Особенности учета НДС в бюджетных учреждениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

Для реализации цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность НДС, его элементы;
- изучить порядок определения налоговой базы, налоговые ставки, порядок уплаты и подачи налоговой декларации в бюджетном учреждении;
- рассмотреть особенности учета НДС в бюджетном учреждении;
- сформулировать соответствующие выводы.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы учета НДС в бюджетных учреждениях 6
1.1. Экономическое содержание и значение НДС 6
1.2. Особенности организации учета в бюджетных учреждениях 10
Глава 2. Особенности учета НДС в бюджетном учреждении 17
2.1. Организационно-экономическая характеристика учреждения 17
2.2. Порядок исчисления НДС в бюджетном учреждении и уплата его в бюджет 18
2.3. Особенности учета НДС 28
Заключение 36
Список использованной литературы 38
Приложения 42

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 55.32 Кб (Скачать файл)


Особенности учета  НДС в бюджетных учреждениях

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы учета НДС в бюджетных учреждениях 6

1.1. Экономическое содержание  и значение НДС 6

1.2. Особенности организации  учета в бюджетных учреждениях  10

Глава 2. Особенности учета  НДС в бюджетном учреждении 17

2.1. Организационно-экономическая  характеристика учреждения 17

2.2. Порядок исчисления  НДС в бюджетном учреждении  и уплата его в бюджет 18

2.3. Особенности учета  НДС 28

Заключение 36

Список использованной литературы 38

Приложения 42

Введение

Налоговая реформа 1999 г. существенным образом затронула косвенные  налоги. Дискуссии о налоге на добавленную  стоимость продолжаются в отечественной  экономической литературе с момента  его введения в 1992 г. Высказываются  разные мнения о влиянии НДС на развитие экономики России, о налоговых  ставках и льготах, механизме  взимания в отдельных отраслях хозяйства, об облагаемой базе. Самый острый вопрос: снижать ли НДС в целях расширения налоговой базы или не снижать  в целях лучшей сбалансированности бюджета. Различные и зачастую прямо  противоречивые взгляды на данный налог  связаны, прежде всего, с его внутренней противоречивостью.

В России НДС становится решающим налогом во всей системе  налогообложения. По сути при следовании чисто фискальным путем дальнейшего усиления роли косвенных налогов копируется опыт развивающихся стран, в которых косвенные налоги играют решающую роль в пополнении доходной части государственного бюджета (причем тем в большей степени, чем менее развита экономика той или иной страны). Как свидетельствует опыт стран с более развитой рыночной экономикой, меры по увеличению НДС могут сыграть серьезную и долговременную положительную роль лишь в том случае, если полученные в результате этих мер дополнительные финансовые средства будут использованы как база для параллельного проведения в рамках активной промышленной политики серьезных налоговых ограничений в целях стимулирования экономического роста вроде заметного снижения налога на прибыль.

Однако известно, что бюджетные  организации в отличие от коммерческих созданы не с целью получения прибыли. В соответствии со ст. 161 БК РФ бюджетное учреждение создается органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера. Бюджетные организации осуществляют свою деятельность на основании сметы доходов и расходов за счет соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда, то есть за счет государства. Вполне очевидно, что уплата НДС государству за счет государства не имеет смысла. Несмотря на это, ст. 143 НК РФ признает плательщиками НДС все организации без какого-либо исключения. Поскольку бюджетные учреждения относятся к организациям, то они являются плательщиками НДС и подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе в соответствии со ст. 83, 84 НК РФ.

Таким образом, вопрос, касающийся особенностей учета налога на добавленную  стоимость в бюджетных учреждениях, являются одним из актуальных во всей системе налогообложения данных учреждений. Это и является целью  данной курсовой работы.

Для реализации цели поставлены следующие задачи:

- рассмотреть сущность  НДС, его элементы;

- изучить порядок определения  налоговой базы, налоговые ставки, порядок уплаты и подачи налоговой  декларации в бюджетном учреждении;

- рассмотреть особенности  учета НДС в бюджетном учреждении;

- сформулировать соответствующие  выводы.

Данная курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Во введении раскрыта актуальность выбранной темы, поставлены цель и  задачи курсовой работы.

В первой главе дается экономическое  содержание НДС, а также особенности  бухгалтерского учета в бюджетных  учреждениях.

Во второй главе изучены  особенности определения налоговой  базы по НДС в бюджетном учреждении, рассмотрены льготы по НДС, отражены особенности учета НДС.

В заключении сформулированы соответствующие выводы.

К данной работе приложен список литературы, который был использован  в процессе работы.

Объектом исследования является Муниципальное образовательное  учреждение дополнительного обучения детей "Детская школа искусств № 5" г. Энгельса Саратовской области.

Глава 1. Теоретические  основы учета НДС в бюджетных  учреждениях

1.1. Экономическое  содержание и значение НДС

Основное место в отечественной  налоговой системе занимают косвенные  налоги. В настоящее время к  ним относятся налог на добавленную  стоимость (НДС), акцизы и акцизные сборы, тарифно-таможенные сборы, импортно-экспортные пошлины и сборы. Наиболее существенную роль как в составе данных налогов  и сборов, так и в составе  доходных источников бюджетов всех уровней  играет НДС. Однако доли НДС в бюджетах конкретных стран существенно различаются. Например, во Франции НДС дает наибольшие налоговые поступления – 45%. В  то же время в ряде ведущих стран  НДС не взимается. Так, в США признали этот налог социально несправедливым и отказались от его использования. Налогообложение добавленной стоимости  – одна из наиболее важных форм косвенного налогообложения.

Схема взимания НДС была предложена французским экономистом  М. Лоре в 1954 г., в налоговую систему Франции он был введен в 1958 г. Хотя до указанной даты показатель добавленной стоимости не применялся в системе налогообложения, он широко использовался в статистических целях. Предложения об использовании показателя добавленной стоимости в налоговых целях звучали и ранее 1954 г. Так, в 1919 г. Вильгельм фон Сименс (Wilhelm vo№ Sieme№s) предложил внедрить в налоговую систему Германии налог на добавленную стоимость, названный им "улучшенный налог с оборота". В 1991 г. Томас Адамс (Thomas S. Adams) предложил этим налогом заменить налог на прибыль корпораций. В 1961 г. в России был введен налог с оборота, который рассчитывался на основе стоимости товара. При этом окончательная цена товара зависела от количества актов его продаж, т.к. каждый продавец был обязан рассчитать этот налог и включить его в цену реализации. Происходила аккумуляция налога, т.к. на каждой последующей стадии реализации налог начислялся на стоимость, включающую в себя прежде начисленные налоги. В 1991 г. налог с оборота был заменен налогом на добавленную стоимость. Обложение добавленной стоимости позволяет избежать недостатков налога с оборота, создать систему, при которой величина налога не зависит от количества стадий производства и реализации, а определяется стоимостью продажи товара (работы, услуги) конечному потребителю.

Добавленная стоимость представляет собой ту часть стоимости товара (работы, услуги), которую производитель  добавляет к стоимости сырья, материалов, работ и услуг третьих  лиц, использованных в процессе производства.

Добавленную стоимость теоретически можно определить двумя способами.

1. Сложение компонентов  добавленной стоимости:

ДС = ЗП + АО + Р + Пр. + ОСС

ЗП – затраты на оплату труда производственного персонала;

АО – амортизационные  отчисления;

Р – налоги, уплачиваемые за счет прибыли, до налогообложения, % за кредиты и другие расходы;

ОСС – отчисления на социальное страхование;

Пр. – прибыль.

2. Вычитание ранее существовавшей  стоимости (стоимости сырья и  материалов) из общей стоимости  товара ДС = СТ – ССМ.

Исходя из двух способов определения добавленной стоимости (ДС) можно использовать четыре различных  метода ее налогообложения.

1. Первый метод, называемый  прямым аддитивным, предполагает  применение ставки налога к результату сложения компонентов добавленной стоимости:

НДС = % * (ЗП + АО + Р + Пр + ОСС).

2. Второй метод (косвенный  аддитивный) основан на применении  ставки к каждому из компонентов:

НДС = % * ЗП + % x АО + % * Р + % * Пр + % * ОСС.

3. Третий метод – метод  прямого вычитания – основан  на применении ставки к разнице  в ценах закупки и реализации:

НДС = % * (СТ – ССМ).

4. При четвертом методе  – методе косвенного вычитания  – ставка применяется отдельно  к цене реализации продукции  и к цене приобретения сырья,  материалов и др.:

НДС = % * СТ – % * ССМ.

Не все возможные способы  исчисления НДС одинаково удобны и практически реализуемы. Например, существенным недостатком прямого  и косвенного аддитивных методов  является то, что при необходимости  применить к разным товарам различные  ставки налога требуется вести очень  сложный аналитический бухгалтерский  учет с разбивкой компонентов  добавленной стоимости в зависимости  от их отношения к конкретному  товару. Соответственно усложняется  система контроля правильности и  полноты исчисления налога. То же можно  сказать и о третьем методе. Наибольшее распространение получил  четвертый метод расчета НДС  – метод косвенного вычитания. Проанализируем этот метод налогообложения добавленной  стоимости более подробно.

Конечный потребитель  по закону не является плательщиком НДС, но в цене товара, приобретенного им, содержится некая сумма налога на добавленную стоимость НДСкп. Каждое предприятие получает НДС от покупателя и в то же время уплачивает НДС поставщику. В бюджет предприятие перечисляет разницу между полученными и уплаченными налогами.

На каждом этапе цепочки  к стоимости приобретенного товара добавляется новая стоимость, которая  является объектом налогообложения, и  величину Di можно рассматривать как налог на созданную на данном этапе добавленную стоимость. Так, D3 – это налог на добавленную стоимость, созданную на предприятии, производящем готовую продукцию.

Стоящее в начале цепочки  предприятие не имеет поставщика (или допустим, что уплаченный НДС  равен нулю), а потому полностью  перечисляет в бюджет полученный НДС. Рассмотрим на примере порядок  налогообложения данным налогом  в цепочке из пяти производителей (ПР1, ПР2, ПР3, ПР4, ПР5), каждый из которых является создателем собственной добавленной стоимости, где последний производитель реализует продукцию конечному потребителю. Согласно ст. 164 "Налоговые ставки" НК РФ, ставку налога примем равной 18%, а приращенную добавленную стоимость – равной 100 единицам.

Если просуммировать платежи  в бюджет всех предприятий-плательщиков:

НДСбюджет = (НДС1 – 0) + (НДС2 – НДС1) + (НДС3 – НДС2) + (НДС4 -

НДС3) + (НДС5 – НДС4) + (НДСконечн – НДС5) = НДСконечн,

т.е. налог в рассматриваемой  цепочке полностью оплачен конечным потребителем, а суммы налога, перечисленные  предприятиями-плательщиками, – это  только соответственным образом  распределенная между ними величина НДСконечн.

Итак, НДС как одна из форм косвенных налогов попадает в  бюджет от граждан – физических лиц, но сами граждане его не вносят. Однако, приобретая товары, в цену которых  уже включен этот налог, они являются его носителями, хотя перечисляют  НДС в бюджет не они, а продавцы соответствующих товаров. НДС, как  и вообще косвенные налоги, реально  платят больше те, кто тратит свои доходы. Косвенных налогов платят больше те, кто приобретает товаров на большую сумму. Косвенные налоги – это налоги на расходы. Кто больше расходует, тот больше и платит.

1.2. Особенности  организации учета в бюджетных  учреждениях

С 1 января 2006 года к бухгалтерскому учету в бюджетных организациях предъявляются новые требования – именно с этого дня вступил  в силу приказ Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н "Об утверждении  Инструкции по бюджетному учету". Появление  новой Инструкции связано с тем, что государство хочет иметь  более четкую информацию о состоянии  своих активов и обязательств, обеспечить прозрачность операций с  государственными финансами.

Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему  сбора, регистрации и обобщения  информации в денежном выражении  о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований (органов  государственной власти, органов  управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных  государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и  созданных ими бюджетных учреждений и операциях, приводящих к изменению  вышеуказанных активов и обязательств.

Бюджетный учет осуществляется в соответствии с Федеральным  законом "О бухгалтерском учете", бюджетным законодательством, иными  нормативными правовыми актами Российской Федерации и Инструкцией.

Государственная учетная  политика реализуется через:

план счетов бюджетного учета;

порядок отражения операций по исполнению бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации на счетах бюджетного учета;

порядок отражения органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, операций по кассовому  обслуживанию исполнения бюджетов на счетах бюджетного учета;

корреспонденцию счетов бюджетного учета;

иные вопросы организации  бюджетного учета.

Все операции, проводимые учреждениями, оформляются первичными документами.

Для ведения бюджетного учета  в учреждениях применяются регистры, содержащие обязательные реквизиты  и показатели.

Формы регистров бюджетного учета, учитывающие специфику исполнения соответствующего бюджета бюджетной  системы Российской Федерации, а  также правила их ведения, утверждаются органом, организующим исполнение соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Данные проверенных и  принятых к учету первичных учетных  документов систематизируются по датам  совершения операций (в хронологическом  порядке) и отражаются накопительным  способом в следующих регистрах  бюджетного учета:

Журнал операций по счету "Касса";

Журнал операций с безналичными денежными средствами;

Журнал операций расчетов с подотчетными лицами;

Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;

Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам;

Журнал операций расчетов по оплате труда;

Журнал операций по выбытию  и перемещению нефинансовых активов;

Журнал по прочим операциям;

Главная книга.

Записи в журналы операций осуществляются по мере совершения операций, но не позднее следующего дня после  получения первичного учетного документа, как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов. Корреспонденция счетов в журнале операций записывается в зависимости от характера операций по дебету одного счета и кредиту  другого счета.

Журналы операций подписываются  главным бухгалтером и бухгалтером, составившим журнал операций.

По истечении месяца данные оборотов по счетам из журналов операций записываются в Главную книгу.

В органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов, и  в органах, организующих исполнение бюджетов, ведется Журнал по прочим операциям, данные из которого записываются в Главную книгу ежедневно.

Информация о работе Особенности учета НДС в бюджетных учреждениях