Основы налогообложения некоммерческих организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 07:26, курсовая работа

Описание работы

За последние годы в России наметилась устойчивая тенденция роста числа некоммерческих организаций. Возникают все новые фонды, объединения, союзы. Это объясняется разнообразием и важностью функций, выполняемых некоммерческими организациями.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Основы функционирования НКО в экономике……………………..5
1.Организационно-правовые формы НКО………………………………...5
2.Порядок регистрации некоммерческих учреждений………………….10
Глава 2 Особенности налогообложения некоммерческих учреждений…….14
2.1 Виды налоговых платежей, уплачиваемых некоммерческими учреждениями…………………………………………………………………..14
2.2 Анализ структуры налоговых платежей некоммерческих учреждений...25
2.3 Льготы по налогообложению некоммерческих учреждений…………….31
Глава 3 Совершенствование налогообложения НКО………………………...36
3.1 Проблемы налогообложения НКО………………………………………....36
3.2 Совершенствование механизма налогообложения НКО в РФ…………...43
Заключение………………………………………………………………………46
Список использованной литературы…………………………………………..49

Файлы: 1 файл

Основы налогообложения некоммерческих орг.-й ФЭИ.doc

— 222.00 Кб (Скачать файл)

Похожим образом  складывается ситуация и с предпринимательской  деятельностью НКО. Во многих случаях ведение раздельного учета доходов (расходов) по уставной и предпринимательской деятельности требует таких административных усилий и так чревато ошибками, что многие НКО сознательно отказываются от этого способа пополнения своих бюджетов.

 

3.2 Совершенствование  механизма налогообложения НКО  в РФ

Вступил в силу Закон «О внесении изменений в  часть вторую Налогового кодекса  РФ в части совершенствования  налогообложения некоммерческих организаций  и благотворительной деятельности», который предусматривает обширные налоговые преференции для некоммерческих организаций, выполняющих социально значимые услуги. Также получат налоговые льготы меценаты и бизнесмены, занимающиеся благотворительной деятельностью.

Как пишет «Российская  газета» со ссылкой на председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Ю.В. Васильева, закон предусматривает льготное налогообложение по налогу на прибыль в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком в виде пожертвований. От НДС освобождаются услуги по социальному обслуживанию несовершеннолетних, граждан пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей и иных лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации. Сюда же входят услуги по выявлению совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, по подбору и подготовке опекунов. В льготный список входят также проведение физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий[1,с.139].

Помимо этого  освобождается от НДС безвозмездное оказание услуг по производству и распространению социальной рекламы. Упоминание спонсоров в такой рекламе должно занимать не более 5% рекламной площади, а в теле- и кинопродукции должно длиться не более трех секунд и должно занимать не более 7% площади кадра. Освобождается от НДС также ввоз на территорию РФ незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретных пациентов, и гемопоэтических стволовых клеток и костного мозга для трансплантации.

Без налоговых  вычетов будут производиться  выплаты добровольцам в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является безвозмездное выполнение работ  и оказание услуг.

Реформирование  системы налогообложения некоммерческих организаций должно иметь комплексный характер, который позволял бы решать одновременно если не все, то хотя бы многие из перечисленных проблем.

Главная задача реформирования видится в поиске тонкой грани между учетом особенностей экономического положения НКО и  предотвращением злоупотреблений некоммерческим статусом. Если такая золотая середина будет найдена, некоммерческий сектор сможет играть по-настоящему значительную роль в развитии всего общества.

 

Заключение

 

Некоммерческие  организации могут быть созданы  в форме учреждений, кооперативов, некоммерческих партнерств, детских, молодежных, культурно-просветительских, спортивных, религиозных организаций, общественных объединений и ассоциаций, благотворительных фондов и в прочих формах, предусмотренных ГК РФ и действующим законодательством. Они создаются и для осуществления социальных, образовательных, благотворительных, религиозных и т. п. задач, при этом являются полноценными субъектами налогового права, то есть в полной мере несут ответственность по исчислению и уплате налогов.

В России налоговые  поступления от некоммерческих организаций  не играют существенной роли в доходных источниках бюджета и роль некоммерческих организаций в развитии экономики  и социальной сфере невелика, что  в большей части является причиной несовершенства правового регулирования их деятельности и, прежде всего нелогичными и трудновыполнимыми правилами налогообложения.

Среди проблем, вызывающих наибольшее беспокойство некоммерческих организаций, - признание доходом  целого ряда безвозмездных поступлений  в некоммерческие организации; признание  объектом налогообложения НДС безвозмездной  передачи имущества, безвозмездного оказания услуг; необходимость взимания налога на доходы физических лиц с клиентов, получающих социальную помощь; узкое понимание понятия «благотворительная деятельность» и многие другие. Решить, эти проблемы можно только усовершенствовав законодательство, путем как локальных (точечных), так и координальных (системных) изменений. Посредством локальных изменений, т.е. внесением поправок в отдельные статьи Налогового кодекса Российской Федерации, можно повысить доступность средств, привлекаемых НКО для предоставления социально значимых благ. А системные изменения, подразумевают введение специального налогового режима для НКО, который будет учитывать экономическую и организационную специфику некоммерческого сектора и благотворительности. Для внесения системных изменений необходима хорошая теоретическая база и анализ, как действующей системы налогообложения, так и международного опыта налогообложения НКО, чего на сегодняшний день в России нет.

Особого внимания требует регулирование предпринимательской  деятельности некоммерческих организаций. Как показывает опыт других стран, это существенная составляющая финансовой устойчивости некоммерческих организаций.

Подводя итог можно  отметить, что необходимо менять и  отношение к некоммерческим организациям, создав для добросовестных налогоплательщиков простую, понятную, логичную, экономически и социально обоснованную систему налогообложения.

Между тем налогообложение  некоммерческих учреждений вызывает немало споров. Они вызваны не только противоречиями в законодательстве, но и узковедомственным подходом к этой проблеме, стремлением толковать законы исключительно в направлении роста налоговой базы и штрафных санкций. При этом практически не учитывается, что нельзя к образованию, в том числе и оказанию платных образовательных услуг, применять без учета специфики этой деятельности нормативные акты, ориентированные главным образом на промышленные предприятия.

Дальнейшее совершенствование  системы налогообложения образовательных  учреждений может осуществляться в  рамках общего процесса реформирования всей системы налогообложения.

Общее же направление  по реформированию системы налогообложения  в Российской Федерации должно предусматривать  построение стабильной и справедливой системы. При этом в среднесрочной  перспективе главными направлениями в налоговой реформе должны стать следующие: снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда (снижение размеров единого социального налога); упрощение процедуры исчисления основных налогов (НДС, налог на прибыль); уточнение положений налогового законодательства.

 

Список использованной литературы

 

Нормативно-законодательные акты:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (в ред. Федерального закона от 14.03.2011№36-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, №32, ст. 3340.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (в ред. Федерального закона от 09.04.2011 №58-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, №31, ст. 3823.
  3. Приказ Минфина России от 19.09.2008 N 98н "О Порядке учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета".
  4. Приказ Минфина России от 01.09.2008 N 88н "О Порядке осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности".

Учебная и специальная  литература

1. Агапова И.  И. Экономика и этика: аспекты  взаимодействия: Издательство «  Юристъ», 2007

2. Андреев С.Н., Мельниченко Л.Н. Основы некоммерческого  маркетинга: Для политических партий, властных структур, некоммерческих  организаций, физических лиц.  – М.: «Прогресс-Традиция», 2005

3. Вахрин П.И.  Финансовый анализ в коммерческих  и некоммерческих организациях: Учебное пособие. - М: «Маркетинг», 2011

4. Гамольский  П.Ю. ,Толмасова А.К. Некоммерческие  организации: бухгалтерский учет, налогообложение и правовой статус. - М.: Издательство "Бухгалтерский учет", 2004

5.Гамольский  П.Ю. Некоммерческие организации:  особенности налогообложения и  бухгалтерского учета. М.: Книга  и бизнес, 2010.

6. Джаарбеков  С.М, Старостин С.Н., Кошеварова  Н.Л. и др. Некоммерческие организации: Организационно-правовые формы, бухгалтерский учет, налогообложение. – МЦФЭР, 2009

7. Жильцов Е.Н.: Экономика общественного сектора  и некоммерческих организаций:  Учебное пособие. - М.: Издательство  МГУ - 2005

8.Зернова И. Кассовый метод  признания доходов и расходов // Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение, 2009, №3.

9.. Лорина В.Н.  Некоммерческие организации. Регистрация,  налогообложение и контроль. –  М: Издательство «Приор», 2001

10. Макальская  М.Л, Пирожкова Н.А. Некоммерческие организации в России. Создание. Права. Налоги. Учет. Отчетность. - М.: Издательство “Дело и Сервис”,-3-е изд., перераб. и доп., 2008

11. Матвеев С.  Ю. Некоммерческие организации.  – М.: Издательство Бератор, 2004

12. Морозова  Е.Я., Тихонова Э.Д. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы. - С.-Петербург: Изд-во Михайлова В.А., 2002

13.Мячин Ю.В. Проблемы налогообложения  в образовательных учреждениях Налоги (журнал), 2007, №5.

14.. Налоговая  схема России. - М.: Издательство «Дело  и Сервис», Выпуск 3, 2003

15.Нешитой А. С. Финансы: Учебник.- 7-е изд., перераб и дополн.- М.: Дашков  и К, 2007.- 512 с.

Размещено на Allbest.ru




Информация о работе Основы налогообложения некоммерческих организаций