Порядок взыскания налоговых санкций. Подача искового заявления о взыскании налоговой санкции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в следующем: рассмотрение понятия «налоговое правоотношение», «налоговое правонарушение» и налоговых санкций, применяемых в качестве меры ответственности, поиск и рассмотрение проблемных мест в этой области с дальнейшей разработкой рекомендаций по совершенствованию.

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 64.53 Кб (Скачать файл)

Введение

Налоги и государство - явления взаимосвязанные: государство не может существовать без системы налогообложения, в то же время существование налогов без государства также является невозможным. Роль налогов в современном государстве так же велика, они составляют основу доходной части государства, что позволяет ему осуществлять свои функции в полном объеме.

Налоговый метод стал главным  в формировании доходов государственной  казны. Более 80% доходов бюджетной  системы составляют платежи, входящие в налоговую систему. Налоги и  иные обязательные платежи активно  используются государством и местным  самоуправлением при управлении различными сферами общественной жизни.

Следует подчеркнуть, во всех странах с рыночной экономикой налоги признаются основным источником доходной части бюджетов. Данный вывод подтверждают цифры. Так, в России в 2011 г. было запланировано пополнить доходную часть федерального бюджета за счет взимания налогов на сумму  8 844 554 761,0 тыс. рублей.1 В США 70% доходов федерального бюджета составляют налоговые поступления, в Великобритании и Японии - более 80% и 85% соответственно. Приведенные данные свидетельствуют о том, что налоги являются необходимым механизмом для аккумулирования государством денежных средств.

Требуемые суммы налогов  государство должно собирать со всех физических и юридических лиц, объявленных  им своими налогоплательщиками. Но еще  ни одно государство не смогло достичь  этой цели исключительно методом  убеждения.

Моя курсовая работа, посвящена одной из наиболее часто встречающейся на сегодняшний день тем - это налоговые правонарушения и ответственность за их совершение.

Актуальность темы настоящей  работы определяется значительными  изменениями, которые в последнее  время произошли в правовом регулировании  налоговой ответственности в  связи с совершением налогового законодательства. Современный уровень  развития российского общества, существование  рыночных отношений, интеграция нашей  страны в международное сообщество потребовали коренного изменения  отечественного законодательства, в  том числе налогового. Это нашло  отражение в вступившей в силу с 1 января 1999 года части первой Налогового Кодекса Российской Федерации, положения  которая ознаменовала очередной этап в развитии отечественного налогового законодательства, его выход на новый качественный уровень - уровень кодифицированного акта, обобщившего на тот момент многочисленные и разрозненные нормы данной подотрасли права.

Предметом исследования – налоговые санкции, которые применяются вследствие нарушений налогового законодательства

Цель курсовой работы состоит  в следующем: рассмотрение понятия «налоговое правоотношение», «налоговое правонарушение» и налоговых санкций, применяемых в качестве меры ответственности, поиск и рассмотрение проблемных мест в этой области с дальнейшей разработкой рекомендаций по совершенствованию.

1. Понятие и виды ответственности  за нарушение законодательства  о налогах и сборах

 

В соответствии с законодательством  РФ за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на налогоплательщика (плательщика сборов) обязанностей последний несет определенную ответственность.

Традиционно правовая наука  выделяет следующие виды юридической  ответственности: гражданскую; административную; уголовную; дисциплинарную; материальную [4, с.284].

Однако в последнее  время ряд авторов начали выделять понятие финансовой ответственности, разновидностью которой является налоговая ответственность, обладающая всеми основными признаками юридической ответственности.

Ответственность за нарушение  законодательства о налогах и  сборах наступает только при наличии соответствующих оснований [4, с.285]:

-налоговых правонарушений;

-нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административных правонарушений;

-налоговых преступлений.

В зависимости от наличия  указанных оснований лица, виновные в нарушениях законодательства о налогах и сборах, могут привлекаться к налоговой, административной и уголовной ответственности.

В свою очередь налоговая  ответственность включает [6, с.34]:

-ответственность за налоговые правонарушения;

-ответственность за иные предусмотренные законодательством о налогах и сборах правонарушения (нарушение банками обязанностей, возникающих в связи с обслуживанием клиентов - налогоплательщиков (плательщиков сборов) и налоговых агентов).

Законодательной основой  налоговой ответственности выступает  исключительно НК РФ. В соответствии с п.1 ст.108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ. Никакие иные нормативно-правовые акты РФ, субъектов РФ или муниципальных образований не могут предусматривать ответственность за налоговые правонарушения.

Привлечение организации  к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает  ее должностных лиц при наличии  соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности (п.4 ст.108 НК РФ).

Административная ответственность  возникает в отношении лиц, виновных в совершении нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административных правонарушений.

Административная ответственность  за административные правонарушения наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с законодательством РФ уголовной ответственности.

Уголовная ответственность  за нарушение законодательства о  налогах и сборах наступаете случаях, когда указанное деяние характеризуется  и подпадает под признаки налогового преступления. Налоговые органы при  выявлении фактов сокрытия доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения налогоплательщиками (плательщиками сборов), повлекших уклонение от уплаты налогов в крупных размерах (свыше 200 МРОТ для физических лиц и свыше 1000 МРОТ для организаций) и в особо крупных размерах (свыше 500 и 5000 МРОТ для физических лиц и организаций соответственно), обязаны в 10-дневный срок направлять материалы в территориальные органы внутренних дел для принятия по ним процессуального решения в соответствии с законодательством РФ.

 

2. Налоговые правонарушения  и санкции применяемые к ним

 

В соответствии с НК РФ налоговым  правонарушением признается виновно  совершенное противоправное, т.е. в  нарушение законодательства о налогах  и сборах, деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных яиц, за которое НК РФ установлена ответственность (ст.106 НК РФ). Согласно ст.110 НК РФ виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

Неосторожность имеет  место в случае, когда лицо, совершившее  налоговое правонарушение, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, 'возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать. Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

К обстоятельствам, исключающим  вину в совершении налогового правонарушения, относятся [3]:

совершение содержащего  признаки налогового правонарушения деяния вследствие стихийного бедствия или  других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;

совершение содержащего  признаки налогового правонарушения деяния налогоплательщиком - физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния;

выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и  сборах, данных налоговым или другим уполномоченным государственным органом  или их должностными лицами в пределах их компетенции.

Наличие перечисленных обстоятельств  исключает привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения (п.2 ст.111 HK РФ). Однако отсутствие вины освобождает налогоплательщика только от взыскания штрафов, но не пени, поскольку последняя не является мерой налоговой ответственности, а представляет собой компенсацию убытков государства вследствие несвоевременного поступления налоговых платежей в бюджеты или государственные внебюджетные фонды.

Порядок взыскания с нарушителей  налогового законодательства изобличенных в ходе налогового контроля налоговых санкций установлен ст.114 НК РФ. Налоговая санкция (англ. tax sanction) - по законодательству РФ о налогах и сборах мера ответственности за совершение налогового правонарушения (ст.114 НК РФ). Наложение налоговой санкции носит имущественный характер и связано с принудительным изъятием у нарушителя части его собственности. Поэтому в соответствии с требованиями Конституции РФ и НК РФ взыскание штрафов, предусмотренных за совершение налоговых правонарушений, осуществляется только в судебном порядке. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных в гл.16 НК РФ. НК РФ устанавливает обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения [9]. В частности, обстоятельствами, смягчающими ответственность, признаются (п.1 ст.112 НК РФ):

совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения  либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

иные обстоятельства, которые  могут быть признаны судом смягчающими  ответственность.

При наличии хотя бы одного из этих обстоятельств размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в 2 раза по сравнению с установленным НК РФ (п.3 ст.114 НК РФ). Исходя из рассмотрения конкретных обстоятельств совершения правонарушения суд вправе уменьшить размер взыскания и более чем в 2 раза.

Отягчающим ответственность  обстоятельством признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичное правонарушение. При этом лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается привлекавшимся к ответственности в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции (п.2 ст.112 НК РФ).

При наличии отягчающего  обстоятельства размер штрафа увеличивается  на 100% по сравнению с установленным  НК РФ (п.4 ст.114 НКРФ).

При повторном совершении налогового правонарушения (п.2 ст.112 НК РФ) размер штрафа увеличивается на 100%.

При совершении одним лицом 2-х и  более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

Сумма штрафа, присужденного налогоплательщику, плательщику сборов или налоговому агенту за нарушение законодательства о налогах и сборах, повлекшее задолженность по налогу или сбору, подлежит перечислению со счетов нарушителя только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней, в очередности, установленной гражданским законодательством РФ.

Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке. Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговых санкций не позднее 6 месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции). В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным  законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. При этом привлекаемое к ответственности лицо не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы, а все неустранимые сомнения в виновности привлекаемого к ответственности лица толкуются в пользу последнего (п.6 ст.108 НК РФ).

Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность  за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения. Мерой ответственности за совершение налогового правонарушения являются налоговые санкции в виде денежных взысканий в предусмотренных НК РФ размерах. При совершении одним и тем же лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой (п.5 ст.114НКРФ).

Информация о работе Порядок взыскания налоговых санкций. Подача искового заявления о взыскании налоговой санкции