Понятие, формы и методы налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 08:32, контрольная работа

Описание работы

Исходя из содержания упомянутых выше определений, можно сделать вывод, что налоговый контроль рассматривается как государственный, однако некоторые авторы указывают на возможность проведения контроля за соблюдением налогового законодательства в рамках внутреннего контроля деятельности лица (внутрихозяйственного контроля), а также в процессе осуществления аудиторской проверки, что относится к разновидностями негосударственного финансового контроля.

Содержание работы

Понятие, формы и методы налогового контроля………………………...3
Налоговые проверки как основная форма налогового контроля. Порядок проведения и оформления результатов камеральных и выездных проверок……………………………………………………….12
Участники налоговых правоотношений. Учет налогоплательщиков.20
Лица. привлекаемые к участию в контрольных мероприятиях: эксперты, специалисты, понятые, свидетели…………………………...28
Понятие и виды налоговых правонарушений, ответственность за их совершение………………………………………………………………..31
Защита прав налогоплательщиков. Административный и судебный способы защиты прав налогоплательщика……………………………...36
Список литературы……………………………………………………….42

Файлы: 1 файл

НАЛОГИ ГОТОВЫЕ.docx

— 79.38 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

  1. Понятие, формы и методы налогового контроля………………………...3
  2. Налоговые проверки как основная форма налогового контроля. Порядок проведения и оформления результатов камеральных и выездных проверок……………………………………………………….12
  3. Участники налоговых правоотношений. Учет налогоплательщиков.20
  4. Лица. привлекаемые к участию в контрольных мероприятиях: эксперты, специалисты, понятые, свидетели…………………………...28
  5. Понятие и виды налоговых правонарушений, ответственность за их совершение………………………………………………………………..31
  6. Защита прав налогоплательщиков. Административный и судебный способы защиты прав налогоплательщика……………………………...36

Список  литературы……………………………………………………….42

1 Понятие, формы и методы налогового контроля

 

В соответствии со ст. 82 Налогового кодекса РФ «налоговый контроль определяется как деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ».

Данное  определение в законодательство было введено в 2006 году Федеральным  Законом «О внесении изменений в  часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и  в отдельные законодательные  акты Российской Федерации в связи  с осуществлением мер по совершенствованию  налогового администрирования»1; ввиду отсутствия дефиниции налогового контроля до 2006 года и в настоящее время продолжают существовать множество его доктринальных определений.

Так, с  точки зрения роли и значения налогового контроля в процессе налогообложения  такой контроль рассматривается  как этап налогообложения2, по составу он отождествлялся с совокупностью мер государственного регулирования3, по роли и значению в системе государственного контроля его характеризовали как направление4. В системе управления налоговый контроль определялся как государственный институт5. По своему предмету он относится к такому виду государственного контроля, как контроль за законностью и целесообразностью6.

Исходя  из содержания упомянутых выше определений, можно сделать вывод, что налоговый  контроль рассматривается как государственный, однако некоторые авторы указывают  на возможность проведения контроля за соблюдением налогового законодательства в рамках внутреннего контроля деятельности лица (внутрихозяйственного контроля), а также в процессе осуществления аудиторской проверки, что относится к разновидностями негосударственного финансового контроля.

Основываясь на нормах Налогового кодекса РФ и на доктринальных определениях «Налоговый контроль является составной частью финансового контроля и одним из видов государственного контроля»7.

Методы  налогового контроля

Метод налогового контроля можно охарактеризовать как  способ осуществления налогового контроля, налогово-контрольных мероприятий. В зависимости от особенностей деятельности органов, осуществляющих контроль, его  форм, объекта и цели, оснований  возникновения контрольных правоотношений выбираются и конкретные методы для  эффективного проведения мероприятия, реализации выбранной формы налогового контроля.

Авторы  указывают различные виды методы налогового контроля:

Н.В. Ковалев, М.В. Харламов, а также Ю.Ф. Кваша  выделяют в качестве методов налогового контроля «формальную, арифметическую и нормативную проверку, а также  встречную проверку и метод взаимного  контроля»8

Н.А. Щевелева к методам налогового контроля относит «визуальный осмотр, арифметическую и формальную проверку документов, сопоставление данных, выборочные и сквозные методы проверок»9

В учебном  пособии «Налоговое расследование» коллектив авторов в качестве методов указывает «истребование  документов, выемка документов и предметов; осмотр (обследование) помещений и  территорий; истребование пояснений  от налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов; инвентаризация принадлежащего налогоплательщикам имущества»10

На основании  вышеуказанных определений и  определений других ученых, выведем  следующие методы налогового контроля, которые различаются в зависимости  от того, является ли налоговый контроль документальным или фактическим.

Применительно к документальному  налоговому контролю выделяются следующие  приемы:

  • формальная, логическая и арифметическая проверка документов;
  • сплошное и выборочное наблюдение;
  • истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках;
  • анализ документов»11.

Применительно к документальному  налоговому контролю выделяются следующие  приемы:

  • допрос свидетелей,
  • исследование документов,
  • получение объяснений (допрос свидетелей),
  • осмотр помещений (территорий) и предметов, инвентаризация,
  • вызов на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
  • сопоставление данных о расходах физических лиц и их доходах,
  • экспертиза и экстраполяция.

 

 

Формальная, логическая и арифметическая проверка документов:

  • Формальная проверка документов подразумевает выявление дефектов в оформлении документов, установления правильности заполнения реквизитов и наличия неоговоренных исправлений, дописок текста и цифр, уточнения подлинности подписей должностных лиц и т.д. Так определяется наличие доброкачественных и недоброкачественных документов;
  • Логическая проверка документов позволяет определить объективную возможность и целенаправленность в расходовании денежных средств и материальных ресурсов, реальность взаимосвязей между отдельными хозяйственными операциями. Таким образом возможно выявить сокрытия хищений, приписок выполненного объема работ и другие злоупотребления.
  • Арифметическая проверка документов предусматривает проверку правильности выполнения налогоплательщиком отдельных действий и подведение итогов по отдельным документам, при этом происходит повторении тех же арифметических действий, которые были применены при исчислении цифровых данных лицами, составившими тот или иной документ.

Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике  сборов и налоговом агенте или  информации о конкретных сделках. «Данный метод был введен в Налоговый Кодекс Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ, заменив понятия встречная проверка, , однако «это вовсе не избавило налогоплательщиков от обязанности предоставлять инспекторам информацию о своих контрагентах».12

1. Истребование  документов (информации) о налогоплательщике,  плательщике сборов и налоговом  агенте или информации о конкретных  сделках может осуществляться  только во время проведения  либо выездной, либо камеральной  налоговой проверки.

2. «Требовать  документы инспектор может только  в письменной форме. Направлять  налогоплательщику запрос вправе  только «своя» налоговая, если такой документ пришел напрямую из налоговой контрагента, то его тоже можно не исполнять»13.

3. Запрос  инспектора должен быть обязательно  мотивирован. Закон разрешает  налоговикам требовать документы  и вне рамок проверки, если  имеется «обоснованная необходимость  в получении информации». В  таком случае в требовании  должны быть приведены конкретные  обстоятельства, послужившие основанием  для направления требования.

4. При  запросе должны четко указываться документы (информацию), которые хочет получить инспекция: наименование или реквизиты требуемых документов, либо данные, позволяющие определить сделку, по которой необходимы документы14.

Допрос свидетеля осуществляет сотрудник налогового органа по месту его пребывания с обязательным занесением в протокол15. Свидетелем может считаться любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля, однако, физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством РФ: гражданин право не давать свидетельских показаний в отношении себя, своего супруга и близких родственников. Не подлежат опросу лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля, лица, обладающие информацией, полученной в ходе исполнения ими своих профессиональных обязанностей, если подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц и др.

Свидетельские показания можно использовать в  качестве доказательства, но их нужно  оценивать наряду с другими доказательствами16.

Допрос  также может осуществляться с  вызовом в налоговые органы:

  • если требуется непосредственная явка налогоплательщика при выявлении в ходе проведения камеральной налоговой проверки (КНП) ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствий сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля (п. 3 ст. 88 НК РФ);
  • в случае необходимости вручения либо ознакомления руководителя организации, индивидуального предпринимателя, физического лица или их представителя с документами, составляемыми при проведении выездной налоговой проверки (решения о проведении, о продлении срока проведения, о приостановлении проведения, о возобновлении проведения выездной налоговой проверки, постановление о производстве выемки документов и предметов, постановление о назначении экспертизы, требование о представлении документов (информации), справка о проведенной выездной налоговой проверке, иные документы);
  • при официальном извещении руководителем (заместителем руководителя) налогового органа налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.

Осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли) возможен только в рамках выездной налоговой проверки (п. 1 ст. 92 НК РФ) или, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра17.

Пунктом 3 ст. 92 НК РФ предусмотрено, что осмотр производится в присутствии понятых  и при проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении  которого осуществляется налоговая  проверка, или его представитель, а также специалисты.

«Помимо осмотра территорий или помещения  проверяемого лица либо осмотр объектов налогообложения для определения  соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным проверяемым  лицом, налоговые органы могут проводить  осмотр документов и предметов вне  рамок выездной налоговой проверки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом  налогового органа в результате ранее  произведенных действий по осуществлению  налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра»18.

При этом обязательным является составление  протокола, присутствие лица, в отношении  которого осуществляется налоговая  проверка, или его представитель  и понятые19.

Назначение экспертизы регламентируется ст. 95 НК РФ. Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле.

При назначении экспертизы выносится постановление, при этом проверяемое лицо имеет  право: заявить отвод эксперту, просить  о назначении эксперта из числа указанных  им лиц, представить дополнительные вопросы для получения по ним  заключения эксперта, присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту, знакомиться с заключением эксперта.

Помимо  эксперта к проведению экспертизы может  привлекаться и специалист, «лицо, обладающее специальными познаниями и навыками и не заинтересованное в исходе дела. Специалист, в отличие от эксперта, не составляет письменного заключения, но мнение специалиста может быть основанием для назначения экспертизы»20.

При обращении  к специалисту налоговые органы должны установить соответствие компетенции  привлекаемого лица задачам, выполнение которых требует специальных  познаний21.

Формы налогового контроля

 «Форма контроля – это способ конкретного выражения и организации контрольных действий»22, относительно к налоговому контролю, форму можно определить как «регламентированный нормами налогового законодательства способ организации, осуществления и формального закрепления результатов мероприятий налогового контроля, представляющих собой единую совокупность действий уполномоченных органов по выполнению конкретной задачи налогового контроля»23.

Информация о работе Понятие, формы и методы налогового контроля