Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 16:58, курсовая работа
На протяжении всего периода реформирования проблема выбора приоритетов государственной политики в сфере налогообложения, установления оптимальных и эффективных механизмов ее реализации оставалась одной из наиболее сложных в практике проводимых экономических реформ.
Для государственной политики в области налогов всегда актуальны проблемы сохранения научной обоснованности тех или иных принимаемых мер.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Формы налогообложения в РБ………………………………………………..4
2. Характеристика особых режимов налогообложения………………………..7
2.1. Упрощенная система налогообложения для субъектов малого
предпринимательства…………………………………………………………….7
2.2. Налогообложение в свободных экономических зонах……………….9
2.3. Налог на игорный бизнес……………………………………………...12
2.4. Налог на доходы от лотерейной деятельности………………………16
2.5. Единый налог для производителей сельскохозяйственной
продукции………………………………………………………………………..18
2.6. Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физиче-ских лиц…………………………………………………………………………..20
2.7. Сбор за осуществление ремесленной деятельности…………………22
2.8. Сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма…………………………………………………………………..23
2.9. Налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр...24
3. Роль особых режимов налогообложения в регулировании отдельных
отраслей экономики…………………………………………………………….26
Заключение………………………………………………………………………29
Список используемых источников……………………………………………..30
Приложения……………………………………………………………………...31
Организация и проведение лотереи осуществляется на территории Республики Беларусь только государственным юридическим лицом, получившим специальное разрешение (лицензию) на лотерейную деятельность. Специальное разрешение (лицензия) на лотерейную деятельность выдается после представления в Минфин условий проведения лотереи, утвержденных учредителем лотереи и согласованных с указанным министерством или облисполкомом (Минским горисполкомом, на подведомственной территории которого предполагается проведение местной лотереи. Помимо специального разрешения (лицензии) на лотерейную деятельность право организатора на проведение лотереи подтверждается свидетельством о государственной регистрации лотереи. Лицензия не требуется для реализации лотерей.
Учредителем лотереи выступает республиканский или местный исполнительный и распорядительный орган, принявший в пределах своей компетенции решение об учреждении лотереи, утвердивший условия ее проведения и несущий ответственность за учреждение и проведение данной лотереи.
Плательщиками данного налога являются организаторы лотерей, т.е. государственные юридические лица, получившие лицензию на занятие лотерейной деятельностью, действующие в соответствии с решением учредителя лотереи и являющиеся организатором лотерейного процесса (разработка проекта лотереи, оплата изготовленных билетов, заказ и оплата технических средств для проведения лотереи и т.д.). При этом плательщики обязаны вести раздельный учет доходов и расходов по каждой проводимой лотерее, а также по иным видам деятельности, осуществляемым наряду с деятельностью по организации и проведению лотерей.
Плательщики налога на доходы по средствам, полученным от организации лотерейного процесса, не уплачивают следующие налоги, отчисления и сборы:
- налог на прибыль,
- налог на добавленную стоимость (за исключением НДС, взимаемого при ввозе товаров юна таможенную территорию РБ),
- отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки,
- налог с пользователей автомобильных дорог в дорожные фонды.
Другие налоги, сборы и обязательные платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды взимаются в соответствии с законодательством.
Объектом обложения налогом на доходы является выручка от организации лотерейного процесса.
Налогооблагаемая база
при исчислении налога на доходы определяется
как разница между суммой выручки
от организации лотерейного
Налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности исчисляется по ставке 8 %.
Сумма налога, подлежащая уплате, определяется нарастающим итогом по окончании каждого налогового периода как произведение налоговой ставки и налогооблагаемой базы, исчисленной за этот налоговый период. Налоговым периодом является каждый календарный месяц.
Плательщики налога ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют налоговым инспекциям расчет по налогу на доходы от лотерейной деятельности. Причем расчет представляется независимо от того, имеются ли у них обязательства по уплате этого налога за соответствующий налоговый период.
Налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности уплачивается плательщиками налога ежемесячно не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
2.5. Единый налог для производителей сельскохозяйственной
продукции
Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции установлен декретом Президента Республики Беларусь от 13 июля 1999г. № 27«О введении единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции» (далее — Декрет).
Введение единого налога проинициировано необходимостью упрощения налоговой системы государства в целом и системы налогообложения производителей сельскохозяйственной продукции, в частности.
Под производителями сельскохозяйственной продукции для целей перехода на уплату единого налога понимаются все предприятия, организации, хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы и унитарные предприятия, имеющие статус юридического лица и занимающиеся производством продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства.
Переход к применению единого налога осуществляется в добровольном порядке и освобождает производителей сельскохозяйственной продукции от основных налоговых обязательств перед бюджетом, бюджетными и внебюджетными фондами. Исключением являются:
- НДС,
- лицензионные и регистрационные сборы,
- государственные пошлины,
- таможенные платежи,
- обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения,
- отчисления в Государственный целевой бюджетный фонд содействия занятости,
- акцизы,
- налог на дивиденды и приравненные к ним доходы, общий порядок взимания которых сохраняется для плательщиков единого налога.
Единый налог вправе применять:
- организации, у которых
есть филиалы или иные
- другие производители
сельскохозяйственной
В целях поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств в течение 3 лет с момента их регистрации предусмотрено льготное определение валовой выручки, облагаемой единым налогом. Для данной категории плательщиков в налогооблагаемую валовую выручку не включается выручка от реализации продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства.
Ставка единого налога установлена в размере 2 % от валовой выручки.
Процедура прекращения использования единого налога предусматривает два основания:
• желание налогоплательщика вернуться к прежней системе;
• несоблюдение налогоплательщиком требования к структуре выручки (50 % от общей выручки).
Возврат к прежней системе налогообложения может быть осуществлен двумя путями:
1) по собственному желанию налогоплательщика — после соответствующего заявления не позднее 1-го числа месяца, предшествующего кварталу, с которого решено перейти
общий порядок налогообложения;
2) по инициативе налоговой службы (не соблюден 50-й критерий) — с начала нового финансового года, следующего за годом, в котором не соблюден названный критерий.
Уплата единого налога производится ежемесячно - не позднее 22- го числа каждого месяца, следующего за отчетным месяцем.
2.6. Единый налог с индивидуальных предпринимателей
и иных физических лиц
Единый налог с индивидуальных предпринимателей введен на территории Беларуси в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 18 июня 2005г. №285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» (далее — Указ).
Его введение связано с необходимостью создания в Республике Беларусь благоприятных условий для развития индивидуального предпринимательства, обеспечения социальных гарантий индивидуальным предпринимателям, иным физическим лицам, осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность. В качестве предпосылки введения единого налога следует назвать также осознанную в Республике Беларусь необходимость упрощения налоговой системы государства и ее упорядочения.
Указом установлено, что плательщиками единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц определены индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю товарами и оказывающие физическим лицам услуги (работы), указанные в перечне видов деятельности, утвержденном Указом, а также физические лица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, при розничной торговле на торговых местах на рынках.
Помимо перечня видов деятельности, при осуществлении которых индивидуальные предприниматели и иные физические лица уплачивают единый налог, Указом также утверждены базовые ставки этого налога в евро за месяц для областных центров, городов областного подчинения и иных населенных пунктов. Конкретные размеры ставок единого налога в пределах базовых ставок на соответствующих административных территориях установлены решениями областных и Минского городского Советов депутатов.
При осуществлении видов деятельности, указанных в перечне видов деятельности, применение единого налога является обязательным в отношении таких видов деятельности.
Уплата этого налога заменяет собой уплату таких налогов как:
• подоходный налог;
• налог на добавленную стоимость (за исключением НДС, уплачиваемого индивидуальными предпринимателями на товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь);
• налог за пользование природными ресурсами (экологического налога);
• местные налоги и сборы, уплачиваемые индивидуальными предпринимателями.
С введением единого налога кардинально изменена концепция налогообложения индивидуальных предпринимателей: размер единого налога не ставится более в зависимость от товарооборота и фактически полученных доходов от осуществляемой предпринимательской деятельности. Это позволило существенно упростить технологию взимания налогов с индивидуальных предпринимателей за счет отмены некоторых ранее обязательных процедур: использования отрывных талонов и кассовых суммирующих аппаратов; ведения учета в полном объеме и полном соответствии с действующим правилом; ежемесячного предоставления отчетности в налоговые органы.
Для стимулирования деятельности индивидуальных предпринимателей нормативно-правовые акты, регламентирующие в Республике Беларусь взимание единого налога, предусматривают определенные льготы. Основными налоговыми льготами являются:
• применение уменьшенных ставок;
• полное освобождение от уплаты налога.
Уплата единого налога производится до начала деятельности ежемесячно — не позднее 28 - го числа месяца, предшествующего месяцу осуществления деятельности.
2.7. Сбор за осуществление ремесленной деятельности
Указом Президента Республики Беларусь от 16 мая 2005г. №225 «О некоторых вопросах осуществления физическими лицами ремесленной деятельности» (далее — Указ) установлен конкретный перечень видов ремесленной деятельности, при осуществлении которых взимается сбор в размере одной базовой величины в календарный год.
До начала осуществления ремесленной деятельности физическое лицо обязано уплатить сбор и подать в налоговый орган по месту жительства заявление о постановке на учет с указанием данных об уплате сбора.
В дальнейшем уплата сбора производится не позднее 28-го числа последнего месяца текущего календарного года, в котором осуществляется ремесленная деятельность.
Физические лица, осуществляющие виды ремесленной деятельности, являются плательщиками сбора и не обязаны уплачивать подоходный налог, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, а также не обязаны регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей и вести государственную статистическую отчетность.
2.8. Сбор за осуществление деятельности по оказанию
услуг в сфере агроэкотуризма
Сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма введен в целях создания благоприятных условий для развития агроэкотуризма, улучшения условий жизни граждан в сельской местности, малых городских поселениях и совершенствования инфраструктуры.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006г. № 372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь» физические лица, постоянно проживающие в сельской местности, малых городских поселениях и ведущие личное подсобное хозяйство, а также крестьянские (фермерские) хозяйства (далее субъекты агроэкотуризма) вправе осуществлять деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма. Данная деятельность не признается предпринимательской деятельностью.
Данным Указом определены следующие виды услуг, которые могут оказывать субъекты агроэкотуризма: