Основы налогового планирования на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие основных организационных и методических аспектов формирования учетной политики на предприятии, а также рассмотрения основ налогового планирования на предприятии.
Задачами для реализации поставленной цели являются:
определение и раскрытие структуры и формирования учетной политики;
рассмотрение основных принципов, этапов, уровней налогового планирования;
выявления этапов процесса формирования учетной политики как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………
3
Глава 1. Понятие, формирование и раскрытие учетной политики предприятия…………………………………………………………………..

6
1.1. Структура и основные принципы учетной политики…………………
6
1.2. Формирование учетной политики предприятия………………………
14
1.3 Раскрытие и изменение учетной политики……………………………
24
Глава 2. Основы налогового планирования на предприятии……………..
29
2.1. Понятие и содержание налогового планирования…………………….
29
2.2 Классификация налогового планирования……………………………
31
2.3. Принципы, этапы и уровни налогового планирования на предприятии…………………………………………………………………..

35
Заключение……………………………………………………………………
40
Список используемой литературы…………………………………………..
44

Файлы: 1 файл

курсовая - учетна политика предп и налог планирование.doc

— 260.50 Кб (Скачать файл)

В случае если отдел налогового планирования на предприятии не создается, к реализации отдельных схем по минимизации налоговых платежей целесообразно привлекать, кроме руководителя предприятия, юриста, бухгалтера и специалиста по налоговому планированию.

Каждый из участников оптимизации налоговых платежей выполняет четко определенные функции:

  • руководитель предприятия принимает решение относительно целесообразности определенной деятельности или схемы, дает юристу и бухгалтеру распоряжения относительно фактических условий реализации и ожидаемых результатов налоговой оптимизации
  • юрист анализирует правовые аспекты соглашения и его соответствие законодательству, согласовывает особенности реализации соглашения с контрагентами
  • бухгалтер осуществляет расчеты финансовых параметров, порядок их отражения в бухгалтерском учете и налоговой отчетности, расчет налогов, которые следует уплатить
  • специалист по налоговому планированию оценивает всю информацию, которая поступила от руководителя, юриста и бухгалтера и дает заключение относительно возможности и целесообразности реализации такой схемы (рисунок 1).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 - Виды налогового планирования

 

 

 

1.3 Принципы, этапы и уровни налогового  планирования на предприятии

 

Налоговое планирование конкретного субъекта предпринимательской деятельности - это выбор оптимального, с точки зрения конкретного налогоплательщика, сочетания и построения правовых форм деятельности в целях снижения налогового бремени в рамках действующего налогового законодательства.

Назовем основные принципы налогового планирования, которые можно сформулировать следующим образом:

1) законность, то есть соответствие  действующему законодательству;

2) знание и подробное изучение  позиции налоговых органов, а  также судебной практики по  тем аспектам налоговых правоотношений, которых касается оптимизация;

3) перспективность. Налогоплательщик  должен предвидеть последствия  некорректного применения различных методов и схем налоговой оптимизации, которые могут повлечь за собой крупные финансовые потери;

4) этапность планирования;

5) предварительный расчет финансовых  последствий планирования (расчет  вариантов сумм налогов, в том  числе с оборота, по результатам общей деятельности по отношению к конкретной сделке или проекту в зависимости от различных правовых форм ее реализации);

6) индивидуальность налогового  планирования. Налоговая схема работы  каждой организации и финансовая  схема каждой сделки во многом уникальны, и практические советы могут даваться в каждом конкретном случае после предварительной правовой экспертизы специалистов;

7) коллегиальность в принятии  решений о методах и формах  налоговой оптимизации. Специалисты  отмечают, что процесс налоговой оптимизации - это:

- совместная работа бухгалтера, юриста и руководителя (менеджера);

- постоянный поиск новых оригинальных  решений и схем работы организации;

- постоянное  изучение специальной литературы, изучение и анализ опыта других организаций этого профиля и смежных сфер бизнеса12.

Процесс налогового планирования на предприятии можно разбить на несколько этапов.

1. Принятие решения. На основе  подготовленной информации первый  руководитель или его заместители  осуществляют акт решения;

2. Подготовка решения. Комплексная  подготовка решения с привлечением  указанных в матрице подразделений  или должностных лиц;

3. Участие в подготовке решения, заключающегося в подготовке  отдельных вопросов или информации  по поручению подразделений или должностного лица, ответственного за подготовку решения;

4. Обязательное согласование на  стадии подготовки решения или  его принятия;

5. Исполнение решения;

6. Контроль исполнения решения.

Помимо создания адекватной сегодняшним экономическим реалиям структуры налогового планирования, определения полномочий и требований к участникам процесса планирования налоговых платежей, для успешной постановки деятельности по планированию налогов необходимо наличие финансовых, материально-технических и интеллектуальных ресурсов, которые формируются при составлении ежегодного налогового плана.

Материально-технические ресурсы, задействованные в процессе налогового планирования, определяются до создания группы планирования мероприятий по оптимизации налогового портфеля, и формируются из двух частей: первая часть состоит из элементов материально-технической базы, находящейся в распоряжении тех подразделений предприятия, сотрудники которых заняты планированием налоговых платежей; вторая часть создается специально в целях функционирования налоговой группы. Среди всего перечня материально-технических ресурсов, необходимых для успешного осуществления функций налогового планирования, существенное место должны занимать: обеспечение налоговой группы современными информационно-вычислительными комплексами, необходимыми для применения статистико-математических методов определения вариантов распределения мероприятий по налоговой оптимизации; использование в процессе работы обширного библиотечного фонда, состоящего из нормативной, научной, практической и периодической литературы; применение баз данных законодательства РК, облегчающих поиск необходимой документации нормативно-правового характера.

Финансовая база организации налогового планирования формируется исходя из потребностей в осуществлении мероприятий по налоговой оптимизации. Кроме того, руководство предприятия должно сформировать политику стимулирования работников налогового сектора за достижение положительных результатов процесса налогового планирования.

В целях повышения интеллектуального уровня специалистов системы налогового планирования составляется график участия в тематических семинарах, конференциях, учебных курсах, курсах повышения квалификации, на что отводятся дополнительные финансовые ресурсы. Указанный график также входит в налоговый план предприятия.

Таким образом, налоговый план предприятия должен иметь следующие разделы:

1. Календарь налогоплательщика  по каждому налогу;

2. Перечень мероприятий  по оптимизации налоговых потоков, временные параметры реализации  оптимизационных мероприятий, ответственные исполнители, ресурсы и инструментарий, необходимые для реализации указанных мероприятий;

3. График налоговых выплат с  учетом применения мероприятий  по оптимизации налогового портфеля  и налоговых льгот по конкретным налогам;

4. График повышения квалификации  специалистов налоговой сферы;

5. Иные вопросы.

Заключительным этапом постановки налогового планирования на предприятии является организация работы по формированию, ведению и хранению базы данных планово-экономической информации, внесению изменений в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке налоговых данных13.

Налоговое планирование предусматривает несколько уровней, каждый из которых требует определенных знаний и навыков:

  • уровень первый - выучить налоговые законы и научиться своевременно и правильно платить налоговые платежи. Для этого нужно знать только перечень всех налогов и сборов, их объекты налогообложения, ставки, источник и сроки уплаты. Вычислить базу налогообложения, умножить ее на ставку и отнести за счет соответствующего источника - это все, что нужно сделать, чтобы налог был начислен. При принятии решения относительно осуществления любой хозяйственной операции следует внимательно выучить законодательное поле и пользоваться только официальными нормативными документами;
  • уровень второй - научиться оптимально платить налоговые платежи (планировать соразмерность доходов и затрат в одном налоговом периоде, избегать дебиторской задолженности, то есть не платить лишнего), анализировать финансовое состояние предприятия;
  • уровень третий - научиться платить минимально, используя законные методы уменьшения налогового давления.

Таким образом, эффективность налогового планирования значительно повышается при условии правильной и целенаправленной организации, которая предусматривает формирование коллектива людей, которые будут заниматься этой работой, разработкой плана, целей и задач налогового планирования, а также разработкой и реализацией схем минимизации налоговых платежей.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Учетная политика, сформированная в организации должна обеспечивать выполнение следующих требований: требование полноты, требование своевременности, требование осмотрительности, требование приоритета содержания перед формой, требование непротиворечивости, требование рациональности.

В учетной политике отражается три направления: методические (методологические), технические и организационные аспекты. Выбранные способы и методы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, обязательны для всех структурных подразделений. Методические аспекты предусматривают способы оценки имущества, обязательств, выбор варианта бухгалтерского и налогового учета по конкретным объектам. Организационное обеспечение должно быть подчинено решению задач своевременного представления аппарату управления достоверной информации и необходимой информации с наименьшими издержками. Техническая сторона процесса представлена выбором формы ведения бухгалтерского учета, систем внутрипроизводственного контроля, технологий обработки учетной информации и т.п.

Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

Следует учесть, что действующее налоговое законодательство вменяет в обязанность предприятиям и организациям формирование не только учетной политики бухгалтерского учета, но и учетной политики для целей налогообложения.

Собственники и управляющие крайне заинтересованы в эффективной работе своих фирм и улучшения их экономического состояния, что требует эффективной системы формирования учетной политики. На современном этапе отводится большая роль по формированию учетной политики, ее совершенствованию, что создает базу для успешной финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Несмотря на напряженность финансовых работ на конец очередного финансового года необходимо забывать о принятии учетной политики на будущий год. Для профессиональных бухгалтеров это подразумевает проведение оценки действующей учетной политики, всесторонне обсуждение проекта. Учитывая появление нормативных актов в части бухгалтерского учета, сформировать учетную политику, обусловленную спецификой деятельности предприятия. Насколько точно все тонкости и нюансы учетной работы будут предусмотрены в учетной политике, настолько верно будет выбрана и наиболее оптимальная схема ведения бухгалтерского учета и налогообложения. В конечном итоге от этого зависит и уплачиваемая в бюджет величина налогов (налоговых санкций) и соответственно финансовое благополучие предприятия.

Необходимость разработки и реализации учетной политики организации обусловлена практическим осуществлением бухгалтерского учета, применением его метода, под которым понимается взаимосвязанное отражение, обобщение и соизмерение в денежном выражении фактов хозяйственной жизни.

Учетная политика – это совокупность способов ведения бухгалтерского учета, избранных организацией в качестве соответствующих условиям хозяйствования.

Учетная политика, являющаяся реализацией одного и того же метода бухгалтерского учета, неодинакова в разных организациях. Возможность выбора конкретных способов оценки, калькуляции, состава и порядка ведения счетов, особенности их использования – это составляет степень свободы организации в формировании учетной политики.

Учетная политика для целей бухгалтерского учета представляет собой совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и другие способы, приемы (п. 2 ПБУ 1/98).

Под учетной политикой для целей налогообложения понимается выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов или (расходов), их признания, оценки и распределения, а также учета, необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Основной целью налогового учета является:

формирование полной достоверной информации о порядке учета хозяйственных операций, осуществленных организацией в течение отчетного периода;

обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой, своевременностью исчисления и уплаты налогов в бюджет.

Налоговый учет организуется налогоплательщиком самостоятельно от одного налогового периода к другому, а порядок ведения налогового учета утверждается соответствующим приказом руководителя организации.

Налоговое планирование – это непрерывный процесс, который можно охарактеризовать 5 последовательными этапами:

1. прежде всего анализ существующего порядка налогообложения (построение налоговой модели предприятия),

2. последовательное применение в расчетах того или иного инструмента налогового планирования,

3. сравнительный анализ эффективности выбранных вариантов оптимизации налогообложения (модернизация налоговой модели),

Информация о работе Основы налогового планирования на предприятии