Платежи за природные ресурсы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является исследование платежей за природные ресурсы, анализ поступлений в бюджет платежей за природные ресурсы, выявить перспективы развития и совершенствования платежей за природные ресурсы.
Задачи исследования:
1 - исследовать экономическую сущность и значение природоресурсных платежей в доходы бюджета;
2 - рассмотреть принципы и методы экономической оценки природных ресурсов;

Файлы: 1 файл

Курсовая Налоги 4 курс.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

Кроме того, необходимо разработать  комплекс административных и экономических  мер воздействия на природопользователей, имеющих просроченную задолженность  по платежам в бюджет за пользование  природными ресурсами.

Учитывая сложности  переходного характера и специфику современного механизма распределения доходов от природных ресурсов, целесообразно рассмотреть возможность введения новых налогов в форме долговых обязательств. Такой подход позволит поэтапно перейти от действующей системы налогов к новой системе, в которой доходы от природного сектора адекватны его месту в экономике страны.

Федеральной целевой  программой "Экология и природные  ресурсы России (2002-2010 годы)", утвержденной постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2001 года N 860, общим недостатком функционирования природно-ресурсного комплекса России на сегодняшний день признано несовершенство экономических механизмов и законодательной базы, регулирующих его использование. Поэтому формирование правового режима эксплуатации основных видов первичных природных ресурсов (минеральных, земельных, лесных, водных и т.д.) и финансового регулирования охраны окружающей среды будет способствовать реализации государственной стратегии устойчивого развития (sustainable development). Концепция устойчивого развития строится на принципе экологизации хозяйственной деятельности, что предполагает возможность сохранения природоресурсного потенциала в целях удовлетворения общественных потребностей. Основным элементом финансового механизма реализации этого принципа должна стать платность природопользования и возмещение ущерба населению и окружающей среде.

Особенности механизма  налогообложения требуют от законодателя дальнейшего учета всех видов  природопользования при решении  вопроса об объекте налогообложения и порядке исчисления налоговой базы по каждому виду установленного налогового платежа. Следует уделить внимание и размерам ставок указанных налогов, позволяющих изымать только необходимую долю от доходов природопользователя, в целях создания финансового резерва бюджетных средств для осуществления комплекса мер по восстановлению природных ресурсов.

При этом разумно вернуться  к ранее существовавшей системе  экологических целевых бюджетных  фондов, предоставлявших возможность  расходовать средства на оздоровление окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов, внедрение экологически чистых технологий и на иные цели, связанные с природоохранной деятельностью.

Основные задачи развития экономических методов управления природопользованием:

  • решение вопросов собственности на природные ресурсы (объекты) – рациональное (экономически обоснованное) распределение прав собственности, прежде всего, между Федерацией и ее субъектами и обеспечение участия и контроля общественности в управлении их использованием;
  • совершенствование и отработка методологии и внедрение в практику методов комплексной экономической оценки природных ресурсов;
  • создание условий (организационных, правовых и других) для обеспечения передачи природных объектов (ресурсов) наиболее эффективным пользователям;
  • существенное повышение уровня платежей за пользование природными ресурсами и воздействие на окружающую среду на основе экономических оценок при одновременном снижении или ликвидации ряда других налогов;
  • обеспечение финансирования воспроизводства возобновимых природных ресурсов, позволяющего поддерживать их стабильные количество и качество, а также финансирования природоохранной деятельности;
  • обеспечение рационального распределения ресурсной ренты, образующейся при использовании минеральных и других невозобновимых и возобновимых природных ресурсов, с обоснованием пропорций финансовых средств, направляемых на потребление и накопление, в том числе, на разработку новых технологий и создание новых материалов, позволяющих заменить невозобновимое природное сырье;
  • планирование природопользования, разработка программ и планов действий по охране окружающей среды федерального и регионального уровней на основе оценки экономической эффективности планируемых мероприятий, включая механизмы реализации планов и программ;
  • совершенствование системы лимитирования природопользования на принципах комплексного использования природных ресурсов.

В связи с отсутствием  полномасштабной и объективной  оценки природных ресурсов государственный  бюджет России в процессе приватизации потерял десятки миллиардов долларов и продолжает терять огромные средства в настоящее время. Сейчас эта проблема является одной из самых важных в экономической науке. Для ее решения необходимо:

    • создать новую информационную базу для экономической оценки природных ресурсов;
    • более полно учитывать режимы природопользования и экологического фактора при экономической оценки природных ресурсов;
    • учитывать не только дифференциальную природную ренту, но и абсолютную при экономической оценке природных ресурсов;
    • учитывать методические особенности отдельных видов природных ресурсов.

Будущее России всецело  зависит от эффективного использования  природно-ресурсного потенциала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         Заключение

 

Специфическими особенностями  природно-ресурсного потенциала страны являются его разнообразие, а также  масштабность и комплексность входящих в него элементов. Одновременно для  природных ресурсов России во многих случаях характерны, с одной стороны, слабая задействованность в хозяйственном использовании, а с другой - сложность и высокий уровень затрат по их освоению.

Детальный анализ зарубежного  опыта показывает, что эффективное  регулирование природопользования может осуществляться при одновременном использовании двух видов платежей за природные ресурсы: за их расход (потребление) и за право пользования природными объектами в пределах определенной территории. С помощью первого вида платежей регулируется интенсивность использования природных ресурсов и обеспечивается накопление средств на их воспроизводство и охрану. Платежи за право пользования природными ресурсами призваны регулировать распределение территории между конкурирующими видами природопользования. За счет поступлений от этих платежей можно осуществлять финансирование природоохранных, социальных и других нужд данной территории. Уровень этих платеже должен коррелировать с рыночными ценами на соответствующее сырье с учетом спроса и предложения и, одновременно, способствовать целям ресурсосбережения.

Россия располагает  уникальным природно-ресурсным потенциалом. Кроме того, на территории России расположено  значительное количество объектов общемирового и общенационального достояния, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Будущее России всецело зависит от эффективного использования природно-ресурсного потенциала. Вот почему в условиях перехода к устойчивому развитию приоритет должен быть отдан неистощительному природопользованию, охране и воспроизводству природных ресурсов. Поэтому ресурсные платежи должны быть экономически значимыми, иметь существенный удельный вес в общей структуре налогов. Три группы налоговых платежей призваны составить систему налогообложения в сфере природопользования: налоги за право пользования природными ресурсами; платежи на воспроизводство и охрану природных ресурсов; платежи за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов. Налоговая система должна обеспечивать изъятие экономической ренты в пользу всего общества, чего, к сожалению, новый Налоговый кодекс РФ не решает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  Список литературы

 

1. Земельный кодекс РФ от 25.12.2001 г. N 136-ФЗ (ЗК РФ);

2. Конституция Российской Федерации (25 декабря 1993 года);

3. Лесной кодекс РФ от 29.01.1997 г. N 22-ФЗ (ЛК РФ);

4. Налоговый кодекс РФ (НК РФ);

5. Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 N 410);

6. Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 (ред. от 01.07.2005, с изм. от 08.01.2009) "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 N 410, с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ от 08.01.2009 N 7);

7. Постановление Правительства РФ N 876 от 30 декабря 2006 года «О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности»;

8. ФЗ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»//Российская газета. – 12 января 2008 г. – № 6;

9. ФЗ от 3 марта 1995 г. N 27-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995 г. - №10. - Ст.823;

10. ФЗ от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" // Российская газета. - 12 января 2002 г. - N 6;

11. ФЗ от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" // Российская газета. - 31 декабря 2001 г. N 256;

12. ФЗ от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" (принят ГД ФС РФ 14.11.2001);

13. ФЗ от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (принят ГД ФС РФ 06.12.1995);

14. ФЗ от 06.05.1998 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" (принят ГД ФС РФ 15.04.1998);

15. Анохин Е.С. Зарубежный опыт в области налогоооблажения природных ресурсов // Экономика и организация производства. - 2006. - №6;

16. Воронцов А.П. Экономика природопользования. - М.: ЭКМОС,2006.-232с.;

17. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природных ресурсов: Учебник для вузов-М.: Аспект Пресс, 2007-319с.;

18. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природопользования. — М.: Аспект Пресс. – 2008;

19. Гофман К.Г., Витт М.Б. Платежи за природные ресурсы // Экономика и организация производства. - 2010. - № 2;

20. Данилов В.И. - Данильян. Экономическая и финансовая политика в сфере охраны  окружающей среды-М: Издательство НУМЦ Госкомэкологии России, 2006-512с.;

21. Крассов О.И. Природные ресурсы России.- М.: Дело, 2008 , 816 с.

22. Любомирская Л. О сроках введения платы за пользование водными объектами // Финансовая газета. - №31. - август 2009 г.;

23. Любомирская Л. О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами // Финансовая газета. - №41. - октябрь 2008 г.;

24. Пашин В., Семин В. Новое в исчислении и внесении в бюджет платы за воду // Финансовая газета. - №49. - декабрь 2008 г.;

25. Потапов А.И., Воробьев В.Н., Карлин Л.Н., Музалевский А.А. Мониторинг, контроль и управление качеством окружающей среды. Научное, учебно-методическое пособие. - СПб.: РГГМУ, 2008. - 432с.;

26. Семенова О. Платежи за пользование водными ресурсами // Финансовая газета. Региональный выпуск. - №14. - апрель 2007 г.;

27. Федцов В.Г., Дрягилев Л.А. Экология и экономика природопользования. - М:РДЛ, 2008.-232с.;

28. Фролов Н.М., Балаганский Н.М., Болтрушко В.М., Коровин А.И., Крюков В.Г., Поминов В.Ф., Троян В.Б. Природопользование. Природные ресурсы и природопользование в Российской Федерации: Учебное пособие для вузов. - Хабаровск:

2008г. - 576 с.;

29. Чаплыгин Б. Плата за землю, пользование природными ресурсами и водными объектами // Финансовая газета. Региональный выпуск. - №31. - август 2007 г.

30. Чепурных Н.В., Новоселов А.Л. и др. Экономика природопользования.-М., Гос.Университет управления, 2007 год;

31. Экология и экономика природопользования: Учебник для вузов /Под ред. Проф. Э.В. Гирусова, проф. В.Н. Лопатина.-2-е изд., перераб. И доп.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2008.-519с.;

 

32. http://allpravo.ru/

33. http://base.consultant.ru/

34. http://www.rg.ru/

35. http://www.minfin.ru/

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Платежи за природные ресурсы