Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 22:00, курсовая работа
В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы обложения налогом на доходы физических лиц в Российской Федерации…………………………………………………………...5
1.1. История и принципы подоходного налогообложения……………………..5
1.2. Сущность налога на доходы с физических лиц и его роль в формировании бюджета…………………………………………………………10
1.3. Порядок взимания налога на доходы физических лиц в Российской Федерации………………………………………………………………………..15
2. Проблемы и пути совершенствования механизмов налогообложения доходов физических лиц в РФ…………………………………………………..24
2.1. Приоритетные направления и проблемы развития налога на доходы физических лиц…………………………………………………………………..24
2.2 Совершенствование механизма исчисления налога на доходы физических лиц………………………………………………………………………………...30
Заключение……………………………………………………………………….40
Список литературы………………………………………………………………42
1. стоимость подарков, полученных
налогоплательщиками от
2. стоимость призов в
денежной и натуральной форме,
полученных
3. возмещение (оплата) работодателям своим работникам, их супругам, родителям и детям, бывшим своим работникам (пенсионерам по возрасту), а также инвалидам стоимости приобретённых ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом. Освобождение от налогообложения представляется при предоставлении документов, подтверждающих фактические расходы на приобретение этих медикаментов,
4. стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях с целью рекламы товаров (работ, услуг);
Налоговые вычеты - это разновидность налоговых льгот, которые предоставляются путем вычета из налоговой базы. Налоговый кодекс РФ установил четыре вида налоговых вычетов: стандартные, социальные, имущественные, профессиональные.
Налоговым период является календарный год.
Налоговые ставки к применяемым доходам: 9%, 13%, 30%, 35%.
Ставка в размере 15% применяется к доходам, полученных физическими лицами, не являющимися резидентами, в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций.
Порядок исчисления и уплаты налога. Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода по всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.
Налог исчисляется и удерживается у источника выплаты ежемесячно при выплате суммы доходов.
Российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в РФ, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога.
Применительно к налогу на доходы физических лиц налоговыми агентами являются:
Исчисление сумм налога и его уплату осуществляется налоговыми агентами исходя из всех подлежащих налогообложению доходов налогоплательщика, источником которых является данный налоговый агент. Налоговые агенты не исчисляют и не удерживают налог с доходов, по которым предусмотрен иной порядок уплаты, а именно:
Исчисление налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, облагаемым по общей ставке 13%, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.
Сумма налога применительно к доходам, облагаемым по иным ставкам, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику.
Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Удержание сумм налога производится за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты.
В случае невозможности удержания у налогоплательщика суммы налога налоговый агент обязан в течение одного месяца письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог на сумму задолженности налогоплательщика. Невозможностью удержать налог, в частности, признаются случаи, когда заведомо известно, что период, в течение которого может быть удержана сумма начисленного налога, превысит 12 месяцев, а также если выплаты осуществляются не денежными средствами, а в натуральной форме или в виде материальной выгоды.
Перечисление удержанных с доходов налогоплательщиков сумм налога осуществляется:
Налог уплачивается за счет доходов налогоплательщика. Не допускается уплата налога за счет средств налоговых агентов.
2. Проблемы и пути
2.1. Приоритетные направления и проблемы развития налога на доходы физических лиц
Сейчас уже никто не отрицает тот факт, что чрезмерно высокие налоги - это негативное явление, порождающее спад производства, снижение предпринимательской активности, трудовой и инвестиционной инициативы, а также массовое стремление предпринимателя и населения к сокрытию доходов, усиление социальной напряженности инфляционных процессов в обществе. Такая ситуация отражает современную действительность России, когда огромный дефицит государственного бюджета требует постоянного роста доходных источников путем увеличения налоговых поступлений. В этом, в частности, заключается одна из основных трудностей установления более или менее оптимальных границ колебания налоговых ставок в нашей стране. Необходимо отметить основные недостатки системы налогообложения населения в России:
В условиях повышения предельной ставки налога на доходы физических лиц особую остроту приобретают проблемы перекрытия каналов ухода высокообеспеченной части населения от уплаты этого налога. Один из наиболее эффективных путей для достижения этого заключается в следующем: необходимо кроме учета доходов установить действенный контроль за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическим лицом доходам.
Речь идет о том, чтобы законодательно обязать лиц, приобретающих или имеющих в собственности имущество особо крупной стоимости, допустим, не менее 1000-кратного размера минимальной месячной оплаты труда, представлять налоговому органу декларацию с указанием всех источников и размеров доходов, обеспечивающих приобретение имущества и фактической уплаты с этих доходов налога.
Главное здесь - сделать налогообложение физических лиц более социально справедливым. В этих целях также следовало бы рассмотреть вопрос о значительном сокращении количества и уровня многочисленных налоговых льгот.
Думается, что пришло время в принципе изменить систему поддержки отдельных слоев населения, и делать это не через налоговые льготы, а через пенсии и пособия. Перед налогами должны быть равны все - и пенсионер, и предприниматель, и Президент.
Основным новшеством в налогообложении доходов физических лиц было введение плоской шкалы налогообложения и установление пяти налоговых ставок, применяемых к различным видам доходов. Кроме этого, был введен ряд налоговых льгот для физических лиц, установлены доходы, освобождаемые от налогообложения, расширен круг налогоплательщиков.
НДФЛ не раз подвергался реформированию. Следует отметить, что кардинальных изменений за это время не произошло. В основном реформированию подвергались суммы налоговых вычетов и порядок их представления, корректировались некоторые ставки и виды доходов.
Несмотря на постоянные поправки и дополнения, вносимые в 23 главу НК РФ, ряд научных деятелей и экономистов настаивают на более кардинальном реформировании НДФЛ. Например, предлагается существенно увеличить размер стандартного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц. Считается, что эта мера приведет к повышению благосостояния низкооплачиваемых категорий граждан и снижению уровня бедности в РФ. Однако ряд исследований по данному вопросу доказывает, что эта мера малоэффективна в настоящее время. Так, П.В. Трунин в своей работе по исследованию влияния увеличения стандартного налогового вычета по НДФЛ на благосостояние низкооплачиваемых категорий работников рассматривает два основных варианта реформирования стандартного налогового вычета: увеличение размера налогового вычета до уровня прожиточного минимума; а также рост размера налогового вычета до уровня прожиточного минимума, сопровождаемый ростом порогового значения накопленного дохода, до достижения которого применяется налоговый вычет, до величины годового дохода, соответствующего ежемесячной зарплате, равной прожиточному минимуму. Исследование показало, что увеличение стандартного вычета до уровня прожиточного минимума вызовет снижение доли работников с располагаемым доходом ниже прожиточного минимума лишь на 1,8%, а одновременное увеличение порогового значения накопленного дохода, до достижения которого применяется стандартный вычет, приведет к падению этой доли на 3,7%. Таким образом, при значительном росте налогового вычета отмечается весьма незначительное сокращение доли работников с располагаемым доходом ниже прожиточного минимума, но достаточно весомое сокращение поступлений в бюджет.
Представляется, что в данном случае первоочередной мерой по повышению уровня благосостояния граждан, не сопровождающейся снижением поступлений НДФЛ в бюджет, может стать законодательное закрепление минимального размера оплаты труда на уровне прожиточного минимума. Таким образом, законодательное закрепление минимальной величины заработной платы на уровне прожиточного минимума сократит издержки налоговых органов по выявлению недобросовестных работодателей, а также значительно увеличит поступления НДФЛ в бюджет.
Самые большие споры, касающиеся реформирования НДФЛ, ведутся по поводу введения прогрессивной шкалы налогообложения. Предлагается введение дифференцированных ставок НДФЛ от 9 до 35% в зависимости от дохода налогоплательщика. Напомним, что плоская шкала налогообложения по НДФЛ была введена в 2001 году, заменив прогрессивную шкалу подоходного налога. Единая ставка НДФЛ в 13% вводилась на пять лет, рассматривалась, как временная мера и была направлена на легализацию доходов. На первом этапе введения плоской шкалы ожидалось сокращение поступлений НДФЛ в связи с резким снижением налоговой нагрузки на налогоплательщиков, имеющих доходы выше среднего.
Представляется, что введение прогрессивной шкалы налогообложения по НДФЛ в настоящее время подорвет доверие налогоплательщиков к налоговой системе, спровоцирует еще больший рост конвертных схем выплаты доходов, что негативно скажется на поступлениях налога в бюджет.
Сторонники введения прогрессивной шкалы налогообложения по НДФЛ обращаются к опыту развитых стран, где действуют дифференцированные ставки налога на доходы, а максимальные ставки налога нередко превышают 50%. Естественно, что в настоящее время платить НДФЛ по таким ставкам граждане РФ не готовы, а введение прогрессивных ставок на данном этапе вызовет новую волну неплатежей в бюджет. Целесообразно в данном случае обратить внимание на мотивацию граждан некоторых стран уплачивать налоги в полном объеме и в установленные сроки. Например, в США достаточно долгое время действует система кредитных историй, в которых фиксируются все задолженности налогоплательщика по уплате налогов, а также количество штрафов и иных взысканий. Недобросовестность плательщика может послужить поводом для отказа в выдаче кредита, что существенно утяжеляет современную жизнь. В России очень долгое время считалось подвигом не платить налоги, и недобросовестность налогоплательщика никаким образом не сказывалась на его обычной жизни. В РФ система кредитных историй ввелась банками для отслеживания количества кредитов, выданных тому или иному налогоплательщику. При отсутствии единых баз данных и соответствующих информационных технологий в налоговых органах о включении в кредитные истории информации о платежах налогоплательщиков в бюджет в настоящее время говорить более чем преждевременно. Однако данная мера могла бы стать существенным стимулом налогоплательщикам уплачивать налоги своевременно и в полной мере.