Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 21:29, курсовая работа
Цель и задачи. Целью и задачей настоящего исследования является содействие совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в сфере налоговых правонарушений и ответственности за их совершение, для предоставления наиболее полной и справедливой защиты всем участникам налоговых правоотношений.
ВВЕДЕНИЕ 2
1 ПОНЯТИЕ И СОСТАВ НАЛОГОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ 2
1.1. Объект налогового правонарушения 2
1.2. Объективная сторона налогового правонарушения 2
1.3. Субъект налогового правонарушения 2
1.4. Субъективная сторона налогового правонарушения 2
2 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ 2
2.1 Применение налоговых санкций 2
2.2 Обстоятельства, смягчающие ответственность 2
2.3 Обстоятельства, отягчающие ответственность 2
3 ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ 2
4 НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАК СПОСОБ БОРЬБЫ С НАЛОГОВЫМИ ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
-Вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
-Осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;
-Контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;
-Привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
-Вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
-Создавать налоговые посты в порядке, установленном НК РФ.1
Материалы проверки рассматриваются руководителем налогового органа, который выносит решение:
-О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;
-Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
-О проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Конкретные виды и размеры ответственности участников налоговых отношений представлены в таблице № 2 (приложение к курсовой) и определяются в таких нормативных актах, как:
Закон РФ № 2118-1 от 27.12.1991 г. «Об основах налоговой системы РФ» (ред. 21.07.1997 г. № 121-ФЗ);
Закон РФ от 21 марта 1991 года № 943-1 «О налоговых органах РФ»;
Кодекс об административных правонарушениях;
Уголовный кодекс;
Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.98.г. № 146-ФЗ.
Действующая ныне система налогообложения была введена в 1991-1992 гг. К этому периоду собственной налоговой теории как таковой в РФ не существовало. У истоков налоговых законов в 1981-1992 гг. стояли иностранные специалисты, плохо знающие реальные условия России, её бухгалтерский учет, состояние общественной «налоговой морали». Недаром международный эксперт М. Хадсон заметил, что «Российская налоговая система сейчас стимулирует биржевые спекуляции, а не производство…»[10]
Принятые в 1991 году налоговые законы, были подготовлены в течение ограниченного времени и не отличались глубиной проработки. Специалисты же Министерства финансов РФ, государственной налоговой службы, которые проходили в целях повышения квалификации стажировки в Дании, Голландии, ФРГ, как правило, были подготовлены в течение ограниченного времени и не отличались глубиной проработки.
В работе исследованы основные причины налоговых правонарушений, выявить и выделены тенденции, наблюдаемые в развитии налоговых правонарушений. Используемые источники позволяют сделать вывод, что данная проблема актуальна и неустанно изучается как экономистами, так и юристами. [8]
Но налоги – это одна из самых формализуемых частей общественных договоренностей. Если налоги платятся неохотно и их собираемость невелика, значит, налогоплательщики считают, что сумма, которую они должны отдать на содержание государства, не соответствует его полезности. Собираемость налогов в России далеко не полная, нелегальный бизнес составляет до 25% ВВП.
Согласно ст. 57 Конституции РФ, конституционной обязанностью каждого является платить законно установленные налоги и сборы. Невыполнение этой обязанности несет в себе общественную опасность.[1] В России же еще не осознается вся тяжесть и антиобщественный характер неуплаты налогов, деяния, вред от которого должен оцениваться не только ростом дефицита бюджета, а также и тем, что подрываются основы самой рыночной экономики, основы конкуренции, поскольку неплательщики заведомо ставятся в более выгодное положение на рынке товаров и услуг. Бюджет и экономика страдают от недостатка финансовых ресурсов, поэтому государство вынуждено увеличивать ставки налога, расширять налоговую базу, прибегать к новым видам налогов, что ведет страну в экономический тупик.[18]
Переориентация главной функции налоговой системы с фискальной на стимулирующую, подкрепленная мерами по организационно-методическому совершенствованию деятельности самих налоговых органов, позволит без ущерба для экономики в полной мере использовать налоговые рычаги государственного регулирования для создания предпосылок экономического роста, притока инвестиций, а также, соблюдению налоговой дисциплины. Все это, безусловно, является надежным фундаментом стабильных поступлений в бюджет.
1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета.- 1993.- 25 дек.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч.1 от 31.07.98 г. № 146-ФЗ в ред. ФЗ от 29.12.2001 г. № 190-ФЗ // СЗ РФ.- 1998.- № 31.- Ст. 3824; 2001.- № 53.
4. Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой дисциплины: Указ Президента РФ от 08.05.1996 г. № 685 в ред. Указа Президента РФ от 25.07.2000 г. № 1358 // СЗ РФ.- 1996.- № 20.- Ст. 2326; 2000.- № 31.- Ст. 3252.
5. О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов: Постановление Пленума Верховного суда РФ от 04.07.97 г. № 8 // Российская газета.- 1997.- 19 июля.
6. Об ответственности налогоплательщика или налогового агента за совершение налогового правонарушения: Письмо МНС РФ от 28.06.1999 г. № 02-5-11/207 // Информационная база данных «Гарант».
7. Балакирева М. Исполнение обязанности по уплате налога / М. Балакирева // Финансы.- 2001. - № 7.
8. Бобоев М. Налоговая политика России на современном этапе / М. Бобоев, В. Кашин // Вопросы экономики. – 2002.-№ 7.
9. Брызгалин А. Обратная сила налогового законодательства / А. Брызгалин // Главбух.- 1999. - № 15.
10. Вестина М. Налоговое планирование как элемент финансовой политики реструктурируемого предприятия / М. Вестина // Финансы.- 2002.- № 4.
11. Вильчур Н. Привлечение к ответственности за непостановку на налоговый учет / Н. Вильчур // Бухгалтерский учет. – 2001. - № 21.
12. Воробьева В. Некоторые аспекты применения норм Налогового кодекса РФ / В. Воробьева // Бухгалтерский учет. Приложение к журналу. – 2001. - № 21.
13. Голомазова А. А. Налоговая ответственность. /А. А. Голомазова // Бухгалтерский учет. –1999.- № 3.
14. Гусева Т. За налоговые правонарушения – административная ответственность / Т. Гусева // Финансы. – 2001. - № 12.
15. Иванов М. Нарушение правил налогового контроля / М. Иванов // Бухгалтерский учет . – 2002. - № 22.
16. Коровкин В. В. Подготовка к налоговой проверке / В. В. Коровкин, Г. В, Кузнецова. – М.: Приор, 1995.
17. Мирошник С. Проблемные вопросы субъективной стороны налогового правонарушения / С. Мирошник // Государство и право. – 2002.- № 4.
18. Мясникова А. Налоги: принципы, функции, законодательство / А. Мясникова // Государство и право. – 2002. - № 9.
19. Никонов А.Камеральные налоговые проверки. /А. Никонов // Закон. – 2002.- № 6.
20. Романовский М. В. Налоги и налогообложение / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. – СПб.: Питер, 2000. – 528 с.
Таблица № 1.
Меры ответственности за совершение налоговых правонарушений.
№ |
Виды налоговых правонарушений |
Срок |
Штрафные санкции |
1. |
Нарушение срока подачи заявления на учет в налоговом органе. |
Менее 90 дней Более 90 дней |
- 5 000руб. - 10 000 руб. |
2. |
Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе |
Менее 3 мес. Более 3 мес. |
-10% доходов, полученных от такой
деятельности в течение - 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней. |
3. |
Нарушение срока представления информации об открытии счета в банке
|
5 000 руб. | |
4. |
Нарушение срока представления налоговой декларации |
В течение до 180 дней по истечении установленного срока В течение более 181 дней по истечении установленного срока |
- 5% от суммы налога, подлежащего уплате на основе этой декларации, за каждый месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы (указанная сумма не менее 100 рублей). - 30% суммы, подлежащего уплате, и 10% суммы налога, подлежащего уплате на основе этой декларации, за каждый месяц начиная со 181 дня. |
5. |
Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения. |
Если эти деяния совершены в течение одного налогового периода То же в течение более 1 налогового периода Если они повлекли занижение налоговой базы |
- 5 000 руб. - 15 000 руб. - 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб. |
6. |
Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога |
Неумышленно Умышленно |
- 20% от неуплаченных сумм налога - - 40% от неуплаченных сумм налога |
Таблица № 2.
Налоговая ответственность
за нарушение правил налогового контроля.
Состав налогового правонарушения в соответствии с НК РФ |
Субъект налогового правонарушения |
Санкция |
1. Незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, таможенного органа, органа государственного внебюджетного фонда, проводящего проверку в соответствии с НК РФ, на территорию или в помещение налогоплательщика или налогового агента (ст. 124 НК РФ) |
Налогоплательщик, налоговый агент, их представители |
Штраф 5000 руб. |
2. Несоблюдение установленного НК РФ порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст. 125 НК РФ) |
Налогоплательщик-организация |
Штраф 10000 руб. |
3. Непредставление в установленный срок налого-плательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 126 НК РФ) |
Организация или уполномоченное лицо, указанные в ст. 86.2 НК РФ |
Штраф 50 руб. за каждый не представленный документ |
Согласно п. 2 ст. 126 НК РФ непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст. 135 НК РФ |
Организация (за исключением банка, ответственность которого предусмотрена правилами ст. 132 135.1 НК РФ) |
Штраф 5000 руб. |
Деяния, предусмотренные п. 2 ст. 126, если они совершены физическим лицом (п.3 ст. 126 НК РФ) |
Физическое лицо (признаваемое вменяемым и достигшее 16-летнего возраста) |
Штраф 500 руб. |
4. Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля (ст.128 НК РФ) |
Лицо, вызываемое в качестве свидетеля |
Штраф 1000 руб. |
Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний (ст. 128 НК РФ) |
Лицо, вызываемое в качестве свидетеля |
Штраф 3000 руб. |
5. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки (п. 1 ст. 129 НК РФ) |
Эксперт, переводчик или специалист |
Штраф 500 руб. |
Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода (п.2 ст. 129 НК РФ) |
Эксперт, переводчик или специалист |
Штраф 1000 руб. |
6. Согласно п. 1 ст. 129.1 НК РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ |
Лицо, обязанное в соответствии с НК РФ представлять сведения в налоговые органы |
Штраф 1000 руб. |
Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года (п. 2 ст. 129.1 НК РФ) |
Лицо, обязанное в соответствии с НК РФ представлять сведения в налоговые органы |
Штраф 5000 руб. |
Информация о работе Ответственность за совершение налоговых правонарушений