Порядок взыскания налоговых санкций. Подача искового заявления о взыскании налоговой санкции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в следующем: рассмотрение понятия «налоговое правоотношение», «налоговое правонарушение» и налоговых санкций, применяемых в качестве меры ответственности, поиск и рассмотрение проблемных мест в этой области с дальнейшей разработкой рекомендаций по совершенствованию.

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 64.53 Кб (Скачать файл)

В ряде случаев размер санкции  зависит от срока совершения нарушения. Так, если налогоплательщик не подает декларацию в течение определенного  срока, применяется санкция в размере 40%, если более этого срока — 80%. Такой же подход закреплен в российском законодательстве. Например, согласно ст. 119 НК РФ в зависимости от того, в течение какого срока не представлялась налоговая декларация, взыскивается 5 или 30% от суммы налоговых платежей, не уплаченных в результате задержки представления налоговых деклараций.

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

Порядок взыскания  налоговых санкций. Подача искового заявления о взыскании налоговой  санкции

Согласно п. 1 ст. 114 НК РФ мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является налоговая санкция, которая устанавливается и применяется в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями гл. 16 НК РФ.

После вынесения решения  о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности  за совершение налогового правонарушения соответствующий налоговый орган  обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с лица, привлекаемого к ответственности  за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной  НК РФ. Налоговый орган обращается в суд с иском в случае отказа налогоплательщика добровольно уплатить сумму санкции либо пропуска налогоплательщиком срока ее уплаты, указанного в требовании об уплате налоговой санкции. Предложение уплатить добровольно сумму налоговой санкции может быть сделано обязанному лицу как непосредственно в решении о привлечении (об отказе в привлечении) этого лица к ответственности, так и путем направления этому лицу требования об уплате налога (сбора), пени и штрафов. Заметим, что предложение налоговым органом налогоплательщику добровольно уплатить сумму налоговой санкции до обращения с иском в суд является обязанностью налогового органа, несоблюдение которой влечет возвращение искового заявления.

Исковое заявление о взыскании  налоговой санкции с организации  или индивидуального предпринимателя  подается в арбитражный суд, а  с физического лица, не являющегося  индивидуальным предпринимателем, - в суд общей юрисдикции. К исковому заявлению прилагаются решение налогового органа и другие материалы дела, полученные в процессе налоговой проверки.

В необходимых случаях  одновременно с подачей искового заявления о взыскании налоговой  санкции с лица, привлекаемого  к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговый  орган может направить в суд  ходатайство об обеспечении иска.

Дела о взыскании налоговых  санкций по иску налоговых органов  к организациям и индивидуальным предпринимателям рассматриваются  арбитражными судами в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством  Российской Федерации (гл. 26 Арбитражно-процессуального кодекса РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (в ред. от 31 марта 2005 г.).

Дела о взыскании налоговых  санкций по иску налоговых органов  к физическим лицам, не являющимся индивидуальными  предпринимателями, рассматриваются  судами общей юрисдикции в соответствии с гражданским процессуальным законодательством  Российской Федерации.

Производство по делам  о взыскании обязательных платежей и санкций возбуждается в суде на основании заявлений государственных  органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные  функции, с требованием о взыскании  с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций.

Заявление о взыскании  подается в суд, если не исполнено  требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке  или пропущен указанный в таком  требовании срок уплаты.

Заявление о взыскании  обязательных платежей и санкций  должно соответствовать общим требованиям, предъявляемых процессуальным законодательством  к исковым заявлениям. Кроме того, в заявлении должны быть также  указаны:

1) наименование платежа, подлежащего взысканию, размер и расчет его суммы;

2) нормы федерального закона и иного нормативного правового акта, предусматривающие уплату платежа;

3) сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке.

К заявлению о взыскании  обязательных платежей и санкций  прилагается документ, подтверждающий направление заявителем требования об уплате взыскиваемого платежа  в добровольном порядке.

Обязанность доказывания  обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

В случае непредставления  заявителем доказательств, необходимых  для рассмотрения дела и принятия решения, суд может истребовать  их по своей инициативе.

При рассмотрении дел о  взыскании обязательных платежей и  санкций суд в судебном заседании  устанавливает, имеются ли основания  для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с  требованием о взыскании, проверяет  правильность расчета и размера  взыскиваемой суммы.

Кроме того, при рассмотрении исков налоговых органов о  взыскании налоговых санкций  судам необходимо учитывать, что  указанные иски в ряде случаев  могут быть предъявлены налоговыми органами, не принимавшими соответствующих решений о привлечении налогоплательщиков к ответственности.

Такая ситуация может иметь  место, в частности, в случае предъявления иска о взыскании с организации-налогоплательщика  налоговой санкции за нарушение  срока постановки на учет в налоговом  органе по месту нахождения обособленного  подразделения данной организации  либо принадлежащего ей недвижимого  имущества, транспортных средств.

В данном случае истцом будет  выступать налоговый орган, на территории которого расположена сама организация, в то время как решение о  привлечении ответчика к налоговой  ответственности принимал налоговый  орган по месту нахождения обособленного  подразделения (недвижимого имущества, транспортных средств) организации-налогоплательщика.

Решение арбитражного суда по делу о взыскании обязательных платежей и санкций принимается  по общим правилам, предусмотренным  процессуальным законодательствам  для принятия решений.

При удовлетворении требования о взыскании обязательных платежей и санкций в резолютивной части  решения должны быть указаны:

1) наименование лица, обязанного уплатить сумму задолженности, его местонахождение или место жительства, сведения о его государственной регистрации;

2) общий размер подлежащей взысканию денежной суммы с определением отдельно основной задолженности и санкций.

 Рассмотрим следующий  пример:

Так, в Постановлении ФАС  Северо-Западного округа анализируется  следующая ситуация: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Нижегородской области - обратилась в арбитражный суд с заявлением к предпринимателю о взыскании налоговых санкций на основании п. 2 ст. 119 Налогового кодекса. При рассмотрении спора суд установил, что предприниматель А.А. Романов исчислил налог на добавленную стоимость по итогам IV квартала 2010 г. и представил декларацию по налогу на добавленную стоимость за данный квартал своевременно. При этом выручка от реализации товаров, полученная предпринимателем А.А. Романовым в октябре 2010 г., превысила 1 000 000 руб. Плательщик налога на добавленную стоимость, у которого сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) превысила за месяц 1 000 000 руб., утрачивает право на ежеквартальную уплату налога и обязан представлять налоговые декларации ежемесячно.

При этом названными статьями Налогового кодекса Российской Федерации  не регламентированы порядок и сроки представления налоговых деклараций при возникновении в течение квартала оснований для смены налогового периода.

Таким образом, учитывая отсутствие в налоговом законодательстве порядка  и срока представления налоговых деклараций при возникновении в течение квартала оснований для смены налогового периода, суд кассационной инстанции не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Кроме того, на практике возник вопрос о том, в какой срок следует  представлять ежемесячные декларации за квартал, в котором произошло превышение размера выручки (п. 2 ст. 163 НК РФ).

Налоговый кодекс не содержит разъяснений по данному вопросу. Официальная позиция заключается в том, что обязанность по представлению ежемесячных деклараций за квартал, в котором произошло превышение выручки, возникает в срок до 20-го числа месяца, следующего за тем, в котором произошло превышение. В этот же срок следует представить декларации за месяцы, в которых не было превышения (к примеру, за апрель, если превышение произошло в мае)

 

 

 

 

 

Глава 3. Совершенствование применения механизма налоговых санкций

 

Совершенствование законодательной базы необходимо в области взысканий за налоговые правонарушения. Можно начинать с понятийного аппарата, где в налоговые санкции входят только штрафы2 и исключены пени, хотя обе санкции входят в понятие финансовых. Что касается проблем взыскания финансовых санкций, возникают проблемы с оформлением требований Налогового Кодекса со стороны налоговых органов. В статье 104 Кодекса установлен порядок обращения налогового органа в суд с исковым заявлением о взыскании налоговой санкции. Из пункта 1 данной статьи следует, что до обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику (иному лицу) добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. Однако данная норма не содержит положений о форме соответствующего требования, в связи с чем складывающаяся судебная практика показывает, что у некоторых арбитражных судов возникли затруднения с применением статьи 104 НК РФ. Как решение этой проблемы, можно только предложить ввести эту форму.

Для снижения задолженности плательщиков по налоговым платежам, наряду с  реструктуризацией и списанием  безнадежной задолженности, назрела  необходимость реализации на практике следующих первоочередных мер:

- восстановление порядка открытия  счетов недоимщиков для организаций,  имеющих длительное время неснижаемую  задолженность перед бюджетом;

- предоставление налоговым органам  права бесспорного взыскания  задолженности по платежам в  бюджет должников с их дебиторов;

- организация на аукционах продажи  налоговых долгов организаций  бюджету;

- ужесточение контроля за практикой  осуществления расчетов за реализованную  продукцию через счета специально  создаваемых структурных подразделений  и «третьих лиц»;

- законодательное обеспечение  первоочередности налоговых платежей  при установлении порядка списания  средств со счетов организаций-должников;

- внедрение в практику возможности  взыскания задолженности за счет  имущества недоимщиков;

- реализация на практике возможности  осуществления процедуры банкротства  при наличии устойчивой задолженности  по налогам;

- в дополнение к ответственности  налогоплательщика-организации установить  ответственность собственников  и управляющих предприятий за  неуплату налогов;

- полный отказ от зачетных  схем уплаты налогов в бюджет, поскольку они вызывают рост  отсроченных недоимок;

- перевод счетов наиболее крупных  налогоплательщиков в Сбербанк  РФ;

- разработка механизма возможной  оплаты налогов за счет средств,  полученных от продажи акций  предприятий-должников, включая  выпуск и продажу новых акций.

Реализация на практике указанных  направлений налоговой политики и механизмов их реализаций позволит повысить собираемость налогов и  нацелить налоговую систему на выполнение задач обеспечения условий экономического развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключение, в результате проведенного анализа налоговых санкций в России, можно сделать следующие выводы.

Налоговые санкции оказались наиболее подвержены влиянию финансового кризиса. Это выразилось не в объемах поступлений по санкциям от субъектов хозяйствования, а в росте задолженности по налоговым санкциям перед бюджетом, что отражается на деловой активности субъектов хозяйствования. Государство при этом не может оставаться в стороне, поэтому активно внедрялись меры по реструктуризации и рассрочке долгов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ

4. Федеральный закон Российской Федерации от 13.12.2010 N 357-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2011г.»

5. "Уголовный кодекс Российской Федерации " (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)

6.учеб. пособие / Е. Ю. Жидкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Эксмо, 2009. — 480 с.

Информация о работе Порядок взыскания налоговых санкций. Подача искового заявления о взыскании налоговой санкции