Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 21:07, отчет по практике
В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (далее - региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы.
Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НКРФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.
Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НКРФ и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НКРФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НКРФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
2.2. Если основная операция
облагалась по ставке НДС 18%, то
полученные суммы подлежат
Перечень ситуаций, когда сумма полученных денежных средств увеличивает налоговую базу продавца, является открытым. Поэтому между налогоплательщиками и контролирующими органами нередко возникают споры по поводу отнесения тех или иных сумм на увеличение налоговой базы и исчисления с них НДС.
Рассмотрим подробнее указанный перечень.
1. Денежные суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) (пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ):
- в виде финансовой помощи;
- на пополнение фондов специального назначения;
- в счет увеличения доходов;
- иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
МОМЕНТ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ
Момент определения налоговой базы - это дата, на которую налоговая база признается сформированной для того, чтобы исчислить и уплатить с нее НДС. На указанную дату хозяйственная операция, которую вы совершили, должна быть учтена при определении налоговой базы, а вы обязаны начислить по этой операции сумму НДС.
По общему правилу налоговая база определяется на наиболее раннюю из двух дат:
1) на день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
2) на день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Иными словами, если вы получаете предоплату (аванс) от покупателя, то определяете налоговую базу и начисляете налог на день получения этой предоплаты (аванса). В бухгалтерском учете сумма начисленного НДС отражается по кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" в корреспонденции с дебетом счета 62, субсчет 62-НДС, или 76, субсчет 76-НДС.
Если предварительных расчетов по сделке не было, то вы определяете налоговую базу и начисляете налог на день отгрузки (передачи). При этом датой отгрузки (передачи) товаров признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного покупателю (заказчику) или перевозчику (Письмо Минфина России от 18.04.2007 N 03-07-11/110). На дату отгрузки (реализации) бухгалтер отражает задолженность организации по уплате НДС в бюджет записью по кредиту счета 68 в корреспонденции с дебетом счета 90, субсчет 90-3 НДС.
Таким образом, момент определения налоговой базы зависит от порядка расчетов с покупателем. Однако если вы получили предоплату (аванс), то по одной сделке вам фактически придется определять налоговую базу дважды. Первый раз на дату получения предоплаты (аванса), а второй раз - на дату отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) (п. п. 1, 14 ст. 167 НК РФ). При этом сумма НДС, начисленная на дату получения аванса, принимается к вычету на дату отгрузки (п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ).
Вычет НДС, который был начислен с суммы аванса, бухгалтер отразит по дебету счета 68 в корреспонденции со счетом 62, субсчет 62-НДС, или 76, субсчет 76-НДС.
ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НДС
НАЛОГОВЫМИ АГЕНТАМИ
10.1. НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ. ИХ ПРАВА,
ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
В соответствии с п. 1 ст. 24 НК РФ налоговые агенты - это лица, которые обязаны исчислить за налогоплательщика налог, удержать его из доходов налогоплательщика и перечислить в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд).
Налоговые агенты, по сути, являются посредниками между налогоплательщиками и государством (контролирующими органами).
По общему правилу налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики (п. 2 ст. 24 НК РФ).
Обязанности налоговых агентов установлены п. 3 ст. 24 НК РФ.
Основная их обязанность состоит в правильном и своевременном исчислении, удержании из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислении в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов (пп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ).
Чтобы исполнить эту обязанность, налоговый агент должен иметь возможность удержать налог. Для этого налоговому агенту необходимо иметь в своем распоряжении денежные средства налогоплательщика.
ВС РФ и ВАС РФ в п. 10 Постановления Пленума от 11.06.1999 N 41/9 разъяснили следующее. Если доход, который подлежит налогообложению у налогового агента, получен налогоплательщиком в натуральной форме и денежных выплат в данном налоговом периоде налогоплательщику не производилось, налоговый агент не обязан удерживать налог с налогоплательщика. В этом случае налоговый агент должен сообщить в налоговый орган о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика (пп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ).
За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ст. 24 НК РФ).
Так, если налоговый агент неправомерно не перечислит (или перечислит не полностью) суммы налога, которые нужно удержать у налогоплательщика, то с него могут взыскать штраф в размере 20% от неперечисленной суммы (ст. 123 НК РФ).
В связи с этим зачастую возникает вопрос: как быть, если налоговый агент не перечислил налог, потому что не удержал его у налогоплательщика?
Судебная практика в основном исходит из того, что ответственность по ст. 123 НК РФ применяется к налоговому агенту и в том случае, если он не удержал налог из средств, которые должен выплатить налогоплательщику.
При этом причину, по которой налоговый агент не удержал НДС, большинство судов не принимают во внимание.
В то же время часть судов, в том числе ВАС РФ, подчеркивают следующее. Штраф можно взыскать с налогового агента, только если он имел возможность удержать сумму налога из выплаченных налогоплательщику денежных средств (см., например, п. 44 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5).
. НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ ПО НДС
Вы признаетесь налоговым агентом по НДС, если:
1) приобретаете товары (работы, услуги), местом реализации которых является территория РФ, у иностранных лиц, которые не состоят на учете в налоговых органах РФ (п. п. 1, 2 ст. 161 НК РФ) (см. Письмо УФНС России по г. Москве от 11.08.2008 N 19-11/75191);
2) арендуете, покупаете (получаете)
федеральное имущество, имущество
субъектов Российской
3) продаете конфискованное
имущество, имущество, реализуемое
по решению суда (в том числе
при проведении процедуры
4) в качестве посредника
с участием в расчетах
5) являетесь собственником судна (п. 6 ст. 161 НК РФ):
- на момент его исключения из Российского международного реестра судов, если судно исключено в течение 10 лет с момента его регистрации;
- на 46 календарный день после перехода к вам права собственности (как к заказчику строительства судна), если до этой даты вы не зарегистрировали судно в Российском международном реестре судов.
СЧЕТ-ФАКТУРА
Счет-фактура - это документ, на основании которого покупатель (заказчик) сможет принять к вычету НДС, который он уплатил своему поставщику (исполнителю) (п. 1 ст. 169 НК РФ).
Таким образом, счет-фактура является документом налогового учета и применяется исключительно для целей правильного исчисления и уплаты НДС. Применение счета-фактуры в иных целях, например в качестве первичного документа, который подтверждал бы те или иные хозяйственные операции, необоснованно.
Составлять счета-фактуры должны все налогоплательщики НДС, в том числе лица, которые не платят налог в соответствии со ст. 145 НК РФ (п. 5 ст. 168, п. 3 ст. 169 НК РФ).
Кроме того, выставлять счета-фактуры также обязаны налоговые агенты за своего поставщика. Счет-фактура выставляется от его имени. Это относится к случаям (абз. 2 п. 3 ст. 168 НК РФ):
- приобретения товаров (работ, услуг) у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков;
- аренды или приобретения
(получения) государственного или
муниципального имущества по
договору с органом
Составить счет-фактуру необходимо во время совершения операции, которая является объектом налогообложения по НДС. При этом неважно, облагается эта операция налогом или льготируется согласно ст. 149 НК РФ (п. 3 ст. 169 НК РФ). Кроме того, по некоторым операциям счет-фактуру придется составлять не один раз. Речь идет об операциях, по которым вы получаете от контрагента предоплату (аванс). В этом случае необходимо оформлять счет-фактуру сначала при получении сумм оплаты от покупателя (на сумму предоплаты), а затем - при отгрузке (на стоимость товара). Основание - п. 3 ст. 168 НК РФ.
В случае если договорами на поставку товаров предусмотрены ежедневные многократные отгрузки товаров в адрес одного покупателя, то выставлять счета-фактуры можно один раз в день не позднее пяти дней со дня отгрузки товаров. Такие разъяснения содержатся в Письме Минфина России от 11.09.2008 N 03-07-09/28.
Если операция, которую вы совершаете, не облагается НДС или вы освобождены от обязанностей налогоплательщика по ст. 145 НК РФ, то налог в счете-фактуре выделять не нужно. При этом на счете-фактуре надо сделать отметку "Без налога (НДС)" (п. 5 ст. 168 НК РФ).
Если налог вы все-таки выделите, то вам придется уплатить его в бюджет (п. 5 ст. 173 НК РФ) (см. Постановления ФАС Поволжского округа от 14.12.2006 N А65-24733/05-СА2-22, ФАС Северо-Кавказского округа от 17.04.2007 N Ф08-4799/2006-2035А, ФАС Северо-Западного округа от 15.09.2005 N А66-13542/2004).