Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 20:48, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в следующем: рассмотрение понятия «налоговое правоотношение», «налоговое правонарушение» и налоговых санкций, применяемых в качестве меры ответственности, поиск и рассмотрение проблемных мест в этой области с дальнейшей разработкой рекомендаций по совершенствованию.
В ряде случаев размер санкции зависит от срока совершения нарушения. Так, если налогоплательщик не подает декларацию в течение определенного срока, применяется санкция в размере 40%, если более этого срока — 80%. Такой же подход закреплен в российском законодательстве. Например, согласно ст. 119 НК РФ в зависимости от того, в течение какого срока не представлялась налоговая декларация, взыскивается 5 или 30% от суммы налоговых платежей, не уплаченных в результате задержки представления налоговых деклараций.
Глава 2.
Порядок взыскания
налоговых санкций. Подача искового
заявления о взыскании
Согласно п. 1 ст. 114 НК РФ мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является налоговая санкция, которая устанавливается и применяется в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями гл. 16 НК РФ.
После вынесения решения
о привлечении
Исковое заявление о взыскании
налоговой санкции с
В необходимых случаях
одновременно с подачей искового
заявления о взыскании
Дела о взыскании налоговых санкций по иску налоговых органов к организациям и индивидуальным предпринимателям рассматриваются арбитражными судами в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации (гл. 26 Арбитражно-процессуального кодекса РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (в ред. от 31 марта 2005 г.).
Дела о взыскании налоговых санкций по иску налоговых органов к физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судами общей юрисдикции в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
Производство по делам
о взыскании обязательных платежей
и санкций возбуждается в суде
на основании заявлений
Заявление о взыскании подается в суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.
Заявление о взыскании
обязательных платежей и санкций
должно соответствовать общим
1) наименование платежа, подлежащего взысканию, размер и расчет его суммы;
2) нормы федерального закона и иного нормативного правового акта, предусматривающие уплату платежа;
3) сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке.
К заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагается документ, подтверждающий направление заявителем требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В случае непредставления заявителем доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, суд может истребовать их по своей инициативе.
При рассмотрении дел о
взыскании обязательных платежей и
санкций суд в судебном заседании
устанавливает, имеются ли основания
для взыскания суммы
Кроме того, при рассмотрении исков налоговых органов о взыскании налоговых санкций судам необходимо учитывать, что указанные иски в ряде случаев могут быть предъявлены налоговыми органами, не принимавшими соответствующих решений о привлечении налогоплательщиков к ответственности.
Такая ситуация может иметь
место, в частности, в случае предъявления
иска о взыскании с организации-
В данном случае истцом будет
выступать налоговый орган, на территории
которого расположена сама организация,
в то время как решение о
привлечении ответчика к
Решение арбитражного суда по делу о взыскании обязательных платежей и санкций принимается по общим правилам, предусмотренным процессуальным законодательствам для принятия решений.
При удовлетворении требования о взыскании обязательных платежей и санкций в резолютивной части решения должны быть указаны:
1) наименование лица, обязанного уплатить сумму задолженности, его местонахождение или место жительства, сведения о его государственной регистрации;
2) общий размер подлежащей взысканию денежной суммы с определением отдельно основной задолженности и санкций.
Рассмотрим следующий пример:
Так, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа анализируется следующая ситуация: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Нижегородской области - обратилась в арбитражный суд с заявлением к предпринимателю о взыскании налоговых санкций на основании п. 2 ст. 119 Налогового кодекса. При рассмотрении спора суд установил, что предприниматель А.А. Романов исчислил налог на добавленную стоимость по итогам IV квартала 2010 г. и представил декларацию по налогу на добавленную стоимость за данный квартал своевременно. При этом выручка от реализации товаров, полученная предпринимателем А.А. Романовым в октябре 2010 г., превысила 1 000 000 руб. Плательщик налога на добавленную стоимость, у которого сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) превысила за месяц 1 000 000 руб., утрачивает право на ежеквартальную уплату налога и обязан представлять налоговые декларации ежемесячно.
При этом названными статьями Налогового кодекса Российской Федерации не регламентированы порядок и сроки представления налоговых деклараций при возникновении в течение квартала оснований для смены налогового периода.
Таким образом, учитывая отсутствие в налоговом законодательстве порядка и срока представления налоговых деклараций при возникновении в течение квартала оснований для смены налогового периода, суд кассационной инстанции не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Кроме того, на практике возник вопрос о том, в какой срок следует представлять ежемесячные декларации за квартал, в котором произошло превышение размера выручки (п. 2 ст. 163 НК РФ).
Налоговый кодекс не содержит разъяснений по данному вопросу. Официальная позиция заключается в том, что обязанность по представлению ежемесячных деклараций за квартал, в котором произошло превышение выручки, возникает в срок до 20-го числа месяца, следующего за тем, в котором произошло превышение. В этот же срок следует представить декларации за месяцы, в которых не было превышения (к примеру, за апрель, если превышение произошло в мае)
Глава 3. Совершенствование применения механизма налоговых санкций
Совершенствование законодательной базы необходимо в области взысканий за налоговые правонарушения. Можно начинать с понятийного аппарата, где в налоговые санкции входят только штрафы2 и исключены пени, хотя обе санкции входят в понятие финансовых. Что касается проблем взыскания финансовых санкций, возникают проблемы с оформлением требований Налогового Кодекса со стороны налоговых органов. В статье 104 Кодекса установлен порядок обращения налогового органа в суд с исковым заявлением о взыскании налоговой санкции. Из пункта 1 данной статьи следует, что до обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику (иному лицу) добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. Однако данная норма не содержит положений о форме соответствующего требования, в связи с чем складывающаяся судебная практика показывает, что у некоторых арбитражных судов возникли затруднения с применением статьи 104 НК РФ. Как решение этой проблемы, можно только предложить ввести эту форму.
Для снижения задолженности плательщиков по налоговым платежам, наряду с реструктуризацией и списанием безнадежной задолженности, назрела необходимость реализации на практике следующих первоочередных мер:
- восстановление порядка
- предоставление налоговым
- организация на аукционах
- ужесточение контроля за
- законодательное обеспечение
первоочередности налоговых
- внедрение в практику
- реализация на практике
- в дополнение к
- полный отказ от зачетных схем уплаты налогов в бюджет, поскольку они вызывают рост отсроченных недоимок;
- перевод счетов наиболее
- разработка механизма
Реализация на практике указанных
направлений налоговой политики
и механизмов их реализаций позволит
повысить собираемость налогов и
нацелить налоговую систему на выполнение
задач обеспечения условий
Заключение
В заключение, в результате проведенного анализа налоговых санкций в России, можно сделать следующие выводы.
Налоговые санкции оказались наиболее подвержены влиянию финансового кризиса. Это выразилось не в объемах поступлений по санкциям от субъектов хозяйствования, а в росте задолженности по налоговым санкциям перед бюджетом, что отражается на деловой активности субъектов хозяйствования. Государство при этом не может оставаться в стороне, поэтому активно внедрялись меры по реструктуризации и рассрочке долгов.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ
6.учеб. пособие / Е. Ю. Жидкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Эксмо, 2009. — 480 с.