Основы налогового планирования на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие основных организационных и методических аспектов формирования учетной политики на предприятии, а также рассмотрения основ налогового планирования на предприятии.
Задачами для реализации поставленной цели являются:
определение и раскрытие структуры и формирования учетной политики;
рассмотрение основных принципов, этапов, уровней налогового планирования;
выявления этапов процесса формирования учетной политики как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………
3
Глава 1. Понятие, формирование и раскрытие учетной политики предприятия…………………………………………………………………..

6
1.1. Структура и основные принципы учетной политики…………………
6
1.2. Формирование учетной политики предприятия………………………
14
1.3 Раскрытие и изменение учетной политики……………………………
24
Глава 2. Основы налогового планирования на предприятии……………..
29
2.1. Понятие и содержание налогового планирования…………………….
29
2.2 Классификация налогового планирования……………………………
31
2.3. Принципы, этапы и уровни налогового планирования на предприятии…………………………………………………………………..

35
Заключение……………………………………………………………………
40
Список используемой литературы…………………………………………..
44

Файлы: 1 файл

курсовая - учетна политика предп и налог планирование.doc

— 260.50 Кб (Скачать файл)

Порядок амортизации активов предполагает выбор одного из следующих способов (ПБУ 6/2001 «Основные средства», ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов»)2:

  • для основных средств (линейный, уменьшаемого остатка, списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, списания пропорционально объему продукции);
  • для нематериальных активов (линейный, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции). согласно ПБУ 5/2001 может быть, определен из следующих способов:
  • по себестоимости каждой единицы;
  • по средневзвешенной себестоимости;
  • по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО);
  • по себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО),

В приказе об учетной политике определяется перечень; резервов предстоящих расходов и платежей, создаваемых организацией.

Чтобы равномерно распределять предстоящие расходы, организация может создавать следующие резервы:

  • на предстоящую оплату отпусков работникам;
  • на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;
  • на выплату вознаграждений по итогам работы за год;
  • на ремонт основных средств;
  • на производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства;
  • по рекультивации земель и осуществлению иных природоохранных мероприятий;
  • по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору проката;
  • по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию;
  • на покрытие непредвиденных затрат.

Производственные затраты в части калькуляционного учета могут быть определены следующими способами:

1. По способу подсчета себестоимости (подсчет полной себестоимости, подсчет  сокращенной себестоимости);

2. По отношению к технологическому  процессу (позаказный, попередельно-полуфабрикатный  и бесполуфабрикатный);

3. По объекту калькуляции (деталь, узел, изделие и т.д.)

4. По способу сбора информации (подсчет нормативной себестоимости, подсчет только фактической себестоимости).

Порядок признания доходов может определяться:

1. По методу начисления (по отгрузке);

2. По кассовому методу (по оплате).

В международной практике для определения момента получения дохода используется метод начислений3.

Группировка объектов бухгалтерского наблюдения включает:

– основные средства и нематериальные активы (срок полезного использования более 12-ти месяцев);

– предметы труда (срок полезного использования менее 12-ти месяцев).

Оценка задолженности по полученным кредитам и займам предусматривает учет и отражение процентов в финансовой отчетности.

Определение существенности данных, подлежащих раскрытию в отчетности, предполагает учет как качественной стороны существенности, так и количественной, выражающейся в процентах к валюте баланса либо итогу соответствующей статьи. Существенной признается сумме составляющая не менее 5% к общему итогу данных.

Техника ведения бухгалтерского учета включает:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета;
  • форму бухгалтерского учета;
  • технологию обработки учетной информации;
  • организацию внутрипроизводственного учета, отчетности контроля;
  • инвентаризацию имущества и обязательств и др.

Технический аспект учетной политики определяет организационные формы построения бухгалтерии, структур бухгалтерской службы, возможность осуществления учет специализированной профессиональной организацией либо специалистом на договорных началах, а также выделения подразделений на отдельный баланс.

Организационный аспект учетной политики включает следующие элементы:

    • форма бухгалтерского учета (состав, структура и порядок формирования учетных регистров);
    • план счетов бухгалтерского учета (организация самостоятельно разрабатывает рабочий план счетов);
    • инвентаризация имущества и обязательств;
    • внутренний учет, отчетность и контроль.

Организация бухгалтерской службы предусматривает:

  • место бухгалтерской службы в системе управления организацией;
  • порядок взаимодействия бухгалтерской службы с другими службами и структурными подразделениями организации;
  • организационное построение бухгалтерской службы;
  • права и обязанности главного бухгалтера; состав и соподчиненность отдельных учетных подразделений и работников4.

Таким образом, учетная политика формируется в целях обеспечения методического, технического и организационного единства учетного процесса в течение отчетного периода.

Особенностью учетной политики является также разработка учетной политики для целей налогообложения, которой должно быть предусмотрено максимальное совмещение бухгалтерского и налогового учета, несмотря на то, что бухгалтерский и налоговый учет представляют собой самостоятельно существующие системы.

Налоговый учет – система обобщения информации дл; определения налоговой базы по налогам на основе первичны; документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым кодексом.

Необходимость разработки учетной политики для целей налогообложения обусловлено налоговым законодательством.

В учетной политике для целей налогообложения должны быть раскрыты следующие вопросы:

  • выбранные способы формирования налоговой базы по различным налогам;
  • схемы ведения налогового учета;
  • формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных;
  • порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения и т.д.

Организация, выбирая в своей учетной политике вариант способа формирования налоговой базы, должна четко определить, к какому налогу относится тот или иной способ.

Учетная политика для целей налогообложения должна раскрывать:

  • метод признания доходов и расходов в целях исчисления налога на прибыль;
  • порядок признания реализации в целях исчисления налога на добавленную стоимость;
  • порядок начисления амортизации основных средств для целей налогообложения;
  • порядок начисления амортизации нематериальных активов для целей налогообложения

В учетную политику для целей налога на добавленную стоимость включаются следующие вопросы:

  1. Способы ведения раздельного учета затрат.
  2. Виды деятельности, по которым обеспечивается раздельный учет затрат.
  3. База распределения общехозяйственных расходов по видам деятельности решения о любых изменениях должны отражаться в учетной политике.

Учетная политика для целей налогообложения на прибыль включает следующие данные:

  1. Схему ведения налогового учета.
  2. Порядок формирования суммы доходов.
  3. Порядок формирования суммы расходов.
  4. Порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения.
  5. Порядок формирования сумм создаваемых резервов. Решения о любых изменениях должны отражаться в учетной политике для целей налогообложения и применяться с начала нового налогового периода.

Учетная политика должна формироваться организацией (предприятием) на предстоящий год заблаговременно. Принятая учетная политика оформляется письменно приказом, распоряжением, решением или другим документом ее руководителя и подлежит раскрытию в пояснительной записке к годовому отчету организации.

Учетная политика имеет важное значение не только для самой организации, но и для контролирующих органов (особенно налоговой службы), аудиторов, различных пользователей финансовой отчетности организации.

 

 

1.2. Формирование  учетной политики предприятия

 

 

Учетная политика предприятия формируется главным бухгалтером организации и утверждается в виде приказа руководителем организации, что делается ежегодно, а вновь созданные организации должны разработать и принять учетную политику не позднее 90 дней с момента государственной регистрации.

Принятая учетная политика применяется последовательно из года в год. Ее изменения могут иметь место только в отдельных случаях, предусмотренных Законом о бухгалтерском учете и ПБУ 1/98.

Начиная с 2002 года, все организации должны разрабатывать не одну, а две учетных политики — одну для целей финансового учета (об этом говорилось выше), а другую — для целей налогообложения.

Непосредственно процессу формирования учетной политики должен предшествовать анализ действующего законодательства. В результате проведенного анализа следует определить круг вопросов, которые организация предполагает рассмотреть в учетной политике.

Сначала целесообразно выделить те направления, разделы и объекты учета, которые непосредственно связаны с деятельностью организации. Именно в отношении них и должна строиться вся последующая работа. Ведь от организации не требуется принять решения о порядке и особенностях учета тех объектов и операций, которые она не осуществляет в процессе своей производственно-хозяйственной деятельности. Напротив, "забегая вперед" при разработке учетной политики, организация рискует установить правила, которые впоследствии, когда будет осуществлена соответствующая операция, будут ей невыгодны или неудобны применительно к реальной ситуации.

Следующим шагом в процессе подготовки к выработке учетной политики должен стать анализ действующего законодательства и нормативной базы, регулирующей выбранные на предыдущем этапе направления, разделы и объекты учета. При этом следует учитывать, что учетная политика разрабатывается на следующий год, поэтому возможно, что после завершения текущего года отдельные документы утратят силу или начнут действовать новые.

Нормативные документы по бухгалтерскому учету содержат нормы, однозначно устанавливающие порядок ведения учета, – обязательные для применения всеми хозяйствующими субъектами, и нормы, которые предусматривают несколько возможных вариантов, – по ним организации предоставляется право самостоятельного выбора наиболее оптимального способа. Поэтому в учетной политике нет необходимости повторять однозначные, установленные на уровне нормативных документов правила, но следует обязательно указать, какой способ выбрала организация из имеющихся вариантов.

В положениях по бухгалтерскому учету и других документах вариативность решения может быть явной.

Организациям также может быть предоставлена возможность принятия решения из возможных вариантов не в столь явной форме. В этом случае способы не представлены списком, а упоминания об учетной политике может не быть вовсе. Чаще всего это встречается, когда существует альтернатива, т. е. предлагаемых вариантов всего два. При этом используются словосочетания "организация вправе", "организации могут" и т. п. Примером может служить п. 11 ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений", которым установлено: "В случае несущественности величины затрат (кроме сумм, уплаченных в соответствии с договором продавцу), на приобретение таких финансовых вложений, как ценные бумаги, по сравнению с суммой, уплачиваемой в соответствии с договором продавцу, такие затраты организация вправе признавать прочими операционными расходами…". Применительно к данному пункту, если организация решает воспользоваться предоставленным ей правом, она должна сделать соответствующую оговорку в учетной политике. При этом целесообразно сразу дать ссылку на конкретный пункт нормативного документа, которым организации предоставлено право выбора5.

Анализ действующего законодательства и нормативной базы, регулирующей выбранные на первом этапе направления, разделы и объекты учета организации, должен осуществляться не только в одном направлении – что предписывается или разрешается делать в части учета, рассматривая при этом имеющиеся нормативные документы. Анализировать нормативные документы необходимо еще и с точки зрения охвата всего спектра деятельности организации. Если организация действительно осуществляет операции, которые не противоречат законодательству по своей сути, но не нашли отражения в документах, регламентирующих порядок ведения бухгалтерского учета, то в случае необходимости она вправе самостоятельно разработать новые способы учета и включить их в свою учетную политику. Эта возможность предусмотрена п. 8 ПБУ 1/98. Однако при этом существует риск, что специалисты организации недостаточно полно изучат действующую нормативную базу и пропустят норму, которая уже регулирует соответствующий вопрос. В этом случае, если самостоятельно выработанный организацией способ ведения учета отличается от общеустановленного, то соответствующее положение учетной политики будет признано неправомерным.

В результате проведенной подготовительной работы должен быть сформирован полный перечень вопросов, которые непосредственно связаны с деятельностью данной организации и которые она намерена отразить в своей учетной политике. Эти вопросы для оптимизации принятия решения целесообразно разделить на две группы, требующие:

Информация о работе Основы налогового планирования на предприятии