Ответственность за совершение налоговых правонарушений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 21:29, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи. Целью и задачей настоящего исследования является содействие совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в сфере налоговых правонарушений и ответственности за их совершение, для предоставления наиболее полной и справедливой защиты всем участникам налоговых правоотношений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1 ПОНЯТИЕ И СОСТАВ НАЛОГОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ 2
1.1. Объект налогового правонарушения 2
1.2. Объективная сторона налогового правонарушения 2
1.3. Субъект налогового правонарушения 2
1.4. Субъективная сторона налогового правонарушения 2
2 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ 2
2.1 Применение налоговых санкций 2
2.2 Обстоятельства, смягчающие ответственность 2
2.3 Обстоятельства, отягчающие ответственность 2
3 ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ 2
4 НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАК СПОСОБ БОРЬБЫ С НАЛОГОВЫМИ ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)

лица  к  налоговой  ответственности  делает  наложение   налоговых   санкций незаконным.

Являясь единственным фактическим основанием привлечения виновного лица к ответственности, само по себе налоговое  правонарушение  автоматически  не влечет применения  мер  государственного  принуждения.  Реализация  правовых норм  об  ответственности  осуществляется  в  соответствии  с  установленной федеральными законами процедурой.[6]

Порядок привлечения лица к ответственности  за  совершение  налогового правонарушения регламентирован в главах  14  и  15  Налогового  кодекса  РФ. Несоблюдение этого порядка может  являться  основанием  для  отмены  решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Даже при установлении в действиях или бездействии лица всех  признаков состава налогового  правонарушения  оно  не  может  быть  подвергнуто  мерам ответственности, если истек установленный  ст.  113  Налогового  кодекса  РФ срок давности привлечения к  ответственности  за  налоговое  правонарушение. Этот срок равен трем годам,  которые  исчисляются  либо  со  дня  совершения правонарушения, либо со дня, следующего после окончания налогового  периода, в течение которого было совершено правонарушение.

Течение срока согласно ст. 6.1 НК  РФ  начинается  на  следующий  день после календарной даты или  наступления  события,  которыми  определено  его начало. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц  и  число последнего года срока. Со дня, следующего  после  окончания  налогового  периода,  в  течение которого  было   совершено   правонарушение,   срок   давности   исчисляется применительно к налоговым правонарушениям, предусмотренным  статьями  120  и 122 НК РФ.

Срок  давности  привлечения  к  ответственности  за  совершение   всех

остальных  налоговых  правонарушений  (статьи  116—119,  123—129.1  НК   РФ) исчисляется со дня их совершения.

Выявленные налоговым органом  факты  налоговых  правонарушений  должны подтверждаться документально. В зависимости от  совершенного  правонарушения таким  подтверждением  могут   быть   копии   документов   налогоплательщика (например, первичной и управленческой документации,  договоров),  декларации или  объяснения  налогоплательщиков,   документы   других   лиц   (например, извещения банков об открытии счета, извещения органов и лиц,  осуществляющих регистрацию имущества,  сделки  с  которым  подлежат  налоговому  контролю), протоколы опроса свидетелей, заключения экспертов и т. п.

В определенных случаях факт нарушения  законодательства  о  налогах  и сборах   должен   быть   обязательно    зафиксирован    акте,    подписанном

уполномоченными должностными лицами налогового органа. Налоговый  кодекс  РФ требует обязательного составления акта:

. по результатам выездной налоговой проверки налогоплательщика,

плательщика сборов или налогового агента;

.  при  воспрепятствовании  доступу  должностных   лиц   налоговых

органов, проводящих налоговую  проверку,  на  территорию  или  в

помещение налогоплательщика;

.  при   обнаружении   фактов,   свидетельствующих   о   нарушении

законодательства о налогах  и  сборах,  лицами,  не  являющимися

налогоплательщиками,   плательщиками   сборов   или   налоговыми

агентами.

Во всех иных случаях обнаружения фактов  налоговых  правонарушений,  в том числе при проведении камеральной проверки,  составление  акта  Налоговым кодексом РФ не предусмотрено. Акты, составленные должностными лицами  налогового  органа,  и  другие документы, подтверждающие  факты  нарушения  законодательства  о  налогах  и сборах, представляются для рассмотрения руководителю налогового  органа  или его заместителю. По результатам рассмотрения этих  материалов  руководителем налогового органа или его заместителем выносится:

.  решение  о  проведении  дополнительных  мероприятий  налогового

контроля;

. решение об  отказе  в  привлечении  лица  к  ответственности  за

совершение налогового правонарушения;

. решение о  привлечении  лица  к  ответственности  за  совершение

налогового правонарушения.

Действующее налоговое законодательство  устанавливает,  что  налоговые санкции могут быть  взысканы  с  налогоплательщиков  и  иных  лиц  только  в судебном  порядке.  При  этом  должен  быть  соблюден   досудебный   порядок урегулирования  спора  о  применении  мер   ответственности   за   налоговое правонарушение  —   после   вынесения   решения   о   привлечении   лица   к ответственности за  совершение  налогового  правонарушения  налоговый  орган обязан предложить ему добровольно уплатить соответствующую  сумму  налоговой санкции.

В  случае,  если  привлекаемое  к  ответственности   лицо   отказалось

добровольно уплатить сумму налоговой санкции  или  пропустило  десятидневный срок уплаты, указанный в требовании, налоговый  орган  обращается  в  суд  с исковым заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции. К  исковому заявлению  должно  быть  приложено  решение  налогового  органа   и   другие материалы дела о налоговом правонарушении.

Налоговый кодекс РФ в ст. 115 устанавливает  срок  давности  взыскания налоговых санкций, то есть срок, в течение которого  налоговый  орган  может обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции. Этот срок не  должен превышать шести месяцев  со  дня  обнаружения  налогового  правонарушения  и составления соответствующего акта, причем этот шестимесячный  срок  является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению.

 

 

4 НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ  КАК СПОСОБ БОРЬБЫ С НАЛОГОВЫМИ ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ

 

Одним из методов борьбы с налоговыми правонарушениями может служить налоговый контроль.

20 июля 1998 г. принят Федеральный  закон  № 116-ФЗ «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам». В нем определено, что государственному контролю подлежит соответствие крупных расходов доходам физических лиц, приобретающих в собственность имущество, а также лиц, оказывающих финансовое содействие другим лица в приобретении указанного имущества. В случае нарушения установленного порядка подачи декларации на физическое лицо в соответствии с Федеральным законом мог быть наложен штраф административный штраф в размере до 100-кратной величины минимального размера оплаты труда.[15]

В настоящее время указанный контроль осуществляется на основании статей 86 – 86 НК РФ. В соответствии с указанными нормами налоговому контролю подлежат совершаемые сделки физических лиц – резидентов Российской Федерации по приобретению определенного имущества:

- недвижимости, за исключением многолетних насаждений;

- механических транспортных средств, не относящихся к недвижимому имуществу;

- акций открытых акционерных обществ, государственных и муниципальных ценных бумаг, а также сберегательных сертификатов;

- культурных ценностей;

- золота в слитках.

Налоговый контроль за расходами физического лица производится должностными лицами налогового органа посредством получения информации от организаций или уполномоченных лиц, осуществляющих регистрацию сделок с этим имуществом, а также регистрацию прав на это имущества. Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе и налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.

Налоговый кодекс РФ в первой части регламентирует процедуру проведения налоговой проверки и привлечения к налоговой ответственности налогоплательщиков и налоговых агентов по ее результатам. Практическое осуществление контроля обеспечивается нормой, содержащейся в п. 7 ст. 86.2 НК РФ, согласно которой непредставление организацией или уполномоченным лицом соответствующей информации признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции.

Формы налогового контроля.

- Налоговые проверки (камеральные и выездные).

-Получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов.

- Проверка данных учета и отчетности.

-Осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).

- Другие формы налогового контроля, предусмотренные НК РФ. 

 

Камеральные и выездные налоговые проверки.

Камеральные проверки проводятся по месту нахождения налогового органа. Основание - Согласно ч. 2 ст. 88 НК РФ проводить проверку можно без специального решения, в соответствии со своими служебными обязанностями.

Цель камеральной проверки – выявить и устранить ошибки, допущенные в декларации. В функции камеральной проверки не входит обязательная фиксация тех налоговых правонарушений, которые не связаны с ошибками в декларации.[19]

Камеральная проверка проводится в течение 3-х месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

При выявлении ошибок в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. НК РФ прямо не определяет форму сообщения налогоплательщику о допущенных им нарушениях, что по-разному оценивается судами в случае подачи искового заявления.

Привлечение налогоплательщиков и налоговых агентов к ответственности за налоговые правонарушения при камеральной проверке несколько противоречит сущности этой проверки. Ведь именно налоговый орган осуществляет контроль за правильностью заполнения налоговых деклараций в целях выявления ошибок и информирование налогоплательщиков и налоговых агентов о правилах заполнения деклараций и необходимости исправления ошибок, допущенных ими как при исчислении и уплате налогов, так и при заполнении деклараций. Ст. 88 НК РФ не содержит упоминания о том, что по результатам камеральной налоговой проверки может быть составлен акт, на основании которого может быть начата процедура привлечения налогоплательщика к ответственности. Это дает основание полагать, что выявленные при камеральной проверке ошибки и расхождения могут квалифицироваться как технические ошибки. Иными словами, налогоплательщик добросовестно представил все данные, но при заполнении налоговой декларации допустил арифметические или другие непреднамеренные ошибки, возможно, повлиявшие на результат. Учитывая, что позиция законодателя по этому вопросу выражена не достаточно внятно, любая кассационная инстанция вправе применить норму ст. 3 НК РФ: все неустранимые сомнения и неясности актов законодательства о налогах и сборах трактуются в пользу налогоплательщика.

Выездные налоговые проверки проводятся на основании решения руководителя налогового органа. Она может проводиться по одному или нескольким налогам и не может продолжаться более 2-х месяцев, в исключительных случаях срок проведения выездной налоговой проверки может быть продлен вышестоящим налоговым органом до 3-х месяцев. При проведении выездных налоговых проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства.[16] По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируется предмет проверки и сроки ее проведения. Справка о проведении выездной налоговой проверки имеет следующее процессуальное значение:        

-во-первых, с момента ее составления исчисляется срок для оформления результатов выездной налоговой проверки в форме акта налоговой проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ);

-во вторых, она является свидетельством проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика или налогового агента по конкретным налогам за определенный налоговый период, что по общему правилу исключает повторную налоговую проверку по одним и тем же налогам за один и тот же период (кроме случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку (часть 3 ст. 87 НК РФ).

По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки руководитель налогового органа выносит решение либо о привлечении налогоплательщика или налогового агента к налоговой ответственности, либо об отказе в привлечении к ответственности. А при отсутствии оснований для отказа от привлечения к ответственности, руководитель налогового органа принимает решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.[20]

Права и обязанности налоговых органов

при осуществлении контроля.

Для осуществления контроля налоговые органы имеют право:

-Требовать от налогоплательщика или агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;

-Производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

Информация о работе Ответственность за совершение налоговых правонарушений