Особенности налогообложения коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 15:05, курсовая работа

Описание работы

Управление налоговыми платежами позволяет применять все допустимые законами приемы, средства, и способы (в том числе, и пробелы в законодательстве), благодаря чему сводятся до минимума излишние налоговые выплаты; происходит максимальное увеличение прибыли; осуществляется эффективное управление потоками денежных средств и оптимальное распределение налоговых платежей во времени.

Содержание работы

Введение…………………………………………………..……………………...3
1Налогообложение банков……………………………………………………...5
1.1 Роль налогов в банковской системе………………………………………..5
1.2 Расчет налогооблагаемой базы……………………………………..............7
1.3Порядок исчисления налога и сроки уплаты его в бюджет……………….14
2 Особенности налогообложения коммерческого банка……………………..19
2.1 Анализ налогообложения «Сбербанка»……………………………………19
2.2 Расчет налога на прибыль «Сбербанка»……………………………………24
3 Пути совершенствования налогообложения банков………..……………….31
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованной литературы…………………………………………...39

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 90.24 Кб (Скачать файл)

Проведя анализ налогообложения  банка, можно сделать вывод: динамика налогового бремени, сложившаяся на протяжении 2009–2011годов имеет тенденцию к уменьшению [28].  
          В процессе проведения анализа налогообложения банковской прибыли необходимо оценить отклонения бухгалтерской прибыли до налогообложения от налогооблагаемой прибыли, так как они обусловлены наличием постоянных и временных разниц. Временная разница - это разница между балансовой стоимостью актива (обязательства) и его налоговой базой.

Временная разница может  быть:  
а) вычитаемой временной разницей, которая приводит к уменьшению налогооблагаемой прибыли (формированию налогового убытка) в будущих периодах, когда балансовая стоимость актива (или обязательства) возмещается (погашается).  
б) налогооблагаемой временной разницей, которая приводит к увеличению налогооблагаемой прибыли в будущих периодах, когда балансовая стоимость актива (или обязательства) возмещается (погашается);

В первом случае в отчетности отражается отложенный налоговый актив, а во втором - отложенное налоговое обязательство.  
Балансовая стоимость отложенных налоговых активов и обязательств может меняться. Это может произойти в результате: изменения ставки налога или налогового законодательства; переоценки восстанавливаемости отложенного налогового актива; изменения способа возмещения актива. Текущие и отложенные налоги должны признаваться в качестве дохода или расхода и включаться в чистую прибыль или убыток за период, за исключением сумм налога, которые возникают из: сделки или события, которое признается в статьях капитала; объединения компаний.  
          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Пути совершенствования налогообложения банков

 

Развитие рыночной экономики в  Российской Федерации повлекло за собой  реформирование всей системы государственного регулирования экономики, в результате чего возросла роль экономических рычагов  воздействия на хозяйствующие субъекты. Среди экономических методов  регулирования экономики важное место занимает налоговая система. В настоящее время в этой области  много нерешенных проблем, и процесс  совершенствования налоговой системы  продолжается. Этот процесс затрагивает  и вопросы, связанные с порядком налогообложения банков, играющих в  экономике любой страны чрезвычайно  важную роль.  
          На сегодняшний день именно банковская система является главным механизмом регулирования финансово-кредитной деятельности страны. От эффективности ее работы в значительной степени зависит успех в преодолении экономического кризиса, снижение инфляции и финансовой стабилизации. 
          Деятельность финансово-кредитных учреждений чрезвычайно многообразна, в результате чего в банковской системе концентрируется огромный объем финансовых ресурсов. Одновременно банк является крупным налогоплательщиком. Руководители коммерческих банков изыскивают пути применения способов минимизации налогооблагаемой базы. Легальный путь достигнуть такой минимизации - лоббирование своих интересов в законодательных и исполнительных органах власти, а противоправный - сокрытие доходов[6].  
          Высокий уровень знаний специалистов кредитно-банковской сферы, несовершенство действующего законодательства, в том числе банковского и налогового, затрудняют выявление и пресечение налоговых правонарушений и преступлений. В ряде случаев это приводит к тому, что имеющие место факты реализации преступных схем не могут быть доказаны в установленном законодательством порядке либо успешно оспариваются в арбитражных судах. 
          Главные недостатки действующей налоговой системы видятся отнюдь не в величине налогов. Серьезной проблемой, сдерживающей стремление вкладывать деньги в развитие производства, является нестабильность налогов, многочисленные, порой неоправданные, дополнения и изменения в налоговое законодательство, введение новых налогов в середине финансового года, ввод их задним числом, излишне частые изменения прав и полномочий представительных органов субъектов Федерации и местных органов власти в проведении налоговой политики, введение дополнительных региональных и местных налогов. К числу основных недостатков можно отнести нечеткость некоторых законодательных формулировок и положений, дающих возможность их толкования и трактовки в ту или иную сторону, противоречивость отдельных законодательных актов в Российской Федерации, применяются излишне суровые финансовые санкции без учета и дифференциации характера налогового правонарушения. И в то же время сохраняется немало способов для уклонения от уплаты налогов, которыми пользуются налогоплательщики [33]. 
          Совершенствование налогообложения не только прибыли, но и других налогов преследует главную цель - увеличение доходной части бюджета. Необходимо отметить важнейшее положение - благополучие бюджетной системы России зависит от производства и его эффективности, роста экспорта продукции наукоемких, высококвалифицированных производств, а также переноса застывающих производств топливно-энергетического, металлургического, химического комплексов. Важнейшие направления экономического роста (приоритеты в промышленности и их государственная поддержка, стимулирование отечественных и иностранных инвестиций и др.) так и не реализованы за годы реформ. В силу этого резко снижалась налогооблагаемая база, и, как следствие, произошло масштабное сокращение бюджетного потенциала.  
          Принципиальный вопрос для решения проблемы увеличения налоговых поступлений в консолидированный бюджет России - степень научно-технического потенциала субъектов РФ, на которых и должна была бы направляться вся система налоговых льгот [9]. 
          Рассматривая банковскую систему как систему развивающуюся, пребывающую в постоянных количественном и качественном изменениях, следует подчеркнуть, что на протяжении длительного промежутка времени банковская система России развивалась преимущественно в количественном отношении. В результате этого появилось, в частности, большое количество банков, работающих неэффективно. Далеко не все российские банки могут своевременно и в полном объеме уплачивать налоги. Согласно данным Банка России анализ результатов аудиторских проверок позволяет сделать вывод о том, что наиболее часто имеют место нарушения кредитными организациями налогового законодательства, прежде всего нарушение порядка исчисления и сроков уплаты налога на прибыль банков.  
          Основная проблема в области налогообложения деятельности кредитно-банковских учреждений состоит в том, чтобы в условиях формирования предпосылок финансовой стабилизации российской экономики сформировать такую систему налогообложения, которая стимулировала бы активизацию деятельности банков в направлении вложения средств в реальный сектор экономики.  
          Активизация деятельности банков позволит увеличить процентные и иные доходы и, следовательно, балансовую прибыль. Увеличение балансовой прибыли банков, в свою очередь, приведет к повышению отчислений в бюджеты разных уровней. Добиться этого можно за счет обеспечения доходной базы бюджета. Но следует подчеркнуть ошибочность предположения о том, что, чем выше ставки налогов, тем больше доходов поступит в бюджет. Известно, что с повышением ставки налога его собираемость падает. И напротив, установление и сохранение на протяжении длительного периода невысокой и стабильной ставки налога способствует активизации деятельности банков как налогоплательщиков обслуживаемых ими предприятий в бюджет и экономическому развитию страны в целом.  
          Непринятие мер к стимулированию активизации деятельности кредитно-банковских учреждений приведет к определенному сокращению деловой активности и снижению и без того низкого уровня собираемости налогов. В конечном счете это приведет к сдерживанию экономического развития страны[30].  
          Целесообразно выделить макро- и микроэкономические аспекты этой проблемы. Макроэкономический аспект проблемы налогообложения деятельности кредитно-банковских учреждений включает следующие ключевые позиции (на уровне соответствующих государственных органов, в масштабе государства):  
- стремление к увеличению абсолютных сумм поступления доходов от деятельности банков в бюджеты разных уровней; 
- обеспечение полноты и своевременности собираемости налогов в деятельности банков;  
- повышение прогнозируемости поступления налогов в целях бюджетного планирования. 
          Микроэкономический аспект (на уровне руководства банков, в масштабах отдельного банка):  
- стремление к сокращению абсолютных сумм уплачиваемых налогов; 
- повышение достоверности внутренней и внешней информации в данной области с целью определения реального положения дел о банке в текущий момент; 
- повышение прогнозируемости абсолютных сумм налоговых платежей и соответствующих относительных показателей [17]. 
          Как видно, по последним ключевым позициям можно найти точку пересечения интересов государства и кредитно-банковских учреждений. 
Таким образом, можно сделать вывод, что интересы государства и всех слоев общества сходятся на том, что НК РФ должен отвечать реальному состоянию отечественной экономики и стимулировать ее развитие. Основная задача состоит в том, чтобы сочетать сугубо фискальные интересы бюджета с интересами товаропроизводителей, дать толчок расширению налоговой базы, создать рычаги для регулирования хозяйственных процессов с минимальным ущемлением свободы предпринимательства, эта задача весьма непроста. И перекосы в ту или иную сторону чрезвычайно нежелательны.  
          Сложившаяся на сегодняшний день ситуация в банковской сфере является отражением и логическим продолжением состояния всей российской экономики, криминализация которой достигла невероятных размеров. Из мирового опыта с достаточной очевидностью следует, что для стран с нестабильной экономикой характерен весь "букет" причин, порождающих преступления в банковской сфере.  
          Сама система налогообложения на данном этапе во многом построена таким образом, что не только не сдерживает работу кредитных организаций с нарушениями, но и допускает работу с ними. Это во многом связано с несовершенством законодательства, регулирующего банковскую деятельность, зачастую нормативные акты противоречат друг другу, позволяют применять двоякую трактовку, многие вопросы остаются неурегулированными. Представляется, что коммерческие банки находятся в особенно сложном положении. Деятельность их, с одной стороны, регулируется и регламентируется специальным банковским законодательством, а также непосредственно ЦБ РФ, в том числе по ведению банковских операций и бухгалтерскому учету, а с другой стороны, вопросы налогообложения банков находятся в компетенции МНС России, которая стоит на страже соблюдения налогового законодательства. По этой причине на практике возникает много коллизий, ведь из-за различий в подходах к решению задач, стоящих перед ЦБ РФ и ФНС России, вопросы учета и исчисления налогов каждое из ведомств трактует порой по-разному. Кроме того, в нем не учитывается специфика банковской деятельности, заключающаяся в том, что банки оперируют в большей части заемными средствами [23]. Следует выделить особую трудоемкость проведения проверки по данному налогу, а также возможность недостижения нужных результатов, то есть размер доначисленных сумм в бюджет может быть крайне незначительным.

Исходя из  анализа  нововведений, необходимо совершенствование  системы налоговых отношений  коммерческих банков в следующих направлениях [7].

На государственном уровне:

  • необходимо формирование абсолютно надежной в отношении осуществления расчетов налогоплательщиков по перечислению налогов в бюджет и внебюджетные фонды банковской системы, что должно стать одной из первоочередных задач Банка России;
  • необходимо создание оптимальной системы налогообложения банков, стимулирующей их инвестиционную активность, а также создающей условия для получения большей прибыли, с которой банки будут больше отчислять в бюджет, что следует осуществлять в рамках налоговой реформы, связанной с совершенствованием налогового законодательства [25].

На уровне коммерческих банков необходима эффективная учетная политика по всем вопросам, относящимся к сфере налоговых отношений банка, с целью избежания ошибок и как следствие этого значительных финансовых потерь в виде санкций за нарушение налогового законодательства, а также обеспечения эффективного налогового планирования.

Для обеспечения эффективного функционирования системы налоговых отношений коммерческих банков на уровне самих коммерческих банков необходим постоянный мониторинг вопросов, относящихся к сфере налоговых отношений коммерческих банков.

 

 

 

Заключение

 

В процессе развития рыночного  хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически. Нарушения в денежном обращении, отраслевые и общехозяйственные кризисы, безработица, а также обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственного вмешательства. 

Влияние налогообложения  на деятельность банков определило изучение научных трудов по налогообложению  видных отечественных и зарубежных теоретиков и практиков, что позволило сделать следующий вывод: налоги являются механизмом экономического воздействия на общественное производство, его структуру и динамику, размещение, ускорение научно-технического прогресса. С помощью налогов можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность.

Таким образом, учитывая место  налогообложения в системе факторов банковской деятельности и роль налогов в экономике в целом, можно сделать вывод о том, что с помощью налогообложения можно воздействовать на деятельность кредитных организаций.

Основная задача налогового воздействия на деятельность коммерческих банков на современном этапе заключается в переориентации вложений банков в реальный сектор экономики, а не в спекулятивные инструменты банковской деятельности, финансовое состояние ряда банков неустойчивое в силу кризиса платежей, изменения конъюнктуры на кредитно-денежном рынке и политики самих банков.  

С введением нового налога на прибыль, возникли существенные проблемы с толкованием  некоторых его статей, что может  повести за собой некоторые неприятные последствия, вплоть до начислений штрафов  и пени налоговой инспекцией. Хотя по некоторым статьям, которые можно  толковать двояко, организация может  уменьшить свое налоговое бремя, однако, здесь, скорее всего, власть будет находится у налоговых инспекторов, следовательно, банк от этого никакой выгоды не получит.

Конечно, проблемы, возникшие с  введением закона, потихоньку решаются: с введением более точных трактовок  статей или с нарастанием опыта  служащих банка, которые непосредственно  исчисляют налоги. Но все-таки необходимо решать такие вопросы на государственном  уровне как можно скорее. При этом, необходимо руководствоваться не только своим личным мнением, а так же учитывать мнение кредитных организаций, так как все бремя ложится  именно на них.

Если говорить в целом, то, конечно  же, в налоговой системе произошли  значительные положительные сдвиги, которые позволили кредитным  организациям существенно уменьшить  налоговое бремя, что хорошо скажется на их финансовом состоянии.

Мы видим, что хотя налоговые  реформы помогают снизить бремя  налоговых платежей, дальнейшее проведение реформы все еще очень необходимо, чтобы поднять как банковский сектор, так и все остальные сектора экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации: части первая и вторая. - М: Юрайт-Издат, 2008г. с. 458 (Российское федеральное законодательство).
  2. Комментарий к налоговому кодексу РФ с постатейными материалами. Части первая и вторая. Под редакцией О. А. Красноперовой. -М.:ТК. Велби, 2008г.
  3. Закон РФ от 12.12.1991 N 2025-1 «О налогообложении доходов банков»
  4. Закон РФ от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности»// Консультант плюс
  5. Российская Федерация закон «О налоге на прибыль предприятий и организаций».- 27 декабря 1991 года № 2116-1
  6. Аминов Д.И. Преступность в кредитно-банковской сфере в вопросах и ответах / Аминов Д.И., Ревин В.П.М.: Изд-во "Брандес", 2004.
  7. Бобоев М. Налоговая политика России на современном этапе// Кашин В., Бобоев М. Вопросы экономики. - 2012. - № 7. - с. 63
  8. Вылкова Е. С. Налоговое планирование./  Вылкова Е. С, Романовский М. В. - СПб, 2007 г.
  9. Гамза В.А. Безопасность коммерческого банка: Учебно-практическое пособие / Гамза В.А., Ткачук И.Б. М.: Мумилова И.И., 2012.
  10. Гиляровская Л.П. / Комплексный анализ финансово-экономических результатов деятельности банка и его филиалов/Л.П. Гиляровская, С.Н. Паневина. - СПб.: Питер, 2011
  11. Гончаренко Л.И. Налоговое администрирование коммерческих банков России. – М.: Цифровичок, 2009. — 8,2 п.л.
  12. Гончаренко Л.И. Налогообложение коммерческих банков: теория и методология. — М.: Проспект, 2008. — 10, 0 п.л.
  13. Донцова Л. В. Анализ финансовой отчетности./ Донцова Л. В. Никифорова Н.А. - М.: Изд-во «Дело и сервис», 2010 - 298 с.
  14. Карпова Н.А./ Формирование эффективной налоговой системы Российской Федерации, статья в журнале «Российское предпринимательство» № 11 (47) за 2012 год, c. 74 под ред. Карпова Н.А.
  15. Коробова Г.Г. Банковское дело: Учебник / Под ред. доктора экономических наук, проф. Г.Г. Коробовой. М.: Экономиста», 2009.
  16. Кучеров И.И. Налоговые преступления. М.: УКЦ "ЮрИнфоР", 2012.
  17. Кучеров И.И. Налоговый контроль и ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах. / Кучеров И.И., Судаков О.Ю., Орешкин И.А.  М.: ЦентрЮрИнформ, 2011.
  18. Лаврушин О.И. Банковское дело. М.: Финансы и статистика, 2009. 
    Е.В.Анищенко
  19. Мурзин В.Е. Особенности определения налоговой базы банками// Специализированный методический журнал «Налогообложение, учёт и отчётность в коммерческом банке». Мурзин В.Е., Писцов Г.И. - 2011. - № 8. - с. 93
  20. Новашина Т.С. Управление затратами банка./ Новашина Т.С., Карасева Т.В.  - М: Издательская группа «БДЦ - пресс», 2012
  21. Оганян К.И. Актуальные вопросы налогообложения прибыли//Финансы. 2009. - №12. - с. 17
  22. Оганян К.И./ Налогообложение банков // Еженедельник «Закон. Финансы. Налоги» Оганян К.И. - 2010. - №3. -102
  23. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М.: МЦФЭР, 2010. - с. 85
  24. Пещанская И.В. Организация деятельности коммерческого банка: учебное пособие./ Пещанская И.В.  - М.: ИНФРА-М, 2011 - 320 с.
  25. Пулова Л.В. Кредитные организации. Виды кредитных организаций /Л.В. Пулова//. – 2011. - №7. – с. 12
  26. Ровкина Л.А. Некоторые вопросы налогообложения прибыли// Специализированный методический журнал «Налогообложение, учёт и отчётность в коммерческом банке». - 2011. - №3. - с. 84
  27. Романовский М. В. Налоговое планирование. / Романовский М. В.  - СПб, 2009 г.
  28. Романовский М.В. Налоги и налогообложение под ред./ М.В.Романовского, О.В. Врубилевского. - Спб: – Питер, 2011 с.-210
  29. Слепов В. / Налогообложение банков // Еженедельник «Закон. Финансы. Налоги» Слепов В. - 2011. - №1. - 73
  30. Смирнов Е.Е. Банки и налоги: между прошлым и будущим// Специализированный методический журнал «Налогообложение, учёт и отчётность в коммерческом банке». - 2012. - №2. - с.81
  31. Снитко А.А. Налогообложение кредитных организаций в 2010 году// Специализированный методический журнал «Налогообложение, учёт и отчётность в коммерческом банке». - 2011. - №1. - с. 53
  32. Чекмарев Е.А. Некоторые вопросы налогообложения прибыли кредитных организаций// Специализированный методический журнал «Налогообложение, учёт и отчётность в коммерческом банке». - 2010. - №2. с. 70
  33. Чепурин М.Н. Курс экономической теории. / Чепурин М.Н., Киселева Е.А.   - Киров, 2012г., с. 309
  34. Черник Д.Г. Налоги и налогообложение. М.: ИНФРА-М, 2011. - 415с.
  35. Шеремет А.Д. Анализ банков./ Шеремет А.Д.  - М, 2010 г., с. 79
  36. http://www.isras.ru/files/File/Vlast/2007/03/Puti_sovershenstvovaniya.pdf
  37. http://sberbank.ru/stavropol/ru/
  38. http://sberbank.ru/yaroslavl/ru/press_center/tb_all/?id114=11026448 

Информация о работе Особенности налогообложения коммерческого банка