Особенности налоговой системы Республики Беларусь в современных условиях и направления её развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 15:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотрение экономической сущности налогов, их роли и значения, анализ экономических показателей развития системы налогообложения Республики Беларусь на современном этапе и выработка направлений ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
- изучить экономическую сущность налоговой системы Республики Беларусь;
- определить элементы налоговой системы государства;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..5
1. Характеристика налоговой системы Республики Беларусь……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………....7
1.1 Элементы налоговой системы Республики Беларусь...............................................................................................................7
1.2 Виды налогов и сборов (пошлин) действующих на территории страны.................11
1.3 Налоговое законодательство и налоговые службы Республики Беларусь...........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................19
2. Анализ показателей, характеризующих налоговую систему Республики Беларусь...........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................21
2.1 Налоговая нагрузка как основной показатель развития налоговой системы.............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................21
2.2 Анализ состава и структуры налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь.................................................................................................................................................................................................................................27
3. Проблемы и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь...........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................32
3.1 Зарубежный опыт построения налоговой системы государства и его применение в Республике Беларусь............................................................................................................................................................................................................32
3.2 Направления совершенствования налоговой системы Беларуси.......................................................33
Заключение............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................39

Файлы: 1 файл

план новый.docx

— 255.99 Кб (Скачать файл)

Местные налоги и сборы:

Местные налоги и сборы  вправе вводить на территории соответствующих  административно-территориальных единиц областные, Минский городской Советы депутатов, Советы депутатов базового территориального уровня.

Перечень местных налогов  и сборов, которые вправе вводить  местные Советы депутатов, установлен Налоговым кодексом Республики Беларусь.

  1. Налог за владение собаками;

Плательщиками налога за владение собаками признаются физические лица.

Объектом налогообложения  налогом за владение собаками признается владение собаками в возрасте трех месяцев и старше.

Ставки налога за владение собаками устанавливаются в зависимости  от высоты собак в холке от 0,5 до 1,5 базовых величин в месяц. [4]

  1. Сбор с заготовителей.

Плательщиками сбора с  заготовителей признаются организации  и индивидуальные предприниматели.

Объектом обложения сбором с заготовителей признается осуществление  промысловой заготовки (закупки) дикорастущих растений, грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения  в целях их промышленной переработки  или реализации.

Налоговые ставки не могут  превышать 5 процентов стоимости  заготовленной продукции. [4]

  1. Курортный сбор;

Плательщиками курортного сбора  признаются физические лица, за исключением  лиц, направляемых на оздоровление и  санаторно-курортное лечение бесплатно  в соответствии с законодательными актами.

Объектом обложения курортным  сбором признается нахождение физического  лица в санаторно-курортных и  оздоровительных организациях, расположенных  на территории соответствующих административно-территориальных  единиц Республики Беларусь.

Налоговые ставки не могут  превышать 3 процентов стоимости  курортной путевки. [4]

При введении местных налогов  и сборов местные Советы депутатов  в соответствии с законодательством  определяют плательщиков, объекты налогообложения, налоговые ставки, налоговый период, порядок исчисления, порядок и  сроки уплаты местных налогов  и сборов, сроки представления  в налоговые органы налоговых  деклараций  по местным налогам  и сборам.

Местные Советы депутатов  в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь могут устанавливать  налоговые льготы по местным налогам  и сборам.

В Республике Беларусь для  отдельных категорий плательщиков предусмотрены особые режимы налогообложения, применение которых заменяет собой  уплату ряда основных налоговых платежей.

К особым режимам налогообложения  относятся:

  • единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;
  • единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;
  • налог при упрощенной системе налогообложения;
  • налог на игорный бизнес;
  • налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности;
  • налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр;
  • сбор за осуществление ремесленной деятельности;
  • сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.

Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции применяется  производителями сельскохозяйственной продукции. Налог уплачивается по ставке 1 процент валовой выручки.

Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц применяется индивидуальными  предпринимателями при розничной  торговле товарами, отнесенными к  товарным группам по перечню, и при  оказании потребителям услуг  по перечню  таких услуг. Ставки единого налога устанавливаются местными органами управления в пределах его базовых  ставок в зависимости от видов  деятельности, населенного пункта, в котором осуществляется деятельность, места осуществления деятельности в пределах населенного пункта, режима работы и иных условий осуществления  деятельности. [7]

Применять упрощенную систему  вправе при одновременном соблюдении критериев средней численности  работников (не более 100 человек) и валовой  выручки (не более 9 млрд. бел. руб.) в  течение первых девяти месяцев года, предшествующего году, с которого плательщики претендуют на ее применение. Налог уплачивается по ставке 5 процентов  валовой выручки. Для организаций  и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДС, ставка единого налога при упрощенной системе налогообложения  установлена в размере 3 процентов.  Для организаций и индивидуальных предпринимателей в отношении выручки  от реализации товаров  за пределы  Республики Беларусь предусмотрена  ставка налога в размере 2 процентов.

Налог на игорный бизнес применяется организациями и  индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в  сфере игорного бизнеса. Ставки налога установлены в евро за единицу  объекта игрового оборудования (игровой  стол; игровой автомат; касса тотализатора; касса букмекерской конторы).

Налог на доходы от осуществления  лотерейной деятельности применяется  организациями, являющимися организаторами лотерей. Ставка налога установлена  в размере 8 процентов выручки  от организации лотерейного процесса за минусом начисленного призового  фонда лотереи.

Налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр  применяется юридическими лицами-организаторами электронных интерактивных игр. Ставка налога установлена в размере 8 процентов выручки от проведения электронных интерактивных игр  за минусом сформированного выигрышного  фонда.

Сбор за осуществление  ремесленной деятельности применяется  физическими лицами, осуществляющими  ремесленную деятельность. Ставка сбора  установлена в размере одной  базовой величины за календарный  год.

Сбор за осуществление  деятельности по оказанию услуг в  сфере агроэкотуризма применяется  физическими лицами и крестьянскими  хозяйствами, осуществляющими деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма. Ставка сбора установлена в размере  одной базовой величины за календарный  год.

    1. Налоговое законодательство и налоговые службы Республики Беларусь

 

 

Налоговое законодательство государства представляет собой совокупность нормативных правовых актов, принятых и изданных уполномоченными на то органами и применяемых при регулировании налоговых отношений.

Налоговое законодательство Республики Беларусь включает в себя:

  • Налоговый кодекс РБ и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения. Налоговый кодекс – основной документ, регламентирующий в комплексе всю совокупность налоговых отношений в государстве. Принят палатой Представителей и одобрен Советом Республики Национального Собрания Республики Беларусь в декабре 2002 года. Налоговый кодекс упорядочивает все законодательные акты, действующие в налоговой сфере. Он устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения, регулирует властные отношения по установлению, выделению, изменению, прекращению действия налоговых платежей и отношения, возникающие в процессе исполнения налоговых обязательств, осуществления налогового контроля, обжалования решения налоговых органов, а также определяет права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений.
  • Декреты, Указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения
  • Постановления Правительства РБ, регулирующие вопросы налогообложения и принимаемые на основании и во исполнение Налогового кодекса, налоговых законов и актов Президента Республики Беларусь
  • Нормативно-правовые акты республиканских органов госуправления, органов местного управления и самоуправления. [1,c.36]

Налоговая служба Республики Беларусь – совокупность специальных государственных органов, которые в пределах своей компетенции проводят государственную политику и осуществляют регулирование и управление в налоговой сфере. Организационная система управления налогами в Республике Беларусь является двухуровневой.

Общее управление налогами возложено на высшие органы власти – парламент, аппарат Президента, правительство. Они определяют основные принципы налогообложения, разрабатывают  налоговую политику. Парламент в  соответствии с Конституцией рассматривает  законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Все законодательные проекты  о введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты на территории страны вносятся в парламент при  наличии заключения правительства.

Оперативное управление процессом  налогообложения в Республике Беларусь возложено на Министерство Финансов и его органы на местах, Министерство по налогам и сборам и его территориальные  инспекции, Комитет государственного контроля, Государственный таможенный комитет, которые действуют в  пределах своей компетенции в  соответствии с действующим законодательством. Управление налогообложением на предприятиях, в учреждениях, организациях, а также  в министерствах и ведомствах осуществляется финансовыми отделами и бухгалтерскими службами. С помощью  органов оперативного управления государство  руководит налогообложением во всех структурных подразделениях экономики [1,c.40].

Министерство по налогам  и сборам Республики Беларусь (МНС) является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику, осуществляющим регулирование и управление в сфере налогообложения и координирующим деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления. МНС в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства.

В структуру МНС входят подразделения: управление контроля, делопроизводства, спецработы и материально-технического обеспечения; главное управление методологии  налогообложения организаций; главное  управление налогообложения физических лиц; управление международного налогового сотрудничества; главное управление учета налогов и ведомственного контроля; главное управление информационных технологий; главное управление организации  контрольной деятельности; главное  управление контроля подакцизных товаров, игорного бизнеса и электронных  систем контроля реализации товаров; управление организационно-кадровой политики; юридическое  управление; управление финансирования, бухгалтерского учета и отчетности; отдел информационной безопасности; отдел информационно-разъяснительной  работы. [10].

Таким образом, налоговая  система государства – совокупность налогов, сборов и пошлин, взимаемых  на территории государства. Основу налоговой  системы составляют налоги, которые  представляют собой обязательный платёж в бюджет определённого уровня. Важными  элементами налогообложения являются: субъект налога, объект налога, налоговая  ставка, налоговые льготы, налоговая  база, налоговые санкции.

Однако налоговую систему  составляют не только налоги. Для успешного  функционирования системы налогообложения  необходимы органы, которые будут  осуществлять управление и контроль за работой системы. В Беларуси такими органами являются Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный Таможенный комитет  и др.

Важным звеном налоговой  системы является также налоговое  законодательство, которой устанавливает  механизм уплаты налогов, сроки и  суммы выплат, определяет виды налогов, субъектов, объекты налогообложения, налоговые льготы. Важнейшим законодательным  актом в области налогообложения  в Республике Беларусь является Налоговый  Кодекс. Разработка и утверждение  законодательных актов в Беларуси возложено на Правительство Республики Беларусь, Президента, Парламент.

 

 

 

ГЛАВА 2

Анализ  показателей, характеризующих налоговую  систему Республики Беларусь

 

 

    1. Налоговая нагрузка как основной показатель развития налоговой системы

 

 

Налоговая нагрузка - это  величина, характеризующая долю налоговых  платежей в совокупных доходах налогоплательщика.

На уровне государства  данный показатель рассчитывается как  отношение суммарной величины налоговых  поступлений в бюджет (в данной курсовой работе за основу взят консолидированный бюджет) к валовому внутреннему продукту (формула 2.1).

                                              (2.1)

где НН – налоговая нагрузка на экономику страны, %

НП – налоговые поступления, млрд. руб.

ВВП – валовой внутренний продукт, млрд. руб.

Для оценки динамики  налоговой  нагрузки на экономику государства  приведём расчётные показатели за три  предшествующих года – 2010, 2011 и 2012.

По данным национальный статистический комитет Республики Беларусь за анализируемый  период в Беларуси сложись следующие  показатели ВВП:

2010 г. - 164476 млрд. руб.;

2011 г. - 297158 млрд. руб.;

2012 г. - 527385 млрд. руб.. [13]

Информация о работе Особенности налоговой системы Республики Беларусь в современных условиях и направления её развития