Особенности налогообложения коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 15:05, курсовая работа

Описание работы

Управление налоговыми платежами позволяет применять все допустимые законами приемы, средства, и способы (в том числе, и пробелы в законодательстве), благодаря чему сводятся до минимума излишние налоговые выплаты; происходит максимальное увеличение прибыли; осуществляется эффективное управление потоками денежных средств и оптимальное распределение налоговых платежей во времени.

Содержание работы

Введение…………………………………………………..……………………...3
1Налогообложение банков……………………………………………………...5
1.1 Роль налогов в банковской системе………………………………………..5
1.2 Расчет налогооблагаемой базы……………………………………..............7
1.3Порядок исчисления налога и сроки уплаты его в бюджет……………….14
2 Особенности налогообложения коммерческого банка……………………..19
2.1 Анализ налогообложения «Сбербанка»……………………………………19
2.2 Расчет налога на прибыль «Сбербанка»……………………………………24
3 Пути совершенствования налогообложения банков………..……………….31
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованной литературы…………………………………………...39

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 90.24 Кб (Скачать файл)

Объектом налогообложения считаются:

1. Объектом налогообложения в соответствии с Законом являются доходы банка без учета полученного в установленном порядке налога на добавленную стоимость, включая: 

а) начисленные и полученные проценты по ссудам; 

б) полученную плату за кредитные  ресурсы;

в) комиссионные и иные сборы по аккредитивным, инкассовым, переводным и другим банковским операциям; 

г) комиссионные и иные сборы по гарантийным операциям;

д) комиссионные и иные сборы за услуги по корреспондентским отношениям и услуги, оказанные предприятиям, организациям, банкам и другим учреждениям;

е) от валютных операций; 

ж) от лизинговых операций; 

з) от факторинговых операций;

и) от приобретенных или арендуемых брокерских мест на биржах;

к)платежи клиентов по возмещению почтовых, телеграфных и иных расходов банка;

л) проценты и комиссионные сборы, полученные за прошлые (по отношению  к отчетному) годы, и востребованные проценты и комиссионные сборы, излишне  уплаченные банком клиентам в прошлые (по отношению к отчетному) годы;

м) плату за услуги, оказанные населению; 

н) платежи за инкассацию;

о)средства, поступившие от реализации основных фондов и иного имущества  банка, определяемые в виде разницы  между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и иного имущества, увеличенные  на индекс инфляции в порядке, устанавливаемом  Верховным Советом Российской Федерации. При этом первоначальная стоимость  имущества не применяется к основным фондам, нематериальным активам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам. При реализации или безвозмездной  передаче другим юридическим и физическим лицам основных фондов, оборудования, патентов, лицензий и иных материальных и нематериальных активов, приобретенных  банком, получившим в связи с этим налоговый кредит или льготы по налогу, предусмотренные законодательством, налогооблагаемый доход увеличивается  на сумму реализованных или переданных материальных и нематериальных активов  в размере не менее их первоначальной стоимости, увеличиваемой в соответствии с индексом инфляции, определяемым Верховным Советом Российской Федерации.

п) денежные средства, материальные и  нематериальные активы, товары народного  потребления и иное имущество, передаваемое банку как безвозмездно, так и  в счет погашения процентов за полученный кредит;

р) прочие доходы, полученные в результате осуществления финансово-кредитных  операций и сделок, иной хозяйственной  деятельности, а также взысканные (полученные) банком пени, штрафы и неустойки [22].

2. Доходы, полученные банками в  иностранной валюте, подлежат налогообложению  вместе с доходами, полученными  в рублях. При этом доходы, полученные  в иностранной валюте, пересчитываются  в рубли по курсу Центрального  банка Российской Федерации, действовавшему  на день получения дохода.

3. Налогообложение прибыли, получаемой  при превышении установленной  маржи коммерческими банками  за счет использования кредитов  Центрального банка Российской  Федерации, производится по прогрессивной  шкале в соответствии с положением, утверждаемым Верховным Советом Российской Федерации [19]. 

Коммерческие банки обязаны  уплачивать в бюджет некоторые виды федеральных, региональных и местных  налогов (если законодательством округа предусмотрены такие отчисления), указанные в ст. 13, 14 и 15 части первой Налогового кодекса РФ . К ним относятся:

1. Налог на прибыль.

С 1 января 2002 года банки исчисляют  и уплачивают налог на прибыль  согласно главы 25 НК РФ. В соответствии с нормами главы 25 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль  признается реально полученная прибыль, которая определяется как полученный банком доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. Налоговый  кодекс РФ части первая и вторая по состоянию на 1 января 2009 г.. При  этом расходами признаются любые  затраты при условии, что налогоплательщик может доказать их обоснованность и  необходимость для осуществления  деятельности, направленной на получение дохода [1]. Потому законом предусмотрены открытые перечни доходов и расходов, учитываемых при определении налоговой базы. Банки, так же как и другие организации, при формировании налоговой базы применяют общие принципы признания доходов и расходов, но только в отношении специфики банковской деятельности (по банковским операциям и сделкам).

Банки, как и другие плательщики  налога на прибыль, должны определять доходы и расходы для целей  налогообложения одним из двух методов - методом начисления или кассовым методом.

При кассовом методе за основу признания  доходов и расходов принимается  день поступления средств на корреспондентский  счет банка и, соответственно, фактическая  оплата расходов. Однако в случае превышения предельного размера суммы выручки  от реализации услуг без учета  НДС одного миллиона рублей за квартал, банк обязан перейти на определение  доходов и расходов по методу начислений.

В бухгалтерском учете кредитных  организаций и предприятий имеются  существенные различия, вследствие применения в банках собственного плана счетов. Одно из них - особенность исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. Как известно, в стране с рыночной экономикой большая часть услуг  банков освобождена от уплаты данного  налога, что подтверждается главой 21 НК РФ [36]. Это объясняется тем, что большая часть тарифов за услуги банков не основывается на конкретно исчисляемой себестоимости. На их размер влияют конкуренция, а также различные риски (кредитные, валютные, процентные).

Таким образом, от обложения НДС  освобождаются следующие операции банков (за исключением инкассации):

  • привлечение денежных средств организаций и физических лиц во вклады;
  • размещение привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банков и за их счет;
  • открытие и ведение банковских счетов организаций и физических лиц;
  • осуществление расчетов по поручению организаций и физических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
  • кассовое обслуживание организаций и физических лиц;
  • купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
  • осуществление операций с драгоценными металлами и камнями;
  • исполнение банковских гарантий;
  • выдача поручительств за третьих лиц;
  • оказание услуг по установке и эксплуатации системы «клиент-банк», включая предоставление программного обеспечения и обучение персонала;
  • услуги, связанные с обслуживанием банковских карт [10].

     При исчислении НДС объектом налогообложения также могут стать иные операции - инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов, осуществление переводов денежных средств (кроме почтовых), доверительное управление средствами, предоставление в аренду сейфов для хранения документов и ценностей, лизинговые операции, а также оказание консультационных и информационных услуг.

Налоговый период устанавливается  как квартал. Налогообложение производится по налоговой ставке 18 % при оказании услуг (реализации имущества).

 

    1. Порядок исчисления налога и сроки уплаты его в бюджет

 

Порядок исчисления налога и сроки  уплаты его в бюджет:

1. Сумма налога определяется  плательщиками самостоятельно исходя  из величины налогооблагаемой  базы с учетом предоставленных  льгот по налогу и установленных  ставок налога.

2. В течение квартала плательщики  производят авансовые взносы  налога в бюджет, исчисленные  из предполагаемой суммы дохода  за налогооблагаемый период. Авансовые  взносы производятся не позднее  10 и 25 числа каждого месяца  равными долями в размере одной  шестой квартальной суммы налога.

Если суммы налоговых платежей незначительны, то по ходатайству плательщика  налоговый орган может установить один срок уплаты в бюджет - 20 числа  каждого месяца, в размере одной  трети квартальной суммы налога.

По окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года плательщики исчисляют нарастающим  итогом сумму налога исходя из фактически полученного ими дохода, подлежащего  обложению налогом, и установленной  ставки. Уплата налога производится по квартальным расчетам в пятидневный  срок со дня, установленного для представления  бухгалтерского отчета (баланса) за квартал, а по годовым расчетам - в десятидневный  срок со дня, установленного для представления  бухгалтерского отчета (баланса) за год.

Платежные поручения на перечисление в бюджет налога на доход сдаются  плательщиками в учреждения банков до наступления срока платежа.

3. Излишне внесенные суммы налога  засчитываются в счет очередных  платежей или возвращаются плательщику  в десятидневный срок со дня  получения его письменного заявления [16].

Устранение двойного налогообложения:

1. Сумма дохода, полученная за  пределами Российской Федерации,  включается в общую сумму дохода, подлежащую налогообложению в  Российской Федерации, и учитывается  при определении размера налога.

2. Уплаченная за пределами Российской  Федерации в соответствии с  законодательством других государств  сумма налога на доход, полученный  на территориях этих государств, засчитывается при уплате налога  на доход в Российской Федерации.  При этом размер засчитываемой  суммы не может превышать суммы  налога на доход, подлежащей  уплате в Российской Федерации  по доходу, полученному за ее пределами [8].

3. Правила устранения двойного  налогообложения не распространяются  на иностранных юридических лиц,  получающих доходы в связи  с деятельностью в Российской  Федерации.

Плательщиками налога на доход в  соответствии с Законом РФ "О  налогообложении доходов банка" являются:

  • Плательщиками налога на доходы от страховой деятельности, осуществляемой на основе лицензии, считаются предприятия, учреждения, организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая предприятия с иностранными инвестициями.
  • Плательщиками налога на доходы являются также компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, которые осуществляют в установленном порядке банковскую деятельность в Российской Федерации [3].

Под постоянным представительством иностранного юридического лица для целей налогообложения  понимается бюро, контора, агентство, любое  другое место осуществления страховой  деятельности, а также организации  и граждане, уполномоченные иностранными юридическими лицами осуществлять представительские  функции в Российской Федерации. Иностранное юридическое лицо подлежит учету в налоговом органе по месту  нахождения его постоянного представительства.   
          Существуют определенные льготы по налогу. От налогообложения освобождаются следующие доходы:

а) проценты по кредитам, предоставленным  Правительству Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации  и Банку внешней торговли Российской Федерации или под их гарантии;

б) проценты и дивиденды, полученные по государственным облигациям и  иным государственным ценным бумагам, а также доходы, полученные за работу по размещению государственных ценных бумаг[12].

Налогооблагаемая база уменьшается  на суммы:

  • отчислений в фонд страхования депозитов в коммерческих банках, фонд страхования коммерческих банков от банкротства–по одному проценту от балансовой прибыли за квартал в каждый из перечисленных фондов;
  • затрат, осуществляемых в соответствии с утвержденными местными органами государственной власти нормативами на содержание находящихся на балансе банков объектов здравоохранения, домов престарелых и инвалидов, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, объектов культуры, спорта, учреждений образования, жилищного фонда, а также затрат банков на эти цели при их долевом участии в содержании перечисленных объектов. Затраты банков при долевом участии принимаются в пределах норм, утвержденных местными органами государственной власти, на территориях которых находятся указанные объекты и учреждения;
  • взносов, направляемых на благотворительные цели в экологические, оздоровительные, образовательные и другие фонды (общественные объединения), общественным организациям инвалидов, домам престарелых и инвалидов, религиозным объединениям, зарегистрированным в установленном порядке, а также предприятиям, учреждениям и организациям культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, физкультуры и спорта в сумме, не превышающей одного процента налогооблагаемого дохода [14].

Информация о работе Особенности налогообложения коммерческого банка