Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 23:30, курсовая работа
Цель работы – изучение особенностей развития нефтяного сектора в Казахстане и его влияния на экономический рост.
Задачи:
1) Изучить экономический рост, дать его понятие и описать факторы;
2) Проанализировать модели экономического роста
3) Выделить условия стабилизации экономического роста
4) Провести анализ тенденций экономического роста в Республике Казахстан с описанием вклада нефтяного сектора;
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛЯНИЯ НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
1.1 Экономический рост: понятие и факторы
1.2 Этапы развития нефтяного сектора
1.3 Типы экономического роста
2 АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ НЕФТЯНОГО СЕКТОРА НА ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
2.1 Анализ нефтяного сектора в экономике Республики Казахстан
2.2 Анализ места нефтяного сектора в экономике Казахстана
2.3 Анализ проблем экономического роста
3 ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕФТЯНОГО СЕКТОРА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Таким образом, экономический рост – комплексное интегративное понятие, включающее в себя совокупность макроэкономических показателей, влияющих на экономическое развитие страны. Существует значительное количество моделей и теорий экономического роста.
2 Анализ влияния нефтяного сектора на экономику республики казахстан
По результатам первого полугодия 2012 года в экономике Казахстана наблюдается дальнейший рост ВВП, составивший 10,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (9,3% в 1 полугодии 2008 года). Данный рост был обеспечен, прежде всего, динамичным развитием строительного сектора – на 36,8% и сферы услуг – 12,9%, совокупная доля которых в ВВП увеличилась до 64,8% в 1 полугодии 2010 года (Рис. 1). Соответственно, можно ожидать, что вклад данных секторов в реальный прирост ВВП по результатам 2010 года еще более увеличится – для сравнения в 2009 году рост ВВП почти на 70% был обеспечен реальным ростом данных секторов экономики. В соответствии с прогнозами Правительства реальный рост ВВП в 2010 году составит порядка 9,7% с незначительным замедлением до 9,6% в 2011 году9.
Рис. 1 - Темпы роста и отраслевая разбивка
Среди факторов, определяющих реальный экономический рост страны, можно выделить как роль деловой активности нефтегазового сектора, так и все большую зависимость от внутреннего спроса. В частности, роль нефтегазового сектора в ВВП республики и в отдельных его секторах растет, свидетельствуя о смежном развитии и устойчивой зависимости от тенденции определяющего сектора. Причем усиливается его вклад в промышленность, торговлю, операции с недвижимым имуществом и уменьшается воздействие на строительство и транспорт (Рис. 2). Соответственно, высокая динамика строительного сектора определяется, прежде всего, ростом внутреннего спроса.
Рис. 2 - Вклад нефтегазового сектора по отраслям экономики
Рост внутреннего спроса отражается в сохранении высокой доли потребительских расходов частного и государственного сектора в сравнении с валовым накоплением основного капитала (Рис. 2). В частности, предельная склонность к потреблению10 в среднем за 5 прошедших лет составила 0,88 в сравнении с оценкой предельной склонности к сбережению11 на уровне 0,12. В свою очередь, рост доходов экономики отражается на увеличении в 2007 году физических объемов импорта потребительских товаров при сохранении объема ввоза инвестиционных товаров, что в перспективе создает давление на сальдо чистого экспорта.
Рис. 3 - ВВП методом конечного использования
Мягкая фискальная политика за счет высоких текущих затрат, финансируемых в значительной степени нефтяными поступлениями в бюджет, стимулирует повышение внутреннего потребительского спроса.
На фоне увеличения мировых цен на нефть наблюдается рост поступлений и затрат государственного бюджета, а также активов Национального фонда (Рис. 4). Вместе с тем, опережающими темпами растут государственные расходы, увеличившиеся за 9 месяцев 2007 года на 26,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в то время как рост поступлений в бюджет составил 18%.
После периода профицита бюджета в течение 2005-2006 годов, опережающий рост расходов за 9 месяцев 2007 года способствовал формированию дефицита бюджета в размере 1,3% к ВВП, в то время как в аналогичном периоде прошлого года профицит бюджета составил 0,3% к ВВП. Формирование отрицательного сальдо бюджета было, прежде всего, связано с расширением ненефтяного дефицита, который за 9 месяцев 2007 года увеличился на 35,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В дальнейшем Правительством ожидается сокращение ненефтяных поступлений в бюджет с 20,4% до 19% к ВВП в 2007 году и 18,9% в 2008 году, что может далее ухудшить баланс государственного бюджета в случае несокращения потребительских расходов государственного управления при слабой эффективности налогового администрирования.
Годовая инфляция в декабре 2006 года составила 8,4%, в сентябре 2007 года – 11,2%, что было вызвано, кроме всего прочего, удорожанием отдельных видов продуктов питания. Основной прирост цен пришелся на такие продовольственные товары, как хлеб, мука, масло подсолнечное. Частично удорожание данных продуктов объясняется нестабильной ситуацией на мировых рынках зерновых культур и растительных масел, что отразилось и на внутреннем рынке Казахстана. Также значительное увеличение денежных доходов способствует росту потребительского спроса. При этом темпы роста совокупного спроса опережают показатели роста предложения товаров и услуг на протяжении последних нескольких лет, вызывая дисбаланс на рынке.
Согласно прогнозам национальной нефтегазовой компании "Казахойл" и национальной компании по транспортировке нефти "Казтрансойл", к 2012 году Казахстан будет добывать 102 млн. тонн нефти.
Добыча нефти в Казахстане в 1998 году составила 25 933 482 тонны нефти и газа при плане 28 343 387 тонн. В текущем году Казахстан планирует добыть не менее 30 млн. тонн нефти и газоконденсата. Добыча в первом квартале 1999 года составила 6 787 569 тонн нефти и газоконденсата при запланированных 7 156 074 тонны.
Одна из основных проблем нефтегазодобывающей отрасли Казахстана - отсутствие развитой трубопроводной системы - подавляющая часть экспортных потоков транспортируется через российские трубопроводные системы. До конца 1998 года ежегодная квота для экспорта казахской нефти составляла 3,5 млн. тонн в год. В первом квартале 1999 года квота была увеличена до 7,5 млн. тонн. До конца текущего года Казахстан планирует экспортировать до 11 млн. тонн нефти.
По разведанным запасам нефти и газа Казахстан занимает 13-е место в мире. По состоянию на конец 1996 года разведанные балансовые запасы нефти составляли 2,1-2,6 млрд. тонн, газового конденсата - 0,71 млрд. тонн., природного газа - 1,7-2,53 трлн. куб.м. (по различным оценкам). Общая площадь нефтегазоносных районов Казахстана - 1.698.000 кв.км., на которых расположены свыше 160 месторождений.
Прогнозные нефтегазовые ресурсы (включая казахстанский сектор Каспийского моря) оцениваются по нефти и конденсату в размере более 13 млрд.т., по природному газу - более 6 трлн. куб.м.
Если верить последним заявлениям официальных представителей Казахстана, извлекаемые запасы нефти республики оцениваются в 7 млрд. тонн.
Суммарные запасы нефти и газа приближаются к 2% доказанных мировых запасов углеводородного сырья.
По данным Министерства геологии и охраны недр Республики Казахстан на начало 1997 года, основные запасы углеводородов сконцентрированы в Атырауской (бывшая - Гурьевская) области Казахстана. Здесь насчитывается свыше 75 месторождений с разведанными запасами промышленной категории 929.2 млн. тонн нефти. В разработке находится 39 месторождений с запасами 846.1 млн.тонн. Еще на 7 месторождениях идут подготовительные работы (общие запасы углеводородного сырья промышленной категории - 9.530 млн. тонн). В стадии доразведки находится 24 месторождения (ожидаемые запасы - 50 млн. тонн нефти).
Расширение экспорта нефти в западном направлении постепенно вызывает перегруженность экспортных маршрутов транспортировки.
Таблица 1 – Анализ экспорта казахстанской нефти
Годы | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2009г. |
Экспорт, млн. т/год | 47,1 | 51,5 | 68,9 | 71,5 | 88,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
Нефтепровод Атырау-Самара | 19 | 21,9 | 25 | 25 | 25 |
КТК | 21,7 | 27,8 | 27,8 | 27,8 | 35,6 |
Порт Актау и железнодо-рожный | 6,4 | 1,8 | 6 | 6 | 10 |
Новые направления |
|
| 10,1 | 12,7 | 17,4 |
Увеличение загрузки КТК приводит к росту интенсивности движения танкеров через проливы Босфор и Дарданеллы, а с началом строительства нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан (ОЭТ) турецкие власти целенаправлен-но ужесточают требования к проводке судов через проливы.
По нашему мнению, стратегия развития трубопроводного транспорта в Казахстане должна быть направлена на сооружение новых нефтепроводов, обеспечивающих стабильность поставок на собственные НПЗ, а также самостоятельную доставку казахстанской нефти на мировые рынки по маршрутам, максимально удовлетворяющим экспортеров.
В настоящее время возможности системы трубопроводов не позволяют делать это в достаточном объеме.
Увеличение объемов экспорта казахстанской нефти требует дополнительных инвестиций на расширение существующих мощностей производства и строительство новых нефтепроводов и объектов дополнительных услуг.
Рассмотрим и оценим основные направления транспортировки казахстанской нефти на мировой нефтяной рынок, приведя характеристики предполагаемых нефтепроводу (таблица 2).
Таблица 2 - Характеристика предполагаемых нефтепроводов
Нефтепроводы | Протяжен-ность, км | Ориентиро-вочная стоимость, млрд.долл. | Необходимые для окупаемости объемы прокачки, млн.т в год | Ориентиро-вочный срок ввода в действие |
Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) | 1580 | 2,4 | 67 | 2001 г. |
Баку-Джейхан | 1710 | 2,3 – 4 | 50 |
|
Баку-Супса |
| 1 – 1,5 | 10 |
|
Баку-Новороссийск | 1411 | 1,2– 2,5 | 5 |
|
Китайский проект | 3268 | 3 | 40 | 2006 |
Иранский проект | 2140 | 2,4 | 25 |
|
Кроме европейских рынков наиболее динамичным по развитию является Азиатско-тихоокеанский регион, где кроме Японии и Южной Кореи наиболее перспективным для Казахстана является сотрудничество с Китаем в сфере транспортировки углеводородного сырья. Для китайской промышленности наша нефть по качественным показателям представляет интерес не только в производстве различных видов топлива, но и сотни видов полимерной и строительной продукции.
Наиболее крупные месторождения Атырауской области - Тенгиз (общие запасы более 800 млн. тонн нефти, начальные извлекаемые - 781.1 млн. тонн), Королевское (начальные извлекаемые запасы - 55.1 млн.тонн), Кенбайское (соответственно 30.9 млн. тонн).
Вслед за Атырауской областью по масштабам запасов идет Мангистауская область Казахстана (ранее называлась Мангышлакская). Здесь открыто около 70 месторождений, из которых активно разрабатываются 27. Крупнейшими месторождениями являются Узень, Жетыбай, Каламкас, Каражанбас. Напомним, что Мангистауская область долгое время являлась основным нефтедобывающим районом Казахастана.
Перспективными на нефть и газ казахстанским областям сегодня относят Западно-Казахстанскую и Актюбинскую области. В первой расположено одно из крупнейших в республике Карачаганское месторождение. Во второй открыта Жанажольская группа месторождений.
Казахстан - одна из немногих республик бывшего Советского Союза, которой удалось привлечь иностранных инвесторов и подписать с ними значительное количество контрактов. В республике действует свыше 20 совместных предприятий.
Крупнейшими по объему инвестиций являются проекты разработки месторождения Тенгиз, Кумкольского месторождения, строительство трубопровода с месторождения Тенгиз до российского порта Новороссийск (КТК), а также проект освоения северной части Каспийского моря, прилегающей к территории Казахстана (более 100 тыс. кв.км).
За функционирование и развитие нефтегазового сектора в экономике Казахстана отвечает Министерство энергетики, индустрии и торговли, возглавляемое Мухтаром Аблязовым.
Приватизация государственного имущества в Казахстане началась в 1993 году и проходила по трем направлениям: малая, массовая и приватизация по индивидуальным проектам. Приватизация крупных предприятий (имеющих более 500 работающих и играющих стратегическую роль в национальной экономике), подлежала одобрению со стороны правительства и включала прямую продажу государственных пакетов акций компаний стратегическим инвесторам и\или контрактов на управление. Именно по такому пути приватизировались предприятия нефтегазового сектора.
Информация о работе Перспективы совершенствования регулирования нефтяного сектора