Принципы налогообложения и виды налогов на добычу нефти и газа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 22:00, реферат

Описание работы

Государство играет двойственную фискальную роль в отношении минерально-сырьевого сектора: оно является высшей налоговой властью и собственником природных ресурсов. Налоговая система, конструируемая так, чтобы отразить эту двойственность, должна сочетать получение государством соответствующих доходов и адекватные стимулы для потенциальных инвесторов, обеспечивающие экономическую эффективность проектов в данном секторе экономики. Главная фундаментальная цель налоговой системы для минерально-сырьевого сектора состоит в обеспечении того, чтобы государство получало соответствующую плату за свои природные ресурсы и распределяло доходы от их эксплуатации так, чтобы содействовать устойчивому экономическому росту и получению долгосрочной прибыли.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Налогообложение нефтедобывающих компаний: принципы, виды и их характеристика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

Сравнительный анализ систем налогообложения добычи углеводородов в крупнейших нефтедобывающих странах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28

Файлы: 1 файл

Габдрахманов И. - Реферат.docx

— 165.27 Кб (Скачать файл)

 

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

НЕФТИ и ГАЗА имени И.М.ГУБКИНА

ФИЛИАЛ в г. ТАШКЕНТЕ

 

Отделение:

 «экономических  дисциплин»

 

 

 

По дисциплине «Экономика нефтегазовой зарубежной промышленности»

 

На тему:

«Принципы налогообложения и виды налогов на добычу нефти и газа»

 

Выполнил:

студент 3 курса группы ЭУ-08-01

Габдрахманов И.А.

ПРИНЯЛ:

проф. Закиров А.А.

 

 

 

                                                                                                                                                                                                             

Ташкент 2011                              

Содержание:

 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  3

 

  1.  Налогообложение нефтедобывающих компаний: принципы, виды и их характеристика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

 

  1. Сравнительный анализ систем налогообложения добычи углеводородов в крупнейших нефтедобывающих странах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15

 

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

 

Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Государство играет двойственную фискальную роль в отношении минерально-сырьевого  сектора: оно является высшей налоговой  властью и собственником природных  ресурсов. Налоговая система, конструируемая так, чтобы отразить эту двойственность, должна сочетать получение государством соответствующих доходов и адекватные стимулы для потенциальных инвесторов, обеспечивающие экономическую эффективность  проектов в данном секторе экономики. Главная фундаментальная цель налоговой  системы для минерально-сырьевого  сектора состоит в обеспечении  того, чтобы государство получало соответствующую плату за свои природные  ресурсы и распределяло доходы от их эксплуатации так, чтобы содействовать  устойчивому экономическому росту  и получению долгосрочной прибыли. Для достижения этой цели налоговая  система и налоговое администрирование  должны быть простыми и прозрачными, основанными на легко доступных  данных и легко контролируемыми. Для государства важно не подвергать бюджет чрезмерной изменчивости доходов  в течение процесса реформирования и обеспечить стабильность налоговых  поступлений. Соответствующее распределение  доходов между федеральным и  региональным уровнями власти и гармонизация с другими налогами должны сделать  такую систему политически приемлемой.

  1. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ НЕФТЕДОБЫВАЮЩИХ КОМПАНИЙ: ПРИНЦИПЫ, ВИДЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

Очевидно, не может быть одной налоговой  системы или одного набора налогов, которые доминировали бы над всеми  остальными, т.е. были бы предпочтительнее всех остальных, для всех инвесторов и всех государств, обладающих природными ресурсами. Поэтому необходим систематический  анализ существующих средств налогообложения  производства минеральных ресурсов, который должен вести к созданию более эффективных фискальных структур.

Необходимость применения специальных налоговых  инструментов при налогообложении  минерально-сырьевого сектора обусловлена  ограниченностью и невозобновляемостью  минеральных ресурсов. В той степени, в какой ресурс является ограниченным и незаменимым, его цена может  включать некоторую сумму сверх  минимальной цены, по которой этот ресурс будет произведен; эта минимальная  цена включает в себя производственные затраты плюс некоторый уровень  прибыли, который является достаточным, чтобы сделать инвестиции привлекательными. Дополнительная стоимость ресурса  сверх этой минимальной цены известна как экономическая, или ресурсная, рента. Эта рента может рассматриваться  как стоимость самого ресурса. Если компания получила прибыль, которая  достаточна, чтобы побудить ее инвестировать, то для государства является возможным  изъять полученную производителем сверхприбыль, или ренту, без ограничения инвестиций. Такое изъятие обеспечит нации  ее долю прибыли, получаемой от разработки принадлежащих ей природных ресурсов. Средства, которые использует государство  для изъятия ренты, представлены на рис. 1:

Рис. 1       Механизм изъятия ренты государством

Основными видами платежей в мировой добывающей промышленности являются бонусы, ренталс, роялти и налоги.

 Бонусы, являясь разовыми платежами, не служат значительным (по сравнению с налогами и роялти) источником финансовых поступлений для государства и поэтому могут рассматриваться лишь в качестве дополнительной статьи увеличения государственных доходов. В то же время они являются хронологически первым, хотя и несистематическим, видом платежа. Поэтому, оговаривая в соглашении систему бонусов, государство может изымать денежные средства у производителя не только до начала получения им чистого дохода (после чего поступления в бюджет начинают обеспечивать налоги) или до начала добычи (после чего начинает действовать система роялти), но даже и до начала его инвестиционной деятельности. Бонусы могут быть приурочены к различным этапам реализации проекта. В ряде стран выплата бонусов закреплена в законодательном порядке, но чаще и количество, и размер разовых платежей являются предметом переговоров.

Ренталс (арендная плата) является вторым видом платежей производителя, не зависящим от наличия добычи или прибыльности производства, т.е. дающим государству возможность получать систематический (в отличие от бонусов) доход с момента заключения соглашения. Размер арендной платы, как правило, невелик и может быть установлен как за всю законтрактованную территорию, так и за единицу ее площади. В целях побуждения производителя к скорейшему освоению законтрактованной территории государство может устанавливать прогрессивные ставки арендной платы, увеличивающиеся с течением времени, с размером этой территории, или же смешанного типа. Арендная плата может быть установлена в соглашении на ограниченный период (например, до начала добычи).

Роялти, рассчитываемые как процент валового дохода производителя, являются весьма распространенной формой выплат государству из-за ее административной простоты. Фиксированная доля стоимости произведенной продукции взимается государством-собственником природных ресурсов за право разработки запасов. Этот платеж легко администрируется и обеспечивает ранний и гарантированный доход государству. В нефтяной промышленности величина роялти колеблется от 0 (например, в Великобритании) до 50-51% (Мьянма, Египет), но в большинстве стран равна 12,5-20% стоимости добытой нефти. Весьма распространенными ставками являются 12,5% (1/8) и 16,67% (1/6). По расчетам А.Конопляника, основанным на данных по 130 капиталистическим и развивающимся государствам, в середине восьмидесятых годов макcимальная ставка роялти составляла: средневзвешенная по числу стран - 12,2%, средневзвешенная по объему добычи - 17,2%. Несмотря на то, что большую часть доходов государства, как правило, обеспечивают налоги, роялти может рассматриваться как базисный вид систематического платежа, обеспечивающий более ранние по времени и более стабильные финансовые поступления государству, чем платежи с доходов. Роялти фактически гарантируют государству определенный минимум доходов от эксплуатации месторождения, что не всегда обеспечивает система налогообложения: если минимальная величина роялти всегда больше ноля, то налоговые отчисления в течение нескольких первых лет эксплуатации месторождения могут вообще не поступать.

Налоговый режим, который основывается не только на подоходном налогообложении, но и на роялти, генерирует относительно более стабильные и более равномерно распределенные во времени налоговые поступления. Рис. 2 иллюстрирует результаты применения двух различных налоговых режимов на примере гипотетического проекта разработки месторождения минеральных ресурсов.

Рис. 2          Альтернативные налоговые режимы

Источник: International Monetary Fund.

Режим А основан на применении налога на доход, взимаемого по ставке 35%, при  обеспечении ускоренного возмещения капитальных затрат. Режим В включает налог на доход и роялти. Налог на доход взимается по ставке 20% и не предусматривает ускоренного возмещения капитальных затрат. Ставка роялти составляет 7,5% стоимости реализованной продукции. Доходы государства по каждому налоговому режиму рассчитаны при трех сценариях: базовом и при высоких и низких ценах на минеральные ресурсы.

Оба налоговых  режима генерируют доходы, которые  значительно различаются при  более высоких и более низких ценах, но налоговый режим А является значительно более рискованным, чем режим В. При режиме А налоговые  доходы не поступают вплоть до пятого года с начала добычи в базовом  варианте и до шестого года с начала добычи при низких ценах на минеральные  ресурсы. При высоких ценах налоговый  режим А приносит, однако, более  высокие доходы, чем альтернативный налоговый режим. При режиме В  доход поступает государству  в течение всего периода реализации проекта независимо от уровня цен, и  вариация налоговых поступлений  меньше, чем при альтернативном налоговом  режиме.

В восьмидесятые-девяностые годы наметилась тенденция к установлению прогрессивных ставок роялти, т.е. к  их исчислению по скользящей шкале  в зависимости от определенных факторов, например, уровня добычи или глубины  воды над морскими месторождениями. Так, в нефтегазовом секторе Китая  ставка роялти варьирует от 0 до 12,5% в зависимости от уровня добычи. В Нигерии для офшорных нефтяных месторождений, расположенных на глубине  свыше 1000 м, ставка роялти равна 0 и увеличивается  до 16,67% для месторождений, расположенных  на глубине менее 200 м. Расчет роялти по скользящей шкале фактически служит целям изъятия у производителя  части ресурсной ренты. С другой стороны, изменением ставки роялти государство  создает для компаний финансовые стимулы для работы в нужном для  страны направлении. Так, зависимость  ставки роялти от уровня добычи в определенной степени может удержать компании от форсирования разработки запасов, зависимость  ставки от глубины воды над морскими месторождениями побуждает компании к освоению глубоководных месторождений, зависимость ставки от плотности  нефти стимулирует освоение месторождений  тяжелой нефти и т.д.

В налогообложении  добычи минеральных ресурсов применяются  как обычный налог на прибыль  корпораций, так и специальные  виды налогов, такие как рентный  налог на природные ресурсы. Ставки обычного налога на прибыль корпораций колеблются от 0 до почти 70%, ставки налога на прибыль нефтяных компаний, как  правило, от 50% до 85% (в большинстве  стран ОПЕК). Более высокие налоги на прибыль в нефтяном секторе  фактически служат инструментом изъятия  получаемой здесь ресурсной ренты. Так, чрезвычайно высокий уровень налогообложения нефтяных компаний в странах ОПЕК, очевидно, объясняется крайне низкими затратами на добычу нефти, и, соответственно, высоким уровнем экономической ренты.

Зависимость основных налоговых платежей в добывающей промышленности от цены продукции стимулирует  производителей к занижению цены ее реализации с целью минимизации  своих налоговых обязательств. В  связи с этим в большинстве  стран при налогообложении добывающей промышленности для определения  налоговой базы используются не фактические  цены сделок (или не только фактические  цены сделок), а специальные справочные (рыночные) цены, определяемые тем или  иным образом. В развивающихся нефтедобывающих  странах в этих целях часто  используют цены на котируемые на мировом  рынке сорта нефти (с определенными  поправками). В большинстве развитых стран при налогообложении добычи нефти применяются цены сделок, совершаемых  на принципах независимости сторон (принцип независимости сторон предполагает отсутствие взаимозависимости между  продавцом и покупателем и  отсутствие взаимосвязи между продажей продукции и какими-либо другими  сделками).

Число фискальных систем, регулирующих отношения с  нефтедобывающими компаниями, больше, чем число нефтедобывающих стран, так как в одной и той  же стране подрядчики могут работать на совершенно разных условиях. А поскольку  фискальные системы эволюционируют, в каждый данный момент во многих странах  существует значительное разнообразие договорных условий. Некоторые страны в периоды перехода к новым  фискальным режимам используют сразу  несколько различных форм. Бывает, что одновременно применяются и  концессионные соглашения, и сервисные  контракты, и соглашения о разделе  продукции (например, в Перу). Но независимо от используемой правовой схемы ведущими остаются финансовые аспекты соглашения, а именно порядок возмещения расходов и распределения прибыли. Ключевым понятием здесь является концепция  экономической ренты.

В нефтедобывающей  промышленности экономическая рента  представляет собой разницу между  стоимостью произведенной продукции  и затратами на ее добычу. В состав затрат входят издержки добычи нефти, расходы на геологоразведку и  освоение месторождений, а также  отраслевая норма прибыли. Остальная  часть валового дохода может быть определена как экономическая (ресурсная) рента, или сверхприбыль. Правительства  стремятся присвоить себе как  можно большую часть этой сверхприбыли, для чего используются различные  налоги, сборы, роялти и бонусы.

Цель  государства заключается в разработке такой фискальной системы, в которой  права на разведку и освоение месторождений  достаются тем подрядчикам, которые  готовы за эти права больше заплатить. На эффективных рынках достижению этой цели способствуют конкурсные торги. При  наличии конкуренции сам рынок  помогает определить условия, приемлемые для отрасли, и тогда прибыль  оказывается распределенной вполне разумно. При отсутствии конкуренции  распределение прибыли зависит  только от качества фискальных условий. И здесь не всегда удается достичь  эффективного распределения.

Информация о работе Принципы налогообложения и виды налогов на добычу нефти и газа