Особенности российского налогообложения доходов физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

В Российской Федерации, как и во всех других государствах мира, существует разветвленная система налогов, взимаемых с собственных граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, именуемых в российском законодательстве с 1990-х гг. обобщенным термином - физические лица.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
1. Общие положения НДФЛ...……………………………………... 4
2. История НДФЛ в России и сравнительная характеристика
налога с зарубежным подоходным налогообложением.……………………………………………….….12
3 Роль и значение налога на доходы физических лиц в доходах
бюджетов различных уровней……………………………………...28
4. Характеристика основных элементов современного
налога на доходы физических лиц…………………………… 32
4.1 Налогообложение доходов, получаемых физическими лицами за выполнение ими трудовых и иных приравненных к ним обязанностей по месту основной работы (службы, учебы)……………….………………………………………….……...32
4.2 Налогообложение доходов, получаемых не по месту основной работы (службы, учебы)…………………………………34
4.3 Налогообложение доходов от предпринимательской деятельности и других доходов……………………………….…....36
4.4 Особенности налогообложения иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих постоянное местожительство в Российской Федерации………………………………………………39
4.5 Декларирование физическими лицами совокупного годового дохода и порядок исчисления налога по совокупному годовому доходу……………………………………………………………….….41
4.6 Обеспечение соблюдения уплаты подоходного налога….…..43
Заключение…………………………………………………….….…..47
Список использованных источников…………………………..….50

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 316.50 Кб (Скачать файл)

    В российском законодательстве не предусмотрено семейное налогообложение, а некоторые страны - бывшие советские республики, например Эстония, - ввели такую норму.

    Во  многих странах с помощью налога на доходы государством стимулируется развитие той или иной отрасли хозяйства, создаются условия для того, чтобы налогоплательщики своими силами обеспечивали себе материальный достаток.

    Так, в Малайзии предоставляется льгота на определенную сумму при покупке компьютера налогоплательщиком или его женой, а для нерезидентов установлены льготы в отношении некоторых доходов: от технической помощи и консультаций, установки и сборки заводов и оборудования, от обслуживания нематериальных активов, от публичных развлечений.

    На  Кипре только 40% дохода от профессиональных услуг, предоставленных за границей, и 10% ввезенных в страну дивидендов (при соблюдении некоторых условий) облагаются налогом.

    В Монголии доход, полученный частными скотоводами, не облагается налогом в пределах двух стад, приходящихся на одного члена семьи. Одним стадом считается одна корова или одна лошадь, или один верблюд, или девять коз, или семь овец. Но в сумму налога на доходы включается по 50 тугриков на каждое стадо. Если же в течение налогового года по причине климатических катастроф, несчастных случаев или инфекционных болезней будет утеряна часть скота, налог за эту часть не платится.

    В России установлено освобождение от налогообложения доходов членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемых в этом хозяйстве от сельскохозяйственной деятельности в течение пяти лет начиная с года образования хозяйства. Предусмотрена льгота по суммам доходов физических лиц от продажи выращенного в личном приусадебном хозяйстве скота, кроликов, нутрий, птицы (как в живом виде, так и продуктов их убоя в сыром и переработанном виде), продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства как в натуральном, так и в переработанном виде, сбора и сдачи дикорастущих ягод, орехов, грибов как технического и лекарственного сырья растительного происхождения.

    В России не облагаются налогом вознаграждения донорам за сданную кровь, материнское молоко и иную донорскую помощь, алименты, гранты и вознаграждения в области науки, культуры и искусства, стипендии студентов, аспирантов, ординаторов, адъюнктов и докторантов, учащихся учреждений профессионального образования, слушателей духовных учебных учреждений, обучающихся по направлению служб занятости, суммы единовременной материальной помощи, оказываемой:

    - в связи со стихийным бедствием  или иным чрезвычайным обстоятельством;

    - работодателем членам семьи умершего  работника или работнику в  связи со смертью члена его  семьи;

    - государством малоимущим и социально  незащищенным гражданам;

    - пострадавшим от террористических  актов.

    Суммы, выплачиваемые детям-сиротам на обучение, инвалидам на технические средства профилактики инвалидности и реабилитацию, на приобретение и содержание собак-проводников, вознаграждения, выплачиваемые за передачу кладов в государственную собственность, налогом на доходы также не облагаются.

    Еще одна льгота, новая в российском налоговом законодательстве, но очень привлекательная для налогоплательщиков, состоит в том, что освобождается от налогообложения оплата работодателями своим работникам, их супругам, родителям, детям, бывшим своим работникам (пенсионерам по возрасту), а также инвалидам стоимости приобретенных ими или для них медикаментов, назначенных им лечащим врачом.

    Для экономически развитых стран характерны также возрастные льготы, льготы по чрезвычайным обстоятельствам (болезнь, несчастный случай). Например, в Германии у лиц, достигших возраста 64 лет, не облагаемый налогом минимум увеличивается более чем в два раза.

    Чем бы ни отличались налоговые системы  разных стран, в одном они схожи: в конце налогового периода (в России это год) проводится декларационная кампания. Суть ее состоит в том, что налогоплательщики сообщают государству о суммах полученного дохода и уплаченного (или еще не уплаченного) налога и заявляют свои права (если таковые имеются) на льготы и вычеты.

    С 2002 года число лиц, обязанных подавать декларацию, значительно уменьшилось, так как действует единая ставка налога, и к тому же даже те, кто имеет несколько источников дохода, могут декларацию не подавать.

    Обязанность подавать налоговую декларацию в  налоговые органы современным законодательством оставлена лишь за следующими категориями налогоплательщиков:

    -  частные предприниматели;

    -  нотариусы;

    -  частные охранники или детективы;

    - теми, которые реализовали свое  имущество (к примеру, квартиру, дом, земельный участок, садовый домик, гараж или автомобиль);

    - теми, которые получили доход  от средств по договору займа  или ссуды, по договору аренды  или найма;

    - теми, которые выиграли на тотализаторе  или на игровых автоматах.

    Если  налогоплательщики не принадлежат  к вышеперечисленным категориям, но хотят подать декларацию, это можно сделать, и не только в течение декларационной кампании.

    Как и во многих странах, в российском налоговом законодательстве существуют нормы по избежанию двойного налогообложения.

    В соответствии со статьей 232 НК РФ доходы, полученные налоговыми резидентами РФ за пределами страны, подлежат налогообложению в следующем порядке:

    - если с иностранным государством  заключен договор (соглашение) об  избежании двойного налогообложения: сумма налога, подлежащая уплате в Российской Федерации, рассчитанная в соответствии с положениями главы 23 НК РФ, уменьшается на сумму налога, фактически уплаченного гражданином в соответствии с законодательством иностранного государства;

    - если с иностранным государством  не заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения: фактически уплаченная иностранному государству сумма налога не засчитывается при определении суммы налога, подлежащей уплате в Российской Федерации.

    Для освобождения от налогообложения (или  применения налоговых вычетов) доходов гражданина, который не является налоговым резидентом РФ, пунктом 2 статьи 232 НК РФ предусмотрено обязательное выполнение следующих правил:

    - гражданин должен предоставить  в российский налоговый орган  документ, подтверждающий, что он  является налоговым резидентом государства, с которым Россия заключила договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения;

    - гражданин - налоговый резидент  указанного государства должен  предоставить в российский налоговый орган документ иностранного налогового органа о сумме дохода и налога, уплаченного им за пределами России.

    В случае отсутствия указанных документов доходы гражданина-нерезидента, полученные им от российских источников, облагаются по повышенной ставке 30 процентов.

    Итак, анализ соотношений принципов научной теории и мировой практики построения системы подоходного налогообложения с принципами, заложенными в главе 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ, показывает, что эти принципы в основном применяются в указанной главе Кодекса и условия их применения сближаются.

    При развитии в России рыночной экономики  появится больше возможностей в совершенствовании законодательства о налогообложении физических лиц с целью более полного использования научной теории и мировой практики, имеющихся в развитых странах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3  Роль и значение налога на доходы физических лиц в доходах бюджетов различных уровней. 

      Роль  и значение НДФЛ в доходах бюджетов различных уровней представлена на приведенных ниже диаграммах.  

Рис. 1. Структура поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет по видам налогов за январь-декабрь 2004 года, в %. 

      Сравнивая рисунки 1 и 2, можно увидеть, что роль налога на доходы физических лиц в консолидированном бюджете гораздо больше, чем в федеральном бюджете. 
 
 

 

Рис. 2.  Структура поступлений налогов и сборов в федеральный бюджет по видам налогов за январь-декабрь 2004 года (в %) 

    Экономическую сущность налога на доходы физических лиц и его назначение можно оценить, уяснив место этого налога в налоговой системе государства и самой налоговой системы в экономической жизни государства.

    Основой экономической жизни любого общества являются государственные финансы  или бюджет. Важнейшими статьями доходов  государственного бюджета являются: налоги, акцизные сборы, таможенные пошлины и неналоговые поступления: доходы от государственной собственности, как внутри страны, так и зарубежом, доходы государственного сектора в экономике и торговле. Расходная часть бюджета, направляемая на социальные услуги (здравоохранение, образование, социальную политику) хозяйственные нужды, развитие инфраструктуры, выполнение государственных программ, дотации и субсидии отстающим секторам экономики и субъектам хозяйствования, оборону, административную деятельность государственного аппарата, не должна превышать доходную для безинфляционного развития экономики.

Возможности неинфляционного покрытия бюджетного дефицита в большей степени зависят  от своевременного и полного поступления  налоговых платежей.

      Рис. 3 График параметров налоговых и неналоговых доходов бюджета и его расходной части. 

      На  графике представлены параметры  налоговых и неналоговых доходов, а также расходов бюджета РФ в  динамике с 1995 по 2002 год. Так как неналоговые поступления бюджета даже в период становления новой российской экономики при массовой продаже  государственной собственности были значительно меньше, чем налоговые, а вначале 90-х годов дефицит бюджета покрывался за счет внешних заимствований, то можно сделать вывод, что основой дальнейшего нормального экономического развития нашей страны могут быть только налоговые поступления.

      Так, в настоящее время неприватизированными в РФ из имевшихся ранее в общественной собственности ресурсов, которые  могли бы быть направлены при продаже  на пополнение доходной части бюджета, остались только земля, да естественные монополии, да и те под различными предлогами уходят из под контроля государства. Дальнейшее развитие и совершенствование налоговой системы, то есть совокупности всех налогов и других платежей, форм и методов их расчета и взимания, - единственный путь формирования  сбалансированного по доходам и расходам бюджета и снижения государственного долга.

      При этом важен четкий баланс между всеми  функциями налоговой системы, как фискальной (для формирования государственных доходов), так и регулирующей (элемент государственного регулирования), социальной (сглаживание имущественного неравенства между гражданами), стимулирующей, контрольной и так далее.

      Чрезвычайно высокие ставки налогов разгоняют  маховик инфляции, тормозят развитие деловой активности в результате ослабления экономических стимулов. Все большее число предпринимателей пытаются скрыть доходы от налогообложения. В итоге – ухудшение условий финансирования бюджетной сферы.

      Эти причины являются основой налоговой  реформы и формирования в 2001 году бездефицитного, а с 2002 г - профицитных бюджетов.

      Налоги  по способу изъятия делятся на  прямые (подоходно-поимущественные) и  косвенные (на потребление). Преобладание в налоговой системе тех или  иных налогов характеризует благосостояние государства. Если платежи в бюджет от косвенных налогов составляют более, чем 2/3, то этот факт является свидетельством слабого экономического развития страны.

      Налог на доходы физических лиц является федеральным налогом, то есть он установлен Налоговым Кодексом и обязателен к уплате на всей территории страны.

Информация о работе Особенности российского налогообложения доходов физических лиц