Особенности налоговой системы Республики Беларусь в современных условиях и направления её развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 15:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотрение экономической сущности налогов, их роли и значения, анализ экономических показателей развития системы налогообложения Республики Беларусь на современном этапе и выработка направлений ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
- изучить экономическую сущность налоговой системы Республики Беларусь;
- определить элементы налоговой системы государства;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..5
1. Характеристика налоговой системы Республики Беларусь……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………....7
1.1 Элементы налоговой системы Республики Беларусь...............................................................................................................7
1.2 Виды налогов и сборов (пошлин) действующих на территории страны.................11
1.3 Налоговое законодательство и налоговые службы Республики Беларусь...........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................19
2. Анализ показателей, характеризующих налоговую систему Республики Беларусь...........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................21
2.1 Налоговая нагрузка как основной показатель развития налоговой системы.............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................21
2.2 Анализ состава и структуры налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь.................................................................................................................................................................................................................................27
3. Проблемы и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь...........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................32
3.1 Зарубежный опыт построения налоговой системы государства и его применение в Республике Беларусь............................................................................................................................................................................................................32
3.2 Направления совершенствования налоговой системы Беларуси.......................................................33
Заключение............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................39

Файлы: 1 файл

план новый.docx

— 255.99 Кб (Скачать файл)
  1. Налог на прибыль;

Плательщиками налога на прибыль  являются юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические  лица и международные организации, осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, простые товарищества, хозяйственные  группы.

Налогооблагаемая прибыль  определяется как общая сумма  прибыли от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей (включая основные средства, товарно-материальные ценности, нематериальные активы, ценные бумаги), имущественных прав и доходов  от внереализационных операций, уменьшенных  на сумму расходов по этим операциям.

Ставка налога на прибыль  составляет 18 процентов.  [7]

  1. Налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;

Налогом на доходы облагаются доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Республике Беларусь через постоянное представительство.

Ставки налога составляют по:

  • плате за перевозку, фрахт в связи с осуществлением международных перевозок, а также за оказание транспортно-экспедиционных услуг - 6 процентов;
  • по доходам от долговых обязательств любого вида независимо от способа их оформления - 10 процентов;
  • дивидендам и доходам от реализации долей в уставном фонде (паев, акций) организаций, находящихся на территории Республики Беларусь, либо их части - 12 процентов;
  • другим доходам - 15 процентов. [4]
  1. Налог на добавленную стоимость;

Плательщиками налога на добавленную  стоимость (НДС) признаются юридические  лица Республики Беларусь, иностранные  юридические лица и международные  организации, простые товарищества, хозяйственные группы, индивидуальные предприниматели, а также организации  и физические лица, осуществляющие перемещение товаров через таможенную границу Республики Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В Республике Беларусь действует  зачетный метод исчисления НДС. Сумма  налога, подлежащая уплате плательщиком в бюджет, определяется как разность между общей суммой налога, исчисленной  по итогам налогового периода и суммами  налоговых вычетов. Если сумма налоговых  вычетов превышает общую сумму  налога, плательщик налог не уплачивает, а разница между суммой налоговых  вычетов и общей суммой налога подлежит вычету в следующем налоговом  периоде.

Налог на добавленную стоимость  взимается по следующим ставкам:

  • 0 процентов: товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта, а также вывезенные в государства-члены таможенного союза;
  • 10 процентов: при реализации производимой на территории Республики Беларусь продукции растениеводства, пчеловодства, животноводства и рыбоводства; при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализации продовольственных товаров и товаров для детей, включенных в перечень, утвержденный Президентом Республики Беларусь.
  • 20 процентов: реализация и ввоз на таможенную территорию Республики Беларусь других товаров и услуг, по которым не применяются ставки налога в размере ноль (0) и десять (10) процентов.
  • Кроме того, обороты по реализации товаров (работ, услуг) по регулируемым ценам (тарифам) с учетом налога, облагаются по ставкам, составляющим, соответственно, 9,09 и 16,67 процента.

В соответствии с действующим  законодательством взимание НДС  в отношении перемещаемых товаров  осуществляется по принципу страны назначения. [7]

  1. Акцизы

Плательщиками акцизов являются организации, индивидуальные предприниматели, производящие подакцизные товары и  ввозящие подакцизные товары на территорию Республики Беларусь и (или) реализующие  ввезенные на территорию Республики Беларусь подакцизные товары, а также  физические лица, на которых возложена  обязанность по уплате акцизов, взимаемых  при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь.

Акцизами облагаются: спирт, алкогольная продукция; непищевая  спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных  с использованием этилового спирта из всех видов сырья, иных спиртосодержащих продуктов; слабоалкогольные напитки, вина, пиво, пивной коктейль; табачные изделия; автомобильные бензины; дизельное и биодизельное топливо; судовое топливо; газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный компримированный, используемые в качестве автомобильного топлива; масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей; микроавтобусы и автомобили легковые, в том числе переоборудованные в грузовые; сидры; пищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта.

В Республике Беларусь действуют  единые ставки акцизов как для  товаров, произведенных плательщиками  акцизов, так и для товаров, ввозимых плательщиками акцизов на территорию Республики Беларусь и (или) реализуемых  на территории Республики Беларусь.

Ставки акцизов могут  устанавливаться: в абсолютной сумме  на физическую единицу измерения  подакцизных товаров (твердые (специфические) ставки); либо в процентах от стоимости  подакцизных товаров или таможенной стоимости подакцизных товаров, увеличенной на подлежащие уплате суммы  таможенных пошлин (процентные (адвалорные) ставки).

Алкогольные напитки и  табачные изделия, предназначенные  для реализации, подлежат маркировке акцизными марками.

Акцизами не облагаются подакцизные  товары, вывозимые за пределы Республики Беларусь. При использовании в качестве сырья для изготовления готовой продукции подакцизных товаров, по которым на территории Республики Беларусь уже были уплачены акцизы, сумма акцизов, подлежащая уплате, уменьшается на сумму акцизов по использованному сырью. [4]

  1. Налог на недвижимость;

Плательщиками налога на недвижимость являются юридические лица, иностранные  юридические лица и международные  организации, простые товарищества (участники договора о совместной деятельности), хозяйственные группы и физические лица.

Налогом облагается стоимость  зданий и сооружений, объектов не завершенного строительства, а также стоимость  принадлежащих физическим лицам  жилых домов, садовых домиков, дач, жилых помещений (квартир, комнат), надворных  построек, гаражей, иных зданий и строений, в том числе не завершенных  строительством (далее - здания и строения).

Годовая ставка налога на недвижимость:

  • для организаций устанавливается в размере 1 процента;
  • для физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей - в размере 0,1 процента;
  • для организаций, имеющих объекты сверхнормативного незавершенного строительства и осуществляющих строительство новых объектов, устанавливается в размере 2 процентов. [4]
  1. Земельный налог;

Плательщиками земельного налога являются юридические лица, иностранные  юридические лица и международные  организации, простые товарищества (участники договора о совместной деятельности), хозяйственные группы и физические лица.

Земельным налогом облагаются земельные участки, находящиеся  в собственности, пожизненном наследуемом  владении или временном пользовании.

Земельный налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости  земельного участка (за исключением  случаев, предусмотренных Налоговым  кодексом). [4]

  1. Экологический налог;

Плательщиками экологического налога являются организации и индивидуальные предприниматели.

Экологическим налогом облагаются объемы: выбросов загрязняющих веществ  в атмосферный воздух; сбросов  сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду; отходов  производства, подлежащих хранению, захоронению; озоноразрушающих веществ, ввозимых на территорию Республики Беларусь, в  том числе содержащихся в продукции.

Ставки экологического налога установлены в зависимости от объекта налогообложения. [4]

  1. Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;

Плательщиками налога за добычу природных ресурсов признаются организации  и индивидуальные предприниматели.

Налогом за добычу природных  ресурсов облагается фактический объем  добываемых  конкретных видов природных  ресурсов согласно установленному Налоговым  кодексом перечню.

Ставки налога за добычу  природных ресурсов установлены  в зависимости от видов природных  ресурсов. [4]

  1. Сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь.

Плательщиками сбора за проезд автомобильных транспортных средств  иностранных государств по автомобильным  дорогам общего пользования Республики Беларусь признаются организации и  физические лица – владельцы (пользователи) автомобильных транспортных средств  иностранных государств, использующие автомобильные дороги общего пользования  Республики Беларусь. Принадлежность автомобильного транспортного средства определяется по стране, в которой  был выдан регистрационный знак.

Обязательным условием проезда  автомобильных транспортных средств  иностранных государств по автомобильным  дорогам общего пользования Республики Беларусь является наличие у владельцев (пользователей) этих транспортных средств  документов, подтверждающих уплату сбора  за проезд или освобождение от уплаты сбора за проезд в соответствии с  законодательством. [4]

  1. Оффшорный сбор;

Оффшорная зона - территория государства или её часть, в пределах которой для компаний-нерезидентов действует особый льготный режим  регистрации, лицензирования и налогообложения, как правило, при условии, что  их предпринимательская деятельность осуществляется вне пределов этого  государства. Для обозначения оффшорных  зон в разных странах используются термины «налоговое убежище», «налоговая гавань», «налоговый рай». [8]

Перечень оффшорных зон  – государств, в которых действует  льготный налоговый режим и (или) не предусматривается раскрытие  и предоставление информации о финансовых операциях, определяется Президентом  Республики Беларусь.

Плательщиками оффшорного сбора  признаются белорусские организации  и белорусские индивидуальные предприниматели.

  1. Гербовый сбор;

Гербовый сбор –  в  финансах это налог, установленный  на определенные правовые документы  или публикации. [9]

Плательщиками гербового сбора - организации и физические лица. [4]

    1. Консульский сбор;

Плательщиками консульского сбора признаются организации и  физические лица, которые обращаются за совершением юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу отдельных документов, в дипломатические представительства  и консульские учреждения Республики Беларусь за пределами Республики Беларусь, а также главное консульское  управление и консульские пункты Министерства иностранных дел Республики Беларусь на территории Республики Беларусь. [4]

    1. Государственная пошлина;

Плательщиками государственной  пошлины признаются организации  и физические лица, которые:

  • обращаются за совершением юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу отдельных документов, в специально уполномоченные на то государственные органы, иные уполномоченные организации, к должностным лицам или частным нотариусам;
  • выступают ответчиками в общих судах или хозяйственных судах, если при этом решение суда принято не в их пользу, а истец освобожден от государственной пошлины в соответствии с настоящим Кодексом или актами Президента Республики Беларусь;
  • выступают должниками при взыскании с них денежных сумм на основании исполнительной надписи, если организации или физические лица, являющиеся взыскателями, освобождены от государственной пошлины в соответствии с настоящим Кодексом или актами Президента Республики Беларусь. [4]
    1. Патентные пошлины;

Плательщиками патентных  признаются организации и физические лица, которые в установленном  порядке обращаются в государственное  учреждение «Национальный центр  интеллектуальной собственности» за совершением  юридически значимых действий, либо лица, действующие по их поручению. [4]

Информация о работе Особенности налоговой системы Республики Беларусь в современных условиях и направления её развития