Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 20:48, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в следующем: рассмотрение понятия «налоговое правоотношение», «налоговое правонарушение» и налоговых санкций, применяемых в качестве меры ответственности, поиск и рассмотрение проблемных мест в этой области с дальнейшей разработкой рекомендаций по совершенствованию.
Единство большей части
налоговых льгот и налоговых
санкций заключается в общей
их целевой направленности на увеличение
массы налоговых поступлений, но
различными способами. Налоговые льготы
рассчитаны на обеспечение прироста
налоговых поступлений в
Уклонение от налогов обычно
связано с незаконными
Любые другие способы, пути
и методы уменьшения налогов плательщиками,
выходящие за рамки законного
использования перечисленных
В научной литературе обычно не дается определения понятия налоговых санкций как элемента налогообложения. В этой связи, налоговые санкции предлагается рассматривать с широкой и узкой точек зрения.
В широком понимании, налоговые
санкции представляют собой совокупность
налоговых взысканий и
Таким образом, можно выделить две большие группы налоговых санкций, различающихся между собой типами правонарушений, за которые они устанавливаются (см. Рис. 1):
1) налоговые взыскания и административные санкции;
2) штрафные налоги (ставки).
В узком смысле, налоговые санкции представляют собой совокупность штрафных санкций за налоговые правонарушения и пени за нарушение сроков уплаты налогов согласно Налоговому и Административному кодексам РФ. При этом платежи в форме штрафов и пени не засчитываются как исполнение налогового обязательства и не являются собственно налоговыми платежами. Именно по этой причине погоня за штрафами не может считаться нормальным явлением, а их рост лишь указывает на низкую результативность контрольно-регулятивной налоговой политики.
Налоговых правонарушений, за которые налоговые органы могут применить согласно законодательству штрафные санкции, достаточно много (они подробно изложены в статьях 116-135 первой части Налогового кодекса РФ и сведены в схему в таблицу 1), поэтому удобнее будет сгруппировать их по следующим основным видам:
- сокращение (занижение) дохода (прибыли)
и иного объекта
- неправильное удержание налога лицом - источником выплат;
- отсутствие или ведение учета
объекта налогообложения и
- несвоевременная или неполная уплата налогов;
- непредставление или
- невыполнение
- невнесение исправлений в
- невыполнение требований
Согласно Налоговому кодексу РФ, за соответствующие налоговые правонарушения налогоплательщик несет различные меры ответственности, которые в силу их множественности также можно сгруппировать следующим образом:
1) взыскание сумм налога
за сокрытый, заниженный и не
учтенный объект
2) штрафные санкции (в
абсолютных суммах или
3) наложение пени с
налогоплательщиков в размере
1/300 ставки рефинансирования ЦБ
РФ в случае нарушения сроков
уплаты за каждый день
Штрафные санкции должны
быть четко определены в налоговом
законодательстве по составу, видам
налоговых правонарушений и величине.
Нечеткие формулировки в отношении
отдельных налоговых
Во-первых, в действующем
налоговом законодательстве отсутствует
расшифровка понятий сокрытого
или заниженного дохода (прибыли),
не определено значение умышленного
сокрытия, которое влечет за собой
повышенную налоговую ответственность.
В результате, под заниженной прибылью
может подразумеваться
Во-вторых, не отрегулированным,
с правовой точки зрения, является
вопрос о том, сколько и каких
взысканий можно применить
При рассмотрении налоговых санкций в широком понимании в их состав были включены налоги за пользование природными ресурсами штрафного типа, связанные с нарушением установленных норм природопользования. Это - принципиально иной подход к пониманию налоговых санкций не только в качестве элемента и порождения контрольной функции налогов, но и как важного инструмента регулирования налоговых и иных, связанных с налогообложением, действий (бездействий) плательщиков. Штрафной механизм этих налогов реализуется через их взимание за счет чистой (после уплаты всех налогов) прибыли налогоплательщика по повышенным в несколько раз ставкам (по сравнению с основными) при нарушении ими установленных норм природопользования. То есть, также как и обычные штрафные платежи, такие налоги несут в себе все характерные признаки штрафов - уплачиваются из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после осуществления всех обязательных платежей, в том числе в налоговую систему, а также носят наказательный характер в виде повышения (от 2 до 25 раз) размеров налоговых ставок. Роль этих налогов в России, к сожалению, очень незначительна. Очевидно, сложившаяся в стране экологическая обстановка и безответственное отношение пользователей к природным ресурсам настоятельно требуют повысить их значимость в налоговой системе с целью усиления налогового контроля и регулирования процессов природопользования в России. Эту задачу можно решить путем повышения ставок налогов за природные ресурсы, в том числе штрафных, до размеров, при которых внедрение природоохранных технологий и очистительных сооружений стало бы выгоднее, чем длительное время платить в бюджет налоги. С этой же целью целесообразно было бы использовать опыт США по созданию в России рынка прав на загрязнение окружающей среды. Как раз на таком рынке и сформируется равновесный размер ставок.
1.2 Меры ответственности за совершение налоговых правонарушений в странах СНГ и Франции.
Налоговые нарушения — достаточно распространенное явление во всех странах. В странах — бывших республиках СССР предусмотрены следующие меры финансовой ответственности за совершение налоговых правонарушений.
В Казахстане за непредставление
в установленные сроки
В Белоруссии непредставление налоговой декларации влечет за собой наложение штрафа в размере 150% от всей суммы налога, уплаченного за предыдущий отчетный период, или в размере, условно рассчитанном на основе информации о доходах, которой располагает налоговый орган. После этого проводится перерасчет налога в зависимости от фактически полученного дохода с удержанием 10% от причитающейся суммы налога. Сокрытие и занижение объектов налогообложения влечет за собой наложение штрафа в трехкратном размере общей суммы налогов или сборов, исчисленной от сокрытых и заниженных объектов налогообложения (за повторное нарушение в течение года штраф увеличивается до пятикратного размера суммы налога).
В Таджикистане несвоевременное
представление налоговой
В Киргизии за непредставление декларации в установленные сроки взимается штраф в размере 5% от неуплаченной суммы налога за каждый месяц просрочки, но не более 10% от суммы для физических и 20% — для юридических лиц. За неуплату налога налагается штраф в размере 5% от неуплаченной суммы налога за каждый месяц, в течение которого неуплата имела место. Несвоевременная уплата налога грозит налогоплательщику штрафом в размере не более 100% основной задолженности по налогу.
Как пример финансовой ответственности, применяемой за рубежом, приведем финансовую ответственность во Франции.
Во Франции финансовая
ответственность за налоговые правонарушения
в целом выше, чем в РФ. Так,
если в НК РФ предусматривается, что
занижение налоговой базы влечет
за собой взыскание штрафа в размере
20% от неуплаченной суммы, а то же деяние,
совершенное умышленно, приводит к
штрафу в размере 40% от неуплаченной
суммы налога, то аналогичные санкции
во Франции имеют следующие
если налоговый орган сочтет, что ошибки в исчислении налога арифметические, то санкция как таковая не применяется, а начисляется пеня в размере 9% годовых;
если проверяющий считает ошибки умышленными, то это влечет за собой наложение штрафной санкции в размере 40%;
если в ходе проверки устанавливается, что налогоплательщик в целях уменьшения налога совершил противоправные действия, например предъявил подложные документы, то штраф увеличивается до 80%;
самая большая санкция (150%
неуплаченного налога) применяется
в случае оказания налогоплательщиком
противодействия налоговой
Во Франции практика наложения
и взыскания налоговых санкций
предусматривает возможность