Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 15:47, курсовая работа
Цель работы: рассмотрение экономической сущности налогов, их роли и значения, анализ экономических показателей развития системы налогообложения Республики Беларусь на современном этапе и выработка направлений ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
- изучить экономическую сущность налоговой системы Республики Беларусь;
- определить элементы налоговой системы государства;
Введение……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..5
1. Характеристика налоговой системы Республики Беларусь……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………....7
1.1 Элементы налоговой системы Республики Беларусь...............................................................................................................7
1.2 Виды налогов и сборов (пошлин) действующих на территории страны.................11
1.3 Налоговое законодательство и налоговые службы Республики Беларусь...........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................19
2. Анализ показателей, характеризующих налоговую систему Республики Беларусь...........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................21
2.1 Налоговая нагрузка как основной показатель развития налоговой системы.............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................21
2.2 Анализ состава и структуры налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь.................................................................................................................................................................................................................................27
3. Проблемы и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь...........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................32
3.1 Зарубежный опыт построения налоговой системы государства и его применение в Республике Беларусь............................................................................................................................................................................................................32
3.2 Направления совершенствования налоговой системы Беларуси.......................................................33
Заключение............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................39
Местные налоги и сборы:
Местные налоги и сборы
вправе вводить на территории соответствующих
административно-
Перечень местных налогов и сборов, которые вправе вводить местные Советы депутатов, установлен Налоговым кодексом Республики Беларусь.
Плательщиками налога за владение собаками признаются физические лица.
Объектом налогообложения налогом за владение собаками признается владение собаками в возрасте трех месяцев и старше.
Ставки налога за владение собаками устанавливаются в зависимости от высоты собак в холке от 0,5 до 1,5 базовых величин в месяц. [4]
Плательщиками сбора с заготовителей признаются организации и индивидуальные предприниматели.
Объектом обложения сбором
с заготовителей признается осуществление
промысловой заготовки (закупки) дикорастущих
растений, грибов, технического и лекарственного
сырья растительного
Налоговые ставки не могут превышать 5 процентов стоимости заготовленной продукции. [4]
Плательщиками курортного сбора
признаются физические лица, за исключением
лиц, направляемых на оздоровление и
санаторно-курортное лечение
Объектом обложения курортным
сбором признается нахождение физического
лица в санаторно-курортных и
оздоровительных организациях, расположенных
на территории соответствующих
Налоговые ставки не могут превышать 3 процентов стоимости курортной путевки. [4]
При введении местных налогов и сборов местные Советы депутатов в соответствии с законодательством определяют плательщиков, объекты налогообложения, налоговые ставки, налоговый период, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты местных налогов и сборов, сроки представления в налоговые органы налоговых деклараций по местным налогам и сборам.
Местные Советы депутатов в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь могут устанавливать налоговые льготы по местным налогам и сборам.
В Республике Беларусь для
отдельных категорий
К особым режимам налогообложения относятся:
Единый налог для
Единый налог с индивидуальных
предпринимателей и иных физических
лиц применяется
Применять упрощенную систему
вправе при одновременном соблюдении
критериев средней численности
работников (не более 100 человек) и валовой
выручки (не более 9 млрд. бел. руб.) в
течение первых девяти месяцев года,
предшествующего году, с которого
плательщики претендуют на ее применение.
Налог уплачивается по ставке 5 процентов
валовой выручки. Для организаций
и индивидуальных предпринимателей,
уплачивающих НДС, ставка единого налога
при упрощенной системе налогообложения
установлена в размере 3 процентов.
Для организаций и
Налог на игорный бизнес
применяется организациями и
индивидуальными
Налог на доходы от осуществления
лотерейной деятельности применяется
организациями, являющимися организаторами
лотерей. Ставка налога установлена
в размере 8 процентов выручки
от организации лотерейного
Налог на доходы от проведения
электронных интерактивных игр
применяется юридическими лицами-организаторами
электронных интерактивных игр.
Ставка налога установлена в размере
8 процентов выручки от проведения
электронных интерактивных игр
за минусом сформированного
Сбор за осуществление ремесленной деятельности применяется физическими лицами, осуществляющими ремесленную деятельность. Ставка сбора установлена в размере одной базовой величины за календарный год.
Сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма применяется физическими лицами и крестьянскими хозяйствами, осуществляющими деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма. Ставка сбора установлена в размере одной базовой величины за календарный год.
Налоговое законодательство государства представляет собой совокупность нормативных правовых актов, принятых и изданных уполномоченными на то органами и применяемых при регулировании налоговых отношений.
Налоговое законодательство Республики Беларусь включает в себя:
Налоговая служба Республики Беларусь – совокупность специальных государственных органов, которые в пределах своей компетенции проводят государственную политику и осуществляют регулирование и управление в налоговой сфере. Организационная система управления налогами в Республике Беларусь является двухуровневой.
Общее управление налогами возложено на высшие органы власти – парламент, аппарат Президента, правительство. Они определяют основные принципы налогообложения, разрабатывают налоговую политику. Парламент в соответствии с Конституцией рассматривает законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Все законодательные проекты о введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты на территории страны вносятся в парламент при наличии заключения правительства.
Оперативное управление процессом
налогообложения в Республике Беларусь
возложено на Министерство Финансов
и его органы на местах, Министерство
по налогам и сборам и его территориальные
инспекции, Комитет государственного
контроля, Государственный таможенный
комитет, которые действуют в
пределах своей компетенции в
соответствии с действующим
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь (МНС) является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику, осуществляющим регулирование и управление в сфере налогообложения и координирующим деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления. МНС в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства.
В структуру МНС входят
подразделения: управление контроля, делопроизводства,
спецработы и материально-технического
обеспечения; главное управление методологии
налогообложения организаций; главное
управление налогообложения физических
лиц; управление международного налогового
сотрудничества; главное управление
учета налогов и ведомственного
контроля; главное управление информационных
технологий; главное управление организации
контрольной деятельности; главное
управление контроля подакцизных товаров,
игорного бизнеса и электронных
систем контроля реализации товаров; управление
организационно-кадровой политики; юридическое
управление; управление финансирования,
бухгалтерского учета и отчетности;
отдел информационной безопасности;
отдел информационно-
Таким образом, налоговая
система государства –
Однако налоговую систему составляют не только налоги. Для успешного функционирования системы налогообложения необходимы органы, которые будут осуществлять управление и контроль за работой системы. В Беларуси такими органами являются Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный Таможенный комитет и др.
Важным звеном налоговой
системы является также налоговое
законодательство, которой устанавливает
механизм уплаты налогов, сроки и
суммы выплат, определяет виды налогов,
субъектов, объекты налогообложения,
налоговые льготы. Важнейшим законодательным
актом в области
ГЛАВА 2
Анализ показателей, характеризующих налоговую систему Республики Беларусь
Налоговая нагрузка - это величина, характеризующая долю налоговых платежей в совокупных доходах налогоплательщика.
На уровне государства данный показатель рассчитывается как отношение суммарной величины налоговых поступлений в бюджет (в данной курсовой работе за основу взят консолидированный бюджет) к валовому внутреннему продукту (формула 2.1).
где НН – налоговая нагрузка на экономику страны, %
НП – налоговые поступления, млрд. руб.
ВВП – валовой внутренний продукт, млрд. руб.
Для оценки динамики налоговой нагрузки на экономику государства приведём расчётные показатели за три предшествующих года – 2010, 2011 и 2012.
По данным национальный статистический комитет Республики Беларусь за анализируемый период в Беларуси сложись следующие показатели ВВП:
2010 г. - 164476 млрд. руб.;
2011 г. - 297158 млрд. руб.;
2012 г. - 527385 млрд. руб.. [13]