Понятие, формы и методы налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 08:32, контрольная работа

Описание работы

Исходя из содержания упомянутых выше определений, можно сделать вывод, что налоговый контроль рассматривается как государственный, однако некоторые авторы указывают на возможность проведения контроля за соблюдением налогового законодательства в рамках внутреннего контроля деятельности лица (внутрихозяйственного контроля), а также в процессе осуществления аудиторской проверки, что относится к разновидностями негосударственного финансового контроля.

Содержание работы

Понятие, формы и методы налогового контроля………………………...3
Налоговые проверки как основная форма налогового контроля. Порядок проведения и оформления результатов камеральных и выездных проверок……………………………………………………….12
Участники налоговых правоотношений. Учет налогоплательщиков.20
Лица. привлекаемые к участию в контрольных мероприятиях: эксперты, специалисты, понятые, свидетели…………………………...28
Понятие и виды налоговых правонарушений, ответственность за их совершение………………………………………………………………..31
Защита прав налогоплательщиков. Административный и судебный способы защиты прав налогоплательщика……………………………...36
Список литературы……………………………………………………….42

Файлы: 1 файл

НАЛОГИ ГОТОВЫЕ.docx

— 79.38 Кб (Скачать файл)

В случае ликвидации или реорганизации организации, прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя снятие их с учета осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством РФ. В случае принятия организацией решения о прекращении деятельности через свое обособленное подразделение снятие с учета осуществляется налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 14 дней со дня подачи такого заявления.

В случае прекращения полномочий частного нотариуса, прекращения статуса адвоката снятие с учета осуществляется налоговым  органом на основании сведений, сообщаемых органами, обязанными сообщать в налоговые  органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков (ст. 85 НК РФ), в порядке, утвержденном Минфином России.

Постановка на учет, снятие с учета осуществляются бесплатно.

Каждому налогоплательщику присваивается  единый по всем видам налогов и  сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу  РФ, и на всей территории РФ идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).

Налоговый орган указывает ИНН во всех направляемых ему уведомлениях.

Каждый  налогоплательщик указывает свой идентификационный  номер в подаваемых в налоговый  орган декларации, отчете, заявлении  или ином документе, а также в  иных случаях, предусмотренных законодательством.48

Благодаря учету налогоплательщиков создается  «единый информационный ресурс всех субъектов предпринимательской  деятельности страны. К этому ресурсу  можно обращаться для получения  сведений о юридических лицах  и предпринимателях». Таким образом  «регистрация и учет налогоплательщиков являются важной формой предварительного налогового контроля»49.

4 Лица. привлекаемые к участию в контрольных мероприятиях: эксперты, специалисты, понятые, свидетели.

1. Свидетели (ст.128 НК РФ)

В качестве свидетеля для дачи показаний  может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие  значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся  в протокол.

Не могут  допрашиваться в качестве свидетеля:

1) лица, которые в силу малолетнего  возраста, своих физических или  психических недостатков не способны  правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления  налогового контроля;

2) лица, которые получили информацию, необходимую  для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими  своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся  к профессиональной тайне этих  лиц, в частности адвокат, аудитор.

Физическое  лицо вправе отказаться от дачи показаний  только по основаниям, предусмотренным  законодательством Российской Федерации.

2. Эксперт  и производство экспертизы (ст.129 НК РФ)

В необходимых  случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению  налогового контроля, в том числе  при проведении выездных налоговых  проверок, на договорной основе может  быть привлечен эксперт. Цель проведения экспертизы – разъяснение возникающих  вопросов, если для их разрешения требуются  специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле.

Вопросы, поставленные перед экспертом, и  его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта. Привлечение лица в качестве эксперта осуществляется на договорной основе.

Экспертиза  назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего  выездную налоговую проверку. В постановлении указываются основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта и наименование организации, в которой должна быть произведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта. Должностное лицо налогового органа, которое вынесло постановление о назначении экспертизы, обязано ознакомить с этим постановлением проверяемое лицо и разъяснить его права, о чем составляется протокол.

Эксперт вправе:

1) знакомиться  с материалами проверки, относящимися  к предмету экспертизы, заявлять  ходатайства о предоставлении  ему дополнительных материалов;

2) отказаться  от дачи заключения, если предоставленные  ему материалы являются недостаточными  или если он не обладает  необходимыми знаниями для проведения  экспертизы.

При назначении и производстве экспертизы проверяемое  лицо имеет право:

1) заявить  отвод эксперту;

2) просить  о назначении эксперта из числа  указанных им лиц;

3) представить  дополнительные вопросы для получения  по ним заключения эксперта;

4) присутствовать  с разрешения должностного лица  налогового органа при производстве  экспертизы и давать объяснения  эксперту;

5) знакомиться  с заключением эксперта.

Эксперт дает заключение в письменной форме  от своего имени. В заключении эксперта излагаются проведенные им исследования, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.

Дополнительная  экспертиза назначается в случае недостаточной ясности или полноты  заключения и поручается тому же или  другому эксперту.

Повторная экспертиза назначается в случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности и поручается другому эксперту.

3. Специалист (ст.129 НК РФ)

В необходимых  случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению  налогового контроля, в том числе  при проведении выездных налоговых  проверок, на договорной основе может  быть привлечен специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, не заинтересованный в исходе дела. Участие лица в качестве специалиста  не исключает возможности его  опроса по этим же обстоятельствам  как свидетеля.

4. Переводчик (ст.129 НК РФ)

В необходимых  случаях для участия в действиях  по осуществлению налогового контроля на договорной основе может быть привлечен переводчик.

Переводчиком  является не заинтересованное в исходе дела лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода.

Настоящее положение распространяется и на лицо, понимающее знаки немого или  глухого физического лица.

Переводчик  предупреждается об ответственности  за отказ или уклонение от выполнения своих обязанностей либо заведомо ложный перевод, о чем делается отметка  в протоколе, которая удостоверяется подписью переводчика.

5. Понятые (ст.129 НК РФ)

При проведении действий по осуществлению налогового контроля в случаях, предусмотренных  НК РФ, вызываются понятые. Понятые  вызываются в количестве не менее  двух человек. В качестве понятых  могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица. Не допускается участие в качестве понятых должностных лиц налоговых органов.

Понятые обязаны удостоверить в протоколе  факт, содержание и результаты действий, производившихся в их присутствии. Они вправе делать по поводу произведенных  действий замечания, которые подлежат внесению в протокол.

5 Понятие и виды налоговых правонарушений, ответственность за их совершение

В соответствии со ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением  признается виновно совершенное  противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность.

Не всякое противоправное поведение в сфере налогообложения является налоговым правонарушением. Для признания нарушения нормы, закрепленной в акте законодательства о налогах и сборах, в качестве налогового правонарушения необходимо, чтобы оно обладало следующими признаками:

1) налоговое  правонарушение - это поведенческий  акт налогоплательщика, плательщика  сбора, налогового агента или  иного обязанного лица. Иными  словами, это деяние, которое может  быть совершено в двух формах: действия или бездействия;

2) налоговое  правонарушение - это противоправное  деяние, так как при его совершении  нарушаются нормы, закрепленные  в актах законодательства о  налогах и сборах;

3) налоговое  правонарушение - это виновное деяние;

4) налоговое  правонарушение - это общественно  вредное деяние, так как причиняет  вред такому сектору публичных  финансов, как бюджетные доходы;

5) налоговое  правонарушение - наказуемое деяние, так как за его совершение  предусмотрено применение к виновному  лицу принудительных мер имущественного  характера.

Иными словами, налоговое правонарушение - это основание  для реализации юридической ответственности  в сфере налогообложения.

Таким образом, налоговому правонарушению свойственны  все признаки, присущие правонарушениям  в целом. Вместе с тем налоговые  правонарушения обладают и рядом  особенностей.

Налоговое правонарушение - это всегда поведенческий  акт, деяние, выступающее в форме  активного действия либо бездействия. Не может быть признано правонарушением  событие даже в тех случаях, когда  оно повлекло общественно вредные  последствия в сфере налогообложения.

В целом  в гл. 16 НК РФ предусматривается ответственность  за следующие виды налоговых правонарушений:

- нарушение  срока постановки на учет в  налоговом органе (ст. 116 НК);

- уклонение  от постановки на учет в  налоговом органе (ст. 117 НК РФ);

- нарушение  срока представления сведений  об открытии и закрытии счета  в банке (ст. 118 НК РФ);

- непредставление  налоговой декларации (ст. 119 НК РФ);

- грубое  нарушение правил учета доходов  и расходов и объектов налогообложения  (ст. 120 НК РФ);

- неуплата  или неполная уплата сумм налога (сбора) (ст. 122 НК РФ);

- невыполнение  налоговым агентом обязанности  по удержанию и (или) перечислению  налогов (ст. 123 НК РФ);

- несоблюдение  порядка владения, пользования и  (или) распоряжения имуществом, на  которое наложен арест (ст. 125 НК  РФ);

- непредставление  налоговому органу сведений, необходимых  для осуществления налогового  контроля (ст. 126 НК РФ);

- неявка  либо уклонение от явки, а также  неправомерный отказ от дачи  показаний либо дача заведомо  ложных показаний лицом, вызываемым  в качестве свидетеля (ст. 128 НК  РФ);

- отказ  эксперта, переводчика или специалиста  от участия в проведении налоговой  проверки, дача заведомо ложного  заключения или осуществление  заведомо ложного перевода (ст. 129 НК РФ);

- неправомерное  несообщение сведений налоговому  органу (ст. 129.1 НК РФ);

- нарушение  порядка регистрации объектов  игорного бизнеса (ст. 129.2 НК РФ)  

Таблица 1 - Размеры установленных штрафов  за совершение отдельных видов налоговых  правонарушений (ст. 116-1291 НКРФ)

Вид правонарушения, предусмотренного Налоговым  Кодексом Российской Федерации

Ответственность (Штраф)

Нарушение срока постановки на учет в налоговом  органе (ст. 116)

Нарушение налогоплательщиком установленного ст. 83 Налогового Кодекса срока подачи заявления о постановке на учет в  налоговом органе

 

1. При отсутствии признаков налогового  правонарушения, предусмотренного  п.2 настоящей статьи

5 000 рублей

2. На срок более 90 дней

10 000 рублей

Уклонение от постановки на учет в налоговом  органе (ст. 117)

1. Ведение деятельности организацией  или индивидуальным предпринимателем  без постановки на учет в  налоговом органе

10% доходов, полученных  в течение указанного времени  в результате такой деятельности, но не менее

20 000 рублей

2. Ведение деятельности организацией  или индивидуальным предпринимателем  без постановки на учет в  налоговом органе более 3 месяцев

20% доходов, полученных  в период деятельности без  постановки на учет более 90 дней, но не менее 40 000 рублей.

Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118)

Нарушение налогоплательщиком установленного срока  представления в налоговый орган  информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке

5000 рублей

Непредставление налоговой декларации (ст. 119)

1. Непредставление налогоплательщиком  в установленный законодательством  о налогах и сборах срок  налоговой декларации в налоговый  орган по месту учета при  отсутствии признаков налогового  правонарушения, предусмотренного  п. 2 настоящей статьи

5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на  основе этой декларации, за каждый  полный или неполный месяц  со дня, установленного для  ее представления, но не более  30% указанной суммы и не менее  100 рублей

2. Непредставление налогоплательщиком  налоговой декларации в налоговый  орган в течение более 180 дней  по истечении установленного  законодательством о налогах  и сборах срока

30% суммы налога, подлежащей уплате на основе  этой декларации и 10% суммы  налога, подлежащей уплате на  основе этой декларации, за каждый  полный или неполный месяц начиная с 181-ого дня

Грубое  нарушение правил учета доходов  и расходов и объектов налогообложения (ст. 120)

Грубое  нарушение50 организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения

10 000 рублей

1. Если эти деяния совершены  в течение более одного налогового  периода

30 000 рублей

2. Если эти деяния повлекли занижение налоговой базы

20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей

Неуплата  или и неполная уплата сумм налога (ст. 122)

1. Неуплата или неполная уплата  сумм налога в результате занижения  налоговой базы, иного неправильного  исчисления налога или других  неправомерных действий (бездействия)

20% неуплаченной  суммы налога

2. Деяние, предусмотренные п.1 и 2 настоящей статьи, совершенные умышленно

40% неуплаченной  суммы налога

Невыполнение  налоговым агентом обязанности  по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123)

Неправомерное не перечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию  и перечислению налоговым агентом

20% от  суммы, подлежащей перечислению

Несоблюдение  порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое  наложен арест (ст. 125)

Несоблюдение  установленного настоящим Кодексом порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое  наложен арест

30 000 рублей

Непредставление налоговому органу сведений, необходимых  для осуществления налогового контроля (ст. 126)

1. Непредставление  в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые  органы документов и (или) иных  сведений, предусмотренных настоящим  Кодексом и иными актами законодательства  о налогах и сборах

200 рублей за каждый не представленный документ

Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации  предоставить имеющиеся у нее  документы, предусмотренные настоящим  Кодексом, со сведениями о налогоплательщике  по запросу налогового органа, а  равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 135.1 настоящего Кодекса,

10000 рублей

2. Организацией

15000 рублей

Ответственность свидетеля (ст. 128)

Неявка  либо отклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о  налоговом правонарушении в качестве свидетеля

1000 рублей

Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний

3000 рублей

Отказ эксперта, переводчика или специалиста  от участия в проведении налоговой  проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного  перевода (ст. 129)

1. Отказ  эксперта, переводчика или специалиста  от участия в проведении налоговой  проверки

500 рублей

2. Дача  экспертом заведомо ложного заключения  или осуществление переводчиком  заведомо ложного перевода

5000 рублей

Неправомерное несообщение сведений налоговому органу(ст.129.1)

1. Неправомерное  несообщение (несвоевременное сообщение)  лицом сведений, которые в соответствии  с настоящим Кодексом это лицо  должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового  правонарушения, предусмотренного  статьей 126 настоящего Кодекса

5000 рублей

2. Те же деяния, совершенные повторно  в течение календарного года

20000 рублей

Информация о работе Понятие, формы и методы налогового контроля