Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 12:35, курсовая работа
Целью настоящей работы является исследование платежей за природные ресурсы, анализ поступлений в бюджет платежей за природные ресурсы, выявить перспективы развития и совершенствования платежей за природные ресурсы.
Задачи исследования:
1 - исследовать экономическую сущность и значение природоресурсных платежей в доходы бюджета;
2 - рассмотреть принципы и методы экономической оценки природных ресурсов;
Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, арендные платежи - в случае их аренды. Отметим сразу, что в России пока преобладают среднесрочные договоры аренды на срок до 5 лет, что не создает заинтересованности в проведении арендаторами лесовосстановительных мероприятий. Ставки лесных податей устанавливаются либо за единицу лесного ресурса, либо (по отдельным видам лесопользования) - за гектар находящихся в пользовании участков лесного фонда. Арендная плата определяется на основе ставок лесных податей. При установлении ставок платы за древесину, отпускаемую на корню (лесных податей), значительными правами обладают субъекты Российской Федерации. Централизованно Правительством РФ определяются лишь минимальные ставки этих платежей.
Платежи за пользование лесным фондом имеют, таким образом, рентную природу. Они поступают в бюджеты всех трех уровней и используются, как это определено законодательством, для финансирования органов управления лесным хозяйством, а также на охрану и воспроизводство лесных ресурсов. Однако, поскольку законом лесным платежам не придан статус целевых средств, централизуемые в результате их взимания средства могут использоваться не по назначению. Это и происходит на практике, особенно в условиях бюджетного дефицита, и приводит к хроническому недофинансированию лесоохранных и лесовосстановительных работ.[29]
Одним из направлений налоговой реформы, реализуемой в настоящее время в России, является увеличение в общей сумме налоговых поступлений в бюджет платежей (налогов) за природные ресурсы. Этим целям, в частности, служит уточнение ранее применявшегося порядка платного природопользования и введение ряда новых платежей. Так, с 1998 г. в России впервые были введены платежи за животный мир. Кроме того, Федеральным законом «О плате за пользование объектами» расширен перечень ранее применявшихся платежей за воду. В настоящее время плата взимается за: забор воды из водных объектов; удовлетворение потребностей в воде гидроэнергетики; использование акватории водных объектов для лесосплава, добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для проведения буровых, строительных и иных работ; осуществление сброса сточных вод в водные объекты.
При этом минимальные
и максимальные ставки платы за пользование
водными объектами по бассейнам
рек, озер, морям, экономическим районам
России устанавливаются
Платежи за забор воды из водных объектов, а также за сброс сточных вод доводятся до плательщиков в совокупности с лимитами водопользования (месячными, годовыми). При превышении этих лимитов ставки платы в соответствии с Законом «О плате за пользование водными объектами» (ст. 4.5) увеличиваются в 5 раз в сравнении с базовым уровнем. Одновременное применение платежей и экологических нормативов является примером совместного использования экономических и административных подходов к управлению природопользованием. И такой порядок призван стимулировать охрану и рациональное использование водных ресурсов. Пользование водными объектами, как и недрами, осуществляется на основе лицензионного договора (разрешения). При его отсутствии ставки платежей также увеличиваются в 5 раз.
Платежи за пользование водными объектами зачисляются в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ в пропорции 40 и 60 % соответственно. Централизуемые в результате этого средства не менее чем на половину должны направляться на мероприятия по восстановлению и охране водных объектов. При этом средства, поступающие в бюджеты субъектов Федерации, могут быть по решению представительных органов этих субъектов полностью или частично перечислены в местные бюджеты с целью расходования на соответствующие водоохранные мероприятия.
Порядок уплаты сбора
за пользование объектами
Плата за пользование указанными объектами животного мира, изъятие которых из среды обитания производится по лицензиям или разрешениям, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ с учётом местных особенностей и видов пользования объектами животного мира на основании предельных размеров платы, утверждаемых Правительством РФ.
При осуществлении мер
по регулированию численности
Глава 2. Анализ действующей системы налогообложения по платежам за природные ресурсы
2.1. Динамика и структура
поступлений платежей за
Для оценки величины доходов федерального бюджета от поступления налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами был проведен анализ динамики показателей (без учета вывозных таможенных пошлин на экспортируемые природные ресурсы). (Приложение 2)
В связи с изменением Бюджетного
кодекса Российской Федерации доходная
часть бюджета дополнена
В 2008 году объем нефтегазовых доходов составил 2383,1 млрд. рублей (35,87 % от доходов федерального бюджета всего), 2009 и 2010 годах - 2103,57 млрд. рублей (31,50%) и 2016,0 млрд. рублей (29,03 %) соответственно.
Объем нефтегазового трансферта в 2008 году составил 2135,0 млрд. рублей (32,13 % от доходов федерального бюджета всего), 2009 и 2010 годах - 2351,9 млрд. рублей (28,18 %) и 2348,3 млрд. рублей (24,92 %) соответственно.
Доходы федерального бюджета в 2008 году за счет платежей за пользование природными ресурсами составили 50,4 млрд. руб. или 0,76 % от общей суммы доходов федерального бюджета, а с учетом налоговых поступлений 936,6 млрд. рублей или 14,1 % соответственно.
В 2008, 2009 и 2010 году определяющую роль в общей сумме налогов и платежей за пользование недрами сыграл налог на добычу полезных ископаемых. Его поступление в расчетах доходной части федерального бюджета в 2008 году равен 868,5 млрд. рублей (92,72 % от суммы всех налогов и платежей при пользовании недрами, или 13,07 % от общих доходов федерального бюджета). В 2009 и 2010 годах поступление налога на добычу полезных ископаемых составил 851,9 млрд. рублей и 849,9 млрд. рублей и доли поступлений составили от общих доходов федерального бюджета 11,41 % и 10,51 % соответственно.
В настоящее время наметилась тенденция к постепенному переформированию доходной части федерального бюджета, в целях увеличения доли перерабатывающей и иных отраслей промышленности при соответствующем снижении доли добывающей отрасли. Учитывая, что в предыдущие годы формирование доходной части федерального бюджета осуществлялось в основном за счет доходов получаемых от использования природоресурсного комплекса, указанная тенденция, несомненно, является положительной в развитии национальной экономики.
При среднем уровне мировой цены на нефть марки «Юралс» в 2008 году в размере 53,0 доллара США за баррель и заложенном в расчетах среднегодовом курсе рубля по отношению к доллару США (26,9 рубля) коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть, составил 4,3663. С учетом корректировки налоговой ставки на указанный коэффициент расчетная налоговая ставка по налогу на добычу полезных ископаемых в виде нефти в 2008 году равна 1829,47 рубля за тонну нефти.
При определении поступления налога на добычу полезных ископаемых учтен объем добычи нефти 462,3 млн. тонн, подлежащий налогообложению, при общем объеме добычи 481,5 млн. тонн. В соответствии с законодательно установленным порядком в налогооблагаемых объемах не учитывались объемы добычи нефти по месторождениям, по которым ведется разработка на условиях соглашений о разделе продукции (СРП), в объеме 16,6 млн. тонн и нормативные потери при добыче в объеме 2,63 млн. тонн.
Применение налоговой ставки в размере «0» процентов на добычу полезных ископаемых в виде нефти для новых месторождений привело к уменьшению поступлений в федеральный бюджет налога на 7,3 млрд. рублей, однако это позволило пользователям недр быстрее вводить месторождения на максимальный уровень промышленной эксплуатации в скорейшие сроки и компенсировалось налогом на добычу (а также другими налогами) за счет увеличения объемов добычи нефти.
Применение понижающего коэффициента к налоговой ставке, характеризующего уровень разработанности запасов конкретного участка недр по месторождениям нефти, со степенью выработанности выше 80 % привело к уменьшению поступлений в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых в виде нефти на 22,8 млрд. рублей, однако это позволило получить дополнительные объемы добытой нефти из нерентабельных участков, и, соответственно, в дальнейшем компенсировалось как налоговыми поступлениями (таможенные пошлины, налог на прибыл и др.), так и положительными социально-экономическими факторами (сохранение рабочих мест).
Применение предусмотренного в статье 342 главы 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» Налогового кодекса Российской Федерации коэффициента 0,7 для налогоплательщиков, осуществивших за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений полезных ископаемых или полностью возместивших все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых и освобожденные по состоянию на 1 июля 2001 года в соответствии с федеральными законами от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений, привело к уменьшению поступлений в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых на 1,0 млрд. рублей.
Поступление платы за использование лесов в доход федерального бюджета в 2008 году составляет 15,7 млрд. рублей, что почти в 2,5 раза больше, чем доходы от использования лесов в 2007 году. Расчет платы за использование лесов в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений произведен исходя из объема используемых лесных ресурсов и ставок платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, действующих в 2007 году, с учетом коэффициента индексации в размере 1,15, а также ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, действующих в 2007 году, с учетом коэффициента индексации 1,07. В доходах от платы за использование лесов учитывались средства от реализации древесины, полученной при проведении мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов при размещении государственного заказа на их выполнение без продажи лесных насаждений для заготовки древесины, а также древесины, полученной при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации.
Поступление платы за использование лесов в 2009 и 2010 годах рассчитывалось с учетом корректирующих коэффициентов. В части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений на 2009 и 2010 год применялись коэффициенты 1,3 и 1,45 соответственно. В части платы за единицу объема лесных ресурсов и платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности применялись следующие коэффициенты: на 2009 год – 1,13, на 2010 год – 1,2.
Таким образом, за анализируемые три года произошел значительный рост доходов от использования лесов, обусловленный реформой лесных отношений.
В связи с введением в действие с 1 января 2007 года Водного кодекса Российской Федерации размер поступлений водного налога уменьшились.
Поступления в федеральный бюджет водного налога в 2009 году и 2010 году в сумме 12,5 млрд. рублей и 12,2 млрд. рублей соответственно.
В то же время в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации введена новая статья доходов федерального бюджета – плата за пользование водными объектами находящимися в федеральной собственности. Поступления по данной статье в 2008 году составляют 1,8 млрд. рублей.
В течение 2008-2010 годов
не произошло повышения доходов
федерального бюджета от ставок сборов
за пользование водными
2.2. Динамика
и структура прогнозируемых
Платежи за природные ресурсы на 2011 год прогнозируются в сумме 89 614,6 млн. рублей (0,18% к ВВП), что на 25 295,2 млн. рублей или на 39,3% больше уточненной оценки 2010 года.
Платежи при пользовании природными ресурсами состоят из следующих элементов:
Таблица 1
Название платежа |
Сумма, млн.руб. |
Плата за негативное воздействие на окружающую среду |
3 824,40 |
Платежи при пользовании недрами |
59 058,60 |
Плата за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям |
1 415,40 |
Плата за использование лесов |
12 880,60 |
Плата за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности |
11 691,40 |
Доходы от проведения аукционов по продаже долей в общем объеме квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов, вновь разрешаемых к использованию в промышленных целях, а также во вновь осваиваемых районов промысла |
744,2 |