Платежи за природные ресурсы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является исследование платежей за природные ресурсы, анализ поступлений в бюджет платежей за природные ресурсы, выявить перспективы развития и совершенствования платежей за природные ресурсы.
Задачи исследования:
1 - исследовать экономическую сущность и значение природоресурсных платежей в доходы бюджета;
2 - рассмотреть принципы и методы экономической оценки природных ресурсов;

Файлы: 1 файл

Курсовая Налоги 4 курс.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)


Введение

       Данная  тема курсовой работа очень  интересна и актуальна в нынешних  условиях развития экономики  России. Уникальный природно-ресурсный  потенциал России при его эффективном  использовании является одной  из важнейших предпосылок устойчивого  развития страны, как в настоящее время, так и на длительную перспективу.

Россия занимает ведущее  место в мире по объему природных  ресурсов. Так, доля России в мировых  запасах нефти составляет 12-13 %, газа - 32 %, угля -11 %, железа - 26 %, никеля - 36 %, кобальта – 18 %, свинца 10 %, цинка - 15 %. По запасам алмазов, платиноидов, золота, серебра, титана, циркония, редких и редкоземельных металлов Россия входит в первую тройку стран мира. Валовая потенциальная ценность разведанных балансовых запасов основных видов полезных ископаемых России в конце 90-х годов прошлого века оценивалась почти в 30 трлн. долл. США, а прогнозный потенциал - в 150 трлн. долларов.

При этом большинство  экспертов отмечают низкую эффективность  механизмов природопользования и охраны окружающей среды, включая отсутствие рентных платежей за пользование природными ресурсами.

За последние годы рентные платежи в доходах  бюджета не превышают 7-8% процентов, а по оценкам специалистов, они  могут составлять до 20% доходов бюджета. Необходимо определить причины таких результатов.

Очевидно, что доля доходов  от эксплуатации природо-эксплуатирующего сектора в приходной части  бюджета должна быть увеличена.

Целью настоящей  работы является исследование платежей за природные ресурсы, анализ поступлений  в бюджет платежей за природные ресурсы, выявить перспективы развития и совершенствования платежей за природные ресурсы.

Задачи исследования:

1 - исследовать экономическую  сущность и значение природоресурсных  платежей в доходы бюджета;

2 - рассмотреть принципы и методы экономической оценки природных ресурсов;

3 - проанализировать динамику  поступлений платежей за природные  ресурсы в РФ за 2008-2010 г.г.;

4 – проанализировать  прогнозные поступления платежей  за природные ресурсы в РФ  за 2011 г.;

5 - обобщить зарубежный опыт платежей за природные ресурсы;

6 - обозначить направления  совершенствования механизма взимания  и уплаты платежей за природные  ресурсы.

Объект исследования: налоговые платежи за природные ресурсы.

Предмет исследования: природоресурсные и налоговые отношения.

Методы исследования: исследование научной литературы, периодических изданий, Интернет – источников, анализ и синтез, метод математического моделирования.

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  аспекты платежей за природные ресурсы

1.1. Экономическая  сущность и значение платежей  за природные ресурсы

 

Определение «природные ресурсы» дается в ФЗ «Об охране окружающей

среды», в соответствии с которым, природные ресурсы - компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность. При этом под использованием природных ресурсов, понимается - эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности.

Общая оценка влияния  природно-ресурсного потенциала страны на формирование доходной части федерального бюджета такова: Россия обладает значительным природно-ресурсным потенциалом. В  то же время доходы государства от использования данной части национального богатства явно недостаточны.

В современной России отношения в области установления и взимания природоресурсных платежей регулируются огромным комплексом нормативных  актов: Конституцией РФ (статьи 57, 75, 104)[2], рядом федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, нормативными актами федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, актами органов местного самоуправления, инструкциями Государственной налоговой службы и др. Это десятки законодательных актов, сотни подзаконных и ведомственных нормативных актов.

Принцип платности природопользования заключается в обязанности субъекта специального природопользования оплатить пользование соответствующим видом  природного ресурса. Общее природопользование, связанное с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду, является для его субъектов безвозмездным. Согласно ст. 20 Закона «Об охране окружающей среды», платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия на природу. Важным является то, что законодатель прямо в законе определяет целевой характер платежей.[18]

Введение платежей за использование природных ресурсов - прямое следствие преобразований природоресурсных отношений, проводимых на базе рыночных реформ. Установление такой платы стало возможным после отмены исключительной государственной монополии на землю и другие природные ресурсы, превращения земель и других ресурсов в объект купли-продажи и гражданско-правовых сделок. При установлении платности за пользование природными ресурсами ставились следующие задачи.

1. Повышение заинтересованности  производителя в эффективном  использовании природных ресурсов  и земель.

2. Повышение заинтересованности в сохранении и воспроизводстве материальных ресурсов.

3. Получение дополнительных  средств на восстановление и  воспроизводство природных ресурсов.

Экономическая оценка природных  ресурсов - это денежное выражение  их общественной полезности, народнохозяйственной значимости в виде экономического эффекта, получаемого от их эксплуатации. Отсутствие экономической (денежной) оценки природных ресурсов стало одной из причин экстенсивного характера природопользования, отрицательно сказывающегося как на эффективности производства, так и на состоянии природных богатств. Устранение бесплатного использования природных ресурсов позволит в полной мере и правильно оценить с экономической точки зрения деятельность предприятий.[31]

До недавнего времени в литературе существовало множество подходов к экономической оценке природных ресурсов, но необходимость ее определения была признана не сразу. Некоторое время широко обсуждалась концепция бесплатности природных благ. Ее авторы утверждали, что, поскольку природные блага не являются объектами купли-продажи, то методологически неверно их как-то оценивать: введение оценки природных ресурсов в хозяйственную практику будет тормозить разработку полезных ископаемых, расширение сельскохозяйственного производства и т.д.

Поэтому разрабатывались месторождения  с высоким содержанием полезных ископаемых в руде, целинные земли  представляли собой большой резерв для экстенсивного развития сельского  хозяйства, а необъятные просторы тайги - для расширения лесоразработок. Затраты, которые требовались на освоение новых земель, на вовлечение в хозяйственный оборот новых месторождений, были невелики. Эти обстоятельства до некоторой степени являлись подтверждением концепции бесплатности природных благ. Однако исчерпание наиболее удобных месторождений, разработка которых позволяла получать дешевое сырье, резкое удорожание вовлечения в сельскохозяйственный оборот дополнительной посевной площади - все это свидетельствовало об ошибочности представлений о естественных ресурсах как о "даровых благах" природы.[21]

Просчеты в экономической политике последних десятилетий привели  к резкому падению эффективности  использования природных ресурсов, которая продолжает оставаться крайне низкой, а нередко и вовсе не отвечает интересам страны. В этой связи, такой инструмент, как платежи за природные ресурсы должен не только повысить качественный уровень использования природных ресурсов, но и существенно пополнить бюджеты различных уровней.

Итак, платежи за пользование природными ресурсами - являются важнейшим компонентом экономического механизма природопользования. Действующим законодательством сформирована правовая основа для установления платы за пользование недрами, лесами, водой, землей и другими видами природных ресурсов на основе рентного подхода или фиксированных платежей. Поступающие платежи (налоги) распределяются между федеральным бюджетом и бюджетом конкретного субъекта Федерации в пропорциях, установленных природно-ресурсными законами. Увеличение размеров платежей за природопользование возможно только при уменьшении доли (величины) других налогов, так как суммарные налоги, взимаемые с природопользователей, как правило, находятся на предельно высоком уровне.

Экономическая оценка природных ресурсов представляет собой денежное выражение  экономического результата (эффекта) от их использования в фиксированных социально-экономических условиях производства при заданных режимах природопользования и экологических ограничениях на хозяйственную и иную деятельность.[19]

Показатель экономической оценки является непостоянной величиной, при изменении указанных выше условий он подлежит корректировке.

Экономическая оценка природных ресурсов производится применительно к отдельным  их видам или пространственно  ограниченным объектам, имеющим фиксированную  границу, площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики. Одни и те же природные ресурсы в составе природных объектов могут выполнять различные функции. Поэтому оценка таких ресурсов должна осуществляться по всему комплексу выполненных ими функций.

Экономическая оценка природных ресурсов применяется для решения всего  комплекса вопросов, связанных с  рациональным их использованием и вовлечением  в сферу социально-экономических  отношений в обществе.

Такая оценка необходима для следующих  целей:

    • обоснования стратегии, долгосрочных и среднесрочных планов социально-экономического развития Российской Федерации и ее субъектов;
    • учета стоимости природных ресурсов в составе экономических активов страны, а также при вовлечении их в хозяйственный оборот на законодательной основе государственных концессий и залогового права;
    • предъявление миру официальной статистики реальной стоимости природных ресурсов, как элемента национального богатства;
    • решения вопросов налогообложения;
    • решения других вопросов природопользования.

Экономическая оценка природных  ресурсов как национального богатства  может выступать в качестве цены за право пользования этими ресурсами. При покупках указанных прав природная  рента в процессе эксплуатации ресурсов не должна взиматься.[16]

 

         1.2 Принципы и методы оценки природных ресурсов

Экономическая оценка природных  ресурсов базируется на следующих основных принципах.

1. Принцип комплексности  предусматривает учет всех природных  ресурсов, входящих в состав оцениваемого  объекта (как используемых, так и подвергаемых негативному воздействию), а также учет всех полезных качеств природного ресурса, которые проявляются при данном варианте природопользования, либо теряются временно или навсегда.

2. Принцип охраны условий  жизнедеятельности человека и природы предполагает сбалансированный учет экологических и экономических интересов общества и обеспечения гарантий, прав человека на благоприятную окружающую среду.

3. Принцип императива  воспроизводства природных ресурсов  означает, что природные ресурсы, которые отрабатываются в процессе эксплуатации, должны быть воспроизведены в экономическом или физическом отношении.

4. Принцип оптимизации  экономической оценки природного  объекта в целом предполагает  поиск такого варианта использования  природных ресурсов, входящих в состав природного объекта, при котором природный объект имеет наивысшую оценку.

5. Принцип учета фактора  времени предусматривает приведение  разновременных затрат и результатов  с помощью соответствующих коэффициентов  к моменту оценки природного ресурса.

6. Принцип вклада природных  ресурсов в национальное богатство  страны означает разумное и  эффективное их использование.

Если методы экономической  оценки природных ресурсов позволяют  оценить частичное использование  ценностного курса на момент расчета для размеров платы в бюджет, то эти методики не дают возможности оценить принадлежащие стране богатства в полном объеме, выделить оставшееся в недрах к использованию, определить очередность их изъятия с учетом возможности технологии, продолжительности хранения и их добычи.

Поэтому из-за отсутствия оценки всего потенциала богатств РФ, существующие экономические методы расчета величины налогов и сборов за природопользование не только не стимулируют  работы по сохранению и воспроизводству  природных запасов, но и обедняют бюджет, в котором величина налогов и сборов отражает только используемые природные ресурсы. Существуют следующие методы оценки природных ресурсов:

Информация о работе Платежи за природные ресурсы