Порядок взимания УСН в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в изучении особенностей применения упрощенной системы налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями.
В связи с указанной целью в курсовой работе ставятся следующие задачи:
1) изучить основные элементы упрощенной системы налогообложения;
2) рассмотреть условия перехода организаций и индивидуальных предпринимателей на упрощенную систему налогообложения;

Файлы: 1 файл

Курсовая Сайфуллина.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)


Введение

В современных условиях рыночной конкуренции организации стремятся сократить свои затраты, в том числе, и посредством снижения налоговой нагрузки. Одним из методов минимизации налогов является переход на упрощенную систему налогообложения.

Упрощённая система налогообложения – особый вид налогового режима, который направлен на снижение налогового бремени в организациях малого и среднего бизнеса и облегчение ведения бухгалтерского учёта.

Актуальность темы данной курсовой работы обуславливается тем, что развитие малого и среднего предпринимательства на сегодняшний день является одной из важнейших тенденций экономических преобразований в  нашей стране. Система дальнейшего развития данного сектора экономики должна предусматривать как формирование общих рыночных условий – рыночной инфраструктуры, мотивационного механизма, так и специальную государственную систему поддержки, а именно наличие специальных налоговых режимов. Одним из таких режимов будет являться упрощенная система налогообложения.

Цель курсовой работы заключается в изучении особенностей применения упрощенной системы налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями.

В связи с указанной  целью в курсовой работе ставятся следующие задачи:

1) изучить основные  элементы упрощенной системы налогообложения;

2) рассмотреть условия  перехода организаций и индивидуальных  предпринимателей на упрощенную  систему налогообложения;

3) ознакомиться с организацией  и ведением учета при упрощенной  системе налогообложения;

4) проанализировать достоинства и недостатки упрощенной системы налогообложения.

Объектом исследования данной курсовой работы является налогообложение  малого и среднего бизнеса в РФ. Предметом работы является специальный  налоговый режим – упрощенная система налогообложения.

При написании курсовой работы были применены следующие методы научного исследования:

- метод системного  анализа;

- метод обобщений;

- изучение нормативно-правовой базы;

- аналитический метод.

В числе информационных источников курсовой работы использованы:

1) официальные документы: Налоговый кодекс РФ, Федеральные законы, Приказы Минфина и другие нормативно-правовые документы, касающиеся налогообложения организаций и индивидуальных предпринимателей;

2) научные источники: данные и сведения из книг, журнальных статей, научных докладов и т.д.

 

Глава 1. Теоретические аспекты  упрощенной системы налогообложения  организаций и индивидуальных предпринимателей

 

1.1. Понятие упрощенной  системы налогообложения

C 1 января 2003 года Федеральным законом № 104-ФЗ от 24 июля 2002 года, а именно статьей 8 введена в действие глава 26.2 Налогового Кодекса Российской Федерации «Упрощенная система налогообложения». Одновременно статьей 3 вышеуказанного Федерального закона был признан утратившим силу Федеральный закон от 29 декабря 1995 года № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».

С 29 декабря 2009 года вступила в действие новая редакция главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации с некоторыми изменениями, внесенными Федеральным законом от 27.12.2009 N 368-ФЗ.

Упрощенная система налогообложения – это особый налоговый режим, предназначенный в основном для малых и средних предприятий, а также индивидуальных предпринимателей [16].

Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленные главой 26.2 Налогового Кодекса РФ [2].

Упрощенная система налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наравне с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством  РФ о налогах и сборах [2].

Применение упрощенной системы налогообложения организациями  предусматривает их освобождение от обязанности по уплате следующих налогов:

- налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренные п.3 и п.4 статьи 284 НК РФ);

- налога на имущество  организаций;

- налога на добавленную  стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 НК РФ).

Переход индивидуальных предпринимателей на упрощенную систему налогообложения освобождает их от уплаты:

- налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренные пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 НК РФ);

- налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности);

- налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 НК РФ).

Также следует отметить, что экономические субъекты, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают иные налоги, действующие в Российской Федерации, при наличии на то оснований в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Например, в случае, если налогоплательщик единого налога является на основании главы 31 НК РФ плательщиком земельного налога, он обязан исчислять и уплачивать налог в общеустановленном порядке и представлять по нему налоговую отчетность.

Для организаций и  индивидуальных предпринимателей, применяющих  упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности [2].

Налогоплательщики, применяющие  упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов – они обязаны уплачивать в бюджет налог на доходы физических лиц (например, с доходов наемных работников – 13 процентов либо 30 процентов), также налог на добавленную стоимость (например, с арендной платы при аренде федерального или муниципального имущества) и т.д.

Объектом налогообложения единым налогом согласно статье 346.14 НК РФ являются:

- доходы;

- доходы, уменьшенные на величину расходов.

Выбор объекта налогообложения  осуществляется налогоплательщиком самостоятельно и может изменяться им ежегодно. Но следует также учесть, что в течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения.

Если же налогоплательщик, является участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, то в качестве объекта налогообложения применяются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Налоговым периодом согласно статье 346.19 НК РФ признается календарный  год, а отчетными будут являться первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

В соответствии со статьей 346.20 НК РФ устанавливаются следующие налоговые ставки по единому налогу:

- 6 процентов (в случае, если объектом налогообложения являются доходы);

- 15 процентов (в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов).

Также законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно [2].

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу [2].

Следует особо отметить, что сумма налога (авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается указанными налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством РФ, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов. Указанное ограничение не распространяется на индивидуальных предпринимателей, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам и уплачивающих страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.

Обратим внимание на то, что сроки уплаты и сроки сдачи налоговой декларации для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения различные.

Так, налогоплательщики-организации по истечении налогового периода должны представить налоговые декларации в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее 31 марта года, следующего за истекшим. Такой же срок установлен и для уплаты единого налога.

Налогоплательщики - индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют налоговые  декларации в налоговые органы по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом [2].

Форма налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации [2].

Таким образом, можно сделать вывод  о том, что упрощенная система  налогообложения – это особый вид налогового режима, ориентированный на снижение налогового бремени в организациях малого бизнеса и облегчение ведения бухгалтерского учёта, который регулируется главой 26.2 НК РФ.

 

1.2. Условия перехода организаций и индивидуальных предпринимателей на упрощенную систему налогообложения

Основной целью, которую законодатель ставил перед собой при введении упрощенной системы налогообложения, является облегчение положения представителей малого бизнеса. Поэтому Налоговый  Кодекс РФ, а именно статья 346.12, устанавливает  ряд некоторых ограничений для перехода к данному налоговому режиму.

В первую очередь, данные ограничения  касаются получаемых налогоплательщиком доходов. Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со статьей 248 НК РФ, не превысил 15 млн. рублей. Указанная предельная величина доходов организации подлежит индексации на коэффициенты-дефляторы, которые ежегодно публикуются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации [2].

В период до 30.09.2012г. включительно применяются положения пункта 2.1 статьи 346.12 НК РФ, согласно которому организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 НК РФ, не превысили 45 млн. рублей.

Для индивидуальных предпринимателей ограничение по доходам, полученным от предпринимательской деятельности, для перехода на упрощенную систему  не установлено. Таким образом, показатель выручки, полученной индивидуальным предпринимателем до момента перехода на упрощенную систему налогообложения, для перехода на нее не имеет значения.

Также важно отметить, что если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 15 млн. рублей или стоимость амортизируемого имущества, находящегося в собственности налогоплательщика-организации, превысит 100 млн. рублей, такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение. Следует учесть, что в связи с изменениями, внесенными в главу 26.2 НК РФ, в период до 30.09.2012 г. включительно, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 НК РФ и с подпунктами 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, превысили 60 млн. руб. и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным п. 3 и п. 4 ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.14 НК РФ, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям (п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ) [15].

Информация о работе Порядок взимания УСН в РФ