Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 13:05, курсовая работа
Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета РФ на примере поступления налогов из бюджета Нижегородской области.
Задачи исследования:
Проанализировать понятие системы налогообложения с точек зрения различных авторов, выявить роль системы налогообложения в экономике и рассмотреть её основные функции;
Исследовать роль налогов в формировании доходной части федерального бюджета РФ;
Проанализировать изменение нормативно-правовой базы современной налогово-бюджетной системы РФ за 2009-2011 гг.;
Введение 2
Глава 1. Анализ теоретических основ системы налогообложения. 4
1.1. Понятие системы налогообложения и её роль в экономике государства. Функции налогов. 4
1.2. Роль налогов в формировании доходной части федерального бюджета. 18
1.3. Анализ изменения нормативно-правовой базы налогово-бюджетной системы за период 2009-2011 гг. 23
Глава 2. Роль налоговых доходов в Нижегородской области в формировании федерального бюджета РФ. 30
2.1. Анализ и состав поступления налогов в федеральный бюджет РФ из Нижегородской области за 2009-2011 гг. 30
2.2. Оценка уровня налоговой нагрузки в Нижегородской области в 2009-2011 гг. 42
2.3. Основные недостатки налогообложения в Нижегородской области на современном этапе. 44
Глава 3. Пути совершенствования проблем налогообложения в Нижегородской области. 54
3.1. Пути решения актуальных проблем налогообложения в Нижегородской области. Изменения налогообложения в Нижегородской области на ближайшую перспективу. 54
3.2. Прогнозы налоговых доходов в бюджет Нижегородской области на 2012-2014 гг. 58
Заключение 62
Список использованной литературы 64
Суммарная задолженность по заработной плате работающих на предприятиях и в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, по обследуемым видам деятельности по состоянию на 1 января 2010 г. составила 109211 тыс. руб. и уменьшилась по сравнению с задолженностью на 1 декабря 2009г. на 90577 тыс. руб. (на 45,3 %). По состоянию на 1 января 2011 года - 198 млн. рублей и уменьшилась по сравнению с задолженностью на 1 декабря 2010 года на 37 млн. рублей (на 15,7%). Данная задолженность образовалось за счет отсутствия собственных средств организаций. Суммарная задолженность на 1 июля 2011 года составила 173,3 млн. рублей и уменьшилась по сравнению с задолженностью на 1 июля 2011 г. на 43,8 млн. руб. (на 20,2%). [Таблица 2.10]
Таблица 2.11. Состав поступления ЕНВД в Нижегородской обл., млрд. руб.
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. | |
Поступило всего, в т. ч. |
1,4 |
1,6 |
0,8 |
Удельный вес в объеме налогов и сборов, % |
1,3 |
1,5 |
1,2 |
Начислено/взыскано по контрольным проверкам |
0,05/0,03 |
0,04/0,03 |
0,02/0,003 |
Сумма исчисленного налога к уплате по форме отчетности 5-ЕНВД за 2008 г. увеличилась на 9,3% или на 144,2 млн. руб. за 2009 г. уменьшилась на 3,8% или на 98,2 млн. рублей, за 2010 г. возросла на 13,2% или на 0,2 млрд. руб., по организациям наблюдается рост на 15,7%, по индивидуальным предпринимателям - на 11,4 %. [Таблица 2.11]
Таблица 2.12. Состав поступления налога на имущество в Нижегородской обл., млрд. руб.
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. | |
Поступило всего, в т. ч. |
11,7 |
10,7 |
5,5 |
Удельный вес в объеме налогов и сборов, % |
10,8 |
9,9 |
8,4 |
Темп роста по отдельным видам налогов: |
|||
Налог на им-во орг-ий |
118,4 |
103,6 |
110,6 |
Транспортный налог |
112,7 |
56,8 |
40,5 |
Земельный налог |
98,8 |
111,3 |
129,5 |
Налог на игорный бизнес |
40,7 |
||
Налог на им-во ФЛ |
170 |
79,8 |
38,8 |
Начислено/взыскано по контрольным проверкам |
0,3/0,2 |
0,3/0,1 |
0,1/0,08 |
Немаловажное значение на
поступления оказывает
Таблица 2.13. Состав поступления транспортного налога в Нижегородской обл., млрд. руб.
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. | |
Поступило всего, в т. ч. |
2,5 |
1,4 |
0,36 |
Удельный вес в объеме налогов и сборов, % |
2,3 |
1,3 |
0,6 |
Недоимка по налогу |
0,6 |
1,0 |
0,9 |
Начислено/взыскано по контрольным проверкам |
0,1/0,04 |
0,1/0,05 |
0,05/0,02 |
За 2009 г. в консолидированный
бюджет Нижегородской области
По итогам проделанного анализа наблюдается рост уровня поступлений налогов по сравнению с 2009 г. Это говорит о выходе из кризиса 2008 г., а также, приведению показателей экономики к докризисным уровням.
Под фактической налоговой нагрузкой на экономику региона понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВРП региона. Различают фактическую и номинальную налоговую нагрузку. Номинальная налоговая нагрузка — доля обязательных платежей в ВВП, которую налогоплательщики должны выплатить в случае полного выполнения ими налогового законодательства. Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение. При превышении номинальной нагрузки определённого уровня уклонение становится массовым и фактическая нагрузка снижается. Высокие значения показателя налоговой нагрузки вынуждают налогоплательщиков нарушать налоговое законодательство.
Показатель налоговой
нагрузки на экономику региона
Только в совокупности с другими важными показателями социально-экономического развития региона можно судить о тяжести налогообложения в стране, эффективности функционирования налоговой системы. По мнению ряда ученых наиболее налогоспособной является тот регион, где:
– наиболее высокий уровень потребностей населения;
– производительность труда растет быстрыми темпами;
– производство валового регионального продукта растет быстрее, чем растет численность населения региона;
– валовой региональный продукт распределяется наиболее равномерно;
– наибольшая часть суммы налогов затрачивается таким образом, что служит интересам большинства, особенно беднейшим слоям населения;
– в основе политики государства лежит стремление сглаживать различия в уровне развития отраслей, территорий, и уровне жизни различных слоев населения.
Проблемы и трудности определения налоговой нагрузки региона связанны, во-первых, с занижением показателя валового регионального продукта на добавленную стоимость по услугам, оказываемым государственными учреждениями (государственное управление, оборона, и т.д.), во-вторых, с занижением суммы налогов, участвующих в расчете, на сумму платежей, поступающих в федеральный бюджет и внебюджетные фонды. В 2006г. объем таких поступлений достиг 4001,7 млрд. руб. (15,0% ВВП в рыночных ценах) или 40,9 % всех налоговых поступлений, что существенно влияет на занижение показателя налоговой нагрузки на экономику региона. Это существенно занижает абсолютные значения показателя и искажает саму его суть, так как отражает лишь влияние на экономику региональных и местных налогов (при учете начисленных налогов) и незначительной части федеральных налогов, отчисляемых в бюджет субъекта РФ в порядке межбюджетного регулирования (при учете уплаченных налогов).
По данным Федеральной
налоговой службы, в консолидированный
бюджет Нижегородской области в
2010 г. поступило налогов, сборов и
иных обязательных платежей, администрируемых
ФНС Нижегородской области, (без
учета единого социального
В 2010 г. в консолидированном бюджете Нижегородской области большую часть всех налоговых доходов составляли: налог на доходы физических лиц (33 822,4 млрд. руб. – 41,7% всех налоговых доходов бюджета области) и налог на прибыль организаций (24 415,2 млрд. руб. – 30,1% всех налоговых доходов бюджета области), что составляет 6,2% и 4,5% соответственно к ВРП Нижегородской области. Для сравнения, в 2009 г. эти показатели находились на уровне 5,24% и 2,82% соответственно.
Показатель налоговой нагрузки в Нижегородской области сейчас находится в стадии умеренного роста, что не является отрицательным моментом. Но не стоит забывать о том, что превышение определенного уровня значения номинального показателя налоговой нагрузки может привести к нарушениям налогового законодательства со стороны налогоплательщиков.
Кризисные явления в экономике негативно отразились на поступлении доходных источников бюджета в 2009 году.
Были снижены объемы производства, ряд предприятий перешли на укороченную рабочую неделю.
Нижегородская область попала в число регионов наиболее сильно пострадавших от последствий финансового кризиса, что связано с высокой долей в экономике области автомобилестроения и предприятий металлообработки.
Все эти факторы значительно сократили поступления доходов в бюджет Нижегородской области.
Особенно резко снизилось поступления налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц, являющихся основными источниками формирования доходов бюджета Нижегородской области.
В ходе формирования и исполнения доходной части местных бюджетов финансовые органы сталкиваются со следующими проблемами:
1. По земельному налогу.
Проблемы налогообложения по земельному налогу характерны для всех регионов России. Наиболее острыми являются следующие:
Статьей 392 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
В ранее выданных свидетельствах на право собственности на землю размер земельной доли собственника в общей долевой собственности сельскохозяйственной организации указан в гектарах или баллогектарах, которые характеризуют качественную оценку земельного участка, но не формализуют долю в виде простой правильной дроби.
Обязанность по установлению доли в виде простой правильной дроби, законодательством не закреплена ни за одним органом власти.
Министерством финансов Нижегородской области в 2006 году была разработана и направлена в Государственную Думу российской Федерации законодательная инициатива, предусматривающая закрепление обязанности по установлению доли на органы местного самоуправления (инициатива Государственной Думой не поддержана).
Большинство земельных участков, принадлежащих физическим лицам
на праве общей долевой собственности, используются
сельскохозяйственными предприятиями.
В целях максимального охвата налогообложением земель, находящихся в общей долевой собственности, до урегулирования существующих проблем (оформление должным образом свидетельств на право собственности на землю с внесением данных в государственный реестр прав на недвижимое имущество, инвентаризация собственников земли и т.д.) представляется целесообразным на федеральном уровне установить в качестве налогоплательщиков не конкретных «дольщиков», а сельскохозяйственные предприятия (юридические лица), которым земля передана в пользование.
Сведения из органов Росреестра так же поступают не в полном объеме, а именно:
Вышеназванные проблемы приводят к необоснованному начислению налогов и возникновению нереальной задолженности.
Ключевым элементом описания объекта является его адрес, именно по этому реквизиту в налоговых органах проходит идентификация объектов недвижимого имущества.
В соответствии с федеральным Соглашением между ФНС России и ФГУП Почта России в целях обеспечения единства адресной информации создан классификатор адресов (КЛАДР).