Особенности налогообложения коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 15:05, курсовая работа

Описание работы

Управление налоговыми платежами позволяет применять все допустимые законами приемы, средства, и способы (в том числе, и пробелы в законодательстве), благодаря чему сводятся до минимума излишние налоговые выплаты; происходит максимальное увеличение прибыли; осуществляется эффективное управление потоками денежных средств и оптимальное распределение налоговых платежей во времени.

Содержание работы

Введение…………………………………………………..……………………...3
1Налогообложение банков……………………………………………………...5
1.1 Роль налогов в банковской системе………………………………………..5
1.2 Расчет налогооблагаемой базы……………………………………..............7
1.3Порядок исчисления налога и сроки уплаты его в бюджет……………….14
2 Особенности налогообложения коммерческого банка……………………..19
2.1 Анализ налогообложения «Сбербанка»……………………………………19
2.2 Расчет налога на прибыль «Сбербанка»……………………………………24
3 Пути совершенствования налогообложения банков………..……………….31
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованной литературы…………………………………………...39

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 90.24 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………..……………………...3

1Налогообложение банков……………………………………………………...5

1.1 Роль налогов в банковской  системе………………………………………..5

1.2 Расчет налогооблагаемой базы……………………………………..............7

1.3Порядок исчисления налога и сроки уплаты его в бюджет……………….14

2 Особенности налогообложения коммерческого банка……………………..19

2.1 Анализ налогообложения «Сбербанка»……………………………………19

2.2 Расчет налога на прибыль «Сбербанка»……………………………………24

3 Пути совершенствования налогообложения банков………..……………….31

Заключение……………………………………………………………………….37

Список использованной литературы…………………………………………...39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Важнейшей   структурой   рыночной    экономики   является банковская система, которая представлена Центральным банком России и многочисленными  коммерческими банками.   

Коммерческие  банки функционируют с целью  получения максимальной прибыли, что подразумевает выплату максимального налога в бюджет государства. Следовательно, важной проблемой для кредитных учреждений, является оптимизация налогооблагаемой прибыли, что тесно связано с процессом налогового планирования.

Управление налоговыми платежами  позволяет применять все допустимые законами приемы, средства, и способы (в том числе, и пробелы в законодательстве), благодаря чему сводятся до минимума излишние налоговые выплаты; происходит максимальное увеличение прибыли; осуществляется эффективное управление потоками денежных средств и оптимальное распределение налоговых платежей во времени.

В рамках указанной цели решаются следующие  задачи: проведение анализа  налогообложения банка; рассмотрение особенностей исчисления налогооблагаемой базы, объектов налогообложения, расчет налоговой базы, льготы по налогу, а также проведение их анализа, и на основании полученных данных, расчет налога на прибыль Северо-Кавказского банка Сбербанка России (ОАО). 

Актуальность  выбранной темы связана с разработкой практических и теоретических вопросов налогообложения банка, что исключает или, снижает случаи переплаты налогов, позволяет формировать и оптимизировать налоговые расходы коммерческого банка и обеспечить устойчивое его функционирование.

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей налогообложения  банков на примере расчета налогооблагаемой прибыли Северо-Кавказского банка Сбербанка России (ОАО), оценка эффективности  деятельности банка.

Теоретической основой исследования послужили работы по теории налогов: Романовского М.В., Пещанского И.В.,., Вылковой Е.С., Панскова В.Г. и других. Также исследованиям вопросов налогообложения банков посвящены работы современных исследователей финансовой науки по теории и практике налогообложения в России: Слепова В., Бобоева М., Гончаренко Л.И., Чекмарева Е.А., Ровкина Л.В., Оганян К.И., Шеремет А.Д. и другие.

Для решения поставленной цели необходимо рассмотреть ряд  сопутствующих задач:

  1. Раскрыть роль налогов в банковской системе;
  2. Рассмотреть налогооблагаемую базу;
  3. Проанализировать налогообложение «Сбербанка»;
  4. Рассмотреть и рассчитать налог на прибыль «Сберанка»;

         Методами исследования данной курсовой работы являются: расчетно-аналитический, монографический, метод системного анализа и теоретический метод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1  Налогообложение банков

    1. Роль налогов в банковской системе

 

В Федеральном законе «О банках и  банковской деятельности» дается такое  определение: «Банк — кредитная  организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение  во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных  средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц» [4].

Все банки, получившие лицензию Центрального банка Российской Федерации на проведение банковских операций, обязаны уплачивать налоги.  

Налоги — это обязательные, индивидуально  безвозмездные платежи, взимаемые с физических и юридических лиц, установленные органами законодательной власти с определением размеров и сроков их уплаты, предназначенные для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления.

Налоги в банковской системе  обязаны обеспечить ряд условий. К ним относятся: фискальная политика, накопление централизованных финансовых ресурсов в банках на разных уровнях управления, взаимоотношения предприятий с бюджетом, защита хозрасчетных, коммерческих интересов предпринимателя, создание мотивации в связи со стремлением получить прибыль для внедрения достижений научно-технического прогресса и новых технологий, формирование косвенных методов регулирования перераспределения финансовых ресурсов для обеспечения приоритетных отраслей, проведение антимонопольной политики, приближение методов распределения доходов к системе налогообложения стран с развитой рыночной экономикой [30].

Стабильность исполнения бюджетов зависит от надежности банковской системы  в целом, так как коммерческие банки выступают в роли плательщиков налогов, а также выполняют функции учета и контроля за налогоплательщиками, создают новые финансовые технологии, улучшающие сбор налогов и повышающие уровень контроля над финансовыми потоками в стране. Поступление налоговых платежей от банковского сектора в 2012году возросли до 6,1% по Российской Федерации, это можно проследить в таблице.

   Таблица 1. Поступление налоговых платежей от банковского сектора в РФ

 

Показатели

2009

2010

2011

2012

млн. руб.

%

млн. руб.

%

млн. руб.

%

млн. руб.

%

Налоговые поступления от банковской деятельности

239845

4,0

316917

4,8

455683

5,3

597145

6,1


 

Несмотря на кризисные явления  в банковской сфере в 2010 году увеличились  соотношения большинства ключевых показателей, характеризующих роль банковского сектора в экономике, и ВВП.

По мнению Новашиной Т.С. увеличение налоговых поступлений из банковского сектора продолжается и в настоящее время. Оно обусловлено в первую очередь тем, что банковская сфера развивается и становится все более значимой в нашей жизни [20].

Налоговое регулирование в отношении  банковской сферы имеет специфику, обусловленную значительной степенью самостоятельности функционирования банковской системы, в центре которой  стоит ЦБ РФ.

По мнению Гончаренко Л.И. можно  выделить следующие базовые положения  формирования методологии налогообложения  банков:

- налоговые инструменты должны  иметь явно выраженный косвенный  характер влияния при преимущественном  значении прямых форм государственного и гражданско-правового регулирования деятельности банков со стороны уполномоченных органов, что обусловлено объективными общественно-экономическими причинами, нашедшими выражение в специфике роли банковской системы в экономике страны, основных направлений деятельности банков;

- механизм исчисления налоговой  базы по отдельным налогам  должен учитывать специфику экономического  содержания доходов и операций  банков, а также меры, предпринимаемые  для регулирования их деятельности  органами, законодательно и нормативно  определяющими требования к функционированию  банковской системы;

- необходим эффективный контроль  за налоговыми платежами банков  в бюджет, ибо независимость банков  в оперативной профессиональной  деятельности не означает отсутствия  государственного контроля, в том  числе со стороны налоговых  органов за выполнением кредитными  организациями законодательства  РФ по налогам и сборам [11].

Таким образом, налоги в банковской системе занимают важное место как  инструмент проведения централизованной финансово-кредитной политики государства.

 

    1. Расчет налогооблагаемой базы.

 

Действующее в настоящее  время налоговое законодательство не предусматривает каких-либо специальных  налогов на банки, рассматривая их в  плане налогообложения как обычные  предприятия, но с учетом тех или  иных особенностей. Таким образом, банки, как и любые другие предприятия, должны платить все федеральные  налоги, налоги субъектов Федерации  и местные налоги. Фактически некоторые  налоги банки не платят, поскольку  Законом "О банках и банковской деятельности" банкам запрещены  любые операции по производству и  торговле материальными ценностями [4].

Банк исчисляет налогооблагаемую базу путем уменьшения суммы доходов  на сумму следующих расходов:

а) сумм, причитающихся к уплате в бюджет в виде налога на имущество  предприятия, земельного и целевых  налогов на покрытие затрат на финансирование строительства, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог  общего пользования;

б) платежей, вносимых в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд обязательного  медицинского страхования Российской Федерации, Фонд социального страхования  Российской Федерации, Государственный  фонд занятости населения Российской Федерации, а также других обязательных платежей;

в) начисленных и уплаченных процентов  в пределах ставки, устанавливаемой  Центральным банком Российской Федерации, увеличенной на 3 пункта;

г) уплаченных комиссионных сборов за услуги и корреспондентские отношения  в пределах, устанавливаемых Центральным  банком Российской Федерации;

д) связанных с осуществлением валютных операций;

е) процентов и комиссионных сборов, уплаченных в счет прошлых (по отношению  к отчетному году) лет, и возврата процентов и комиссионных сборов, излишне взысканных с клиентов за прошлые (по отношению к отчетному) годы[34];

ж) амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов, начисленных в течение налогооблагаемого  периода, по нормам, утверждаемым в  установленном порядке;

з) суммы износа нематериальных активов (в том числе стоимость брокерского  места), начисленной по нормам, рассчитанным банком исходя из первоначальной стоимости  и срока их полезного использования, но не более срока деятельности банка. Норма износа нематериальных активов, срок полезного использования которых невозможноопределить, устанавливается в расчете на десять лет, но не превышает срок деятельности банка;

и) по аренде основных фондов в размере  амортизационных отчислений на их полное восстановление, а нематериальных активов (в том числе брокерского места) суммы начисленного износа. Банки  с участием иностранного капитала, иностранные банки и филиалы  банков-нерезидентов производят амортизационные  отчисления на полное восстановление основных фондов и начисление суммы  износа нематериальных активов по нормативам и в порядке, установленным для  российских предприятий, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации и бывшего  СССР, межреспубликанскими договорами Российской Федерации и действующим законодательством [24];

к) на рекламу, оплату консультационных, информационных и аудиторских услуг;

л) на эксплуатацию зданий, оборудования и инвентаря, принадлежащих и  арендованных банку, в том числе  плата за отопление, освещение, пожарную и сторожевую охрану, на ремонт. При  этом расходы на оплату труда не учитываются;

м) на служебные командировки, представительские  расходы в пределах норм, устанавливаемых  Правительством Российской Федерации;

н) операционных, канцелярских, почтово-телеграфных, по перевозке и хранению денежных средств и ценностей, а также  платы другим банкам за расчетно-кассовое обслуживание и услуги вычислительных центров [15].

Уточнение состава доходов и  расходов, учитываемых при исчислении налогооблагаемой базы, производится Правительством Российской Федерации.

Плательщиками налога на доход в соответствии с Законом РФ «О налогообложении доходов банков» являются: 

  • коммерческие банки;
  • кредитные учреждения, получившие лицензию Центрального банка Российской Федерации на осуществление отдельных банковских операций; Банк внешней торговли Российской Федерации;
  • специальные банки (банки развития), созданные в порядке и на условиях, предусмотренных соответствующими законодательными актами Российской Федерации для финансирования отдельных целевых республиканских (Российской Федерации), региональных и иных программ;
  • банки с участием иностранного капитала, иностранные банки и филиалы банков-нерезидентов, получившие лицензию Центрального банка Российской Федерации;
  • Центральный банк Российской Федерации и его учреждения не являются плательщиками налога [8].

Информация о работе Особенности налогообложения коммерческого банка