Порядок взыскания налоговых санкций. Подача искового заявления о взыскании налоговой санкции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в следующем: рассмотрение понятия «налоговое правоотношение», «налоговое правонарушение» и налоговых санкций, применяемых в качестве меры ответственности, поиск и рассмотрение проблемных мест в этой области с дальнейшей разработкой рекомендаций по совершенствованию.

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 64.53 Кб (Скачать файл)

Единство большей части  налоговых льгот и налоговых  санкций заключается в общей  их целевой направленности на увеличение массы налоговых поступлений, но различными способами. Налоговые льготы рассчитаны на обеспечение прироста налоговых поступлений в будущем  путем временного уменьшения налогов  для отдельных групп плательщиков в настоящем. Налоговые санкции, наоборот, рассчитаны на обеспечение  полноты сбора и увеличение доходных поступлений в бюджет в настоящем  времени по факту совершения плательщиками  налоговых правонарушений путем  взыскания неуплаченных налогов, штрафов, пени и т.д., а также психологического воздействия на плательщиков с целью предотвращения в будущем и настоящем, налоговых правонарушений или негативных действий (бездействий) природоохранного и экологического характера. Однако, внешне налоговые льготы выглядят как способы уменьшения налоговых платежей в бюджет, а налоговые санкции - их увеличения. Поэтому обе стороны процессов налогового регулирования и контроля по-своему связаны с понятиями уклонения от налогов, обхода налогов и налогового планирования на предприятиях.

Уклонение от налогов обычно связано с незаконными действиями (бездействиями) плательщиков: несвоевременной  уплатой налогов, сокрытием доходов, незаконным использованием налоговых  льгот, непредставлением в налоговый  орган документов, необходимых для  исчисления и уплаты налогов. То есть, под уклонением от налогов понимается уменьшение налоговых обязательств, как правило, незаконными способами.

Любые другие способы, пути и методы уменьшения налогов плательщиками, выходящие за рамки законного  использования перечисленных особенностей налогообложения (налогового планирования), представляют собой, как правило, налоговые правонарушения, за допущение которых на плательщика накладываются соответствующие штрафные санкции.

В научной литературе обычно не дается определения понятия налоговых  санкций как элемента налогообложения. В этой связи, налоговые санкции предлагается рассматривать с широкой и узкой точек зрения.

В широком понимании, налоговые  санкции представляют собой совокупность налоговых взысканий и административных санкций (возврат неуплаченных или  заниженных сумм налогов, штрафы, пени) за налоговые правонарушения, а также  штрафных налогов (ставок) за нарушения  норм природопользования, устанавливаемых  в законодательном порядке с  целью обеспечения полноты сбора  налогов, регулирования и контроля за налоговыми и связанными с ними действиями (бездействиями) налогоплательщиков.

Таким образом, можно выделить две большие группы налоговых  санкций, различающихся между собой  типами правонарушений, за которые  они устанавливаются (см. Рис. 1):

1) налоговые взыскания  и административные санкции;

2) штрафные налоги (ставки).

В узком смысле, налоговые санкции  представляют собой совокупность штрафных санкций за налоговые правонарушения и пени за нарушение сроков уплаты налогов согласно Налоговому и Административному  кодексам РФ. При этом платежи в  форме штрафов и пени не засчитываются  как исполнение налогового обязательства  и не являются собственно налоговыми платежами. Именно по этой причине погоня за штрафами не может считаться нормальным явлением, а их рост лишь указывает  на низкую результативность контрольно-регулятивной налоговой политики.

Налоговых правонарушений, за которые  налоговые органы могут применить  согласно законодательству штрафные санкции, достаточно много (они подробно изложены в статьях 116-135 первой части Налогового кодекса РФ и сведены в схему в таблицу 1), поэтому удобнее будет сгруппировать их по следующим основным видам:

- сокращение (занижение) дохода (прибыли)  и иного объекта налогообложения;

- неправильное удержание налога  лицом - источником выплат;

- отсутствие или ведение учета  объекта налогообложения и финансовой  отчетности с нарушением установленного  порядка;

- несвоевременная или неполная  уплата налогов;

- непредставление или несвоевременное  представление налоговым органам  документов, необходимых для исчисления  и уплаты налогов в бюджет;

- невыполнение налогоплательщиками  требований должностных лиц налоговых  органов;

- невнесение исправлений в бухгалтерскую  отчетность в размере суммы  сокрытого или заниженного дохода (прибыли) и иного объекта обложения,  выявленных налоговыми органами;

- невыполнение требований налоговых  органов по устранению выявленных  нарушений налогового законодательства.

Согласно Налоговому кодексу  РФ, за соответствующие налоговые  правонарушения налогоплательщик несет  различные меры ответственности, которые  в силу их множественности также  можно сгруппировать следующим  образом:

1) взыскание сумм налога  за сокрытый, заниженный и не  учтенный объект налогообложения;

2) штрафные санкции (в  абсолютных суммах или процентах  от налоговых сумм) за каждое  из видов налоговых правонарушений;

3) наложение пени с  налогоплательщиков в размере  1/300 ставки рефинансирования ЦБ  РФ в случае нарушения сроков  уплаты за каждый день просрочки  платежа.

Штрафные санкции должны быть четко определены в налоговом  законодательстве по составу, видам  налоговых правонарушений и величине. Нечеткие формулировки в отношении  отдельных налоговых правонарушений, спорность и неразработанность каких-либо положений позволяют не всегда правильно, квалифицировать действия налогоплательщиков. Рассмотрим наиболее злободневные вопросы, касающиеся порядка применения штрафных санкций.

Во-первых, в действующем  налоговом законодательстве отсутствует  расшифровка понятий сокрытого  или заниженного дохода (прибыли), не определено значение умышленного  сокрытия, которое влечет за собой  повышенную налоговую ответственность. В результате, под заниженной прибылью может подразумеваться фактически неполученная (недополученная) прибыль  или упущенная выгода. Например, по-разному можно понимать такой  вид правонарушений, как «грубое  нарушение правил учета доходов  и расходов и объектов налогообложения» (ст. 120 Налогового кодекса РФ), за которое  установлено 3 вида штрафных санкций). Размыто содержание статей 128 «Ответственность свидетеля» и 129 «Отказ эксперта, переводчика  или специалиста от участия в  проведении налоговой проверки...». Не ясен статус и контингент таких  свидетелей, экспертов, переводчиков и  специалистов.

Во-вторых, не отрегулированным, с правовой точки зрения, является вопрос о том, сколько и каких  взысканий можно применить одновременно по одному нарушению. За рубежом в  основном используется метод зачета ответственности при наложении  взыскания за взаимосвязанные, вытекающие одно из другого нарушения по принципу поглощения большей мерой меньшей. В России же при наложении мер ответственности исходят из принципа их раздельного применения и сложения одновременно нескольких санкций. Например, если нарушение правил учета объекта налогообложения (ст. 120 HK РФ) повлекло за собой неполную уплату налогов (ст. 122 HK РФ), то налоговый орган вправе взыскать штрафы за оба нарушения одновременно, сложив суммы наложенных штрафов для одних налогоплательщиков, а может и взыскать только один штраф за одно правонарушение для других налогоплательщиков. То есть, метод сложения штрафных санкций создает почву для неоднозначного подхода должностного лица к разным налогоплательщикам в зависимости от личных симпатий, то есть, создает условия для допущения различного рода нарушений со стороны налоговых органов, в том числе в корыстных целях. Метод поглощения большей мерой ответственности меньшей исключает возможность волюнтаристского подхода должностных лиц налоговых органов к налогоплательщикам. Таким образом, принцип сложения штрафных санкций - это прямое ущемление прав налогоплательщиков. Он является несправедливым ни с правовой, ни с экономической точек зрения, учитывая и без того достаточную жесткость действующих налоговых санкций, а также высокое налоговое бремя и сложное финансовое положение основной массы налогоплательщиков. К тому же, как отмечалось ранее, нет достаточно жесткой связи между количеством, размерами налоговых санкций и количеством налоговых правонарушений, фактически совершаемых налогоплательщиками. Поэтому, видимо, настало время перейти от принципа сложения к принципу зачета большей штрафной санкцией меньшей.

При рассмотрении налоговых санкций  в широком понимании в их состав были включены налоги за пользование  природными ресурсами штрафного  типа, связанные с нарушением установленных  норм природопользования. Это - принципиально иной подход к пониманию налоговых санкций не только в качестве элемента и порождения контрольной функции налогов, но и как важного инструмента регулирования налоговых и иных, связанных с налогообложением, действий (бездействий) плательщиков. Штрафной механизм этих налогов реализуется через их взимание за счет чистой (после уплаты всех налогов) прибыли налогоплательщика по повышенным в несколько раз ставкам (по сравнению с основными) при нарушении ими установленных норм природопользования. То есть, также как и обычные штрафные платежи, такие налоги несут в себе все характерные признаки штрафов - уплачиваются из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после осуществления всех обязательных платежей, в том числе в налоговую систему, а также носят наказательный характер в виде повышения (от 2 до 25 раз) размеров налоговых ставок. Роль этих налогов в России, к сожалению, очень незначительна. Очевидно, сложившаяся в стране экологическая обстановка и безответственное отношение пользователей к природным ресурсам настоятельно требуют повысить их значимость в налоговой системе с целью усиления налогового контроля и регулирования процессов природопользования в России. Эту задачу можно решить путем повышения ставок налогов за природные ресурсы, в том числе штрафных, до размеров, при которых внедрение природоохранных технологий и очистительных сооружений стало бы выгоднее, чем длительное время платить в бюджет налоги. С этой же целью целесообразно было бы использовать опыт США по созданию в России рынка прав на загрязнение окружающей среды. Как раз на таком рынке и сформируется равновесный размер ставок.

1.2  Меры ответственности за совершение налоговых правонарушений в странах СНГ и Франции.

Налоговые нарушения —  достаточно распространенное явление  во всех странах. В странах — бывших республиках СССР предусмотрены  следующие меры финансовой ответственности  за совершение налоговых правонарушений.

В Казахстане за непредставление  в установленные сроки налоговой  отчетности взимается штраф в  размере 10% от неуплаченной суммы налогов. За занижение сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет установлен штраф в размере 50% от неуплаченных сумм.

В Белоруссии непредставление  налоговой декларации влечет за собой  наложение штрафа в размере 150% от всей суммы налога, уплаченного за предыдущий отчетный период, или в  размере, условно рассчитанном на основе информации о доходах, которой располагает  налоговый орган. После этого  проводится перерасчет налога в зависимости  от фактически полученного дохода с  удержанием 10% от причитающейся суммы  налога. Сокрытие и занижение объектов налогообложения влечет за собой  наложение штрафа в трехкратном  размере общей суммы налогов  или сборов, исчисленной от сокрытых и заниженных объектов налогообложения (за повторное нарушение в течение  года штраф увеличивается до пятикратного размера суммы налога).

В Таджикистане несвоевременное  представление налоговой декларации влечет за собой взыскание штрафа в размере 5% от неуплаченной суммы  налога за каждый месяц, в котором  не представлялась декларация, но не более 25% от данной суммы. Взимаемая сумма  штрафа не может быть меньше меньшей  из двух величин: 25 не облагаемых налогом  минимумов дохода или 100% суммы налога, указанной в декларации, и больше 250 не облагаемых налогом минимумов  дохода за первый месяц, в котором  не представлялась декларация. За занижение  сумм налога взимается штраф в  размере 10% от суммы занижения (в  размере 50%, если занижение является крупным).

В Киргизии за непредставление  декларации в установленные сроки  взимается штраф в размере 5% от неуплаченной суммы налога за каждый месяц просрочки, но не более 10% от суммы  для физических и 20% — для юридических  лиц. За неуплату налога налагается штраф  в размере 5% от неуплаченной суммы  налога за каждый месяц, в течение  которого неуплата имела место. Несвоевременная  уплата налога грозит налогоплательщику  штрафом в размере не более 100% основной задолженности по налогу.

Как пример финансовой ответственности, применяемой за рубежом, приведем финансовую ответственность во Франции.

Во Франции финансовая ответственность за налоговые правонарушения в целом выше, чем в РФ. Так, если в НК РФ предусматривается, что  занижение налоговой базы влечет за собой взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы, а то же деяние, совершенное умышленно, приводит к  штрафу в размере 40% от неуплаченной суммы налога, то аналогичные санкции  во Франции имеют следующие размеры:

если налоговый орган  сочтет, что ошибки в исчислении налога арифметические, то санкция  как таковая не применяется, а  начисляется пеня в размере 9% годовых;

если проверяющий считает  ошибки умышленными, то это влечет за собой наложение штрафной санкции  в размере 40%;

если в ходе проверки устанавливается, что налогоплательщик в целях  уменьшения налога совершил противоправные действия, например предъявил подложные  документы, то штраф увеличивается  до 80%;

самая большая санкция (150% неуплаченного налога) применяется  в случае оказания налогоплательщиком противодействия налоговой проверке, что, по словам французских специалистов, случается нечасто, поскольку французские  налогоплательщики воспитаны в  духе законопослушания и в основном стараются законы не нарушать.

Во Франции практика наложения  и взыскания налоговых санкций  предусматривает возможность снижения предъявленного налогоплательщику  штрафа, но только по договоренности налогоплательщика  с налоговым органом и в  том случае, когда налогоплательщик обязуется уплатить доначисленный  налог в срок, установленный налоговым  органом. Однако снижение размеров санкций  не исключает начисления сумм пеней  за все время нарушения срока  уплаты налога по день уплаты включительно.

Информация о работе Порядок взыскания налоговых санкций. Подача искового заявления о взыскании налоговой санкции