Понятие, формы и методы налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 08:32, контрольная работа

Описание работы

Исходя из содержания упомянутых выше определений, можно сделать вывод, что налоговый контроль рассматривается как государственный, однако некоторые авторы указывают на возможность проведения контроля за соблюдением налогового законодательства в рамках внутреннего контроля деятельности лица (внутрихозяйственного контроля), а также в процессе осуществления аудиторской проверки, что относится к разновидностями негосударственного финансового контроля.

Содержание работы

Понятие, формы и методы налогового контроля………………………...3
Налоговые проверки как основная форма налогового контроля. Порядок проведения и оформления результатов камеральных и выездных проверок……………………………………………………….12
Участники налоговых правоотношений. Учет налогоплательщиков.20
Лица. привлекаемые к участию в контрольных мероприятиях: эксперты, специалисты, понятые, свидетели…………………………...28
Понятие и виды налоговых правонарушений, ответственность за их совершение………………………………………………………………..31
Защита прав налогоплательщиков. Административный и судебный способы защиты прав налогоплательщика……………………………...36
Список литературы……………………………………………………….42

Файлы: 1 файл

НАЛОГИ ГОТОВЫЕ.docx

— 79.38 Кб (Скачать файл)

 

 

6 Защита прав налогоплательщиков. Административный и судебный способы защиты прав налогоплательщика

 

Возможность защищать свои права предусмотрена  для налогоплательщика, в частности, ст. 137 НК РФ:

«Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия и бездействия  их должностных лиц, если по мнению этого лица такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Нормативные правовые акты налоговых органов  могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством».

Но, необходимо отметить, что законодательство, предусматривающее  право налогоплательщика защищать свои права и законные интересы, Налоговым кодексом не исчерпывается, что и будет рассмотрено ниже.

Основные  принципы защиты прав налогоплательщиков базируются на фундаменте базовых прав и свобод человека и юридического лица. Среди них такие принципы:

  1. равенство всех перед законом и судом. Данный принцип означает, что защита прав налогоплательщиков осуществляется для всех в одинаковом порядке, а практике минувших дел должна быть учтена (хотя не обязательна) при разрешении дел настоящих;
  2. принцип экономической обоснованности защиты прав налогоплательщиков. Данный принцип позволяет лицам, которые не в состоянии оплатить услуги государства по судопроизводству отложить либо рассрочить эту оплату (ст. 64 НК РФ);
  3. принцип справедливости. Этот принцип закрепляет справедливое административное и судебное производство налоговых дел, с учетом требований российского и международного законодательства. Кроме того, этот принцип дает право оспаривающему действия налоговых органов пользоваться возможностью не доказывать факт нарушения закона со стороны таких органов.

Существует  несколько способов защиты налогоплательщиком своих прав. Среди них следует  выделить:

  • административный способ
  • судебный способ
  • способ прокурорского реагирования
  • президентский способ
  • обращение в Конституционный суд
  • защита прав в международных судах
  • самозащита прав.

Административная  защита прав налогоплательщиков

Каждый  налогоплательщик имеет право обжаловать действия органа либо должностного лица налогового органа в вышестоящий  налоговый орган. Это право закреплено ст. 138 НК РФ. В случае обжалования  актов налоговых органов, действий их должностных лиц в вышестоящий  налоговый орган по заявлению  налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) исполнение обжалуемых актов, совершение обжалуемых действий могут быть приостановлены по решению  вышестоящего налогового органа.

В соответствии со ст. 139 НК РФ жалоба в вышестоящий  налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в течение трех месяцев  со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих  прав. К жалобе могут быть приложены  обосновывающие ее документы.

В случае пропуска по уважительной причине срока  подачи жалобы этот срок по заявлению  лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим  должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.

Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении к ответственности  за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении  к ответственности за совершение налогового правонарушения подается до момента вступления в силу обжалуемого  решения.

Жалоба  на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения. Жалоба подается в письменной форме соответствующему налоговому органу или должностному лицу, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Апелляционная жалоба на соответствующее решение  налогового органа подается в вынесший это решение налоговый орган, который обязан в течение трех дней со дня поступления указанной  жалобы направить ее со всеми материалами  в вышестоящий налоговый орган.

Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый  орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного  заявления.

Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или  тому же должностному лицу.

Стоит также  учесть, что в соответствии со ст. 141 НК РФ подача жалобы в вышестоящий  налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия, за исключением случаев, предусмотренных  Налоговым Кодексом.

Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение  одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен  руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 дней. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

Судебная  защита прав налогоплательщиков

В соответствии со ст. 138:

«Судебное обжалование актов (в том числе  нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных  лиц организациями и индивидуальными  предпринимателями производится путем  подачи искового заявления в арбитражный  суд в соответствии с арбитражным  процессуальным законодательством.

Судебное  обжалование актов (в том числе  нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных  лиц физическими лицами, не являющимися  индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством  об обжаловании в суд неправомерных  действий государственных органов  и должностных лиц».

Форма и  содержание искового заявления ст. 125 АПК РФ:

Исковое заявление подается в арбитражный  суд в письменной форме.

В исковом  заявлении должны быть указаны:

1) наименование  арбитражного суда, в который  подается исковое заявление;

2) наименование  истца, его место нахождения; если  истцом является гражданин, его  место жительства, дата и место  его рождения, место его работы  или дата и место его государственной  регистрации в качестве индивидуального  предпринимателя, номера телефонов,  факсов, адреса электронной почты  истца;

3) наименование  ответчика, его место нахождения  или место жительства;

4) требования  истца к ответчику со ссылкой  на законы и иные нормативные  правовые акты, а при предъявлении  иска к нескольким ответчикам - требования к каждому из них;

5) обстоятельства, на которых основаны исковые  требования, и подтверждающие эти  обстоятельства доказательства;

6) цена  иска, если иск подлежит оценке;

7) расчет  взыскиваемой или оспариваемой  денежной суммы;

8) сведения  о соблюдении истцом претензионного  или иного досудебного порядка,  если он предусмотрен федеральным  законом или договором;

9) сведения  о мерах, принятых арбитражным  судом по обеспечению имущественных  интересов до предъявления иска;

10) перечень  прилагаемых документов.

В заявлении  должны быть указаны и иные сведения, если они необходимы для правильного  и своевременного рассмотрения дела, могут содержаться ходатайства, в том числе ходатайства об истребовании доказательств от ответчика  или других лиц.

Истец обязан направить другим лицам, участвующим  в деле, копии искового заявления  и прилагаемых к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении.

К заявлению  необходимо приложить документы, указанные  в ст. 126 АПК. А именно:

1) уведомление  о вручении или иные документы,  подтверждающие направление другим  лицам, участвующим в деле, копий  искового заявления и приложенных  к нему документов, которые у  других лиц, участвующих в деле, отсутствуют;

2) документ, подтверждающий уплату государственной  пошлины в установленных порядке и в размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины;

3) документы,  подтверждающие обстоятельства, на  которых истец основывает свои  требования;

4) копии  свидетельства о государственной  регистрации в качестве юридического  лица или индивидуального предпринимателя;

5) доверенность  или иные документы, подтверждающие  полномочия на подписание искового  заявления;

6) копии  определения арбитражного суда  об обеспечении имущественных  интересов до предъявления иска;

7) документы,  подтверждающие соблюдение истцом  претензионного или иного досудебного  порядка, если он предусмотрен  федеральным законом или договором;

8) проект  договора, если заявлено требование  о понуждении заключить договор;

9) выписка  из единого государственного  реестра юридических лиц или  единого государственного реестра  индивидуальных предпринимателей  с указанием сведений о месте  нахождения или месте жительства  истца и ответчика и (или)  приобретении физическим лицом  статуса индивидуального предпринимателя  либо прекращении физическим  лицом деятельности в качестве  индивидуального предпринимателя  или иной документ, подтверждающий  указанные сведения или отсутствие  таковых. Такие документы должны быть получены не ранее чем за тридцать дней до дня обращения истца в арбитражный суд.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Конституция Российской Федерации  от 12.12 1993 ( с поправками от 30.12.2008 N – 6ФКЗ) // « Собрание законодательства РФ», 26.01.2009. – N 4. – Ст. 44;

2. Налоговый кодекс Российской  Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред.  От 03.11.2010) // «Собрание законодательства  РФ», N 31, 03.08.1998, ст. 3824.;

3. Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» // «Собрание законодательства РФ», 02.08.2010. – N 31, ст. 4198;

4. Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ (ред. От 27.07.2010) «О внесении изменений  в часть первую и часть вторую  Налогового кодекса Российской  Федерации и в отдельные законодательные  акты Российской Федерации в  связи с осуществлением мер  по совершенствованию налогового  администрирования» // «Собрание законодательства  РФ», 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3436;

5. Приказ Федеральной налоговой службы от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» // Финансовая газета. 2007. 21 июня. N 25;

6. Приказе ФНС России от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/892@ «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению Акта налоговой проверки» // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 13, 26.03.2007

7. Определении ВАС РФ от 15.08.2008 N 10177/08

8. Постановление Президиума ВАС  РФ от 26.06.2007 N 2662/07 по делу N А19-5641/06-10

9. Постановление Президиума ВАС  РФ от 16.03.2010 N 8163/09

10. Постановление Уральского округа  от 13.05.2008 N Ф09-3350/08-С3

11. Постановление ФАС Дальневосточного  округа от 25 августа 2008 г. N Ф03-А73/08-2/3421.

12. Постановление ФАС Северо-Западного  округа от 3 июля 2005 г. N А26-12618/04-29

13. Постановление Федерального  арбитражного суда Московского  округа от 7 апреля 2010 г. N КА-А40/3003-10 по  делу N А40-72133/09-142-387

14. Постановления ФАС Северо-Западного  округа от 21.05.2009 по делу N А42-5547/2008

15. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29 мая 2008 г. N Ф04-1880/2008(2272-А27-29).

16. Постановление ФАС Волго-Вятского  округа от 05.05.09 по делу № А29-7381/2008

17. Постановление ФАС Поволжского  округа от 02.02.2010 по делу N А12-10597/2009

18 Постановление ФАС Поволжского  округа от 05.03.2010 по делу N А65-1681/2009

19. Авдеев В. Ю. Выездная налоговая  проверка: порядок проведения и  оформление результатов//Audit-it.ru

20. Алексей Крайнев// БухОнлайн.ру, июль 2009

21. Брызгалин А.В. Евдокимов А.Ю. Щербакова Е.С. Налогообложение и бухгалтерский учет//»Налоги и финансовое право», 2010, N 8

22. Бурцев В.В. Государственный финансовый контроль: методология и организация. – М.: Издательская компания ИВЦ «Маркетинг», 2004. – С. 86 – 89.

Информация о работе Понятие, формы и методы налогового контроля