Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 23:30, курсовая работа
Цель работы – изучение особенностей развития нефтяного сектора в Казахстане и его влияния на экономический рост.
Задачи:
1) Изучить экономический рост, дать его понятие и описать факторы;
2) Проанализировать модели экономического роста
3) Выделить условия стабилизации экономического роста
4) Провести анализ тенденций экономического роста в Республике Казахстан с описанием вклада нефтяного сектора;
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛЯНИЯ НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
1.1 Экономический рост: понятие и факторы
1.2 Этапы развития нефтяного сектора
1.3 Типы экономического роста
2 АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ НЕФТЯНОГО СЕКТОРА НА ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
2.1 Анализ нефтяного сектора в экономике Республики Казахстан
2.2 Анализ места нефтяного сектора в экономике Казахстана
2.3 Анализ проблем экономического роста
3 ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕФТЯНОГО СЕКТОРА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В Казахстане действует национальная нефтяная компания "Казахойл" (100% акций принадлежит государству), представляющая интересы Казахастана в различных проектах (в том числе, действующих по принципу соглашений о разделе продукции), а также управляющая госпакетами акций ряда казахских нефтяных компаний.
В Казахстане также установлена государственная монополия на транспортировку нефти, которая находится в ведении компании "Казтрансойл" (100% акций принадлежит государству). До ноября 1998 года "Казтрансойл" являлась самостоятельной компанией, однако в ноябре 1998 года правительство Казахстана приняло решение о передаче 100% акций "Казтрансойла" в собственность "Казахойла".
Еще одна государственная компания - "Казахстанкаспийшельф", созданная в 1993 году специально для реализации программы геолого-разведочных и поисковых работ в северной части Каспийского моря.
Нефтеперерабатывающие заводы - Павлодарский, Шымкентский и Атырауский, а также Аксайский мини-НПЗ.
В настоящее время экономический рост в Казахстане “слишком зависит от эксплуатации природных ресурсов”. К такому выводу пришли эксперты Организации Объединенных Наций, исследовавшие проблемы республики и подготовившие специальное исследование по современной ситуации и перспективам Казахстана.
Аналитики ООН отмечают, что “несмотря на экономический рост последних лет, реформы переходного периода оказали негативное влияние на уровень жизни населения Казахстана , и в настоящее время уровень бедности и неравенства в республике представляет большую проблему ”.
Доля населения с доходами ниже уровня прожиточного минимума сократилась с 35% в 1996 году до 27% в 2004 году.
Большинство бедных - это дети (35%), низкооплачиваемые работающие трудоспособного возраста (30%) и безработные (30%), за которыми следуют пенсионеры (6%).
Высокий уровень бедности в двух наиболее богатых регионах - Атырауской области (40,9% бедных) и Мангистауской области (46,2%), “обладающих значительной частью нефтяного и газового богатства Казахстана, иллюстрирует существующую неспособность нефтяного сектора действовать в качестве инструмента продуктивной занятости и широкомасштабного роста”, - делают вывод эксперты ООН.
Кроме того, “небольшое количество получателей социальной помощи в этих областях позволяет сделать вывод о неэффективности государственной поддержки бедных граждан”.
Уровень бедности на селе почти вдвое выше, чем в городе - в 2001 году этот показатель составил 38% и 20,4% соответственно.
Среди причин сельской бедности - неэффективное и неэкономное местное государственное управление, а также недостаточность или отсутствие рациональных общественных инициатив, направленных на сокращение бедности.
По результатам анализа, специалисты ООН полагают, что экономический рост Казахстана слишком зависит от эксплуатации природных ресурсов. Это вызывает чрезмерную зависимость от мирового спроса и ценовых колебаний.
Кроме того, низкая добавочная стоимость и ограниченные возможности трудоустройства, предлагаемые нефтегазовым и горнодобывающим секторами, “в недостаточной мере стимулируют усилия по сокращению бедности”. “Диверсификация экономической деятельности и выявление соответствующих ниш на региональных и глобальных рынках, развитие других областей промышленности, а не только экспорт нефти и газа и других природных ресурсов, должны стать ключевой задачей развития страны”.
Эксперты ООН предполагают, что основным приоритетом для Казахстана является создание эффективной системы оценки и мониторинга бедности с полным набором индикаторов бедности.
Большое пространственное и очаговое размещение влияет на специализацию и характер развития отдельных регионов республики. Научно-технический прогресс обуславливает интенсификацию двух взаимообусловленных процессов: с одной стороны, на основе разделения труда происходит углубление специализации отраслей, с другой - идет усиление их технологической и производственной связей. В первом случае создается возможность организации обособленных крупных производств однородной технологии с применением более совершенных и высокопроизводительных технических средств.
Во-втором -расширяются границы их кооперирования и комбинирования. В результате формируются токсонометрические единицы разного ранга - промышленные узлы, районы, ТПК и экономические районы, которые в совокупности образуют единый народнохозяйственный комплекс страны.
Также республика должна создавать возможности для занятости населения и уделять большее внимание развитию сельскохозяйственного и агропромышленного секторов. ООН считает, что Казахстану необходимо реформировать и сектор образования, чтобы человеческие ресурсы и кадры отвечали рыночным требованиям, как по квалификации, так и по количеству. “Следует уделять достаточное внимание сбалансированию этих усилий по регионам и гендерным факторам, чтобы избежать дальнейшей поляризации общества по уровню доходов и обеспечить более справедливый экономический рост”, - заключают эксперты.
Освоение углеводородных запасов Казахстана вступило в важную фазу. Начинается активное изучение недр в акватории Каспийского и Аральского морей, начаты операции по разведке и добыче углеводородного сырья на крупнейших нефтегазовых месторождениях страны, введены в строй новые транспортные трубопроводы, широко привлекаются национальные и иностранные инвестиции. Анализ тенденций развития минерально-сырьевых проблем в мире показывает, что в недалеком будущем неизбежен рост потребности в продукции, вырабатываемой из нефти и газа. Уже сейчас наблюдается значительный рост цен на нефть и газ на мировых рынках потребления, в связи с чем как развитые страны, так и страны с развивающейся экономикой проявляют и будут проявлять экономическую и политическую активность в богатых минеральными ресурсами районах мира, одним из которых является Казахстан.
В этих условиях правовое регулирование отношений, связанных с разведкой, добычей и транспортировкой углеводородного сырья, является наиважнейшей задачей в рамках развития правовой системы Республики Казахстан. Имея в виду, что в настоящее время Казахстан, как и другие страны СНГ и Восточной Европы, в значительной степени занят укреплением своих государственных институтов власти и развитием своей экономики, и ему, естественно, не обойтись без иностранных инвестиций со стороны развитых западных государств и транснациональных компаний. Всем нам известно, что сейчас к Казахстану проявляют интерес не только традиционные европейские государства и США, но и Китай, Индия, Япония и ряд других стран, географически далеко расположенных от нашей страны. Но все эти государства и транснациональные компании придут в этот регион, если в Казахстане будет стабильное законодательство в области недропользования, защищающее права и интересы всех участников правоотношений.
В связи с этим, эффективное и разумное законодательное регулирование вопросов заключения и исполнения контрактов на недропользование будет залогом успешного освоения богатых ресурсами недр Казахстана. Стабильное и прогрессивное законодательство позволит осуществлять деятельность по недропользованию и с учетом экологической безопасности региона. Как специалист, отвечающий за предоставление юридических услуг крупнейшей нефтяной компании "Тенгизшевройл" и не понаслышке знающий проблемы в сфере недропользования, хотел бы поделиться с вами существующей практикой законодательного регулирования отношений, связанных с недропользованием, поговорить о существующих проблемах, затронуть вопросы совершенствования законодательства.
Основные источники правового регулирования отношений в сфере недропользования
Как известно, основными правовыми актами Республики Казахстан, регулирующими отношения в сфере недропользования, являются:
1. Закон Республики Казахстан от 27 января 1996 года № 2828 "О недрах и недропользовании" (далее - Закон о недрах)1;
2. Закон Республики Казахстан от 28 июня 1995 года № 2350 "О нефти"
(с изменениями и дополнениями от 1 декабря 2004 года) (далее - Закон о нефти)2;
3. Закон Республики Казахстан от 8 июля 2005 года № 68-III "О соглашениях (контрактах) о разделе продукции при проведении нефтяных операций на море".
Хотелось бы остановиться на некоторых положениях этих актов.
Необходимо отметить, что принятие двух первых правовых актов в форме указов Президента Республики Казахстан в совокупности с другими актами в период парламентского кризиса 1995-1996 годов, послужило хорошим фундаментом для развития нефтегазовой отрасли Казахстана с привлечением иностранных инвестиций. Впервые в независимом Казахстане отношения, связанные с недропользованием, особенно с разведкой, добычей нефти и газа, были урегулированы правовыми актами, имеющими силу закона. Это стабилизировало обстановку в нефтегазовой отрасли, были на законодательном уровне защищены интересы государства и инвесторов, являющихся субъектами этих правоотношений. Данные акты послужили и правовой основой для заключения известных контрактов на недропользование с иностранными инвесторами - ведущими транснациональными нефтяными компаниями. Наличие систематизированного нефтяного законодательства открыло путь для новых инвестиций и не только в нефтегазовую отрасль. Все это можно оценить как положительный фактор.
Тем не менее жизнь не стоит на месте, и правоприменительная практика последних десяти лет в сфере недропользования показала и несовершенные стороны вышеназванных актов, что порой приводит к конфликтам между участниками отношений в этой сфере хозяйственной деятельности. На наш взгляд, своевременное устранение имеющихся противоречий в законодательстве и их дальнейшее совершенствование будут способствовать формированию положительной правоприменительной практики, что позволит в максимальной степени исключить конфликтные ситуации и споры между участниками правоотношений в сфере недропользования. Наконец, это положительно скажется и на инвестиционной привлекательности экономики Республики Казахстан.
Подводя итоги работы, отметим: стратегический курс РК должен быть направлен на вхождение страны в число постиндустриальных государств.
Реализация проекта освоения казахстанского сектора шельфа Каспийского моря позволит Казахстану войти в первую десятку крупнейших мировых производителей нефти.
Ныне в нефтегазовом секторе экономики Казахстана функционируют такие, уже известные отечественные компании, как «КазТрансОйл», «КазТрансГаз», КТК-К и другие, имеющие выраженную отраслевую специфику.
В перспективе возможно создание ряда новых компаний в связи с освоением шельфа Каспия и развитием благодаря этому нефтегазоперерабатывающей, транспортной и социальной инфраструктуры.
Казахстан за счет своих углеводородных ресурсов решает социально-экономические проблемы текущего периода и обретает признание во всем мире как обладатель крупнейших их запасов.
Постоянное внимание главы государства к нефтегазовой отрасли, предпринимаемые Правительством позитивные меры по импортозамещению и подготовке казахстанских кадров, ориентированных на работу в действующих и намечаемых суперпроектах, - залог дальнейшего устойчивого и успешного развития нефтегазового сектора экономики суверенного Казахстана.
Фактически существенный прирост ВВП 2004 года и 2005 года в денежном выражении был полностью поглощен огромным отрицательным сальдо баланса услуг и доходов текущего счета. Нет никаких оснований называть амбициозной такую государственную экономическую политику: ведь она должна непременно преследовать не только ограниченные финансовые (налоговая и бюджетная политика), но и расширенные макроэкономической политики.
На ближайшие десять лет Правительством Казахстана планируется ежегодный прирост от 15 до 20%. Такой высокий прирост добычи нефти обосновывается, прежде всего, предстоящей разработкой новых нефтегазовых месторождений в казахстанском секторе Каспийского моря и повышением эффективности разработки эксплуатируемых месторождений Мангистауской, Атырауской, Актюбинской и Западно-Казахстанской областей (в первую очередь месторождений Тенгиз и Карашыганак).
Настоящий ежегодный объем добычи нефти в Казахстане (2004 г) составляет более 59 млн. тонн, что является достаточно низким показателем в мире. Тем не менее ресурсные возможности республики позволяют достичь уровня добычи нефти к 2015 году- 120-150 млн. тонн нефти и около 30 млрд. м3 газа.
Сегодняшний уровень добычи нефти удовлетворяет минимальные внутренние потребности Казахстана, вместе с тем география внутреннего рынка в стране характеризуется удаленностью основных районов потребления нефтепродуктов от источников добычи, что создает существенные проблемы в обеспечении экономики нефтегазовыми ресурсами. На сегодня проблема транспортировки нефти на экспорт, определение оптимального маршрута будущих экспортных трубопроводов имеет стратегическое значение для страны.
Информация о работе Перспективы совершенствования регулирования нефтяного сектора