Порядок взыскания налоговых санкций. Подача искового заявления о взыскании налоговой санкции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в следующем: рассмотрение понятия «налоговое правоотношение», «налоговое правонарушение» и налоговых санкций, применяемых в качестве меры ответственности, поиск и рассмотрение проблемных мест в этой области с дальнейшей разработкой рекомендаций по совершенствованию.

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 64.53 Кб (Скачать файл)

Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение, установленные гл.16 НК РФ, для налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов приведены в табл.1. Ввиду того, что привлечение к ответственности за одно и то же нарушение закона возможно только один раз (п.2 ст.108 НК РФ), привлечение к ответственности за налоговые правонарушения налогоплательщиков - физических лиц осуществляется в том случае, если совершенное деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного УК РФ (п.3 ст.108 НК РФ). В противном случае материалы об обнаружении нарушений действующего законодательства должны быть переданы в соответствующие органы для возбуждения уголовного дела.

Привлечение налогоплательщика  или налогового агента (как организации, так и физического лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить или перечислить в бюджет причитающиеся суммы налога и пени. В части применения п.3 ст.122 НК РФ, предусматривающего усиление ответственности при умышленной неуплате или неполной неуплате сумм налога, отметим, что в соответствии со сложившейся правоприменительной практикой работы налоговых органов об умышленном характере деяния могут свидетельствовать следующие обстоятельства: налогоплательщик вообще не платит налоги и сдает в налоговые органы нулевые балансы, несмотря на то, что он ведет активную хозяйственную деятельность; налогоплательщик ведет двойную бухгалтерию; налогоплательщик использует фиктивные документы (составленные задним числом или от лица руководителей организаций, которые их никогда не подписывали); налогоплательщик скрывает финансово-хозяйственную документацию в ходе проводимой налоговыми органами проверки.

Помимо ответственности  за совершение налоговых правонарушений налогоплательщиками, плательщиками  сборов и налоговыми агентами НК РФ устанавливает и ответственность  за неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных им обязанностей для лиц, привлекаемых проведению налогового контроля, и банков.

Решение о привлечении  налогоплательщика или иного  лица к ответственности за совершение налогового правонарушения выносится налоговым органом, но взыскание налоговых санкций проводится только в судебном порядке (п.7 ст.114 НК РФ).

Вынесший такое решение  налоговый орган обязан обратиться к налогоплательщику или иному лицу с предложением добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. В случае отказа от добровольной уплаты налоговой санкции налоговый орган обращается с иском о ее взыскании в арбитражный суд (при взыскании санкций с организаций или индивидуальных предпринимателей) или суд общей юрисдикции (при взыскании санкций с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями). К исковому заявлению прилагаются решение налогового органа и другие материалы, полученные в процессе налоговой проверки.

НК РФ устанавливает определенные сроки давности как в отношении  привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, так и в отношении взыскания налоговых санкций (ст.113 и ст.115 НК РФ).

Привлечение к ответственности  возможно до истечения 3 лет со дня  следующего после окончания налогового периода, в котором совершено  это правонарушение (в отношении  нарушения правил учета доходов  и расходов и объектов налогообложения, а также неуплаты или неполной уплаты сумм налога), или со дня совершения налогового правонарушения (в отношении всех прочих правонарушений).

Обращение налоговых органов  в суд с иском о взыскании  налоговых санкций возможно не позднее 6 месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (п.1 ст.115 НК РФ). В случае, если материалы о нарушении законодательства о налогах и сборах налогоплательщиком - физическим лицом были переданы для возбуждения уголовного дела, а в возбуждении уголовного дела было отказано или оно было прекращено, но совершенное деяние является налоговым правонарушением, срок подачи налоговым органом искового заявления о взыскании налоговой санкции исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

2. Общие условия привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах

 

Не всякое отрицательное  деяние участника налоговых правоотношений может быть квалифицировано как  правонарушение, влекущее за собой  юридическую ответственность. Статья 106 НК РФ дает понятие налогового правонарушения: «Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность».

Определяя налоговое правонарушение в целом, законодатель пользуется термином «деяние», который употребляется  для обозначения как действия, так и бездействия налогоплательщика, налогового агента и иных лиц. Большинство  налоговых правонарушений могут  быть совершены либо только путем  действия, либо в результате бездействия. Однако возможны и так называемые «смешанные правонарушения», т.е. налоговые  правонарушения, объективная сторона  которых может состоять из совокупности действия и бездействия или являться результатом как действия, так  и бездействия (например, неуплата или  неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного  неправильного исчисления налога или  других неправомерных действий – ст. 122 НК РФ).

Вторым признаком налогового правонарушения является виновность, которая означает психическое отношение  лица в форме умысла или неосторожности к совершаемому деянию и его последствиям.

Умышленным деяние считается, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно  допускало наступление вредных  последствий таких действий (бездействия).

Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих  действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших  вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

Третьим признаком налогового правонарушения является его противоправность. Не может считаться налоговым  правонарушением деяние, не предусмотренное  законодательством о налогах  и сборах, а также деяние, хотя и подпадающее под признаки соответствующей  статьи гл. 16 и 18 НК РФ, но при совершении которого не нарушаются нормы законодательства о налогах и сборах, состав которых приведен в ст. 1 НК РФ и является исчерпывающим.

Отсутствие одного из вышеперечисленных  признаков не позволяет рассматривать  деяние участника налоговых отношений  как правонарушение, а следовательно, исключает возможность привлечения  его к правовой ответственности.

Согласно ст. 107 НК РФ ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица.

В соответствии со ст. 11 НК РФ под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации). Согласно этой же норме НК РФ под физическим лицом понимается гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин и лицо без гражданства.

Налоговая ответственность  распространяется на всех налогоплательщиков независимо от форм собственности, организационно-правовых форм, ведомственной принадлежности и т.д.

Из статьи 106 НК РФ видно, что субъект налогового правонарушения определен очевидно: налогоплательщик, налоговый агент и иные лица. Поскольку категория «иные лица» неопределенная, восстановить или понять ее можно только через налоговые составы, где видно, какие еще лица присутствуют кроме налогоплательщика и налогового агента.

Такими иными лицами являются специалист, переводчик, эксперт и  организации и физические лица, которые  совершили правонарушение, не будучи при этом налогоплательщиками или  налоговыми агентами.

В отношении субъектов  правонарушения НК РФ в ст. 107 устанавливает возраст, с которого может наступить ответственность. Так, физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста (возраст аналогичен общему основному возрасту, когда наступает административная ответственность).

НК РФ в ст. 108 содержит определенные особенности налоговой ответственности, потому что в самом понятии налогового правонарушения и в субъекте ничего, что бы отличало налоговую ответственность от административной, нет. Особенности появляются именно в этой статье.

Первое и основное положение, на котором базируется налоговая  ответственность, заключается в  том, что никто не может быть привлечен  к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе как  на основании и в порядке, предусмотренном  НК РФ. Кодексом фактически вводится правило, в соответствии с которым нарушение процессуального порядка проведения налоговой проверки исключает привлечение субъекта к ответственности.

Следующее важнейшее положение  о порядке привлечения к налоговой  ответственности заключается в  том, что никто не может быть привлечен  повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.

Повторными могут быть лишь тождественные и однородные налоговые правонарушения. Тождественными налоговыми правонарушениями являются такие, ответственность за которые  предусмотрена одной и той  же статьей или частью статьи гл. 16 или 18 НК РФ. Эти правонарушения совпадают по своим объективным и субъективным признакам, но могут быть совершены в различные периоды. Учитывая эти обстоятельства, законодатель повторность относит к обстоятельствам, отягчающим ответственность. Однородные налоговые правонарушения – это такие правонарушения, которые посягают на одинаковые или сходные непосредственные объекты и совершаются с одинаковой формой вины (например, правонарушения, предусмотренные п. 3 ст. 120 и ст. 122 НК РФ).

Следующее положение, закрепленное в ст. 108 НК РФ, содержит разграничение налоговой ответственности и уголовной ответственности. Налоговая ответственность наступает тогда, когда отсутствуют признаки состава преступления. Предусмотренная НК РФ ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает только в том случае, если оно не содержит признаков состава преступления, предусмотренного УК РФ. Особо следует обратить внимание на то, что законодатель говорит не о привлечении к уголовной ответственности, а лишь о наличии признаков состава преступления. Таким образом, если было возбуждено уголовное дело, но на каком-то этапе прекращено, то налоговая ответственность, которая была при этом отодвинута, выступает на первый план, т.е. отказ от привлечения к уголовной ответственности не означает отказа от налоговой ответственности.

Согласно п. 4 ст. 107 НК РФ привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.

В пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ (ВАС РФ) от 28 февраля 2001 г. №5 «О некоторых вопросах применения части первой НК РФ» указано, что при решении вопросов о разграничении налоговой и иной ответственности физических лиц судам следует исходить из того, что одно и то же правоотношение не может одновременно квалифицироваться как налоговое и иное, не являющееся налоговым, в связи с чем налогоплательщик – физическое лицо за совершенное им деяние не может быть одновременно привлечен к налоговой и иной ответственности.

Последнее наиважнейшее положение, закрепленное в НК РФ, – это презумпция невиновности налогоплательщика. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. А неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Кроме того, согласно ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) отсутствие события налогового правонарушения;

2) отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;

3) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста.

4) истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Глава 1. Теоретические аспекты налоговых санкций.

1.1 Налоговые санкции, механизмы реализации налоговой политики.

Важнейшим инструментом контрольно-регулятивной налоговой политики являются налоговые  санкции. Однако и в экономической  литературе, и в законодательных  актах этому финансовому инструменту  уделяется незаслуженно мало внимания как в теоретическом, так и  в стратегическом плане.

Налоговые санкции внешне представляют собой противоположную  налоговым льготам сторону единого  процесса налогового регулирования  и контроля. Налоговые санкции  имеют свое происхождение не только от регулирующей, но и в большей  степени от контрольной функции  налогов и направлены на обеспечение  более высокой результативности выполнения налогами фискальной функции. Это финансовый результат (с обратным значением) налогового регулирования  и контроля со стороны налоговых  органов, имеющий целью создание условий для наиболее полного  сбора налогов в установленные  сроки и стимулирования предприятий  в рациональном использовании природных  ресурсов и охране окружающей среды. То есть, чем меньше в стране, регионе наложено санкций на налогоплательщиков за налоговые правонарушения, тем выше регулятивно-контрольный эффект проводимой государством политики, а не наоборот, как, приходится слышать при оценке работы российских налоговых органов.

Информация о работе Порядок взыскания налоговых санкций. Подача искового заявления о взыскании налоговой санкции