Порядок обжалования налогоплательщиком действий налоговых органов, их должностных лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 11:10, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что арбитражная практика по налоговым спорам достаточно обширна и интересна как с точки зрения применения законодательства о налогах и сборах, так и с процессуальной точки зрения. Сегодня, когда развиваются рыночные отношения, налоги стали неотъемлемой составной частью деятельности любого субъекта, участвующего в этих отношениях. Развитие налогового законодательства привело к принятию кодифицированного акта, включающего в себя основные принципы и нормы, на которых строится налоговая система

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Правовая база обжалования правовых актов………………………………..5
1.1 Право на обжалование и его порядок……………………………………….………..5
1.2 Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу…………………………………………………….…6
1.3 Налоговые споры: статистика, текущие проблемы в РФ……………………….….8
Глава 2. Административное и судебное обжалование правовых актов……………11
2.1 Административная ответственность…………………………………………………11
2.2 Судебное взыскание обязательных платежей и санкций………………………...17
2.3 Порядок рассмотрения налогового спора на примере налога на прибыль……19
Заключение………….………….…………………………………………………………….25
Список литературы…………………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

курсовая налоги.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский  торгово-экономический институт»

(ФГБОУ ВПО  «СПбТЭИ»)

 

Кафедра налогообложения и налогового менеджмента

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

На тему

ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ ДЕЙСТВИЙ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ, ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ  ЛИЦ

(дисциплина  «Налоги и налогообложение»)

 

 

Дневная форма  обучения

Специальность 08.01.09

Финансово-экономический  факультет 4курс

Группа 241

Зачётная книжка № 28466-УД

Выполнила: Шилова О. С.

Научный руководитель: Викторова Н.Г

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург 2011

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………3

Глава 1. Правовая база обжалования  правовых актов………………………………..5

1.1 Право на обжалование и его порядок……………………………………….………..5

1.2 Порядок и сроки  подачи жалобы в вышестоящий  налоговый орган или вышестоящему  должностному лицу…………………………………………………….…6

1.3 Налоговые споры:  статистика, текущие проблемы в  РФ……………………….….8

Глава 2. Административное и судебное обжалование правовых актов……………11

2.1  Административная  ответственность…………………………………………………11

2.2 Судебное взыскание  обязательных платежей и санкций………………………...17

2.3 Порядок рассмотрения  налогового спора на примере  налога на прибыль……19

Заключение………….………….…………………………………………………………….25

Список литературы…………………………………………………………………………..27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Действия и решения налоговых  органов и их должностных лиц  часто не удовлетворяют налогоплательщика, а зачастую носят противоправный характер. Поэтому право на обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц становится основной гарантией соблюдения прав и законных интересов налогоплательщиков.

Актуальность данной темы заключается в том, что арбитражная практика по налоговым спорам достаточно обширна и интересна как с точки зрения применения законодательства о налогах и сборах, так и с процессуальной точки зрения. Сегодня, когда развиваются рыночные отношения, налоги стали неотъемлемой составной частью деятельности любого субъекта, участвующего в этих отношениях. Развитие налогового законодательства привело к принятию кодифицированного акта, включающего в себя основные принципы и нормы, на которых строится налоговая система. Налоговые органы превратились в достаточно сильную и грамотную структуру и, что особенно радует, продолжают учиться и совершенствовать свою деятельность. Налогоплательщики тоже не стоят на месте, приобретают налоговые знания и применяют их на практике. Наверное, именно этими обстоятельствами, в частности, можно объяснить увеличение количества налоговых споров и изменение их качества. Судебное рассмотрение налоговых споров является гарантией защиты и обеспечения баланса интересов всех участников налоговых правоотношений и государства. При этом следует иметь в виду и тот факт, что, хотя судебный прецедент в силу традиций нашей правовой системы не является источником права, состоявшиеся судебные акты, особенно высших судебных инстанций, оказывают существенное воздействие на практику. Это относится как к применению норм материального права, собственно законодательства о налогах и сборах, так и к применению норм арбитражного процессуального права.

Основной целью данной работы является ознакомление с порядком обжалования налогоплательщиком действий налоговых органов, их должностных лиц представленной в административной и судебной форме.

Исходя из намеченной цели, поставлены следующие основные задачи курсовой работы:

    • рассмотреть правовую базу обжалования налоговых актов
    • рассмотреть на примере налога на прибыль конкретный налоговый спор
    • предоставить статистические данные о налоговых спорах

Объектом работы является проблема защиты прав налогоплательщика  от действий налоговых органов и  их должностных лиц.

Предмет исследования составляют нормы законодательства о порядке обжалования, отраженных в 19 главе НК РФ и Арбитражном Процессуальном кодексе РФ.

Особенностью работы является поэтапное рассмотрение порядка обжалования действий налоговых органов и их должностных лиц.

Исследование состоит из двух глав. Первая глава раскрывает общие положения Налогового Кодекса о порядке обжалования: право на обжалование и его порядок, порядок и сроки подачи жалобы, налоговые споры, текущие проблемы. Во второй главе рассматривается административное и судебное обжалование, а также приводится пример по налогу на прибыль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Правовая база обжалования правовых актов

1.1 Право на обжалование и его порядок

Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению этого лица такие акты, действия или бездействие нарушают его права. (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

Нормативные правовые акты налоговых  органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Порядок обжалования

1. Акты налоговых органов,  действия или бездействие их  должностных лиц могут быть  обжалованы в вышестоящий налоговый  орган (вышестоящему должностному  лицу) или в суд.

Подача жалобы в вышестоящий  налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную  или последующую подачу аналогичной  жалобы в суд, если иное не предусмотрено статьей 101 НК. (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

2. Судебное обжалование актов  (в том числе нормативных) налоговых  органов, действий или бездействия  их должностных лиц организациями  и индивидуальными предпринимателями  производится путем подачи искового  заявления в арбитражный суд  в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Судебное обжалование актов (в  том числе нормативных) налоговых  органов, действий или бездействия  их должностных лиц физическими  лицами, не являющимися индивидуальными  предпринимателями, производится путем  подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц.

3. В случае обжалования актов  налоговых органов, действий их  должностных лиц в суд по заявлению налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) исполнение обжалуемых актов, совершение обжалуемых действий могут быть приостановлены судом в порядке, установленном соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

В случае обжалования  актов налоговых органов, действий их должностных лиц в вышестоящий  налоговый орган по заявлению  налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) исполнение обжалуемых актов, совершение обжалуемых действий могут быть приостановлены по решению вышестоящего налогового органа.

 

1.2 Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу

1. Жалоба на акт налогового  органа, действия или бездействие  его должностного лица подается  соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа.

2. Жалоба в вышестоящий налоговый  орган (вышестоящему должностному  лицу) подается, если иное не предусмотрено  настоящим Кодексом, в течение  трех месяцев со дня, когда  лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ).

В случае пропуска по уважительной причине  срока подачи жалобы этот срок по заявлению  лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.

Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении  к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается до момента вступления в силу обжалуемого решения (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ).

Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ).

3. Жалоба подается  в письменной форме соответствующему  налоговому органу или должностному  лицу, если иное не предусмотрено  настоящим пунктом. (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ).

Апелляционная жалоба на соответствующее решение налогового органа подается в вынесший это решение  налоговый орган, который обязан в течение трех дней со дня поступления  указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ).

4. Лицо, подавшее жалобу  в вышестоящий налоговый орган  или вышестоящему должностному  лицу, до принятия решения по  этой жалобе может ее отозвать  на основании письменного заявления.

Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной  жалобы по тем же основаниям в тот  же налоговый орган или тому же должностному лицу.

Рассмотрение жалобы вышестоящим налоговым органом  или вышестоящим должностным  лицом

1. Жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом) (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ).

2. По итогам рассмотрения  жалобы на акт налогового органа  вышестоящий налоговый орган  (вышестоящее должностное лицо) вправе:

1) оставить жалобу без удовлетворения;

2) отменить акт налогового  органа; (в ред. Федерального закона  от 27.07.2006 N 137-ФЗ).

3) отменить решение  и прекратить производство по  делу о налоговом правонарушении;

4) изменить решение  или вынести новое решение.

По итогам рассмотрения жалобы на действия или бездействие должностных лиц налоговых органов вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе вынести решение по существу.

По итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение  вышестоящий налоговый орган вправе: (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

1) оставить решение  налогового органа без изменения,  а жалобу - без удовлетворения; (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

2) отменить или изменить  решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение; (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

3) отменить решение  налогового органа и прекратить  производство по делу. (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

3. Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 дней. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ).

Последствия подачи жалобы

1. Подача жалобы в вышестоящий  налоговый орган (вышестоящему  должностному лицу) не приостанавливает  исполнения обжалуемого акта  или действия, за исключением  случаев, предусмотренных настоящим  Кодексом.

2. Если налоговый орган (должностное  лицо), рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству Российской Федерации, указанный налоговый орган вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых акта или действия. Решение о приостановлении исполнения акта (действия) принимается руководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом.

Рассмотрение жалоб, поданных в  суд

Жалобы (исковые заявления) на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством и иными федеральными законами.

1.3 Налоговые  споры: статистика, текущие проблемы в РФ

Наиболее распространенные налоговые  споры:

  • возврат НДС, необоснованный и незаконный отказ в возмещении НДС;
  • необоснованное привлечение к налоговой ответственности по результатам налоговой проверки;
  • необоснованная блокировка расчетного счета;
  • необоснованное требование по уплате налогов, пени, штрафных санкций;
  • необоснованное списание налогов с расчетного счета организации;
  • уклонение от ответов на письма, заявление и запросы налогоплательщика;

На конференции по вопросам налоговых споров, которая состоялась в Москве 26-27 октября 2011 года были рассмотрены несколько дискуссионных вопросов.

В 2011 году в РФ в 67 случаях из 100 обращения налогоплательщиков удовлетворяются на стадии досудебного аудита (в денежном выражении это около 20% доначисленных сумм). 18% жалоб удовлетворяется ФНС России. (см. приложение 1) 
 В 2010 году в Германии 3,7 млн обжалований, их них: 
в пользу налогоплательщиков - 71%,  
в пользу налогового органа – 10%,  
налогоплательщик отказался от жалобы в 18% случаев.   
 До суда доходит около 51 тыс. заявлений налогоплательщиков.

ФНС России разрабатывает  предложения по внесению изменений  в часть первую НК РФ, основываясь  на судебной практике и опыте других стран. Среди вопросов, которые должны быть разрешены в законопроекте, есть и пределы полномочий вышестоящего налогового органа в части принятия решения по жалобе, в том числе, когда решение оспаривается в части, урегулирование самой процедуры рассмотрения жалобы налогоплательщика и ее сроков. Решая эти и другие вопросы, Служба руководствуется принципами максимального, разумного и законного обжалования решений налоговых органов до суда, оценивает перспективы выигрыша спора в суде.  

Информация о работе Порядок обжалования налогоплательщиком действий налоговых органов, их должностных лиц