереализационных доходов. Постановлением Правительства Российской Федерации  от 28.06.08 г. № 485 утвержден Перечень международных и иностранных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых не подлежат налогообложению и не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций – получателей грантов. Необходимо также обратить внимание на то, что часть взносов, израсходованных нецелевым образом на основании п. 14 ст. 250 НК РФ, следует признавать внереализационным доходом некоммерческой организации (письмо Минфина России от 14.11.08 г. № 03-03-06/4/79). Некоммерческие организации наряду с ведением уставной деятельности могут осуществлять и деятельность, связанную с получением доходов от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав, а также получать внереализационные доходы.

Таким образом, каждый из указанных в п.п. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 видов доходов можно при выполнении определенных условий учитывать в качестве дохода, который увеличивает налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

 

2.3 Льготы  по налогообложению некоммерческих  учреждений

 

На сегодняшний  день НК РФ предусмотрен ряд специфических норм, применяемых исключительно некоммерческими организациями.

НДС

Так, в силу пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории РФ реализация товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых:

- общественными  организациями инвалидов (в том  числе созданными как союзы  общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды  и их законные представители  составляют не менее 80 процентов;

- организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных в абзаце втором пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%;

- учреждениями, единственными собственниками имущества  которых являются указанные в  абзаце втором пп. 2 п. 3 ст. 149 НК  РФ общественные организации  инвалидов, созданными для достижения  образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям[3,с.193].

НДФЛ

В части исчисления НДФЛ следует учитывать, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы физических лиц в виде:

- сумм, уплаченных  общественными организациями инвалидов  за лечение и медицинское обслуживание  инвалидов при условии наличия  у медицинских учреждений соответствующих  лицензий, а также наличия документов, подтверждающих фактические расходы на лечение и медицинское обслуживание (п. 10 ст. 217 НК РФ);

- доходов, не  превышающих 4000 рублей, полученных  в виде сумм материальной помощи, оказываемой инвалидам общественными  организациями инвалидов.

Налог на прибыль.Статья 251 НК РФ содержит закрытый перечень доходов, не учитываемых при исчислении налоговой  базы.

Так, п. 2 ст. 251 НК РФ предусматривает, что при определении  налоговой базы не учитываются целевые  поступления. К ним, в частности, относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.

К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций  и ведение ими уставной деятельности относятся, в том числе:

- осуществленные  в соответствии с законодательством  РФ о некоммерческих организациях  вступительные взносы, членские  взносы, паевые взносы, пожертвования  (пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ);

- средства и  иное имущество, которые получены  на осуществление благотворительной деятельности (пп. 4 п. 2 ст. 251 НК РФ);

- денежные средства, полученные некоммерческими организациями  на формирование целевого капитала, которое осуществляется в порядке,  установленном Федеральным законом  от 30.12.2006 N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" (далее - Закон N 275-ФЗ) (пп. 13 п. 2 ст. 251 НК РФ);

- денежные средства, полученные некоммерческими организациями  - собственниками целевого капитала  от управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление имуществом, составляющим целевой капитал, в соответствии с Законом N 275-ФЗ (пп. 14 п. 2 ст. 251 НК РФ);

- денежные средства, полученные некоммерческими организациями  от специализированных организаций  управления целевым капиталом в соответствии с Законом N 275-ФЗ (пп. 15 п. 2 ст. 251 НК РФ) [5,с.139].

При этом налогоплательщики (получатели указанных целевых поступлений) обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в  рамках целевых поступлений.

Также не учитываются  при налогообложении имущественные  права в виде права безвозмездного пользования государственным и  муниципальным имуществом, полученные по решениям органов государственной  власти и органов местного самоуправления некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности (пп. 16 п. 2 ст. 251 НК РФ).

Перечень прочих расходов, связанных с производством  и реализацией, утвержденный в ст. 264 НК РФ, также содержит ряд расходов, присущих некоммерческим организациям.

Информация о работе Основы налогообложения некоммерческих организаций