Принципы налогообложения и виды налогов на добычу нефти и газа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 22:00, реферат

Описание работы

Государство играет двойственную фискальную роль в отношении минерально-сырьевого сектора: оно является высшей налоговой властью и собственником природных ресурсов. Налоговая система, конструируемая так, чтобы отразить эту двойственность, должна сочетать получение государством соответствующих доходов и адекватные стимулы для потенциальных инвесторов, обеспечивающие экономическую эффективность проектов в данном секторе экономики. Главная фундаментальная цель налоговой системы для минерально-сырьевого сектора состоит в обеспечении того, чтобы государство получало соответствующую плату за свои природные ресурсы и распределяло доходы от их эксплуатации так, чтобы содействовать устойчивому экономическому росту и получению долгосрочной прибыли.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Налогообложение нефтедобывающих компаний: принципы, виды и их характеристика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

Сравнительный анализ систем налогообложения добычи углеводородов в крупнейших нефтедобывающих странах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28

Файлы: 1 файл

Габдрахманов И. - Реферат.docx

— 165.27 Кб (Скачать файл)

Оставшаяся  часть продукции, так называемая распределяемая (прибыльная) нефть, подлежит разделу между государством и  компанией-подрядчиком. Раздел производится в сугубо индивидуальных пропорциях в каждой стране. При этом в большинстве  нефтедобывающих стран, практикующих заключение таких контрактов, пропорции  раздела с ростом добычи изменяются в пользу государства. Принадлежащая  компании-подрядчику доля распределяемой нефти является объектом налогообложения. В ряде стран в соглашения о  разделе продукции также включаются обязательства по уплате роялти.

Описанный механизм раздела продукции относится  к наиболее часто встречаемой  разновидности контрактов этого  рода -  с разделом добычи после  вычета (компенсации) издержек компании-производителя (см. рис. 3). При другой разновидности этих контрактов – с прямым разделом добычи, - последняя делится непосредственно на долю государства и долю производителя, т.е. минуя стадию выделения компенсационной нефти. При традиционном разделе принадлежащая компании доля распределяемой нефти облагается, как правило, обычным налогом на прибыль. Изъятие же сверхприбыли осуществляется самой процедурой раздела продукции. При втором варианте осуществляется прямой раздел всей добычи без налогообложения доли, выделенной контрактору. Такая система действует, например, в Ливии, где доля продукции, принадлежащая государству, установлена в 81%, а доля компании-подрядчика – в 19% при условии освобождения ее от налогов. В этом случае раздел продукции заменяет собой все виды налогов на производителя.

Рис. 3   Распределение нефти по Соглашению о Разделе Продукции (СРП)

Источник: International Monetary Fund

В мировой  практике существует значительный разброс  в отношении того, какие параметры  могут быть предметом переговоров  при заключении контрактов. Большие  политически стабильные экономики, такие как экономика США, Великобритании и Автралии, вообще не имеют контрактов с разделом продукции. Все охватывается законодательством, и ничто не подлежит переговорам.

Меньшие, более бедные и менее  стабильные экономики склонны иметь  больше условий, подлежащих переговорам. Иногда утверждается, что такая свобода  действий необходима для того, чтобы  учесть специфические характеристики месторождения. С другой точки зрения свобода действий необходима, поскольку  политическая система нестабильна. В этом случае инвесторы могут  рассчитывать на соблюдение в основном условий контракта, даже если правительство  меняет общий налоговый режим. Существует и весьма скептическая точка зрения, согласно которой свобода действий рассматривается как путь для  коррумпированных чиновников вести  переговоры с инвесторами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, главная цель налоговой  системы применительно к нефтегазовому  сектору экономики состоит в  обеспечении того, чтобы государство  получало соответствующую плату  за свои природные ресурсы и распределяло доходы от их эксплуатации так, чтобы  содействовать устойчивому экономическому росту и получению долгосрочной прибыли. Для достижения этой цели налоговая  система и налоговое администрирование  должны быть простыми и прозрачными, основанными на легко доступных  данных и легко контролируемыми. Соответствующее распределение  доходов между федеральным и  региональным уровнями власти и гармонизация с другими налогами должны сделать  такую систему политически приемлемой. Наконец, налоговая реформа должна создавать режим, конкурентоспособный  на международном уровне.

Основными видами платежей в мировой нефтегазовой промышленности являются бонусы, ренталс, роялти и налоги. Бонусы, являясь  разовыми платежами, не служат значительным (по сравнению с налогами и роялти) источником финансовых поступлений  для государства и поэтому  могут рассматриваться лишь в  качестве дополнительной статьи увеличения государственных доходов. В то же время они являются хронологически первым, хотя и несистематическим, видом  платежа. Поэтому, оговаривая в соглашении систему бонусов, государство может  изымать денежные средства у производителя  не только до начала получения им чистого  дохода или до начала добычи, но и  до начала его инвестиционной деятельности. Бонусы могут быть приурочены к различным  этапам реализации проекта. В ряде стран  выплата бонусов закреплена в  законодательном порядке, но чаще и  количество, и размер разовых платежей являются предметом переговоров.

Ренталс (арендная плата) является вторым видом платежей производителя, не зависящим  от наличия добычи или прибыльности производства, т.е. дающим государству  возможность получать систематический (в отличие от бонусов) доход с  момента заключения соглашения. Размер арендной платы, как правило, невелик  и может быть установлен как за всю законтрактованную территорию, так и за единицу ее площади. Государство  может устанавливать прогрессивные  ставки арендной платы, увеличивающиеся  с течением времени, с размером территории, или же смешанного типа. Арендная плата  может быть установлена в соглашении на ограниченный период времени (например, до начала добычи).

Роялти являются достаточно распространенной формой выплат государству из-за ее административной простоты. Фиксированная  доля стоимости произведенной продукции  взимается государством-собственником  природных ресурсов за право разработки запасов. Этот платеж легко администрируется и обеспечивает ранний и гарантированный  доход государству. Роялти может  рассматриваться как базисный вид  систематического платежа, обеспечивающий более ранние по времени и более  стабильные финансовые поступления  государству, чем платежи с доходов.

В налогообложении доходов от добычи углеводородов применяются как  обычный налог на прибыль корпораций, так и специальные виды налогов, такие как рентный налог на природные ресурсы. Как показывает мировой опыт, существует большое  разнообразие в том, как изымаются  доходы от добычи нефти. Например, в  США для этого применяются  только два относительно простых  налога: обычный роялти и стандартный  налог на прибыль корпораций. В  то же время США изымают значительную часть экономической ренты, сочетая  два этих платежа с конкурентными  торгами за лицензии. Ряд стран  применяют специальные рентные  налоги на природные ресурсы. В частности, к этой группе платежей могут быть отнесены налог на доход нефтяных компаний в Великобритании и налог  на добычу углеводородов в Норвегии.

Зависимость основных налоговых платежей в нефтяной промышленности от цены продукции стимулирует  производителей к занижению цены реализации нефти с целью минимизации  своих налоговых обязательств. В  связи с этим в большинстве  стран при налогообложении нефтяной промышленности для определения  налоговой базы используются не фактические  цены сделок (или не только фактические  цены сделок), а специальные справочные (рыночные) цены. В развивающихся  странах в этих целях часто  используют цены на котируемые на мировом  рынке сорта нефти (с определенными  поправками). В большинстве развитых стран при налогообложении добычи нефти применяются цены сделок, совершаемых  на принципах независимости сторон.

Достаточно  широкое распространение в мировой  практике получили контракты на добычу нефти с разделом произведенной  продукции. Произведенные затраты  в таких контрактах компенсируются компании частью добытой нефти. Доля компенсационной нефти в добыче оговаривается в контракте. Оставшаяся часть продукции подлежит разделу  между государством и компанией-подрядчиком. Раздел производится в сугубо индивидуальных пропорциях в каждой стране. При  этом в большинстве нефтедобывающих  стран, практикующих заключение таких  контрактов, пропорции раздела с  ростом добычи изменяются в пользу государства. Принадлежащая компании-подрядчику доля распределяемой нефти, как правило, является объектом налогообложения. Во многих странах в соглашения о  разделе продукции также включаются обязательства по уплате роялти.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Батурин Ю.Е. Методика дифференциации налога на добычу полезных ископаемых // Минеральные ресурсы России. 2005. № 1. С. 58–61.
  2. Белов Ю.П., Макаркин Ю.Н. Рентный механизм дифференциации налогообложения в недропользовании // Минеральные ресурсы России. 2005.
  3. Белонин М.Д., Назаров В.И. Стоимостная оценка запасов как основа рентной системы налогообложения в нефтяной промышленности // Минеральные ресурсы России. 2004. № 4. С. 18–23.
  4. Бобылев Ю.Н. Реформирование налогообложения минерально-сырьевого сектора. М.: Институт экономики переходного периода, 2001.
  5. Богданчиков С.М., Перчик А.И. Соглашения о разделе продукции. Теория, практика, перспективы. Право. Экономика. М.: Нефть и газ, 1999.
  6. Клюкин Б.Д. Горные отношения в странах Западной Европы и Америки. М.: Городец-издат, 2000.
  7. Конторович А.Э., Коржубаев А.Г., Эдер Л.В. Горная рента в нефтяной промышленности // Минеральные ресурсы России. 2004. № 3. С. 25–35.
  8. Матвеев Ю.Ф., Субботин М.А. Рентный подход в недропользовании. М.: НИА Природа, 2003.
  9. Перчик А.И. Налогообложение нефтегазодобычи: Экономика. Право. М.: Нестор Академик Паблишерз, 2004.
  10. Global Oil and Gas Tax Guide 2009. Ernst & Young, 2009.

Информация о работе Принципы налогообложения и виды налогов на добычу нефти и газа