Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 12:35, курсовая работа
Целью настоящей работы является исследование платежей за природные ресурсы, анализ поступлений в бюджет платежей за природные ресурсы, выявить перспективы развития и совершенствования платежей за природные ресурсы.
Задачи исследования:
1 - исследовать экономическую сущность и значение природоресурсных платежей в доходы бюджета;
2 - рассмотреть принципы и методы экономической оценки природных ресурсов;
Большую часть в данных платежах занимают платежи за пользование недрами, а минимальную доходы от проведения аукционов по продаже долей в общем объеме квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов, вновь разрешаемых к использованию в промышленных целях, а также во вновь осваиваемых районов промысла. Наглядно эти пропорции можно посмотреть на диаграмме в приложении 3.
Прогнозируемое поступление платы за негативное воздействие на окружающую среду в федеральный бюджет на 2011 год составит 3 824,4 млн. рублей. Расчет указанной платы произведен на основе объемов негативного
воздействия на окружающую среду (выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ с отводимыми сточными водами, хранение и захоронение отходов) предшествующего года с учетом роста промышленного производства в 2011 году и нормативов, утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» и от 01.07.2005 № 410 «О внесении изменений в приложение № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. № 344» и проиндексированных в 1,93 и 1,58 раза соответственно.
В доходах федерального бюджета на 2011 год учтены поступления платежей при пользовании недрами в сумме 59 058,6 млн. рублей, в том числе разовых платежей за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (бонусы), при пользовании недрами на территории Российской Федерации в сумме 58 480,0 млн. рублей. Поступление разовых платежей при пользовании недрами прогнозируется исходя из размера разового платежа и количества участков недр, выставляемых на аукционы (конкурсы) в 2011 году. Согласно предварительному перечню участков недр углеводородного сырья и твердых полезных ископаемых количество аукционов в 2011 году составит 156.
Поступление платы за
пользование водными
В доходах федерального бюджета на 2011 год учтены поступления платы за использование лесов в сумме 12 880,6 млн. рублей, в том числе платы за использование лесов в части минимального размера арендной платы в сумме 11 093,2 млн. рублей, платы за использование лесов в части минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений в сумме 1 551,6 млн. рублей, а также доходы от реализации древесины, полученной при проведении мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов при размещении государственного заказа на их выполнение без продажи лесных насаждений для заготовки древесины, а также древесины, полученной при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации, в сумме 235,8 млн. рублей. Расчет платы за использование лесов в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений произведен исходя из объема отпуска древесины на корню, объема лесных ресурсов, площади лесных участков и минимальных ставок платы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» и проиндексированных в 2011 году в отношении ставок платы за единицу объема древесины в 1,3 раза, ставок платы за единицу объема лесных ресурсов (за исключением древесины) и за единицу площади лесного участка в 1,13 раза.
Поступление платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, на 2011 год прогнозируется в сумме 11 691,4 млн. рублей. Прогноз поступления указанной платы рассчитан на основе объемов водопользования, фактически сложившихся за 2010 год, с учетом договоров водопользования, заключаемых на 2011 год взамен лицензий, прекращающих свое действие в 2011 году, и ставок платы за пользование водными объектами, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 876 «О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности», и увеличенных на 25 процентов.
По сравнению с уточненной оценкой за 2010 год прогнозируется рост поступления платы за пользование водными объектами на 4 070,6 млн. рублей или на 53,4% , что обусловлено индексацией ставок платы за пользование водными объектами (на 2 338,3 млн. рублей) и переходом водопользователей от уплаты водного налога к взиманию платы за пользование водными объектами (на 1 732,3 млн. рублей).
В доходах федерального бюджета на 2011 год учтены поступления доходов от проведения аукционов по продаже долей в общем объеме квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов, вновь разрешаемых к использованию в промышленных целях, а также во вновь осваиваемых районов промысла в сумме 744,2 млн. рублей.
Доходы федерального бюджета по платежам при пользовании природными ресурсами на 2012-2013 годы прогнозируются в сумме 42 896,5 млн. рублей (0,08% к ВВП) и 49 764,7 млн. рублей (0,08% к ВВП) соответственно.
2.3 Структура
прогнозирования поступления
Поступление водного налога в федеральный бюджет на 2011 год прогнозируется в сумме 6 593,2 млн. рублей (0,01% к ВВП).
Прогноз поступления водного налога на 2011 год рассчитан на основе объемов водопользования, фактически сложившихся за 2010 год, и уменьшенных на объемы водопользования по договорам, заключаемым водопользователями взамен лицензий, прекращающих свое действие в 2011 году, и ставок налога по видам водопользования, установленных в главе 25.2 «Водный налог» Налогового кодекса Российской Федерации с учетом изменений, вступающих в силу с 1 января 2011 года.
По сравнению с уточненной оценкой поступления водного налога за 2010 год прогнозируется увеличение доходов федерального бюджета на 360,3 млн. рублей или на 5,8 процента. Предполагаемое повышение с 1 января 2011 г. ставок водного налога в 1,25 раза относительно ставок, действующих в 2010 году, обеспечит рост доходов от поступления водного налога на 1349,9 млн. рублей, при этом переход водопользователей от уплаты водного налога к взиманию платы за пользование водными объектами уменьшит поступление доходов в федеральный бюджет на 989,6 млн. рублей.
Поступление водного налога в федеральный бюджет на 2012-2013 годы прогнозируется в сумме 6 501,8 млн. рублей (0,01% к ВВП) и 8 022,0 млн. рублей (0,01% к ВВП) соответственно.
Поступление водного налога в 2012 году по сравнению с 2011 годом снизится на 91,4 млн. рублей или на 1,4 процента. При этом в результате перехода водопользователей от уплаты водного налога к взиманию платы за пользование водными объектами поступление доходов в федеральный бюджет снизится на 1 190,9 млн. рублей. Увеличение в 2012 году ставок водного налога относительно ставок, действующих в 2011 году, в 1,26 раза приведет к росту доходов от поступления водного налога на 1 099,5 млн. рублей.
Поступления водного налога в 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличится на 1520,2 млн. рублей или на 23,4 процента. Повышение в 2013 году ставок водного налога относительно ставок, действующих в 2012 году, в 1,27 раза приведет к росту доходов от поступления водного налога на 1 691,4 млн. рублей, при этом переход водопользователей от уплаты водного налога к взиманию платы за пользование водными объектами уменьшит поступление доходов в федеральный бюджет на 171,2 млн. рублей.
Поступление сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов в федеральный бюджет в 2011 году прогнозируется в сумме 420,0 млн. рублей, что соответствует уточненной оценке поступления доходов в 2010 году.
Прогноз поступления сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов на 2011 год рассчитан с учетом квот на добычу водных биологических ресурсов и ставок сборов по каждому объекту водных биологических ресурсов, установленных в главе 25.1 «Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов» Налогового кодекса Российской Федерации.
Прогноз поступления сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов в федеральный бюджет на 2012-2013 годы составляет 420,0 млн. рублей ежегодно.
Глава 3. Пути совершенствования платежей за природные ресурсы
3.1. Зарубежный опыт в области платежей за природные ресурсы
Плата за природные ресурсы, как форма реализации экономических отношений между собственником природных ресурсов и их пользователем, занимает центральное место в экономическом механизме природопользования.
В зарубежных странах доходы от эксплуатации природных ресурсов, как правило, изымаются через систему налогов, ориентированных на изъятие ренты у пользователя природных ресурсов. В государствах, богатых естественными ресурсами, практикуются такие налоги, как роялти, налог суверена, специальные налоги на прибыль добывающих компаний, дифференцированные рентные платежи, земельный налог и т.д. Кроме того, доходы от эксплуатации природных ресурсов могут перераспределяться на основе договоров о разделе продукции и другими способами.
Обязательные платежи, взимаемые государством за пользование недрами, чаще всего бывают в форме прямых или косвенных налогов, либо особых целевых платежей. Классифицируя систему платежей в зарубежных странах по основным критериям, выделяют три их основных вида:
а) налог на собственность (собственника), обычно представленную в виде месторождения полезного ископаемого и горное имущество в стоимостном выражении, определяемом в ценах, установленных в соответствии с законодательством или рыночными ценами (ad valorem tax);
б) налог на единицу добытого полезного ископаемого (production tax);
в) подоходный налог (income tax), уплачиваемый в тех случаях, когда недропользователь получает прибыль и оказывает влияние на стоимость добываемого полезного ископаемого.
Например, во Франции
система налогообложения
В Германии установлена специальная система платежей за пользование недрами: налог на рудное поле, налог на горные разработки. В особую систему выделена плата за пользование недрами для добычи углеводородов. Следует отметить, что в последние годы в Великобритании, Дании, Норвегии, Нидерландах также введены специальные налоги на добычу углеводородов.[15]
Платежи недропользователей в форме арендной платы учитывают как арендную плату за землю, так и аренду участка недр.
Платежом, зависящим от
объемов извлекаемых
В системе недропользования и разовые платежи, которые относятся к категории бонусов. Их размер является предметом переговоров и соответствующих соглашений.
Опыт многих государств показывает, что механизмы взимания налогов достаточно разнообразны. С учетом специфических особенностей России нами могут быть заимствованы различные элементы налоговых систем, применяемых в странах с развитой рыночной экономикой, или неналоговые методы изъятия рентных доходов (например, договора о разделе продукции), используемые в странах с формирующимися рыночными отношениями.
3.2. Направления
совершенствования механизма
Существующая налоговая политика имеет чисто фискальный характер и направлена только на пополнение бюджета. Система налогов в России является трехуровневой и состоит из федеральных, областных, включая республики в составе России, и городских (местных) налогов.
В начале 90-х годов основные элементы механизма сбора налоговых поступлений от эксплуатации природных ресурсов были утрачены. Соответственно потребовались новые решения для получения доходов от эксплуатации сырьевого сектора. Обсуждались два основных подхода: первый - преимущественное налогообложение обрабатывающих отраслей; второй - введение системы платежей за право пользования природными ресурсами, приближающихся по уровню к величине рентных доходов, которые возникают в этих отраслях.
В современной практике существует достаточно развитая система федеральных налогов на природные ресурсы. Основными задачами в области ее преобразования являются упорядочение системы федеральных налогов и увеличение их уровня. В ближайшие годы целесообразно сконцентрироваться на развитии налогов типа роялти (налоги, взимаемые с единицы добываемого сырья), которые могли бы заменить существующие акцизы, а также на воссоздании системы отчислений на воспроизводство природно-ресурсного потенциала (включая минерально-сырьевой сектор, водное и лесное хозяйство).
Наряду с федеральными должны получить развитие региональные налоги, перераспределяющие рентные доходы от эксплуатации природных ресурсов. Система региональных налогов на природные ресурсы в России совсем не развита, поэтому ее создание потребует значительных усилий. Важность сочетания региональных и федеральных налогов определяется тем, что только на этой основе можно достичь компромисса между федеральной властью и субъектами федерации по поводу использования природных ресурсов.
Для реального наполнения федерального бюджета необходимо создать механизм, стимулирующий максимальное получение на местах платежей за природные ресурсы.
Постепенное увеличение доли платежей за природные ресурсы в доходной части бюджета станет важнейшей составляющей реорганизации налоговой системы и позволит в принципе обеспечить повышение уровня финансирования мероприятий по воспроизводству и охране природных ресурсов. Принципиальные подходы к реформированию системы платного природопользования должны быть отражены в общем законодательстве о природопользовании, а налоги и платежи за пользование природными ресурсами должны войти в единую систему налогов.