Перспективы развития налоговой системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2015 в 01:21, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение современной налоговой системы РФ, проблем и путей ее совершенствования.
Реализация поставленной цели предполагает необходимость решения следующих задач:
рассмотреть этапы возникновение и основные теории налогообложения;
рассмотреть сущность, функции, принципы налогообложения;
дать характеристику действующей налоговой системе нашей страны;
выявить существующие недостатки налогового механизма России в сравнении с зарубежными странами;
выявить проблемы современной налоговой системы России

Содержание работы

Введение...............................................................................................................3
Глава 1. Развитие теории налогообложения.......................................................5
Этапы возникновения налогообложения.......................................5
Основные теории налогообложения..............................................10
Сущность, функции, принципы налогообложения. Виды налогов...............................................................................................19
Глава 2. Налоговая система России, ее особенности....................................27
2.1. Налогообложение России на современном этапе.........................27
2.2. Недостатки действующей налоговой системы России.................33
Глава3. Перспективы развития налоговой системы России............................38
3.1. Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы России...................................................................................................38
3.2. Перспективы развития налоговой системы России.......................40
Заключение............................................................................................................52
Список использованной литературы...................................................................53

Файлы: 1 файл

Налогообложение курсовая.docx

— 114.77 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение...............................................................................................................3

Глава 1.  Развитие теории налогообложения.......................................................5                   

    1. Этапы возникновения налогообложения.......................................5
    2. Основные теории налогообложения..............................................10
    3. Сущность, функции, принципы налогообложения. Виды налогов...............................................................................................19

Глава 2.  Налоговая система России, ее особенности....................................27

2.1.   Налогообложение России на современном этапе.........................27

2.2.  Недостатки действующей налоговой системы России.................33

Глава3. Перспективы развития налоговой системы России............................38

3.1. Проблемы и ограничения  развития современной налоговой  системы России...................................................................................................38

3.2.  Перспективы развития налоговой системы России.......................40

Заключение............................................................................................................52

Список использованной литературы...................................................................53

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

История развития налогообложения уходит в глубину веков. Причем налогообложение как элемент экономической культуры свойственен всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. В связи с этим о налогообложении можно говорить как о феномене человеческой цивилизации, как о её неотъемлемой части. Начальные формы налогообложения следует искать в жертвоприношениях храмам, поскольку последними на заре развития человечества выполнялись важнейшие функции в организации общественной жизни. Отсюда требования к определенным жертвам в пользу храма, которые постепенно стали носить более или менее систематический характер, вследствие чего «приношение» постепенно превратилось в «выплату или сбор».

Налоговый кодекс РФ дает такое определение налога - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК).1

С момента возникновения государства налоги являются важнейшим рычагом его воздействия на экономические отношения в обществе. Нынешние налоговые системы формировались на протяжении веков, претерпевая существенные изменения, но сохраняя свою суть: налоги были и остаются основной формой доходов государства. Таким образом, существующие налоговые системы являются результатом эволюции налогообложения в мире. Поэтому, только детально изучив становление и развитие налоговых систем в мировой практике, можно правильно понять их сущность, причины возникновения, объяснить проявляемый к данному вопросу интерес ученых-экономистов, политических деятелей и всего общества. В связи с этим, тема курсовой работы является актуальной.

Целью курсовой работы является рассмотрение современной налоговой системы РФ, проблем и путей ее совершенствования.

Реализация поставленной цели предполагает необходимость решения следующих задач:

  • рассмотреть этапы возникновение и основные теории налогообложения;
  • рассмотреть сущность, функции, принципы налогообложения;
  • дать характеристику действующей налоговой системе нашей страны;
  • выявить существующие недостатки налогового механизма России в сравнении с зарубежными странами;
  • выявить проблемы современной налоговой системы России
  • определить перспективы развития налоговой системы Российской Федерации.

Методической основой курсовой работы явилась нормативно-законодательная база, периодическая литература, труды отечественных и зарубежных авторов таких как, Черник Д.Г., Брызгалина А.В, Пансков В.Г., Стиглиц Дж. Э. и др.

При написании курсовой работы были использованы методы сравнительного анализа, изучения нормативно-правовой базы, монографических статей, публикаций. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

 

 

Глава 1.  Развитие теории налогообложения.

    1. Этапы возникновения налогообложения

Налоги как основной источник образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта известны с незапамятных времен. Причем налогообложение как элемент экономической культуры свойственен всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. В связи с этим о налогообложении можно говорить как о феномене человеческой цивилизации, как о её неотъемлемой части.

В развитии налогообложения можно выделить три периода, каждый из которых характеризуется теми или иными признаками и особенностями.

Первый период развития налогообложения, включающий в себя хозяйственные системы древнего мира и средних веков, отличается неразвитостью и случайным характером налогов. Именно на этом этапе налоги и механизмы их взимания возникают в зачаточном состоянии. Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат - чиновники, армия, суды. Именно необходимостью в содержании государства и его институтов и было обусловлено возникновение налогообложения2.

Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму. Подданные несли повинности личного характера (барщина, участие в походах), а также уплачивали налоги продовольствием, фуражом, снаряжением для армии. В Римской империи и Афинах в мирное время налогов не было и их введение и взимание обуславливалось наступлением военного времени. По свидетельствам историков, персидский царь Дарий (IV в. до н.э.) брал налоги даже евнухами. Иными словами, формы налогообложения определялись общественной потребностью.

По мере развития и укрепления товарно-денежных отношений налоги постепенно принимают почти повсеместно исключительно денежную форму. Если прежде налоги взимались в основном на содержание дворцов и армий, на возведение укреплений вокруг городов, на строительство храмов и дорог, то со временем налоги становятся основным источником доходов для денежного содержания государства.

Одной из первых организованных налоговых систем, многие стороны которой находят отражение и в современном налогообложении, является налоговая система Древнего Рима. На ранних этапах развития Римского государства налоговые механизмы использовались исключительно для финансирования военных действий. Граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком на основании заявления о своем имущественном состоянии и семейном положении (прообраз декларации о доходах). Определение суммы налога (ценз) проводилось специально избранными чиновниками.

Развитие государственных институтов Рима объективно привело к проведению императором Августом Октавианом (63 года до н.э. - 14 года н.э.) кардинальной налоговой реформы, в результате которой появился самый первый всеобщий денежный налог, так называемый «трибут». Контроль над налогообложением стали осуществлять специально созданные финансовые учреждения. Основным налогом государства выступил поземельный налог. Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные ценности. Кроме прямых появились и косвенные налоги, например, налог с оборота - 1%, налог с оборота при торговле рабами - 4% и др. Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но и функцию регулятора тех или иных экономических отношений. Общее же количество налоговых платежей в Древнем Риме достигало более 2003.

Последующие налоговые системы в основном повторяли в видоизмененном виде налоговые системы древности. Интересно отметить, что многие принципы определения объектов налогообложения и подходы по установлению тех или иных налоговых сборов сохранились до наших дней.

Римские сборы на содержание сборщиков налогов и на содержание тюрьмы для недоимщиков в современных условиях очень напоминает видоизмененное формирование фонда социального развития налоговой службы. К счастью, Россия не унаследовала такие экзотические римские налоги как сбор на золотой венок в качестве выражения цезарю верноподданнических чувств, сбор за ярлык для ослов или сбор за прикладывание печати. Интересно отметить, что известный афоризм «Деньги не пахнут» также связан с налогами. Это фразу произнес римский император Тит Флавий Веспасиан (9 - 79 гг.), который ввел налог на отхожие места. Так император ответил на вопрос - зачем ты берешь налог за это.

В Европе XVI-XVII вв. развитые налоговые системы отсутствовали. Повсеместно налоговые платежи имели характер разовых изъятий, причем периодически парламенты государств предоставляли правителям полномочия, в основном чрезвычайные, по взиманию тех или иных видов налогов. Сбором налогов занимались так называемые откупщики, которые выкупали установленные налоги у государства, внося сумму налога в казну полностью. Далее, заручившись государственными полномочиями и применяя принуждение посредством помощников и суботкупщиков, откупщик осуществлял сбор налога с населения, учитывая естественным образом и свою прибыль, которая достигала иной раз одной четвертой от цены откупа.

Однако развитие европейской государственности объективно требовало замены «случайных» налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения. Именно в конце XVII - начале XVIII вв. наступает второй период развития налогообложения. В этот период налоги становятся ведущим источником доходной части бюджетного устройства.

В этот период происходит формирование первых налоговых систем, включающих в себя прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимаемые, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

Развитие демократических процессов в европейских странах нашло свое отражение в вопросах установления и введения налогов. Так, в Англии в 1215 года в «Великой хартии вольностей» было впервые установлено, что налоги вводятся только с согласия нации: «Ни щитовые деньги, ни пособия не должны взиматься в королевстве нашем иначе, как по общему совету королевства нашего". Данный принцип был повторен и в 1648 году, а в 1689 году Билль о правах окончательно закрепил за представительными органами власти утверждать все государственные расходы и доходы3.

Во Франции парламент стал утверждать бюджет и налоги только в 1791 году после Великой французской революции. Интересно отметить, что многие исторические события начинались в результате налоговых конфликтов. По словам Н. Тургенева: «Налоги, или, определительней сказать, дурные системы налогов, были одною из причин как видно из истории, что нидерландцы сделались независимыми от Испании, швейцарцы от Австрии, фрисландцы от Дании, и, наконец, козаки от Польши…». Кроме того, борьба североамериканских колоний Англии за независимость (1775 - 1783 гг.) была во многом обусловлена принятием английским парламентом закона о гербовом сборе (1763 год), который затрагивал интересы почти каждого жителя колоний, т.к. налогами облагались вся коммерческая деятельность, судебная документация, периодические издания и т.д. Начало непосредственных военных действий восставших, историки относят к эпизоду так называемого «Бостонского чаепития» (1773 год), когда английское правительство предоставило Ост-Индской компании право беспошлинного ввоза чая в североамериканские колонии. Таможенные льготы фактически поставили эту компанию вне конкуренции и нанесли серьезный удар по позициям местных торговцев. В декабре 1773 года группа колонистов проникла на прибывшие в Бостонский порт английские корабли и выбросила в море большую партию чая, что обострило конфликт между метрополией и колониями.

Одновременно с развитием государственного налогообложения начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит (1723-1790 гг.). В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год) он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.

Третий период развития налогообложения начинает свою историю в XIX в. и отличается уменьшением количества налогов и большим значением права при их установлении и взимании. Постепенно в обществе наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на природу, проблемы и методики налогообложения. Ни одна экономическая школа, ни одна финансовая теория не обошли своим вниманием вопросы фискалитета. Во второй половине XIX в. многие государства предприняли попытки воплотить научные воззрения на практике.

Однако венцом финансовой науки явились налоговые реформы, проведенные после 1-й мировой войны, полностью обоснованные научными принципами налогообложения. Именно тогда была заложена конструкция современной налоговой системы, в которой прямые налоги и, прежде всего, индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место.

Информация о работе Перспективы развития налоговой системы России