Перспективы развития налоговой системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2015 в 01:21, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение современной налоговой системы РФ, проблем и путей ее совершенствования.
Реализация поставленной цели предполагает необходимость решения следующих задач:
рассмотреть этапы возникновение и основные теории налогообложения;
рассмотреть сущность, функции, принципы налогообложения;
дать характеристику действующей налоговой системе нашей страны;
выявить существующие недостатки налогового механизма России в сравнении с зарубежными странами;
выявить проблемы современной налоговой системы России

Содержание работы

Введение...............................................................................................................3
Глава 1. Развитие теории налогообложения.......................................................5
Этапы возникновения налогообложения.......................................5
Основные теории налогообложения..............................................10
Сущность, функции, принципы налогообложения. Виды налогов...............................................................................................19
Глава 2. Налоговая система России, ее особенности....................................27
2.1. Налогообложение России на современном этапе.........................27
2.2. Недостатки действующей налоговой системы России.................33
Глава3. Перспективы развития налоговой системы России............................38
3.1. Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы России...................................................................................................38
3.2. Перспективы развития налоговой системы России.......................40
Заключение............................................................................................................52
Список использованной литературы...................................................................53

Файлы: 1 файл

Налогообложение курсовая.docx

— 114.77 Кб (Скачать файл)

Косвенные налоги - налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавок к цене товаров или к тарифам на услуги и не зависящие от доходов налогоплательщиков (в отличие от прямых налогов, связанных с доходами).

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты. Предусмотрено, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный Законом период налогообложения.

По налогам могут в законодательном порядке устанавливаться определенные льготы. К их числу относятся15:

  • необлагаемый минимум объекта налога;
  • изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;
  • освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;
  • понижение налоговых ставок;
  • вычет из налогового платежа за расчетный период;
  • целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);
  • прочие налоговые льготы.

Обязанность своевременно и в полной мере уплачивать налоги российским законодательством возлагается на налогоплательщика. В этих целях налогоплательщик обязан:

  • вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет;
  • представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;
  • вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого им заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов;
  • в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, произведенной налоговым органом, представлять письменные пояснения мотивов отказа от подписания этого акта;
  • выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах.

Следует отметить еще одно обстоятельство. Правительство Российской Федерации участвует в координации налоговой политики с Белоруссией, с другими государствами, входящими в Содружество Независимых Государств, а также заключает международные налоговые соглашения об избегании (устранении) двойного налогообложения с последующей ратификацией этих соглашений Государственной Думой Федерального Собрания. Если международными договорами Российской Федерации или бывшего СССР установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации по налогообложению, то применяются правила международного договора16.

В нашей стране действует трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц.

Первый уровень - это федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Второй уровень - налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов. Для краткости в дальнейшем мы будем именовать их региональными налогами. Этот последний термин был введен в научный оборот еще несколько лет назад. Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания.

Третий уровень - местные налоги, то есть налоги городов, районов, поселков и т.д. В понятие "район" с позиций налогообложения не входит район внутри города. Представительные органы (городские Думы) городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов.

Как и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточиваются в федеральном бюджете. К числу федеральных относятся: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций, акцизы, таможенные пошлины. Перечисленные налоги создают основу финансовой базы государства. Наибольшие доходы региональным бюджетам приносит налог на имущество юридических лиц. В основном это соответствует мировой практике, с той разницей, что в большинстве стран не делается различия между налогом на имущество юридических лиц и налогом на имущество физических лиц. Чаще всего это один налог, хотя в некоторых странах имеется и такая практика, как в России.

Среди местных налогов крупные поступления обеспечивают: подоходный налог с физических лиц, налог на имущество физических лиц, земельный налог и далее - большая группа прочих местных налогов.

Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании - это отчисление от федеральных налогов.

Закрепленные и регулирующие налоги полностью или в твердо фиксированном проценте на долговременной основе поступают в нижестоящие бюджеты. Такие налоги, как государственная пошлина, налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, имея федеральный статус, обычно полностью зачисляются в местные бюджеты. Бюджетная система дополняется государственными внебюджетными фондами, доходная часть которых формируется за счет обязательных целевых отчислений. По своей социально-экономической сущности отчисления во внебюджетные фонды носят сугубо налоговый характер. Источником этих отчислений, как и налогов, служит произведенный валовой внутренний продукт (ВВП). Отчисления привязаны к фонду оплаты труда и включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).

Налоговая система Российской Федерации сегодня дополняется системой государственных целевых внебюджетных фондов. Самый крупный и значимый из них - Государственный пенсионный фонд. Обязательные платежи в эти фонды по своей социально-экономической сущности имеют характер налогов, но, несмотря на обязательность отчислений, и сборов, многие предприятия и организации от них уклоняются, порой самым простейшим способом: не встают там на учет в качестве плательщиков. В отличие от Государственной налоговой службы эти фонды не имеют серьезных методов контроля за плательщиками и воздействия на них.

Каждому органу управления трехуровневая система налогообложения дает возможность самостоятельно формировать доходную часть бюджета исходя из собственных налогов, отчислений от налогов, поступающих в вышестоящий бюджет (регулирующих налогов), неналоговых поступлений от различных видов хозяйственной деятельности (арендная плата, продажа недвижимости, внешнеэкономическая деятельность и пр.) и займов. Естественно, что эти полномочия сочетаются с полной ответственностью за исполнение бюджета, как доходной, так и расходной его частей.

Таким образом, Россия, переходя к рыночным отношениям, внедрила у себя налоговую систему, схожую по построению с применяемыми в других крупных федеративных государствах. По ряду параметров можно наблюдать сходство с США и Германией при сохранении некоторых специфических российских особенностей.

2.2.  Недостатки действующей налоговой системы России.

В сложившейся налоговой системе страны с экономической точки зрения можно выявить определенные недостатки, которые необходимо устранить или минимизировать17:

1. Налоговой системе России присущ  преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию стимулирующей  и регулирующей функций налогообложения. В первую очередь, это определяется  высокой завышенной по сравнению  с развитыми странами ставки  налога на прибыль (35%) и налога на добавленную стоимость (20%), вследствие чего приоритетное направление по налоговым изъятиям в России приходится на обложение хозяйствующих субъектов (т.е. юридических лиц). В условиях рыночной экономики это анахронизм. Необходимо постепенно переносить основную тяжесть налогообложения на физических лиц, но этот процесс требует последовательной и целенаправленной политики в течение многих лет.

2. Довольно высокий удельный  вес по сравнению с зарубежными  странами имеют косвенные налоги (налоги с оборота, продаж, различные  сборы), а не прямых, причем доля  косвенных налогов постепенно  возрастает.

3. Косвенные налоги и сборы  в целом не способствуют стимулированию  экономики и увеличению сбора  налогов, скорее наоборот.

4. Неоптимальная шкала ставок  подоходного налога с физических  лиц, т.к. разрыв между группами  лиц с наименьшими и наивысшими  доходами составляет 1:25, а в ставках  налогообложения всего лишь 1:3. Поэтому  основная налоговая нагрузка  падает на малообеспеченные слои  населения, а не на наиболее  богатых.

5. Недостаточно эффективный контроль за сбором налогов, что выражается в сокрытии доходов (т.е. большой доли теневой экономики), вследствие чего, по различным оценкам, бюджетная система РФ недополучает от 30 до 50% налогов. Особенно важное значение в этом направлении приобретает борьба за устранение неучтенного в налоговых целях наличного оборота денежных средств (т.н. "черный налог"), доля которого, по разным источникам, достигает 40% денежного оборота страны, вследствие чего расчеты между юридическими лицами не через расчетные счета приводят к недобору платежей в бюджет не менее чем на 20-25%.

6. Неэффективность существующих  льгот. Сокращение налоговых льгот  не только сделает налоговую  систему более нейтральной по отношению к отдельным участникам экономической деятельности, не только поставит дополнительные барьеры перед злоупотреблениями и коррупцией, но и расширит налогооблагаемую базу. Но льготы, связанные со структурной перестройкой экономики, развитием малого предпринимательства и стимулированием инвестиций необходимо сохранить и даже расширить. В этих условиях льготы должны иметь временный и направленный характер, и, что важно, должны даваться участникам экономической деятельности, а не отдельным территориям.

7. Усложненность налоговой системы  РФ, т.к. на данный момент в России  насчитывается вместе с местными  налогами свыше 100 различных налогов  и сборов. Требуется существенное  упрощение налоговой системы  страны, при существенном снижении  общего числа налогов и сборов. Необходимо отменить ряд "нерыночных" налогов, которые взимаются с  выручки, а не с прибыли (это  транспортный налог, сбор на содержание  жилищного фонда и др.), а также  ряд налогов с целевым назначением (налог на пользователей автомобильных  дорог для развития дорожного  хозяйства, целевые налоги на  содержание милиции). Требуется объединение  налогов, имеющих сходную налогооблагаемую  базу (например, платежей за право  пользования природными ресурсами, акцизов на минеральное сырье  и платежей на воспроизводство  минерально-сырьевой базы). Есть  предложение вместо действующих  сейчас имущественных налогов  ввести единый налог на недвижимость. Следует отказаться от налогов-двойников, т.е. от одноименных налогов, поступающих в разные бюджеты (например, налог на прибыль. Более оправданным является наличие единых налогов с законодательным разделением долей, зачисляемых в федеральный и территориальные бюджеты. Должны быть отменены налоги, затраты на взимание которых превышают сумму собранных налогов.

8. Постоянное изменение налогового  законодательства и ставок налогообложения, что не способствует долгосрочному  вложения капиталов и росту  экономики. Необходимо законодательно  установить стабильные (в течение  нескольких лет) базовые нормативы  ставок и отчислений от основных  налогов (в первую очередь это  федеральные регулирующие налоги: подоходный налог с физических  лиц, налог на прибыль, налог на  добавленную стоимость, а также  на некоторые другие).

9. Несовершенство законодательства, противоречивость и запутанность  нормативной базы и процедур  налогообложения, отсутствие оперативной  связи исполнительной и законодательной  властей, что выражается в первую  очередь в затягивании окончательного  принятия нового Налогового кодекса. По различным оценкам сейчас  в России действует от 600 до 800 различных законов и иных нормативных  актов, в той или иной степени  затрагивающих налогообложение. Требуется  их унификация и объединение  в едином своде налоговых законов. Для эффективного взимания налогов  на недвижимость необходимо создание  кадастра земли, кадастра недвижимости, автоматизированной системы управления  недвижимостью и т.д.

Информация о работе Перспективы развития налоговой системы России