Понятие упрощенной системы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 22:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие темы: «Ведение налогового учета при упрощенной системы налогообложения». Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
· Проанализировать суть и объекты упрощенной системы налогообложения
· Выделить преимущества и недостатки перехода на упрощенную систему налогообложения
· Рассмотреть ведение налогового учета налогоплательщиками, перешедшими на УСН

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 79.99 Кб (Скачать файл)

Изменен порядок уменьшения единого налога на суммы страховых  взносов и социальных пособий.

Для налогоплательщиков, применяющих  УСН с объектом "доходы", уточнен  порядок уменьшения единого налога (авансовых платежей по налогу) на суммы  страховых взносов в ПФР, ФФОМС  и ФСС, а также пособий по временной  нетрудоспособности.

Среди нововведений в указанном  порядке выделим следующие.

Во-первых, как и прежде расходы  на выплату пособий по временной  нетрудоспособности можно учесть при  расчете единого налога. Однако теперь в подп. 2 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ установлено:

- пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемые работникам при  наступлении несчастного случая  на производстве или в связи  с профзаболеванием, единый налог  не уменьшают;

- суммы пособий учитываются  только в части, оплаченной  работодателем за дни временной  нетрудоспособности работника в  соответствии с законодательством  РФ.

- уменьшить единый налог (авансовый платеж по налогу) на размер пособий по временной нетрудоспособности за дни, оплаченные из средств работодателя, можно только в части, не покрытой выплатами, произведенными работникам страховыми организациями. При этом у указанных организаций должны быть лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности. Кроме того, такие выплаты должны производиться по договорам с работодателями в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профзаболеваний).

Во-вторых, из суммы единого налога можно вычесть не только взносы на обязательное пенсионное, медицинское  и социальное страхование, а также  расходы по выплате пособий по временной нетрудоспособности, но и  платежи по договорам добровольного  личного страхования, заключаемым  со страховыми организациями в пользу работников (подп. 3 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ). Учет указанных платежей осуществляется, если:

- у страховых организаций имеются  лицензии, выданные в соответствии  с законодательством РФ, на осуществление  соответствующего вида деятельности;

- договоры заключаются в пользу  работников на случай их временной  нетрудоспособности (за исключением  несчастных случаев на производстве  и профзаболеваний) за дни,  оплачиваемые работодателем;

- сумма страховой выплаты по  таким договорам не превышает  определяемого в соответствии  с законодательством РФ размера  пособия по временной нетрудоспособности  за дни, оплачиваемые работодателем.

В-третьих, исчисленная за налоговый  период сумма налога (авансовых платежей по налогу) уменьшается на сумму  страховых взносов в ПФР, ФФОМС  и ФСС, уплаченных в данном налоговом (отчетном) периоде (подп. 1 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ), а не за этот же период времени, как это было установлено в ранее действовавшем абз. 2 п. 3 ст. 346.21 НК РФ. Такая конкретизация позволит избежать различий в толковании нормы.

В заключение отметим, что ограничение  для уменьшения налогоплательщиком, применяющим УСН с объектом "доходы", суммы единого налога (авансового платежа по налогу) на страховые  взносы и пособия, указанные в  п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ, осталось прежним - не более 50 процентов. А если такими налогоплательщиками  являются индивидуальные предприниматели, не имеющие наемных работников, то единый налог (авансовый платеж по налогу) они уменьшают на всю сумму  взносов, уплаченных в ПФР и ФФОМС  в размере, определяемом исходя из стоимости  страхового года (абз. 6 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ). Если сумма уплаченных взносов равна или превышает сумму налога, то налог не уплачивается.

3.2 Пути совершенствование  налогового учета

 

Налоговый учёт при применении упрощённой системы налогообложения — это система непрерывного обобщения информации о финансово-хозяйственных операциях налогоплательщика на основе данных первичных учётных документов в целях налогообложения, а также налогового контроля.

Следует прежде всего отметить, что установленные правила построения системы налогового учёта значительно отличаются от принципов ведения бухгалтерского учёта - первые не предусматривают балансовых счётов и системы двойной записи. Организация налогового учёта без отражения хозяйственных операций на балансовых счётах предполагает их регистрацию по принципу «приход - расход» в хронологическом порядке. Однако на практике это приемлемо в основном для организаций с незначительным количеством хозяйственных операций или с небольшим документооборотом.

Для многих же организаций  малого бизнеса нередко характерны многопрофильная деятельность и значительные объёмы документооборота. Предполагается, что существующая техника ведения налогового учёта для таких организаций может оказаться негибкой, не позволяющей учесть специфику отдельных видов деятельности.

Чем больше у организации  документации по доходам и расходам и чем шире спектр источников этих доходов и расходов, тем сложнее отследить полноту и правильность исчисления налоговой базы при упрощённой системе налогообложения. Особенно актуальна данная проблема в случае отсутствия у налогоплательщиков бухгалтерского учёта.

Недостаток существующего  налогового учёта — отсутствие в нём бухгалтерского принципа двойной записи, обеспечивающей прозрачность формирования учётных записей и способной обеспечить в конечном итоге достоверность  исчисления  налоговой  базы.

В условиях неприменения бухгалтерского принципа двойной записи в налоговом учёте здесь используется простая система учёта, которая ведёт к возрастанию вероятности учётной ошибки бухгалтера, усложнению и возрастанию объёма контрольной работы в случае проверки правильности исчисления налоговой базы.

Отсутствие в налоговом  учёте в случае упрощённой системы налогообложения механизма контроля за полнотой отражения хозяйственных операций не позволяет быть уверенным в полноте и правильности исчисления налоговой базы по налогу, уплачиваемому в рассматриваемой ситуации.

Таким образом, с точки  зрения обеспечения информацией для налогового контроля, установленные главой 26.2 НК РФ положения не представляются эффективными.

Сказанное выше свидетельствует о  необходимости дальнейшего развития положений главы 26.2 НК РФ о налоговом учёте, а именно: в части установления для налогоплательщиков единых стандартов налогового учёта.

Представляется возможным предложить следующий комплекс мер по совершенствованию законодательной базы, направленный на установление и поддержание баланса фискальных интересов государства и интересов хозяйствующих субъектов.

Во-первых, следует внести дополнения в статью 346.24 Н К РФ в части определения целей налогового учета и закрепления основных принципов его организации.

Целями налогового учёта  при применении упрощённой системы налогообложения  являются:

  • формирование полной и достоверной информации о хозяйственных операциях, осуществленных налогоплательщиком в течение налогового (отчётного) периода и учёт которых необходим для целей налогообложения;
  • обеспечение указанной информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления налога, уплачиваемого в случае упрощённой системы налогообложения.

К основным принципам организации  налогового учёта в случае упрощённой системы налогообложения можно отнести:

1)принцип документального подтверждения  данных налогового учёта первичными учётными документами; 

2)принцип последовательности применения норм и  правил налогового учёта от одного налогового периода к  другому; 

3)принципы непрерывности, достоверности, полноты и своевременности отражения в налоговом учёте показателей хозяйственно-финансовой деятельности налогоплательщика.

Во-вторых, в статье 346.24 НК РФ следует установить обязанность налогоплательщиков формировать учётную политику в целях налогообложения, которая должна утверждаться приказом руководителя организации.

В-третьих, надо внести дополнение в подпункт 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ — в части установления обязанности налогоплательщиков, применяющих упрощённую систему налогообложения, один раз год по завершении налогового периода представлять по запросу налогового органа Книгу учёта доходов и расходов для камеральной налоговой проверки.

Предполагается, что принятие вышеизложенных предложений позволит законодательно более содержательно регламентировать обязанности налогоплательщиков, применяющих упрощённую систему налогообложения, упорядочить организацию налогового учета и улучшить администрирование уплачиваемого при этом налога.

В конечном итоге реализация предлагаемых нововведений призвана способствовать увеличению доли налога, поступающего от налогоплательщиков при применении упрощённой системы налогообложения, в налоговых доходах бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Причем это возможно и без законодательного изменения элементов  налогообложения по указанному специальному налоговому режиму.


Информация о работе Понятие упрощенной системы налогообложения