Особенности налоговой системы Республики Беларусь в современных условиях и направления её развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 15:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотрение экономической сущности налогов, их роли и значения, анализ экономических показателей развития системы налогообложения Республики Беларусь на современном этапе и выработка направлений ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
- изучить экономическую сущность налоговой системы Республики Беларусь;
- определить элементы налоговой системы государства;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..5
1. Характеристика налоговой системы Республики Беларусь……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………....7
1.1 Элементы налоговой системы Республики Беларусь...............................................................................................................7
1.2 Виды налогов и сборов (пошлин) действующих на территории страны.................11
1.3 Налоговое законодательство и налоговые службы Республики Беларусь...........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................19
2. Анализ показателей, характеризующих налоговую систему Республики Беларусь...........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................21
2.1 Налоговая нагрузка как основной показатель развития налоговой системы.............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................21
2.2 Анализ состава и структуры налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь.................................................................................................................................................................................................................................27
3. Проблемы и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь...........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................32
3.1 Зарубежный опыт построения налоговой системы государства и его применение в Республике Беларусь............................................................................................................................................................................................................32
3.2 Направления совершенствования налоговой системы Беларуси.......................................................33
Заключение............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................39

Файлы: 1 файл

план новый.docx

— 255.99 Кб (Скачать файл)

Направленная на построение социально ориентированной рыночной экономики налоговая система  республики Беларусь начала вводиться  с начала 1992 года. Основу ее составил закон «О налогах и сборах, взимаемых  в бюджет Республики Беларусь». Первоначально  налоговая система включала 15 основных налогов. Кроме того юридические  лица уплачивали 8 видов отчисление в различные внебюджетные фонды. В дальнейшем система неоднократно корректировалась с точки зрения перечня налогов, размера ставок, предоставления льгот. Существенные изменения  произошли в части внебюджетных средств, большинство из которых  были объединены и преобразованы  в бюджетные фонды с одновременным  пересмотром их ставок. Изменялась структура налогов, снижался уровень  налоговой нагрузки.

С 1 января 2004 года вступила в силу Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь, которая  составляет основу налоговой системы  Республики Беларусь [2,c.30].

В налоговом законодательстве нашли отражение полномочия налоговых  органов, их права и обязанности, а также права и обязанности  налогоплательщиков и основные виды ответственности за нарушения налогового законодательства.

Основными элементами налоговой  системы выступают:

  1. налоги и сборы, как основа налоговой системы. Сюда можно отнести:

- виды налогов;

- субъект налога (плательщики  налогов);

- объект налогообложения;

- источники выплаты налоговых  платежей;

- ставка налога;

- база налогообложения;

- налоговые льготы;

- налоговый и отчетный  периоды;

- санкции;

-порядок уплаты и сроки  перечисления налоговых платежей  и предоставления отчетов в  государственную инспекцию; 

  1. налоговое законодательство;
  2. налоговые службы [3,c.38].

В соответствии с Налоговым  Кодексом в Республике Беларусь устанавливаются  республиканские налоги, сборы (пошлины) и местные налоги и сборы.

Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные  настоящим Кодексом либо Президентом  Республики Беларусь и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных  Советов депутатов в соответствии с настоящим Кодексом и обязательные к уплате на соответствующих территориях. [4]

Плательщиками налогов, сборов (пошлин)  признаются организации  и физические лица, на которых в  соответствии с Налоговым Кодексом, таможенным законодательством Таможенного  союза, законами о таможенном регулировании  в Республике Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь возложена  обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины).

 Под организациями  понимаются:  юридические лица  Республики Беларусь; иностранные  и международные организации,  в том числе не являющиеся  юридическими лицами; простые товарищества; хозяйственные группы и др.

 Под физическими лицами, уплачивающими налоги, понимаются: граждане Республики Беларусь; граждане  либо подданные иностранного  государства; лица без гражданства  (подданства). [4]

Объектами налогообложения  признаются обстоятельства, с наличием которых у плательщика настоящий  Кодекс, таможенное законодательство Таможенного союза, законы о таможенном регулировании в Республике Беларусь и (или) акты Президента Республики Беларусь либо решения местных Советов  депутатов (в отношении местных  налогов и сборов) связывают возникновение  налогового обязательства. Каждый налог, сбор (пошлина) имеет самостоятельный  объект налогообложения. Один и тот  же объект может облагаться определенным налогом, сбором (пошлиной) у одного плательщика только один раз за соответствующий  налоговый период. [4]

По источникам выплат все налоги подразделяются на три группы: налоги, включаемые в цену и уплачиваемые из выручки от реализации продукции; налоги, относимые на себестоимость  продукции; налоги, уплачиваемые из прибыли.

Выделение данных групп  затрат позволяет глубже изучить  характер и состав затрат, усилить  контроль за их уровнем, оценить инвестиционную и социальную направленность деятельности организации. [5, стр. 67]

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой  базы, если иное не установлено настоящим  Кодексом, таможенным законодательством  Таможенного союза и (или) актами Президента Республики Беларусь. Налоговые  ставки устанавливаются применительно  к каждому налогу, сбору (пошлине), если иное не установлено Президентом  Республики Беларусь.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или  иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая база устанавливается  применительно к каждому налогу, сбору (пошлине).

Налоговая база и налоговые  ставки по республиканским налогам, сборам (пошлинам) устанавливаются  настоящим Кодексом или иными  законодательными актами, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь или таможенным законодательством  Таможенного союза. Налоговая база и налоговые ставки по местным  налогам и сборам устанавливаются  местными Советами депутатов в соответствии с настоящим Кодексом. [4]

Налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные настоящим  Кодексом и иными актами налогового законодательства, а также международными договорами Республики Беларусь, таможенным законодательством Таможенного  союза и (или) законами о таможенном регулировании в Республике Беларусь преимущества по сравнению с другими  плательщиками, включая возможность  не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере. Налоговые льготы устанавливаются  в виде: освобождения от налога, сбора (пошлины); дополнительных по отношению  к учитываемым при определении (исчислении) налоговой базы для  всех плательщиков налоговых вычетов  и (или) скидок, уменьшающих налоговую  базу либо сумму налога, сбора (пошлины); пониженных по сравнению с обычными налоговых ставок;  возмещение суммы  уплаченного налога, сбора (пошлины); в ином виде, установленном Президентом  Республики Беларусь. [4]

Налоговые льготы используются государством в качестве регулирующей и стимулирующей функции. Их умелое применение способствует росту эффективности  производства, повышению благосостояния населения.

Как правило, по каждому налогу предусматриваются специальные  налоговые льготы, имеющие строго целенаправленный характер. Все льготы должны применяться только в соответствии с действующим законодательством  и, как правило, не должны носить индивидуальный характер. При проведении политики налоговых льгот государство  учитывает условия развития экономики, чтобы большое количество налоговых  льгот не ограничивало доходы бюджета  и одновременно было выгодно налогоплательщику.

При принятии решения по налоговым льготам учитываются  интересы трех субъектов:

  • государства, заинтересованного в росте доходов бюджета;
  • юридических лиц, чтобы не сократилось производство;
  • населения, чтобы неравномерность распределения льгот не привела к социальной напряженности в обществе.

Налоговые льготы по республиканским  налогам устанавливаются только республиканскими органами власти. Местные  органы власти имеют право вводить  льготы только в пределах сумм налогов, зачисляемых в местные бюджеты.

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени, определяемый применительно  к каждому конкретному налогу, сбору (пошлине), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется  сумма этого налога, сбора (пошлины). Налоговый период может состоять из нескольких отчетных периодов. В  случаях, установленных настоящим  Кодексом, на плательщиков (иных обязанных  лиц) может возлагаться обязанность  по исчислению и уплате налога до начала либо в течение налогового периода.  [4]

Санкции - мера наказания плательщиков за нарушение налогового законодательства

  • административные санкции применяются к ответственным лицам (руководителям, бухгалтерам, предпринимателям) в случае нарушения порядка постановки на налоговый учет в государственных налоговых инспекциях; занятия запрещенной деятельностью; занижения или сокрытия доходов, других объектов обложения; неправильного ведения бухгалтерского учета; несвоевременной сдачи балансов, отчетов, расчетов по налогам;
  • финансовые санкции применяются непосредственно к плательщикам (предприятиям, организациям, частным предприятиям) за сокрытие или занижение фактически полученных доходов или других объектов обложения; занятие запрещенной деятельностью; несвоевременное представление расчетов по авансовым платежам, деклараций по доходам и другие нарушения налогового законодательства [6, cтр.45].

Государство применяет санкции  к тем, кто нарушил налоговое  законодательство. При несоблюдении законов о налогах юридические  и физические лица несут ответственность, виды и размер которой регулируются законодательством. Налогоплательщик, преступивший закон, несет имущественную  ответственность в трех видах:

  • взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода или суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения;
  • уплата штрафа за отсутствие учета объекта налогообложения или ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, а также непредставление или несвоевременное представление в налоговые органы документов для исчисления налогов;
  • уплата пени за каждый день задержки перечисления налогов в бюджет.

Порядок и сроки уплаты налогов, сборов (пошлин) устанавливаются  налоговым или таможенным законодательством  Республики Беларусь применительно  к каждому налогу, сбору (пошлине). Уплата налогов может производиться  в наличном или безналичном порядке  в белорусских рублях:

- разовой уплатой всей  причитающейся суммы

- в ином порядке, предусмотренном  законодательством.

Таким образом, под налоговой  системой понимается совокупность налогов, пошлин, сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с  налоговым законодательством, а  также совокупность норм и правил, форм и методов, определяющих правомочие и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

 

 

    1. Виды налогов и сборов (пошлин) действующих на территории страны

 

 

На сегодняшний день на территории Республики Беларусь согласно Налогового кодекса все действующие  налоги делятся по органам власти, устанавливающим налог на 2 категории:

  1. Республиканские налоги, сборы (пошлины):
  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • налог на прибыль;
  • налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;
  • подоходный налог с физических лиц;
  • налог на недвижимость;
  • земельный налог;
  • экологический налог;
  • налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
  • сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;
  • оффшорный сбор;
  • гербовый сбор;
  • консульский сбор;
  • государственная пошлина;
  • патентные пошлины.
  1. Местные налоги и сборы:
  • налог за владение собаками;
  • курортный сбор;
  • сбор с заготовителей. [4]

Республиканские налоги и  сборы:

  1. Подоходный налог с физических лиц;

Подоходным налогом облагается доход физических лиц, полученный в  течение календарного года: физическими  лицами, признаваемыми налоговыми резидентами  Республики Беларусь - от источников в  РБ и (или) за ее пределами; физическими  лицами, не признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь - от источников в РБ.

Подоходный налог с  физических лиц взимается по ставке 12 процентов.

Плательщики при наличии  оснований могут воспользоваться  стандартными, социальными и другими  налоговыми вычетами. [7]

Информация о работе Особенности налоговой системы Республики Беларусь в современных условиях и направления её развития