Особенности исчисления и взимания акцизов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:11, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является углубление научных знаний о правовой природе и юридическом механизме: налогообложения акцизами, определение места и роли акцизов в налоговой системе РФ, анализ правовых основ исчисления и взимания акцизов в России, разработка рекомендаций по совершенствованию нормативно-правового регулирования процесса обложения акцизами для повышения эффективности последнего.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- o исследовать сущность акцизов как одного из элементов налоговой
системы;
- o изучить нормативно-правовую базу налогообложения акцизами;
- o исследовать основные элементы акциза и определяющие их нормы

Файлы: 1 файл

курсовой проект по налогам.doc

— 373.50 Кб (Скачать файл)




Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Сибирский Государственный Технологический  Университет»

 

 

 

ХТФ ЗДО

Кафедра «Бухгалтерский учет и финансы»

 

 

 

 

Курсовой проект

 

на тему: Особенности исчисления и взимания акцизов

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель:           

_______________ Влажина И.Ю.

(подпись)

____________________________

(оценка, дата)

 

Разработал:

Студент II курса гр. 080100.62

Шифр № 1108287

группа 1

________________ Чиркун К.С.

(подпись)

____________________________

(дата)

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2013

 

Содержание:

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Становление современной  российской налоговой системы, создание нормативно-правовой основы ее функционирования, а также процесс активного законотворчества в сфере налогообложения, развивающийся в Российской Федерации в течение последних нескольких лет, вызывают необходимость комплексного научного анализа причин, сущности и последствий отдельных аспектов происходящих явлений.

Система косвенных налогов, являясь составной частью налоговой  системы, обеспечивает поступление  значительной части финансовых ресурсов государства.

Акцизам - разновидности  косвенных налоговых платежей —  законодатель уделяет в последнее время пристальное внимание. Перспективность существования акцизов демонстрирует многовековая история развития; косвенного обложения. Кроме того, для государства привлекательна возможность увеличения бюджетных поступлений за счет повышения собираемости налогов с высокорентабельных производств. Применительно к акцизам сегодня как нельзя более справедливо утверждение о том, что косвенные налоги давно уже зачастую вовсе не законы об обложении в чистом виде, а законы о регулировании производства и потребления; и социально-политические задачи, ставящиеся перед косвенными налогами, нередко определяют собой строй этих налогов.

Изыскание и правовое установление наиболее оптимальных  способов налоговых изъятий в  виде акцизов, требует исследования сущности этих налоговых платежей, обусловленной единством экономической и правовой природы косвенных налогов.

Принятие Налогового кодекса Российской Федерации заложило фундаментальную основу правового  регулирования налоговых отношений  в России. В настоящее время  главой 22 НК РФ определены основные элементы налогообложения акцизами - налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога. В соответствии с положениями Налогового кодекса принят также ряд подзаконных нормативно-правовых актов по вопросам уплаты акцизов.

Вместе с тем, анализ действующего законодательства о налогах  и сборах и правоприменительной  практики позволяет выявлять негативные тенденции процесса нормативного регулирования  налоговых отношений и разрабатывать комплекс мер, способствующих повышению качества правового регламентирования вопросов исчисления и взимания акцизов.

Целью исследования является углубление научных знаний о правовой природе и юридическом механизме: налогообложения акцизами, определение места и роли акцизов в налоговой системе РФ, анализ правовых основ исчисления и взимания акцизов в России, разработка рекомендаций по совершенствованию нормативно-правового регулирования процесса обложения акцизами для повышения эффективности последнего.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

- o исследовать сущность акцизов как одного из элементов налоговой

системы;

- o изучить нормативно-правовую базу налогообложения акцизами;

- o исследовать основные элементы акциза и определяющие их нормы

налогового закона, выделить особенности механизма исчисления и взимания акцизов по отдельным  видам подакцизных товаров;

- o проанализировать структуру налоговой базы акцизов, правила их

исчисления и изменения  налоговых ставок;

- o изучить роль акцизов в формировании федерального бюджета России.

 

1. АКЦИЗЫ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

1.1 История  возникновения акцизов

 

Первое упоминание об акцизах относится к эпохе  Древнего Рима. Таким образом, акцизы можно считать старейшей формой косвенного налогообложения. Уже в древние времена существовали акцизы на соль и некоторые другие предметы массового потребления. С развитием товарно-денежных отношений первоначальная акцизная форма налогообложения становится основной, но потом роль акцизов постепенно снижается.

В Российской империи  под акцизом подразумевался косвенный  налог только на предметы внутреннего  производства, выделываемые и продаваемые  частными лицами, взимаемый собственно с потребления. Акцизная система  была тесно связана с системами государственных монополий и таможенным налогообложением. В отличие от современных систем акцизного обложения до 1917г. в России акцизами облагались импортируемые товары – они подлежали обложению таможенными пошлинами. Акцизом облагались только предметы, выделываемые и продаваемые частными лицами.

В конце XIX – начале XX в. объектами акцизного обложения  были: свеклосахарное производство; крепкие напитки; табак; осветительные нефтяные масла; зажигательные спички.

До 1 января 1881г. существовал акциз с соли.

Акциз со свеклосахарного  производства впервые был введен в 1848г. акциз исчислялся по количеству суточной добычи, в зависимости от процентного (норма 3%) содержания сахара в свекловице и от числа емкости силы снарядов и составлял от 90 до 60 коп. с пуда пробеленного песка. В связи с усовершенствованием производства сахара и повышением норм выходов песка из свекловицы и норм работы снарядов в 1864г. установлено вместо одной три нормы (4.5, 5 и 6%) и акциз был понижен до 20 коп.

Акцизы с крепких напитков взимались по Уставу о питейном сборе от 4 июля 1861г. По этому уставу сбор с крепких напитков состоял из: патентного сбора с фабрик и торговых помещений и акциза, которым были обложены:

1. спирт и вино, выкуренные  из разного рода хлеба, картофеля, свекловицы, свеклосахарных остатков и других припасов;

2. спирт, выкуренный  из винограда и других ягод  и фруктов, и так называемые  пейсаховые водки;

3. портер, пиво всех  родов и мед;

4. брага, приготовляемая  на особо устроенных заводах.

Акциз уплачивался заводчиком в момент выпуска спирт из подвалов в продажу.

Акциз со спирт, вина и водок из свеклосахарных остатков, медовой пены и восковой воды исчислялся по содержанию в них безводного спирта и взимался в казну по мере их продажи в размере 9,25 коп. с градуса по металлическому спиртометру ( с 0,01 ведра безводного спирта). К концу 90 гг. XIX в. акциз взимался по 10 коп. с градуса или по 10 коп. с ведра безводного спирта.

Акциз с пива исчислялся «по силе и продолжительности действия заводов» и вносился вперед за все назначенные в объявлении заводчика дни; с меда – по вместимости котлов и числу дней варки. Акциз с пива взимался в размере 30 коп. с ведра емкости заторного чана.

Акциз с медоварения взимался по вместимости котлов по 50 коп. с ведра за каждый день действия завода. Патентный сбор с медоваренных заводов, имеющих котлы емкостью от 10 до 25 ведер, составлял 10 руб., от 25 до 35 ведер – 20 руб. Затем за каждые 10 ведер емкости котлов прибавлялось по 10 руб.

Акциз с дрожжей взимался в размере 10 коп. с фунта дрожжей внутреннего производства и 14 коп. с фунта дрожжей, привозимых из-за границы. Патентный сбор взимался в размере 10 руб. с завода для приготовления хлебных прессованных дрожжей, без винокурения, и 18 руб. с завода для пивных дрожжей.

Акциз с табака. Взимание этого акциза производилось посредством бандеролей, которые отпускались лишь лицам, имевшим патент на фабрику (бандероли должны были выкупаться на сумму, определенную Уставом 1871г.).

В 1887г. был установлен следующий тариф бандерольного  обложения: курительный табак за 1 фунт 1-го сорта – 90 коп.; 2-го – 48 коп.; 3-го 30 коп.; папирос 1-го сорта – 20 коп.; 2-го сорта – 9 коп.

Акциз с осветительных нефтяных масел был установлен в 1872г. как акциз с «фитогенного производства» по 27 коп. с 1 пуда, исчисленного по емкости перегонных кубов, но в 1877г. был отменен (в 1859 – 1872 гг. производство керосина носило предмет монополии и добывание нефти частными лицами было запрещено). Акциз с зажигательных спичек первоначально был введен в 1849г. в размере 1 руб. с 1000 штук в городской доход (производство спичек допускалось только в столицах). Производство спичек было разрешено повсеместно в 1859г., а в 1860г. акциз был отменен.

Акциз вновь вводится в 1888г. Доход казны состоял из патентного сбора со спичечных фабрик и акциза, взимаемого посредством бандероли в следующих размерах: с упаковки, содержащей не более 75 спичек российского производства, - 0,25 коп., с импортируемых – 0,5 коп.; а с упаковки, содержащей до 300 спичек российского производства, - 1 коп., с импортируемых – 2 коп. Экспортируемые спички перевозились без обложения, по должны были снабжаться печатью акцизного надзора и удостоверениями его о количестве вывозимого товара, причем акциз окончательно слагался лишь после предоставления акцизному надзору в течение полугода таможенного свидетельства о действительном вывозе спичек за границу.

1.2 Основные  положения законодательства об  акцизах

 

На Руси акцизы стали  взимать еще в XIV веке, обеспечивая  доходами 60% потребностей казны в  денежных средствах. Однако и сегодня акцизы используются в налоговых системах практически во всех странах и играют заметную роль в формировании финансовых ресурсов государства. Объектами налогообложения акцизами является, прежде всего, товары массового спроса, что и предполагает высокую фискальную значимость этих налогов. В СССР акцизы не имели самостоятельного значения и были составной частью налога с оборота. В 1992 г. в ходе перехода России к рыночным отношениям акцизы вошли в систему федеральных налогов в качестве самостоятельного платежа.

В современной России акцизы были введены Законом РСФСР  от 06.12.91 № 1993-1 «Об акцизах» (впоследствии в Закон РСФСР «Об акцизах» неоднократно вносились изменения  и дополнения — в соответствии с Федеральным законом от 07.03.96 № 23-ФЗ с 1 февраля 1996 года он приобрел вид Федерального закона «Об акцизах») и регулировались Инструкцией Министерства РФ по налогам и сборам от 10.05.2000 № 61 «О порядке исчисления и уплаты акцизов». В настоящее время порядок уплаты акцизов регламентирован главой 22 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ).

Природа акциза как косвенного налога заключается в том, что  он учитывается в отпускной цене товаров (тарифе на услуги), реализуемых  предприятиями-производителями, и оплачивается покупателем.

Изначально акцизное обложение было призвано сдерживать потребление «социально вредных товаров». В Российской Федерации акцизы введены, как правило, на товары с высокой рентабельностью, они устанавливаются с целью изъятия в доход бюджета полученной сверхприбыли от производства высокорентабельной продукции и создания примерно одинаковых экономических условий хозяйственной деятельности для всех предприятий. Акцизы играют существенную роль в формировании доходов бюджетов всех уровней.

Акцизы, являясь разновидностью косвенных налогов, обладают рядом особенностей:

- o акциз является индивидуальным налогом на отдельные виды и группы товаров (в то время как НДС – универсальный косвенный налог);

- o объектом налогообложения является оборот по реализации только отдельных товаров и видов минерального сырья, причем перечень подакциозных товаров ограничен всего несколькими наименованиями (тем самым из сферы обложения акцизы выпадают работы и услуги);

- o акцизы взимаются преимущественно в производственной сфере, в то время как налог на добавленную стоимость – в сфере производства и обращения.

Акцизы играют весомую  роль в формировании бюджетных доходов. В 1997г. в федеральный бюджет поступило  акцизов в сумме 50,4 млрд. руб., или 1,9% от ВВП, а уже в 2009г. 2502,6 млрд. руб., или 6,41% от ВВП.

В соответствии с налоговым  кодексом налогоплательщиками акцизов являются:

- o организации;

- o индивидуальные предприниматели;

- o лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации;

- определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Подакциозными товарами признаются:

1) спирт этиловый из  всех видов сырья, за исключением  спирта коньячного;

2) спиртосодержащая продукция  (растворы, эмульсии, суспензии и  другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 %;

Не рассматривается  как подакциозные товары следующая  спиртосодержащая продукция:

о лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также лекарственные, лечебно-профилактические средства (включая гомеопатические препараты), изготавливаемые аптечными организациями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями государственных стандартов лекарственных средств;

Информация о работе Особенности исчисления и взимания акцизов