Проблемы и пути совершенствования механизмов налогообложения доходов физических лиц в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы обложения налогом на доходы физических лиц в Российской Федерации…………………………………………………………...5
1.1. История и принципы подоходного налогообложения……………………..5
1.2. Сущность налога на доходы с физических лиц и его роль в формировании бюджета…………………………………………………………10
1.3. Порядок взимания налога на доходы физических лиц в Российской Федерации………………………………………………………………………..15
2. Проблемы и пути совершенствования механизмов налогообложения доходов физических лиц в РФ…………………………………………………..24
2.1. Приоритетные направления и проблемы развития налога на доходы физических лиц…………………………………………………………………..24
2.2 Совершенствование механизма исчисления налога на доходы физических лиц………………………………………………………………………………...30
Заключение……………………………………………………………………….40
Список литературы………………………………………………………………42

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК.docx

— 90.47 Кб (Скачать файл)

С 2001 года по настоящее время НДФЛ регулируется гл.23 НК, но ежегодно вносятся изменения, меняются сроки уплаты, ставки налога, предельная сумма, добавляются категория льготников.

 

1.2. Сущность налога на  доходы с физических лиц и  его роль в формировании бюджета

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством. Он выражает денежные отношения, складывающиеся у государства с физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизацией финансовых ресурсов в бюджет государства. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта, например работники, своим трудом, создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход.

Структура налога показана на рисунке 1.

Рис.1 Структура налога на доходы физических лиц

 

В России, как и в большинстве стран мира, налог на доходы с физических лиц один из главных источников доходной части бюджета.

Значение налога на доходы физических лиц для региональной казны велико, он зачисляется в бюджет региона и является одним из основных источников дохода.

Особенно значение НДФЛ возросло с введением Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ведь теперь каждое муниципальное образование заинтересовано в своих источниках пополнения бюджета.

Результатом реформы НДФЛ 2001 г. в России стал отказ от глобальной системы налогообложения доходов населения и переход к шедулярной системе.

Налог на доходы физических лиц является также регулирующим налогом, что указывает на его большое значение для регулирования экономики и формирования доходной части бюджетов разных уровней. В развитых странах он составляет значительную часть доходов государства. К примеру, в США его вклад в бюджет достигает 60%, в Великобритании, Швеции и Швейцарии - 40%, несколько меньше во Франции - 17%, что много ниже, чем в России - 10%.

Таблица 1. Доля НДФЛ в доходах консолидированного бюджета России (млрд. руб.)

Показатели / годы

2010

2011

2012

2013

Доходы консолидированного бюджета РФ

16 031,9

20 855,4

23 435,1

24 082,4

НДФЛ

1 789,6

1 994,9

2 260,3

2 497,8

Доля НДФЛ, %

11,2

9,6

9,6

10,4


Из данных таблицы видно, что поступления НДФЛ в консолидированный бюджет РФ увеличиваются с каждым годом, но его доля уменьшается. Доля налога в доходах консолидированного бюджета РФ занимает второе место после акциз, составляя около 10 %.

НДФЛ также составляет внушительную часть бюджетов отдельных регионов. Обратимся к статистике Удмуртской Республики.

 Таблица 2. Доля НДФЛ в доходах консолидированного бюджета Удмуртской Республики (руб.)

Показатели / годы

2010

2011

2012

2013

Доходы консолидированного бюджета УР

161 304 750

187 299 725

197 198 358

217 284 734

НДФЛ

12 332 109

13 389 690

15 333 938

17 690 580

Доля НДФЛ, %

7,6

7,1

7,8

8,1


В республике, как видно из таблицы, поступления НДФЛ тоже увеличиваются с каждым годом, но также снижается его доля в консолидированном бюджете. Доля НДФЛ в доходах консолидированного бюджета УР составляя около 8 %.

К факторам, которые повлияли на динамику поступлений налога на доходы физических лиц в бюджет следует отнести изменение ставки налога; изменение численности занятого населения в экономике страны, изменение величины доходов граждан, в первую очередь, заработной платы, поскольку именно она является основным источником дохода для основной массы населения, снижение величины ее задолженности, изменение производительности труда, которое влияет на величину заработной платы, ужесточение санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах, а также общее снижение задолженности по налогам и в определенной степени вывод "из тени" доходов.

В идеале налог на доходы должен быть налогом на чистый совокупный

доход физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извлекают определенный доход на территории страны.

Налог на доходы связан с потреблением (принимаем, что доход, направленный на потребление, равен разнице между чистым совокупным доходом и налогом на доходы), и он может либо стимулировать потребление, либо сокращать его. Поэтому главной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.

Эта проблема осложняется тем, что на разных этапах экономического развития приоритет может отдаваться либо экономической эффективности, либо социальной справедливости, в соответствии, с чем и выбирается шкала налогообложения.

На определенных этапах экономического развития, когда доходы населения невелики, доходы бюджета от налога также незначительны. Причем повышение ставок налога в данном случае неэффективно, поскольку приведет к снижению уровня потребления, что, в свою очередь, повлечет еще большее снижение доходов.

Наличие льгот и вычетов в законодательстве РФ обеспечивает некоторую прогрессивность налога даже при простой ставке, так как чем выше уровень дохода налогоплательщика, тем меньшую долю в его доходе составляет необлагаемая часть и тем выше средняя ставка налога на доходы.

Кроме того, число налогоплательщиков при низких ставках налога будет расти, а по мере роста их дохода будет увеличиваться и сумма уплачиваемого ими налога.

Считается, что достижению большей социальной справедливости в подоходном налогообложении способствует прогрессивная шкала налогообложения, то есть чем больше доход, тем большая часть его изымается в виде налога. Между тем у этой точки зрения есть противники, считающие, что прогрессивное налогообложение тормозит процесс накопления капитала, а также рост инвестиций и создание новых рабочих мест.

Типичными примерами льгот и вычетов по налогу на доходы физических лиц являются: не облагаемый налогом минимум, величина которого определяется в абсолютном значении и может изменяться, вычеты на детей и иждивенцев, расходы на социально значимые цели, расходы на образование, государственные пособия, профессиональные льготы и т.д.

Следует обратить внимание на то, что в Налоговом кодексе РФ есть некоторая особенность в порядке предоставления вычетов, составляющих необлагаемый минимум: вычеты предоставляются налогоплательщику ежемесячно до того месяца, в котором доход превысит определенную величину. Количество вычетов зависит не только от полученной суммы, но и от распределения дохода в течение года. Получить основную сумму дохода предпочтительнее в конце года. В таком случае количество вычетов, предоставленных за год, будет больше, чем, если бы большая часть дохода была получена в начале года. Соответственно сумма налога, исчисленного за год с одной и той же суммы дохода, будет отличаться в зависимости от времени получения дохода.

Такое неравенство в отношении причитающегося к уплате налога с одинаковых сумм дохода некоторые критики называют дискриминацией в оплате труда, запрещенной Конституцией РФ.

В финансовом смысле нет равенства между налогоплательщиком, получившим доход в начале года, и налогоплательщиком, получившим такой же доход в конце года.

Чем бы ни отличались налоговые системы разных стран, в одном они схожи: в конце налогового периода (в России это год) проводится декларационная кампания. Суть ее состоит в том, что налогоплательщики сообщают государству о суммах полученного дохода и уплаченного (или еще не уплаченного) налога и заявляют свои права (если таковые имеются) на льготы.

Роль НДФЛ в налоговой системе России достаточна значима. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. Это один из самых распространенных в мировой практике налог, уплачиваемый из личных доходов населения.

 

1.3. Порядок взимания налога  на доходы физических лиц в  Российской Федерации

Сегодня подоходный налог имеет тесную связь с доходом плательщика независимо от его вида: заработная плата, доход от индивидуальной предпринимательской деятельности и ценных бумаг, доход, полученный в виде процента с капитала.

Плательщики налога и объект обложения. Налоговым кодексом РФ предусмотрены следующие группы плательщиков налога на доходы физических лиц и виды объектов. Плательщики налога это:

1) физические лица - налоговые  резиденты РФ;

2) неналоговые резиденты  РФ.

Объекты обложения:

1) доходы, полученные от  источников за пределами РФ;

2) доходы, полученные от  источников в РФ.

Согласно ст. 11 НКРФ, налоговыми резидентами признаются физические лица, которые находились на территории РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Следовательно, те физические лица, которые фактически находятся в РФ менее 183 дней в календарном году, не являются налоговыми резидентами РФ. Выделение двух категорий налогоплательщиков имеет значение для налоговой обязанности, поскольку налоговые резиденты несут полную обязанность, т.е. уплачивают налог со всех полученных доходов, а физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, несут ограниченную налоговую ответственность и уплачивают налог только с доходов, полученных на территории РФ.

Независимо от фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами РФ признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы РФ.

Налоговая база определяется как сумма всех видов доходов налогоплательщика, полученных за налоговый период.Налоговая база определяется отдельно по каждой категории доходов, для которой установлена различная налоговая ставка.

Доходом в натуральной форме признается доход, полученный от организаций и индивидуальных предпринимателей в виде товаров работ, услуг), иного имущества в частности:

  • Оплата организацией или индивидуальными предпринимателями за налогоплательщика товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика;
  • Полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе;
  • Оплата труда в натуральной форме.

Налоговая база определяется как стоимость товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст.40 НК РФ, с учетом НДС и акцизов.

Определить налоговую базу с 2008 г. по материальной выгоде от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств, исчислять, удерживать и перечислять налог в бюджетную систему РФ будут обязаны налоговые агенты. Доходом в виде материальной выгоды не будет признаваться материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование заемными средствами на новое строительство или приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты, если налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета.

Основные виды доходов, не подлежащих налогообложению, приведены в ст.217 НК РФ:

  • Государственные пособия, кроме пособий по временной нетрудоспособности;
  • Государственные пенсии, получаемые гражданами в соответствии с российским законодательством;
  • Компенсационные выплаты, предоставляемые гражданам в рамках действующего законодательства; в пределах норм;
  • Алименты;
  • Суммы, полученные налогоплательщиком в виде грантов, предоставленных для поддержания науки, образования, культуры и искусства в РФ международными или иностранными организациями, а также в виде премий за выдающиеся достижения в этих областях;
  • Суммы единовременной материальной помощи, предоставляемой в связи с различного рода стихийными бедствиями и чрезвычайными обстоятельствами на основании решений органов законодательной (представительной) и (или) исполнительной власти, представительных органов местного самоуправления либо иностранными государствами или иностранными фондами, созданными органами государственной власти или иностранными государствами, а также созданными в соответствии с международными договорами, одной из сторон которых является РФ, правительственными и неправительственными межгосударственными организациями. Не облагается налогом материальная помощь, которая оказывается работодателями членами семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи. Материальная помощь, которая оказывается налогоплательщиком, пострадавшим от террористических актов, не облагается налогом независимо от источника выплаты;
  • Оплата работодателем за счет прибыли после уплаты налога на прибыль или фонда социального страхования путёвок на отдых и лечение (за исключением туристических) на территории РФ своим работникам, членам их семей, а также инвалидам;
  • Стипендии;
  • Доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке наследования или дарения;
  • Призы в денежной или натуральной формах, полученные спортсменами на Олимпийских играх, чемпионатах и кубках мира и Европы от официальных организаторов или на основании решений органов государственной власти за счет средств бюджета;
  • Суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работодателям работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении или удочерении) ребёнка, но не более 50 тыс.руб. на каждого ребенка;
  • Проценты получаемые налогоплательщиком по вкладам в банках, расположенных на территории РФ, в пределах сумм, рассчитанных исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка России, увеличенной на 5% в течение периода, за который начислены указанные проценты, и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте. Проценты по рублевым вкладам, которые на дату заключения договора либо продления договора были установлены а размере, не превышающем действующую ставку рефинансирования ЦБ РФ, увеличенную на 5% при условии, что в течение периода начисления процентов размер процентов по вкладу не повышался и момента, когда процентная ставка по рублевому вкладу превысила рефинансирования прошло не более трех лет;
  • Суммы процентов по государственным облигациям и другим ценным бумагам бывшего СССР, РФ, субъектов РФ, а также по облигациям и ценным бумагам органов местного самоуправления;
  • Доходы, не превышающие 4000 рублей, полученные по каждому из следующих оснований за налоговый период:

Информация о работе Проблемы и пути совершенствования механизмов налогообложения доходов физических лиц в РФ