Особые режимы налогообложения и их роль в регулировании отдельных отраслей и секторов экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 16:58, курсовая работа

Описание работы

На протяжении всего периода реформирования проблема выбора приоритетов государственной политики в сфере налогообложения, установления оптимальных и эффективных механизмов ее реализации оставалась одной из наиболее сложных в практике проводимых экономических реформ.
Для государственной политики в области налогов всегда актуальны проблемы сохранения научной обоснованности тех или иных принимаемых мер.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Формы налогообложения в РБ………………………………………………..4
2. Характеристика особых режимов налогообложения………………………..7
2.1. Упрощенная система налогообложения для субъектов малого
предпринимательства…………………………………………………………….7
2.2. Налогообложение в свободных экономических зонах……………….9
2.3. Налог на игорный бизнес……………………………………………...12
2.4. Налог на доходы от лотерейной деятельности………………………16
2.5. Единый налог для производителей сельскохозяйственной
продукции………………………………………………………………………..18
2.6. Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физиче-ских лиц…………………………………………………………………………..20
2.7. Сбор за осуществление ремесленной деятельности…………………22
2.8. Сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма…………………………………………………………………..23
2.9. Налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр...24
3. Роль особых режимов налогообложения в регулировании отдельных
отраслей экономики…………………………………………………………….26
Заключение………………………………………………………………………29
Список используемых источников……………………………………………..30
Приложения……………………………………………………………………...31

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)
  • предоставление жилых комнат для размещения агроэкотуристов, причем число таких комнат не должно превышать 5.При оказании услуг в сфере агроэкотуризма с использованием более 5 комнат эта деятельность признается предпринимательской, должна осуществляться с учетом требований законодательства и подлежит налогообложению в установленном порядке;
  • обеспечение агроэкотуристов питанием;
  • организация познавательных, спортивных и культурно-развлекательных экскурсий и программ;
  • иные услуги, связанные с приемом, размещением, транспортными иным обслуживанием агроэкотуристов.

До начала осуществления  названной деятельности субъекты агроэкотуризма обязаны:

- уплатить сбор за  осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма в размере одной базовой величины. Данный размер сбора установлен до 31 декабря 2010 года;

- проинформировать соответствующий  местный Совет депутатов о  намерении осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.

Физические лица - субъекты агроэкотуризма дополнительно обязаны  подать в налоговьий орган по месту жительства заявление о постановке на учет и представить документ, подтверждающий уплату сбора.

Сбор должен уплачиваться не позднее 28-го числа последнего месяца текущего календарного года, в котором осуществляется названная деятельность.

Осуществление субъектами агроэкотуризма деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма без уплаты сбора, и (или) без подачи  заявления в налоговый орган о постановке на учет, и (или) без уведомления соответствующего сельского Совета депутатов, и (или) без заключения договора на оказание услуг в сфере агроэкотуризма.

До 31 декабря 2010 года доходы, полученные от деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, не облагаются налогами, сборами и иными обязательными платежами.

Субъекты агроэкотуризма обязаны ежегодно до 31 декабря представлять в налоговый орган по месту  жительства (крестьянские фермерские хозяйства - по месту нахождения) информацию о договорах на оказание услуг в сфере агроэкотуризма, заключенных в истекшем году.

 

2.9. Налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр

Декретом Президента РБ от 10 апреля 2008 №6 «Об отдельных  вопросах организации и проведения электронных интерактивных игр» введен налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр.

Плательщиками налога на доходы от проведения электронных интерактивных игр признаются юридические лица - организаторы электронных интерактивных игр.

Объектом налогообложения является выручка от проведения электронных интерактивных игр.

Налоговая база определяется как разница между суммой выручки от проведения электронных интерактивных игр и суммой сформированного выигрышного фонда.

Ставка налога на доходы от проведения электронных интерактивных игр устанавливается в размере 8 процентов.

Сумма налога на доходы от проведения электронных интерактивных  игр, подлежащая уплате в бюджет, определяется нарастающим итогом по окончании каждого налогового периода как произведение налоговой ставки и налоговой базы, исчисленной за этот налоговый период. Налоговым периодом является календарный месяц.

Организаторы электронных  интерактивных игр не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, представляют в налоговые органы по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) независимо от наличия у них обязательства по уплате этого налога за соответствующий налоговый период.

Налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр  уплачивается в республиканский бюджет не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Выручка от проведения электронных  интерактивных игр не облагается налогом на прибыль и сбором в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки.

Обороты по приему ставок по электронным интерактивным играм  не облагаются налогом на добавленную стоимость.

Не подлежат обложению  подоходным налогом с физических лиц доходы в виде выигрышей по электронным интерактивным играм, полученные от организаторов этих игр.

За регистрацию электронной  интерактивной игры взимается государственная пошлина.

Плательщиками государственной  пошлины признаются организаторы электронных интерактивных игр.

 

 

3. РОЛЬ ОСОБЫХ  РЕЖИМОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕГУЛИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ

 

Роль малых предприятий  в экономике трудно переоценить. Малое предпринимательство эффективно по всем параметрам: оно решает социальные вопросы, связанные с занятостью населения; позволяет быстро переналаживать производство и тем самым оперативно реагировать на потребности рынка; делает продукцию экономически конкурентоспособной и т.д. В итоге широкий слой малого предпринимательства для государства является серьезным источником налоговых поступлений. Поэтому с самого начала формирования налоговой системы в РБ вопросам налогообложения малого бизнеса уделяется большое внимание.

По мере углубления рыночных преобразований все более ощущалось несоответствие налогообложения бизнеса происходящим в обществе изменениям. Проводимые мероприятия по реформированию налоговой системы были направлены не только на совершенствование налогового законодательства, но и на повышение уровня справедливости налоговой системы, на снижение налогового бремени, упрощение и обеспечение стабильности налоговой системы.

Основными направлениями  государственной политики, направленной на стимулирование развития малого бизнеса, в части налогообложения субъектов малого предпринимательства должны стать: снижение налоговой нагрузки, упрощение порядка налогообложения, ведения учета и отчетности.

Из-за характера деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере игорного бизнеса и лотерейной деятельности были введены соответствующие налоги.

Налог на доходы от осуществления  лотерейной деятельности и налог на игорный бизнес – это  более общая форма прямого подоходного налогообложения. Так уплата данных налогов уже напрямую не связана с конечным финансовым результатом деятельности плательщика и заменяет собой ряд других налоговых платежей.

Таким образом, является целесообразным сохранение практики применения в Республике Беларусь налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности и налога на игорный бизнес.

Специальные налоговые  режимы применяются с целью создания более благоприятных экономических условий функционирования организаций и индивидуальных предпринимателей, упрощения системы учета и отчетности.

Характерными чертами  специальных налоговых режимов являются: 
       — введение специального налогового режима регламентируется Налоговым кодексом РБ, законами;

— специальные налоговые режимы устанавливаются на определенный период времени;

— специальные налоговые  режимы имеют льготный характер действия налогового механизма, предоставляющего определенные экономические преимущества отдельным субъектам хозяйствования;

— применяемые при установлении специальных налоговых режимов налоговые механизмы имеют конкретную целевую направленность действия по улучшению экономического положения отдельных налогоплательщиков; 
       — цели и механизмы введения специальных налоговых режимов подчиняются требованиям проведения налоговой политики государства;

— возможность введения специальных налоговых режимов  законодательно не ограничена; 
        — установление и введение в действие специальных налоговых режимов не означает введение в действие новых налогов.

Список налоговых режимов, приведенный в НК РБ, не является закрытым, и, таким образом, возможность вводить новые виды специальных налоговых режимов законодательно не ограничена. Кроме того, введение необходимых налоговых режимов может благоприятно влиять на финансовое положение всех субъектов хозяйствования.

Особенностью специальных  налоговых режимов является то, что они могут гибко учитывать все особенности объекта налогообложения и обеспечить развитие предпринимательской активности. Также специальный налоговый режим позволяет совместно с льготным налогообложением упростить порядок взимания налогов. Отрицательным последствием введения новых специальных налоговых режимов является нарушение основополагающих принципов налогообложения, которое приводит к предоставлению преимуществ одним хозяйствующим субъектам за счет других.

Динамику изменений  налоговых поступлений со специальными режимами в общем объеме налоговых доходов консолидированного бюджета РБ можно проследить по данным, представленным в таблице (Приложение).

Следует отметить, что сумма налоговых платежей со специальным налоговым режимом в налоговых доходах бюджетной системы РБ возрастает как в сумме, так и в удельном весе незначительно.

Проанализировав данные, представленные в таблице, можно заметить, что сумма поступлений по отдельным налогам, таким как налог при упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства, ЕН для производителей сельскохозяйственной продукции увеличилась. Однако по единому налогу с индивидуальных предпринимателей и иных ФЛ сумма налоговых поступлений сократилась.

В заключение можно сказать, что существующие в РБ специальные режимы налогообложения не усложняют порядок расчета плательщиков с бюджетом, следует продолжить их применение, решая при этом определенные вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

С целью создания благоприятного налогового климата и оптимизации  процедуры исполнения налоговых обязательств для отдельных категорий плательщиков действуют особые налоговые режимы. Их применение устанавливается Налоговым кодексом Республики Беларусь, а конкретная их регламентация осуществляется специальными законодательными актами.

Налоговые нормы, включающие особые режимы налогообложения, устанавливаются не только для стимулирования общественно необходимых видов производственной деятельности и обеспечения занятости, но и для привлечения капиталовложений, связанных с улучшением экологической обстановки.

Несмотря на то, что  наличие данных налогов расширяет  состав действующих налогов, сборов (пошлин), они не приводят к усложнению в целом налоговой системы, так как распространяются на ограниченный круг плательщиков и в целом способствуют упрощению процедур и сокращению затрат на администрирование со стороны государства.

Но следует иметь  в виду, что всякие специальные  правила и режимы чреваты серьезными последствиями, искажающими налоговую  систему, приводящими к предоставлению преимуществ одним хозяйствующим субъектам за счет других. Они нарушают нейтральность и прозрачность налоговой системы и зачастую приводят к результатам, прямо противоположным тем, ради достижения которых устанавливались эти специальные режимы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Налоговый Кодекс РБ

2. Закона Республики Беларусь « О свободных экономических зонах» от 7 декабря 1998 г.

3. Декрет Президента РБ от 13.07.1999г. №27 «О введении единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции».

4. Декретом Президента РБ от 1 декабря 1998 г. № 21 «О мерах по упорядочению игорного бизнеса в Республике Беларусь».

5.Декрет Президента  РБ от 10.04.2008г. № 6 «Об отдельных  вопросах организации и проведения электронных интерактивных игр».

6. Указ Президента Республики Беларусь от 4 мая 2007г. № 209 «О лотерейной деятельности на территории Республики Беларусь».

7. Указ Президента РБ от18.06.2005г. № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности».

8. Указ Президента РБ от 16.05.2005г. № 225 «О некоторых вопросах осуществления физическими лицами ремесленной деятельности».

9. Указ Президента  РБ от 2.06.2006г. № 372 «О мерах  по развитию агроэкотуризма в РБ».

10. Указ Президента РБ от 9.03.2007г. № 119 «Об упрощенной системе налогообложения».

 


Информация о работе Особые режимы налогообложения и их роль в регулировании отдельных отраслей и секторов экономики