Перспективы совершенствования регулирования нефтяного сектора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 23:30, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение особенностей развития нефтяного сектора в Казахстане и его влияния на экономический рост.
Задачи:
1) Изучить экономический рост, дать его понятие и описать факторы;
2) Проанализировать модели экономического роста
3) Выделить условия стабилизации экономического роста
4) Провести анализ тенденций экономического роста в Республике Казахстан с описанием вклада нефтяного сектора;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛЯНИЯ НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
1.1 Экономический рост: понятие и факторы
1.2 Этапы развития нефтяного сектора
1.3 Типы экономического роста
2 АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ НЕФТЯНОГО СЕКТОРА НА ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
2.1 Анализ нефтяного сектора в экономике Республики Казахстан
2.2 Анализ места нефтяного сектора в экономике Казахстана
2.3 Анализ проблем экономического роста
3 ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕФТЯНОГО СЕКТОРА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

нефть.doc

— 622.00 Кб (Скачать файл)

На карте республики появились города и поселки нефтяников - Шевченко (Актay), Новый Узень (Жанаозен), Жетыбай, Саркамыс, Аккистау, Байчунас, Комсомольск, Октябрьск и т.д.

Была создана достаточно развитая промышленная и социальная инфра-структура, правда, с учетом того, что нефтяная отрасль республики на этом этапе координировалась центром и была составной частью топливно-энергетического комплекса мировой державы - СССР. Всей добываемой нефтью распоряжался центр.

Одним из главных достижений второго этапа можно считать то, что Казахстан стал второй после России нефтяной провинцией Союза.

Третий этап - 1991-2001 гг. - начался с создания органа, координирующего нефтегазовую промышленность Казахстана.

Нефтяная промышленность Казахстана на начало третьего этапа была представлена разрозненными производственными нефтегазодобывающими объеди­нениями, предприятиями нефтегазопереработки, транспорта нефти и газа и другими смежными предприятиями.

Подчиняясь разным ведомствам и напрямую координируясь из союзных министерств, к моменту распада Союза указанные предприятия переживали серьез­ный кризис.

Кризис углублялся тем, что в республике на то время не было органа, о1м.единяющего и координирующего нефтегазовую отрасль.

В свою очередь, союзные министерства старались максимально оттянуть время передачи объектов нефтегазовой промышленности в собственность республики, а самые значительные и перспективные, например Тенгизское месторождение, желали оставить в своем непосредственном подчинении.

Так, концепцией перехода Миннефтегазпрома СССР к регулируемой рыноч­ной экономике за № ИЛ-481 от 31.05.90 г. было предложено сохранить союзную государственную собственность на недра с оставлением в собственности республики только небольших, регионально обособленных месторождений.

И это при том, что в проекте Закона Казахской ССР «О собственности в Казахской ССР», уже одобренном постановлением Верховного Совета Казахской ССР от 22 мая 1990 г., указывалось:  «… Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы являются исключительной собственностью Казахской ССР».

Указанная концепция вызвала неоднозначную реакцию у нефтяников Эмбы. Рассмотрев и обсудив положения концепции, по инициативе общественных органи­заций и под давлением представителей коллективов руководители нефтегазодобы­вающих объединений и ряда других, дислоцировавшихся в Гурьеве на начало 1990-х гг. предприятий нефтяной промышленности, не с большим желанием подписали письма обращения к Председателю Верховного Совета, Председателю Совета Министров рес­публики и руководству Миннефтегазпрома СССР, В письмах выражалось мнение, что:

1. Концепция Миннефтегазпрома направлена на сохранение прежней струк­туры управления, сверхцентрализацию и продолжение политики диктата центра.

2. Отделение производственного объединения «Тенгизнефтегаз» и его непос­редственное подчинение Миннефтегазпрому СССР - прямой путь дальнейшего ухудшения социально-экономических условий жизни населения Западного Казахстана.

В письмах предлагалось.

1.  Ускорить принятие республиканского закона «О собственности в Казах­ской ССР».

2. Предусмотреть создание единого республиканского концерна «Казахстаннефть», в состав которого обязательно должно входить наряду с другими произ­водственное объединение «Тенгизнефтегаз».

Из канцелярии Совета Министров Казахской ССР в адрес обратившихся были присланы:

1. Копия письма СМ КазССР с предложением к Миннефтегазпрому СССР о создании государственного союзно-республиканского концерна на базе нефтедобы­вающих предприятий МНГП СССР с месторасположением в Казахской ССР.

2.  Копия письма Миннефтегазпрома СССР о внесении в Правительство СССР предложения о передаче заводов по переработке нефти от Миннефтехимпрома СССР, а также организации Госкомнефтепродуктов союзных республик в состав Миннефтегазпрома СССР.

В письме МНГП СССР также было предложено создать на территории Ка­захской ССР три концерна, причем смешанных с нефтегазодобывающими, нефте­перерабатывающими и нефтесбытовыми организациями России, Узбекистана и Казахстана, и содержалась просьба к Правительству Казахстана поддержать данное предложение. По данному предложению Миннефтегазпрома СССР 16 августа 1990 г. под председательством первого заместителя Председателя Госплана Казахской ССР В. В. Ладыгина состоялось совещание по поводу создания Казахского нефтегазового концерна, на котором присутствовал и выступил автор этих строк. На совещании было отмечено, что сформулированные Миннефтегазпромом СССР основные прин­ципы перестройки управления нефтяной промышленности в рыночных условиях позволяют осуществить самофинансирование и обеспечить реализацию комплекса проблем социально-экономического и экологического характера в регионах их деятельности [15, с. 113].

Вместе с тем было указано, что внесенные предложения Миннефтегазпрома ССCP в настоящее время противоречат основным положениям проекта Закона «О собственности в Казахской ССР», вносимого на рассмотрение осенней сессии Верховного Совета Казахской ССР, предусматривающего отнесение предприятий, подведомственных указанному и ряду других союзных министерств, к республиканской собственности.

Было особо подчеркнуто, что отнесение предприятий базовых отраслей, рас­положенных на территории республики, к республиканской собственности предус­матривается в проектах Декларации о суверенитете Казахской ССР и предложениях к союзному договору.

Кроме того, было принято предложение представителей областей, пред­приятий нефтегазодобычи и переработки о необходимости создания Казахского нефтегазового концерна, предложение о создании Учредительной комиссии для выработки учредительных документов, проработки, подготовки документов и внесения  на рассмотрение Правительства Казахской ССР.

Принятие Декларации о государственном суверенитете Казахстана и переход на рыночные отношения ускорили создание органа, координирующего нефтегазовую промышленность республики.

12 июля 1991 г. в г. Гурьеве (ныне Атырау) состоялось учредительное собра­нно по созданию государственной корпорации по разведке, добыче, транспортировке, переработке и сбыту нефти, газа и нефтепродуктов - «Казахстаннефтегаз».

В собрании учредителей участвовали представители предприятий отрасли и руководители областных Советов - Актюбинского, Гурьевского, Кызылординского, Мангистауского, Уральского, а также руководители республиканских и союзных

Обменявшись мнениями, учредители решили в целях повышения эффективности использования запасов углеводородного сырья, мощностей по добыче, переработке и транспортировке нефти и газа, а также решения проблемы по управлению нефтегазовым комплексом, осуществлению задач по социальному развитию регионов образовать государственную корпорацию «Казахстаннефтегаз».

Президентом корпорации был избран Б. Д. Елеманов. Местом нахождения корпорации определен г. Атырау.

За всю свою историю развития нефтедобычи Казахстан впервые получил возможность координировать и распоряжаться нефтегазодобывающими, нефтегазоперерабатывающими, смежными им предприятиями и своими нефтегазовыми ресурсами.

За прошедшие 10 лет независимости продолжалось совершенствование организации управления предприятиями нефтегазовой промышленности республики.

Корпорация «Казахстаннефть» была преобразована в холдинговую компанию «Мунайгаз», затем в 1994 г. было организовано Министерство нефтяной и газовой промышленности и в 1997 г. — ННК «Казахойл».

Совершенствовалась правовая, нормативно-методическая база в нефтегазовой отрасли. Были приняты законы, регулирующие взаимоотношения недровладельца и недропользователя.

Последовательная и целенаправленная работа с инвесторами, проводимая под постоянным вниманием главы государства, позволила привлечь максимальные по сравнению с другими странами СНГ инвестиции в нефтегазовый сектор промыш­ленности Казахстана, начало которому было положено подписанием контракта с известной нефтяной компанией «Шеврон».

Завершение строительства нефтепровода Тенгиз-Новороссийск, отгрузка первого танкера с казахстанской нефтью уже вывели Казахстан на уровень производителей углеводородного сырья, имеющих выход на мировые рынки нефти.

 

1.3 Типы экономического роста

 

Теоретически можно выделять два типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный.

При экстенсивном типе экономического роста расширение объема производства достигается за счет дополнительного вовлечения факторов производства (рабочей силы, земли, сырья, топлива и т.д.). В данном случае увеличение объема выпуска не сопровож­дается снижением издержек производства. Более того, в ряде случаев рост издержек мо­жет опережать динамику объема производства [6, С. 90].

При интенсивном типе - расширение производства происходит за счет качествен­ного совершенствования прямых факторов роста производства: применение новейших технологий, переквалификации рабочей силы и т.п. В данном случае рост объемов сопро­вождается изменениями совокупных издержек, а также снижением их на единицу благ.

Понятно, что в реальной действительности не существует исключительно экс­тенсивного и интенсивного развития, тем не менее каждое государство на той или иной ступени своей истории развивается, скорее, экстенсивно или - скорее, интенсивно и, как правило, успешность такого развития определяется тем, какой тип роста преобладает. Принято относить к тому или иному типу в зависимости от удельного прироста реально­го ВНП: если за счет интенсивных факторов производится более половины ВНП, то такая экономика развивается преимущественно интенсивно.

Распространено и деление факторов в зависимости от ха­рактера роста (количественного или качественного) на интен­сивные и экстенсивные.

Интенсивные факторы роста: ускорение   научно-технического   прогресса  (внедрение   новой   техники, технологий, путем обновления основных фондов и т.д.); повышение квалификации работников; улучшение использования основных и оборотных фондов; повышение эффективности хозяйственной деятельности за счет лучшей ее организации.

Экстенсивные факторы роста: увеличение объема инвестиции при сохранении существующего уровня технологии, увеличение числа занятых работников, рост   объемов   потребляемого   сырья,   материалов,   топлю   и   других элементов оборотного капитала.

Интенсивные факторы еще называют факторами совокупного предложения. От них зависит производство национального продукта.

Экстенсивные факторы еще называют факторами совокупного спроса. От этих факторов зависит реализация выросшего национального продукта, т.е. они должны обеспечивать полную занятость всех увеличивающихся ресурсов. Также к факторам связанным с совокупным спросом относят и эффективное распределение ресурсов [11, С. 155].

При преобладании экстенсивных факторов роста говорят об экстенсивном типе развития экономики, при преобладании ин­тенсивных факторов роста — об интенсивном типе.

Экстенсивный тип экономического роста. предполагает увеличение выпуска продукции за счет большего количества вовлеченных в производство факторов производства на прежней технической основе. К экстенсивным факторам относятся увеличение числа занятых работников, объемов потребляемого сырья и материалов, рост капиталовложений при неизменном качестве средств производства и применяемых технологий. Экстенсивный тип экономического роста - самый простой и исторически первый путь наращивания объема благ. Ему присущи свои достоинства. Это наиболее легкий путь повышения темпов экономического развития. С его помощью ускоряется освоение природных ресурсов, а также удается сравнительно быстро сократить или ликвидировать безработицу, обеспечить большую занятость рабочей силы. Вместе с тем такой путь увеличения производства имеет и серьезные недостатки. Ему свойствен технический застой. Экстенсивное развитие хозяйства предполагает наличие в стране достаточного количества трудовых и природных ресурсов, за счет которых могут увеличиваться масштабы экономики. Однако при этом неизбежно ухудшаются условия воспроизводства. Оборудование на действующих предприятиях стареет. Из-за нарастающего истощения невоспроизводимых природных ресурсов приходится расходовать все больше труда и средств производства для добычи каждой тонны сырья и топлива. В результате экономический рост в возрастающей степени начинает носить затратный характер. Долговременная ориентация на экстенсивный путь роста выпуска продукции приводит к тому, что в национальной экономике возникают тупиковые ситуации, связанные с нехваткой тех или иных ресурсов. Выход из таких затруднений дает второй тип экономического роста - интенсивный.

Интенсивный тип экономического роста означает, что увеличение выпуска продукции достигается за счет улучшения использования факторов производства. Интенсивные факторы экономического роста отражают качественную сторону увеличения объема производства за счет повышения эффективности использования производственных ресурсов. К ним относятся повышение квалификации работников, внедрение в производство новой техники и технологии, являющихся результатом достижений научно-технического прогресса, более рациональное использование имеющихся основных и оборотных фондов, совершенствование организации труда и производства, режим экономии, улучшение качества выпускаемой продукции, обновление ее ассортимента.

Интенсивный тип экономического роста. является более прогрессивным. Он нацелен на непрерывный рост производительности труда. Здесь решающую роль в подъеме эффективности вещественных условий производства начинают играть достижения науки и техники. В связи с этим в масштабе общества развиваются средства научно-технической информации, которые в конечном счете воплощаются в более продуктивных средствах производства. Система образования, подготовки и переподготовки кадров обеспечивает повышение культурно-технического уровня работников, благодаря чему увеличивается выпуск изделий, растет их качество. Несомненным достоинством интенсивного роста производства является то, что на этом пути преодолеваются преграды, порождаемые известной ограниченностью естественных ресурсов. Экономическое развитие переводится на рельсы непрерывного научно-технического и экономического прогресса. Весьма выгодным фактором его расширения является ресурсосбережение. Так, чтобы сберечь 1 т условного топлива (700 ккал) с помощью новой технологии, требуется в 3-4 раза меньше затрат по сравнению с расходами на добычу такого же количества топлива. Интенсификация - это более трудный путь развития производства.

Информация о работе Перспективы совершенствования регулирования нефтяного сектора